Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с проявлениями фонетико-фонематического недоразвития речи

valeravan 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 49 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.06.2022
В первой главе мы изучили и проанализировали теоретические основы фонетико–фонематического недоразвития речи, понятие «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Введение

Для логопедов, занимающихся с детьми для преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи, развитие фонематического слуха является одной из важнейших задач, поскольку для формирования правильного звукопроизношения важным условием является умение четко различать каждый звук в слове и уметь анализировать. Речь человека состоит из отдельных звуков, объединенных словами. Звуковые вибрации воспринимаются слуховыми рецепторами, кодируются и затем передаются центр слуха мозга. Но без понимания каждой единицы языка, все слова потеряют свое значение, и речь будет представлять собой совокупность отдельных звуков, не связанных друг с другом для человека. А минимальными отличительными семантическими единицами являются именно фонемы. Поэтому фонематический слух – это способность ребенка различать звуки, которые выполняют семантическую функцию в речи окружающих его людей. У детей формирование фонематического слуха происходит в тех случаях, когда при произношении собственных слов в соответствии с воспринимаемыми примерами подчеркиваются и обобщаются различные особенности фонем. Однако нарушения речи у детей – явление достаточно распространенное, что свидетельствует об ограниченном словарном запасе слов, плохо развит фонематический слух, восприятие, нарушено звукопроизношение, грамматики, и т.д. Если все эти нарушения, не исправить в дошкольном возрасте, то в дальнейшем повлекут за собой определенные изменения и трудности, в общении с окружающими, мешая в полной мере учиться и раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Развитие фонематического слуха включает в себя несколько этапов и обычно заканчивается в дошкольном возрасте. Однако, в случае искажения этого процесса, возникают отклонения, которые мешают нормальному развитию речи. В норме, к четырем годам дети свободно говорят распространенными фразами, а к пяти годам окончательно формируется правильное звукопроизношение. Однако, даже при нормальном слухе и сохранном интеллекте у некоторых детей наблюдается фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Таким образом, своевременная работа с детьми по преодолению ФФНР, проведение специально организованного обучения позволяют не только исправить первичный дефект, предупредить вторичный, но и полностью подготовить их к обучению в школе. Все эти вопросы требуют специального рассмотрения, что и определило актуальность выбранной нами темы. Объект исследования: развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с проявлениями фонетико-фонематического недоразвития речи. Предмет исследования: логопедические методы, приемы развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста с проявлениями фонетико-фонематического недоразвития речи. Цель исследования: реализовать работу по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, оценить ее эффективность. Задачи исследования: 1. Проанализировать сущность фонетико-фонематического недоразвития речи как комплексной проблемы недоразвития звукопроизношения и фонематического слуха. 2. Определить методы и приемы развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста. 3. Провести обследование состояния ФФНР у детей старшего дошкольного возраста. 4. Реализовать комплекс занятий, направленных на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста и оценить их эффективность. Теоретико-методологическую основу исследования составили: - представления о сущности ФФНР (Г.В. Чиркина; Т.Б. Филичева и др). - методология проведения логопедической диагностики ФФНР (Г.А. Волкова; Н.В. Нищева и др). Методы исследования: Теоретические: анализ литературы по логопедии в области заявленной темы, сопоставление, сравнение; Эмпирические: анализ педагогической и медицинской документации, наблюдение; беседа; методики диагностики фонематического слуха И.А. Смирнова набор «логопедических альбомов для обследования разных сторон речи». Коррекционно-развивающие методики: Сборник заданий, для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников методика З.Е. Агранович. Интерпретационные: методы количественного и качественного представления результатов исследования. База исследования: МДОУ «Новоорловский ЦРР - детский сад «Аленушка» п. Новоорловск, Агинский район, Забайкальский край. В исследовании приняла участие группа дошкольников с логопедическим заключением фонетико-фонематическое недоразвитие речи, в количестве 10 человек. Теоретическая значимость. Заключается в систематизации материалов по теме исследования. Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (52), Текст включает таблицы (6).
Содержание

Введение…………………………………………………………………..….........3 Глава 1. Теоретические основы изучения развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста……………………………………………………...7 1.1.Фонетико-фонематическое недоразвитие речи: сущность, проявления…7 1.2.Развитие фонематического слуха у детей в норме и при его недоразвитии……………………………………………………………..………12 1.3. Взаимосвязь развития звукопроизношения и фонематического слуха при преодолении ФФНР у детей дошкольного возраста…………………………..19 1.4.Коррекционно-развивающая работа по развитию фонематического слуха в группе, для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………………………26Выводы по первой главе………………………………………………………..28 Глава 2. Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей с ФФНР……………………………………..30 2.1. Организация и методика диагностики ФФНР у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….30 2.2. Анализ результатов первичной диагностики……………………………37 Выводы по второй главе……………………………………………………….41 Глава 3. Содержание логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. 3.1. Коррекционно-развивающая работа по результатам логопедического обследования…………………………………………………………………….42 3.2. Анализ результатов контрольной диагностики….………………………..45 Заключение……………………………………………………………………….47 Список использованной литературы…..……………………………………….49
Список литературы

1. Бабаева. Т. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И. Бабаева,З. А. Михайлова. – Спб.: «Детство Пресс», 2007. 47 2. Барылкина, Л.П. Эти трудные согласные: как помочь ребенку с нарушениями чтения и письма: пособие для учителей, логопедов и родителей / Л.П. Барылкина, И.П. Матраева, Л.А. Обухова.– М.: 5 за знания, 2005. – 128с. 3. Благородова, Т.А. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте / Т.А. Благородова. URL: http://nsporyal.ru/ 4. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоления: сб. упражнений / С.Е. Большакова. – М.: Сфера, 2005. – (логопед в школе). – 125с. 5. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания / Г.А. Быстрова, З.А.Сизова, Т.А. Шуйская.– СПб.: КАРО, 2001. – 112с. 6. Варенцова, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. – М., 2001. – 68с. 7. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических институтов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. – М., 1995.- 53с. 8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.- М., 1961.- 67с. 9. Гризик, В.И. Обучение детей грамоте. Методическое руководство к пр. «Радуга». - М.,1991.- 45с. 10. Доронова, Т.Н. На пороге школы / Т.Н. Доронова. – М., 2002.-41с. 11. Диагностика предрасположенности к дисграфии учащихся первого класса /Логопед №6/2014. 12. Дурова,Н.В. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у дошкольников. Книга для воспитателей и родителей / Н.В. Дурова.- М.:Школьная Пресса,2010. 13. Дурова, Н.В. Ступеньки грамоты / Н.В. Дурова. – М.: Школьная Пресса. – 7с. 14. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М., 1985. - 78с. 48 15. Жильцова, О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи / О.Л. Жильцова. – М., 2001. - 189с. 16. Журова, Л.Е. Обучение дошкольников грамоте / Л.Е. Журова. М.: Школьная Пресса. – 27с. 17. Калашникова, И. Л. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников / И.Л. Калашникова // Логопед. – 2013. – март. 107с. 18. Каше, Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г.А. Каше, Т.В. Филичева. – М ., 2009.- 125с. 19. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю.Ф. Гаркуша.– М., 2000.-110с. 20. Кузнецова, Е.В. Обучение грамоте детей с нарушениями речи / Е.В. Кузнецов, И.А. Тихонова. - М.,1999г.- 138с. 21. Мухина, В. С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.,2011 22. Лалаева,Р.И. Логопедия в таблицах и схемах [Электронный ресурс]:учебное пособие/ Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. - Электрон. текстовые данные.— М.: ПАРАДИГМА, 2012.— 216c.—Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13024.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. 23. Лопухина, И.А. Логопедия 550 занимательных упражнений и игр для развития речи / И.А. Лопухина.- М.,1996.- 47с. 24. Лукина Н.А., Научи меня слышать/Н.А. Лукина, И.И. Никкинен. - СПб.: «Паритет», 2003. 25. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб., 2001. - 129с. 49 26. Нищева, Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика / Н.В. Нищева. - СПб.,2013. 27. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240с. 28. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учебное пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Волосовец Т.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200с. 29. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. 30. Поваляева,М.А. Справочник логопеда /М.А. Поваляева. – Ростовна-Дону: «Феникс», 2002. – 448с. 31. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова.– М.: Академический Проект, 2004. – 480с. 32. Пятница, Т.В. Логопедия / Т.В. Пятница. – Ростов-на-Дону., 2015.- 153с. 33. Резниченко,Т.С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. Ш – Ж, Ч – Щ: альбом для логопеда. / Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина.– М.: ВЛАДОС, 2000. – 72с. 34. Рыбина, А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей (С. З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л, Р, Р): речевой материал для дошк. и мл. шк. Возраста / А.Ф. Рыбина. – Волгоград: Учитель, 2001. – 90с. 35. Салахова,А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка. / Под ред. Бельтюкова, В.И. – М.: «Педагогика», 1973. – 120с. 36. Словарь «Термины и понятия логопедии» / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 114с. 37. Селив?рстов В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селиверстов.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с. 50 38. Ткаченко,Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова: альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т.А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2001. – 40с. 39. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия: альбом дошкольника: пособие для логопедов, воспитателей, родителей / Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2001. – 32с. 40. Ткаченко, Т.А. Практическая логопедия. Развитие фонематического восприятия. - М. Гном и Д., 2001г. 41. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников / Под ред. Т.Б. Филичевой. М.: Гном и Д, 2001. – 47с. 42. Управителева, Л.В. Обучение грамоте в детском саду / Л.В. Управителева. - Ярославль.- 3с. 43. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. - М.,1991г. 44. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.Гном-пресс., 1991г. 45. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина.- Школьная Пресса., 2002.- 24с. 46. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевел?ва. - М., - 1981г. 47. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989.- 174с. 48. Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи / Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина. - М., 1993. - 72 с. 51 49. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.- 52с. 50. Фомичева, М.Ф. Воспитание правильного произношения / М.Ф. Фомичева.-Академия пед. и соц. наук; Моск. псих.-соц. ин-т. – Воронеж: МОДЭК, 1997. – 304с. 51. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб.пособие для пед. вузов / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина.– М.: Академия, 2003. – 239с. 52. Швачкин, Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова.-М-.: Лабиринт, 2004. -330 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста 1.1 . Фонетико-фонематическое недоразвитие речи: сущность и проявления Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Психофизиологической основой речи является ряд совместно работающих анализаторов, и прежде всего речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В речи выделяют несколько уровней, базовыми являются фонетические и фонематические. Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всего речедвигательного аппарата. Под фонематической стороной речи понимают способность различать и дифференцировать фонемы родного языка. Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора [21]. По исследованиям Л.С. Волковой, фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью вычленять в целостно речевом потоке дискретные единицы – речевые звуки [7]. Фонематическое восприятие (или речевой слуховой гнозис) – это психическая функция, обеспечивающая модально-специфическую (фонетическую) переработку речевого потока, специальные умственные действия по осуществлению операций вычленения, узнавания и различения фонем.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 71 страница
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg