Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей детей с признаками одаренности

valeravan 1150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.06.2022
Исследование проблемы компетентности находит отражение в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки данной категории очень многогранны. Для понимания такого явления, как компе¬тентность, необходимо изучить определение понятий «компетентность» и «компетенция». Компетенция – это круг вопросов, отражающих стандарты поведения, формально описанные требования к личностным, профессиональным и т.п. качествам.
Введение

В свете недавнего подписания Президентом Российской Федерации указа об объявлении в России десятилетия детства, тема диссертационного исследования приобретает особую важность. Сегодня российское государство нуждается в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Такие люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. От уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Признаки одаренности ребенка, как правило, родители замечают первые, но не всегда легко увидеть и распознать их. В своем исследовании мы будем придерживаться гипотезы о том, что изначально все дети рождаются с задатками одаренности, но необходимо создать условия, при которых они бы раскрылись до конца и смогли развивать и сохранять данную одаренность на всю оставшуюся жизнь. На современном этапе существует проблема того, что признаки одаренности ребенка остаются незамеченными в семье, но бывает и так, что родители не согласны с тем, что их ребенок одаренный и, иногда, они замалчивают об особенностях своего ребенка. Как правило, это объясняется тем, что родители одаренных детей, как все члены общества, подвержены системе отношений и «навешивания ярлыков» (быть одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти место в компании сверстников, быть несчастным) и стереотипов (пусть он лучше будет «нормальным», «таким как все», счастливым). Конечно, возникает много трудностей с воспитанием детей с признаками одаренности, потому что им сложно адаптироваться без помощи взрослых, и не всегда родители обладают знаниями о том, как помочь своему ребенку, для этого необходима работа с заинтересованными родителями. Страдая от недостаточной компетентности, родители удручаются, узнав, что у ребенка присутствуют признаки одаренности. Поэтому подготовка родителей младших школьников к взаимодействию с одаренным ребенком обуславливает актуальность темы исследования. Степень ее разработанности темы. Построению системы по формированию психолого-педагогической компетентности родителей посвящены труды таких учёных, как О.М. Дьяченко, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, А.И. Савенков, В.М. Поставнев, Б.М. Теплов, Е.В. Сивак, А.Д. Андреева, С.Л. Рубинштейн, Е.С. Белова, В.С. Юркевич, Д.Б. Богоявленская, Е.И. Щебланова, К.А. Хеллер, Э.дэ Боно, Д.В. Ушаков, А.А. Петров, В.А. Ясвин, И.Н. Била, Е.А. Крюкова, О.В. Соловьёва и другие. Анализ современной литературы по проблеме психолого-педагогической компетентности родителей детей с признаками одаренности показал, что при всей научной и практической актуальности изучения данного вопроса, существует целый ряд противоречий, определяемых как современными социальными условиями, политикой в области образования, так и научным плюрализмом, и размытостью определения одаренности и компетентности. Проблема исследования заключается в противоречии: - между потребностью общества в поддержке и развитии одаренных, творческих детей и не в полной мере реализованными потенциальными возможностями образовательных учреждений и семьи в решении данной задачи; - между необходимостью разработки методического обеспечения процесса подготовки родителей к взаимодействию с детьми с признаками одаренности и недостаточностью научно-обоснованных разработок по сопровождению названного процесса. Объект исследования: психолого-педагогическая компетентность родителей детей с признаками одаренности. Предмет исследования: формирование психолого-педагогической компетентности родителей детей с признаками одаренности. Цель исследования. Выявить предпосылки и психолого-педагогические условия, способствующие формированию психолого-педагогической компетентности родителей детей с признаками одаренности. Задачи исследования: - изучить теоретические основы формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей с признаками одаренности; - исследовать предпосылки и условия развития детской одаренности; - определить современные формы и методы взаимодействия с родителями по формированию психолого-педагогической компетентности; - провести диагностику детей с целью выявления признаков одаренности; - проанализировать результаты уровня знаний и умений психолого-педагогической компетентности родителей детей с признаками одаренности; - разработать и апробировать программу формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей с признаками одаренности. Гипотеза исследования: формирование психолого-педагогической компетентности родителей детей с признаками одаренности определяется их способностью идентифицировать признаки детской одаренности, знанием и пониманием вклада семейной среды в развитие детской одаренности. Научная новизна. Разработана модель формирования психолого-педагогической компетентности у родителей одаренных детей; определены критерии, показатели и уровни сформированности психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников. Теоретические основы исследования. Психолого-педагогическая компетентность родителей детей с признаками одаренности рассматривается на базе научных работ О.О. Андронниковой, Н.Н. Быстровой, Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, А.В. Мининой, А.И. Савенкова, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова также на исследованиях, посвященных развитию одаренности у детей. Методы исследования: – теоретические: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; – эмпирические: методы сбора эмпирической информации (наблюдение, опрос); – математические: методы количественной и качественной обработки данных. Методики: наблюдения за учебной деятельностью учащихся, беседы с классным руководителем; проективный тест «Неоконченные предложения» М. Ньюттена в модификации А.Б. Орлова; проективный тест «Неоконченные ситуации»; тест Р. Кеттелла (шкала «Самоконтроль); методика А.И. Савенкова на основе методики Д. Хаана и М. Каффа; тест-опросник «Родительское отношение» А.Я. Варги и В.В. Столина; авторская Google-форма анкета «Оценка уровня сформированности психолого-педагогической компетентности родителей детей с признаками одаренности». База исследования: ГБОУ города Москвы «1515». Теоретическая значимость исследования. Полученные результаты расширяют представления о процессе управления образовательной деятельностью детей, способствующей поддержке родителей одаренных детей. Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы руководителями образовательных учреждений для управления процессом поддержки родителей, с целью выявления и развития одаренных и талантливых детей. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Объем выпускной квалификационной работы представлен 78 страницами печатного текста компьютерного набора, 53 наименованиями списка используемых источников, 17 таблицами, 16 рисунками и 14 приложениями. Апробация результатов: Кутенкова А.С. Фактор семьи в развитии личности ребенка с признаками одаренности / А.С. Кутенкова // Известия института педагогики и психологии образования [Электронный ресурс]. – 2021. – URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/kutenkova-a-s-faktor-semi-v-razvitii/. Кутенкова А.С. Исследование психолого-педагогической компетентности родителей детей с признаками одаренности / А.С. Кутенкова // Известия института педагогики и психологии образования [Электронный ресурс]. – 2021. – URL:
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ………………. 8 1.1 Теоретический анализ психолого-педагогической компетентности родителей……………………………………………………………………… 8 1.2 Предпосылки и условия развития детской одаренности……………. 15 1.3 Современные формы и методы взаимодействия с родителями по формированию психолого-педагогической компетентности…………... 23 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….. 32 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЁННОСТИ………………………………………... 34 2.1 Организация и методы исследования…………………………………… 34 2.2 Анализ результатов исследования сформированности психолого-педагогической компетентности родителей детей с признаками одаренности…………………………………………………………………… 39 2.3 Разработка программы формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей с признаками одаренности…………….. 56 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………. 68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 71 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 78 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...……... 84
Список литературы

1. Аверина, В.А. К вопросу о подборе диагностического инструментария для выявления одаренных детей / В.А. Аверина, О.А. Герасименко, Е.В. Панферова // Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка: проблемы, направления, подходы, условия: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары: «Лару-тару», 2020. – С. 48-51. 2. Андронникова, О.О. Методические основы организации и проведения программы психолого-педагогической поддержки формирования родительской компетентности / О.О. Андронникова, М.А. Евдокимова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2018. – № 2. – С. 77-84. 3. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. – Москва: Карапуз, 2002. – 264 с. 4. Арнаутова, Е.П. Сегодняшние заботы о компетентности «завтрашних» родителей / Е.П. Арнаутова // Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся. Сборник научных статей, 2017. – С. 55-62. 5. Бабаева, Ю.Д. Основные подходы к проблеме формирования общей одаренности / Ю.Д. Бабаева // Вопросы психологии [Электронный ресурс]. – URL: http://school5.mmc24414.cross-edu.ru/edu/kind/razvit_odaren.pdf (Дата обращения: 03.03.2022). 6. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.В. Белкин. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство. – 2004. – 171 с. 7. Бельская, О.Н. Система работы с одаренными детьми / О.Н. Бельская // Дополнительное образование и воспитание. – 2018. – № 4. – С. 13-17. 8. Била, И.Н. Семейноцентризм в развитии способностей / И.Н. Била. – Психология одаренности и творчества. Сборник научных трудов II международной научно-практической онлайн-конференции. – Москва, 2020. – С. 38-42. 9. Блинова, В.Л. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие / В.Л. Блинова, Л.Ф. Блинова. – Казань: ТГГПУ, 2010. ? 56 с. 10. Боброва, И.А. Система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях современного образовательного учреждения / И.А.Боброва, О.В. Чурсинова. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 177 с. 11. Брушлинский, A.B. Проблемы психологии субъекта / A.B. Брушлинский. – М.: Институт психологии РАН, 1994. – 109 с. 12. Быстрова, Н.Н. Компетентность родителей как результат компетентной работы специалистов системы образования / Н.Н. Быстрова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 4. – С. 20-24. 13. Зикратов, В.В. Программа родительского образования «Школа ответственного родительства» / В.В. Зикратов. – Барнаул, 2011. – 122 с. 14. Зверева, О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей / О.Л. Зверева. – М.: НИИ школьных технологий, 2011. – 82 с. 15. Зимняя, И.А. Ученые записки национального общества прикладной лингвистик / И.А. Зимняя. – 2013. – № 4. – С. 16-31. 16. Карабанова, О.А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания / О.А. Карабанова // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3. – С. 71-79. 17. Колесова, С.В. Позитивное воспитание родителей одаренных детей / С.В. Колесова // Создание эффективной системы развития одаренных детей: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары: «Лару-тару», 2021. – С. 52-55. 18. Кормушина, Н.Г. Современные социальные подходы в работе с молодой семьей: методический аспект / Н.Г. Кормушина. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ. – 2005. – 103 с. 19. Крюкова, Е.А. Особенности психолого-педагогического проектирования в работе студентов магистратуры факультета психологии / Е.А. Крюкова // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2021. – № 5. – С. 84-96. 20. Лебедева, К.А. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода / К.А. Лебедева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 84-93. 21. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. – Москва : Педагогика, 1971. – 280 с. 22. Лейтес, Н.С. О признаках детской одарeнности / Н.С. Лейтес // Одарeнный ребeнок. – 2003. – № 3. – С. 22-28. 23. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 83-86. 24. Минина, А. В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста / А.В. Минина // Образование. Наука. Инновации: южное измерение. – 2013. – № 2. – С. 93-98. 25. Минина, А.В. Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников / А.В. Минина // Педагогика и психология. – 2014. – № 1. – С. 131-137. 26. Новоторцева, А.В. Развитие профессионально-личностной компетентности как условие профилактики проявлений профессиональной деформации личности менеджера коммерческой организации: дис. … канд. психолог. наук:19.00.03 / Новоторцева Алина Владимировна. – Тверь, 2019. – 245 с. 27. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006 – 496 с. 28. Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре»; Составители Л.Ф.Васильченко, Я.П. Атласова. – 2-е изд. – СПб.: ДДТ «На реке Сестре», 2014. – 39 с. 29. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Мир и образование, 2017. – 1376 с. 30. Ольховская, Е.Ю. Общая характеристика роли влияния природных и социально-культурных факторов на развитие одарённого ребёнка / Е.Ю. Ольховская // Гуманитарный вектор. – 2012. – № 1. – С. 57-61. 31. Пиюкова, С.С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Пиюкова Светлана Станиславовна. – Самара, 2002. – 200 с. 32. Позднякова, Ю.В. Формирование психолого-педагогической компетентности замещающих родителей средствами социально-культурной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Позднякова Юлия Владимировна. – Москва, 2012. – 236 с. 33. Понятие компетенции // Assessment для руководителей. Опыт реализации [Электронный ресурс]. – 2022. – URL: https://ur-consul.ru/ Bibli/Assessment-Center-dlya-rukovodityelyeyi-Opyt-ryealizatsii-v-rossiyiskoyi-kоmpanii-uprazhnyeniya-kyeyisy.2.html (дата обращения 25.02.2022). 34. Платонова, С.М. Детская одаренность: учебно-методическое пособие / С. М. Платонова; Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина. – Санкт-Петербург: ЛГУ, 2011. – 123 с. 35. Психология одаренности: учебник / кол. авторов; под ред. И.В. Абакумовой, А.К.Белоусовой, Е.А. Суроедовой. – Москва: РУСАЙНС, 2019. – 272 с. 36. Психология одаренности и творчества: монография / Под редакцией Л.И. Ларионовой, А.И. Савенкова. – Санкт-Петербург: ООО «Нестор-История», 2017. – 288 с. 37. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д.Б. Богоявленская, науч. ред. В.Д. Шадриков; Министерство образования РФ. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – 34 с. 38. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – M.: Издательство АСТ, 2020. – 1640 с. 39. Руденский, Е.В. Социальная психология: учебно-методическое пособие / Е.В. Руденский. – Новосибирск: «ИНФРА-М» 1999. – 224 с. 40. Савенков, А.И. Одаренные дети: особенности психического развитии / А.И. Савенков. – М.: Просвещение, 2006. – 87 с. 41. Савенков, А.И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 334 с. 42. Селина, В.В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: дис. … д-ра пед. наук / Селина Виктория Владимировна. – Великий Новгород, 2009. – 188 с. 43. Соловьёва, О.В. Социальный интеллект как фактор готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: к теоретическому анализу проблемы / О.В. Соловьёва, Я.С. Георгиевская // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-3. – С. 372-375. 44. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Вестник Московского университета. Педагогическое образование. – 2014. – № 4. – С. 99-105. 45. Уиддет, С. Руководство по компетенции / С. Уиддет, С. Холлифорд. – пер. с англ. – М.: HIPPO, 2003. – 218 с. 46. Ушакова, М.А. Одаренность и психоанализ / М.А. Ушакова // Психология творчества и одаренности. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Москва, 2021. – С. 24-31. 47. Харитонова, Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» / Е.В. Харитонова // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 3. – C. 67-68. 48. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно¬ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64. 49. Шадриков, В.Д. Способности и одаренность человека: Монография / В.Д. Шадриков. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2019. – 274 с. 50. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Л.Б. Шнейдер. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 503 с. 51. Renzulli, J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity / J.S. Renzulli, R.J. Sternberg, J.E. Davidson Conceptions of Giftedness. – New York: Cambridge University Press, 2016. – P. 55-90. 52. Reis, M.S. Underachievement in Gifted and Talented Students With Special Needs / M.S. Reis, D. Betsy McCoach // Exceptionality. – № 10 (2). – Р. 113-125 53. Zajonc, R.В. Birth order and intellectual development / R.В. Zajonc, G. В. Markus // PsychologicalReview. – 1975. – № 82. – P. 74-88.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ 1.1Теоретический анализ психолого-педагогической компетентности родителей Исследование проблемы компетентности находит отражение в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых. Со¬временные подходы и трактовки данной категории очень многогранны. Для понимания такого явления, как компетентность, необходимо изучить определение понятий «компетентность» и «компетенция». Начало развития такой категории, как «компетенция» было заложено в 70-ые годы 20-го века, когда Государственный Департамент США обратился в консалтинговую компанию «MrBer and company» за помощью в подборе младших сотрудников для Дипломатической информационной службы. Консультанты разработали и провели процедуру анализа работы лучших и средних работников среди дипломатов, в результате чего появились следующие компетенции для этой службы: - межкультурная восприимчивость – способность слушать, что на самом деле говорят или думают люди – иностранцы с другой культурой и предугадывать их реакцию; - позитивные ожидания от окружающих – сильная вера в чувство собственного достоинства и ценность других людей, отличающихся от вас, и способность поддерживать эту точку зрения в условиях стресса; - скорость в освоении политических хитросплетений – способность быстро выяснять политические интересы нужных людей, и кто на кого влияет [33].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 71 страница
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg