Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование приёмов мнемотехники в учебной деятельности младших школьников

valeravan 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.06.2022
В процессе исследовательской работы нами доказана гипотеза: результативность запоминания материала у младших школьников повышается при целенаправленном применении приёмов мнемотехники в учебной деятельности. Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Актуальность мнемотехники для младших школьников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Введение

Проблема памяти во все времена была актуальной и до середины ХХ в. считалась наиболее изученных разделов психологии, что в свою очередь отразилось в теориях и концепциях Л.С.Выготского, А.В.Запорожца. Это так же отражается и в современных исследованиях Л.В.Занкова, В.Я.Ляудис. Человеческая память представляется в виде сложной многоступенчатой и многоуровневой системы перекодировки информации, в которой соединены биологическое и социальное начало. Всестороннее изучение природы и механизмов памяти на различных уровнях позволило не только обогатить познания в данной области, но и выявить закономерности ее формирования. Качество памяти и процесса запоминания играет одну из самых важных ролей для развития интеллекта человека так же именно память позволяет младшему школьнику быть успешным в освоении знаний в процессе учебной деятельности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, З.И.Истомина, С.А.Лебедева, А.А.Смирнов). Ребенок со слабой памятью обычно плохо усваивает школьную программу, нарушает дисциплину, быстро утомляется, невнимателен, отвлекается, плохо удерживает внимание. Низкий уровень памяти у детей приводит к тому, что ребенок с трудом запоминает содержание урока, полученную информацию, инструкции родителей и педагога. Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью в школе, конфликте с родственниками и серьезным психологическим и соматическим проблемам, комплексу «ущербности» и неполноценности. Очень часто педагоги и родители детей с плохой памятью считают ленивыми или плохо мотивированными. Причем подобные проблемы с памятью у ребенка могут проявляться не только в нарушении функции памяти, но и в плохом восприятии последовательности слов, зрения, медленном приобретении навыка чтения. Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание информации. Актуальность использования приемов мнемотехники для младших школьников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память [45] и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Мнемотехника является одним из способов развития, укрепления и совершенствования памяти человека. Использование мнемотехнических приемов и методов в работе с детьми младшего школьного возраста на сегодняшний день является актуальным и требует основательного изучения вопроса, так как именно от запоминания учебного материала зависит успешность ребенка в учебном процессе. Данный вопрос исследовался и изучался многими отечественными психологами и педагогами, такими как Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, З.И.Истомина, С.А.Лебедева, А.А.Смирнов, и другие. В своих работах они отмечали, что развитие памяти происходит через непосредственное взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, а также через целенаправленное и систематическое обучение его специальным способам запоминания, сохранения и воспроизведения полученной информации. Все эти авторы изучали развитие памяти и ее значение в развитии личности. На сегодняшний день проблема повышения эффективности запоминания материала у младших школьников является одной из приоритетных задач начальной школы. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ставит для начального образования задачи формирования психически здорового, развитого гражданина. Развитие памяти ребенка имеет огромное значение для его успешного обучения в школе и жизненного успеха в связи с огромным количеством информации в сети Интернет и в СМИ, которое необходимо запоминать и использовать в процессе самореализации личности. В данной работе мы рассмотрим использование приёмов мнемотехники в учебной деятельности младших школьников. Объект исследования – процесс развития памяти у обучающихся вторых классов. Предмет исследования – условия использования приёмов мнемотехники в учебной деятельности второклассников. Цель исследования: изучить педагогические условия использования приёмов мнемотехники в учебной деятельности младших школьников. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть подходы к изучению процесса памяти как высшей психологической функции. 2. Изучить особенности процесса запоминания младших школьников. 3. Рассмотреть особенности мнемотехники как метод развития памяти в учебной деятельности младших школьников. 4. Провести экспериментальное исследование по изучению эффективности использования приёмов мнемотехники в учебной деятельности младших школьников. Научить детей результативным приемам запоминания. Гипотеза: результативность запоминания материала у младших школьников повышается при целенаправленном применении приёмов мнемотехники в учебной деятельности. К мнемическим приемам относятся «группировка», «аналогия», «серийная организация материала», «схематизация», «смысловое соотнесение», «составление плана», «повторение» и некоторые другие. Методологической и теоретической базой исследования являются: 1. Концепции развития памяти (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, К.Клацки, К.Левина, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Г.Эббингауз и другие); 2. Теории развития младших школьников (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, М.И.Лисина, В.С.Мухина, А.А.Смирнова, Г.А.Урунтаевой, Л.В.Черемошкиной, Г.А.Широковой, Д.Б.Эльконин, и другие); 3. Использование методов мнемотехники в работе с детьми (Т.А.Воробьева, Н.А.Гурьева, Л.В.Омельченко, Т.А.Ткаченко, Л.Ф.Тихомирова, О.С.Ушакова, и другие). Для решения поставленных задач нами использовались теоретические методы: сбор, анализ и обобщение теоретических данных, психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта по теме исследования; эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, анкетирование педагогов и обучающихся, методы исследования памяти младших школьников. Практическая значимость исследования заключается в обобщении имеющихся материалов по теме исследования, а также в подтверждении уже имеющихся данных о влиянии мнемотехнических средств на развитие процесса запоминания младших школьников; в возможности использования основных теоретических и практических выводов в образовательном процессе при обучении в начальной школе. Новизна исследования заключается в создании методических рекомендаций по применении эффективных мнемотехник. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованных источников, приложения. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1 Теоретические основы использования приёмов мнемотехники в учебной деятельности младших школьников……………………………..………7 1.1 Анализ подходов к изучению памяти как высшей психической функции… 7 1.2 Особенности процесса запоминания младших школьников……….….…….16 1.3 Мнемотехника как средство повышения эффективности запоминания информации младшими школьниками в учебной деятельности ……………….20 Выводы по главе 1…………………………………..……………………….……..25 ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование использования приёмов мнемотехники младшими школьниками в учебной деятельности ………….…26 2.1 Методы исследования особенностей процесса запоминания у младших школьников............................................................................................................... 26 2.2 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента ……………..…29 2.3 Программа формирующего эксперимента…………………..…………..……37 2.4 Анализ результатов контрольного этапа эксперимента………….….………47 Выводы по главе 2 …………………………………………………………………51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..53 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….55 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….…………61
Список литературы

1. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – СПб.: Питер, 2019. – 448 c. 2. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2015. – 306 c. 3. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребёнка [Текст] / Т. Г. Богданова. – М.: Роспедагенства, 2016. 4. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. – СПб.: Питер, 2018. – 478 c. 5. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. – Ч.2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. Специальностям [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; / под. Ред. Б.С. Волкова. – М.: Гуманитар. Изд центр ВЛАДОС, 2018. 6. Выгодский Л.С. Психология развития ребенка. [Текст] / Л.С. Выгодский— М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2014. 7. Выгоренко, Н.В. Память, её значение в жизни человека [Текст] / Н. В. Выгоренко // Начальное образование. – 2017. - №1 8. Выготский, Л.С. Культурное развитие специальных функций: память [Текст] / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2015. 9. Габай, Т.В. Педагогическая психология: Учебник / Т.В. Габай. – М.: Academia, 2018. – 224 c. 10. Гальперин П.Я. Введение в психологию. [Текст] / П.Я. Гальперин. Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 2017. 11. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. – М.: ПО России, 2019. – 512 c. 12. Гарибян К.А. Школа памяти. [Текст] / К.А. Гарибян– М.: Просвещение, 2016 13. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. [Текст] / С.Ю. Головин. – 3-е изд., перераб. И доп. – Минск: АСТ, 2018. 14. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебник / М.Н. Гуслова. – М.: Academia, 2018. – 672 c. 15. Демиденко, М.В. Педагогическая психология: Методики и тесты / М.В. Демиденко, А.И. Клюева. – Самара: БАХРАХ-М, 2017. – 144 c. 16. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология / И.Ф. Демидова. – М.: Академический проект, 2016. – 224 c. 17. Джеймс У. Память // Психология памяти: Хрестоматия [Текст] / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2018. 18. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Academia, 2018. – 256 c. 19. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Academia, 2018. – 256 c. 20. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учебник для студентов средних пед. Учебных заведений / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2016. 21. Елфимова, М.М. Педагогическая психология: сборник кейсов: Учебно-методическое пособие / М.М. Елфимова. – М.: Флинта, 2015. – 176 c. 22. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать [Текст]: книга для учителя. Дополн. И переработ./Л.М. Житникова. – М.: Просвещение, 2018. 23. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Психология памяти [Текст]: хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2019. 24. Зинченко П.И. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. [Текст] / П.И.Зинченко – СПб.: Питер, 2019. 25. Иващенко, Ф.И. Педагогическая психология: Практикум: Учебное пособие / Ф.И. Иващенко. – М.: ИЦ БГУ, 2018. – 127 c. 26. Исаев, Е.И. Педагогическая психология: Учебник для бакалавров / Е.И. Исаев. – М.: Юрайт, 2017. – 347 c. 27. Истомина З.М. Развитие памяти. [Текст] / З.М Истомина. Учебно-методическое пособие. Доп. И перераб. М.: Педагогика, 2016. 28. Коломинский Я.П., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. [Текст] / Я.П. Коломинский, Е.А Панько. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2017. 29. Коростелева Е.Ю., Тямусова Т.А. Развитие памяти у младших школьников в процессе обучения. [Текст] / Е.Ю. Коростелева, Т.А. Тямусова Вектор науки ТГУ. № 1(1), 2016 30. Костромина, Н.И. Как увеличить объем памяти ребенка [Текст] / Н.И. Костромина / Начальная школа. – 2016. 31. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. [Текст] / В.Г. Крысько - М.: Владос – пресс, 2016. 32. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология; Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2019. 33. Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина и др. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 480 c. 34. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2015. – 420 c. 35. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина. – М.: Академический проект, 2015. – 420 c. 36. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. [Текст] / Д. Лапп – СПб.: Питер, 2016. 37. Лебедев, А.Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти [Текст] / Отв. Ред. А.Н. Лебедев. – М.: Наука, 2019. 38. Левитес, Д.Г. Педагогические технологии: Уч. / Д.Г. Левитес. – М.: Инфра-М, 2017. – 260 c. 39. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. [Текст] / Н.Д. Левитов– М., Просвещение, 2015. 40. Леонтьев, А.Н. Очерки психологии детей (младший школьный возраст) [Текст]/ Под ред. А.Н. Леонтьева. Дополненное. – М.: Издательство «Академия», 2019. 41. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Переизд. [Текст] / А.Р. Лурия– М.: Просвещение, 2017. 42. Мальцева К.П. Развитие памяти школьника. [Текст] / К.П. Мальцева – М.: АПН, 2018. 43. Мандель, Б.Р. Педагогическая психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. – М.: Инфра-М, 2016. – 256 c. 44. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская. – М.: Academia, 2017. – 319 c. 45. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение: Учебное пособие / Н.В. Матяш. – М.: Академия, 2016. – 272 c. 46. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] /Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – М: Прайм – Еврознак, 2019. 47. Мещеряков, Б.Г. Память человека: эффекты и феномены [Текст] / Б. Г. Мещеряков. – М., 2019. 48. Морцинковская, Т. История психологии [Электронный ресурс].-Режим доступа: http: www. Gumer. Info/ bibliotek_Buks/ Psihol/ marcin. 49. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2016. – 272 c. 50. Нартова – Бочавер, С.К. Введение в психологию развития: [Текст] / С.К. Нартова – Бочавер, учеб. Пособие / С.К. Нартова – Бочавер, А.В. Потапова. – М.: Флинта: МПСИ, 2015 51. Немов Р.С. Психодиагностика. Кн. 3 [Текст]/ Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016. 52. Немов, Р.С. Психология. Кн. 2 [Текст]: учебник для студентов высших педагогических заведений / Р.С. Немов. – 4-е – изд. М. : Просвещение «ВЛАДОС», 2016. 53. Никитина Т.Б. Как развить хорошую память. [Текст] / Т.Б. Никитина – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. 54. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. – Издательство: Юрайт-Издат, 2012. 55. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 460 c. 56. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для СПО / Л.Ф. Обухова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 460 c. 57. Пак, Т.С. Педагогическая психология / Т.С. Пак. – М.: Человек, 2018. – 96 c. 58. Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В. Петровский –М.: Академия. 2017. 59. Петровский, А.П. Психология [Текст]: учебник для студ. Выс. Пед. Учеб. Заведений / А.П. Петровский, М.Г. Ярошевский .- М.: Издат. Центр «Академия», 2019. 60. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти: [Текст] / Сб. статей / Отв. Ред. А.Н. Лебедев. – М.: Наука, 2016. 61. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Переизд. [Текст] / С.Л. Рубинштейн – М., 2018. 62. Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. Переизд. [Текст] /А.А. Смирнов. – М.: Просвещение. 2018. 63. Столяренко Л.Д. Основы психологии. [Текст] / Л.Д. Столяренко. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2012. 64. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей младших школьников [Текст]: популярное пособие для педагогов и родителей / Худ. Е.А. Афоничева. – М.: Академия развития: Академия Холдинг, 2011. 65. Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. – М.: Рольф, 2019. 66. Хофман, И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти [Текст] / Пер. с нем. К.М. Шоломина; общ. Ред. И предисловие Б.М. Величковского, Н.К. Корсаковой. – М.: Прогресс, 2016. 67. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? [Текст] / А. В. Хуторской М., 2015. 68. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 367 c. 69. Черемошкина, Л.В. Психология памяти [Текст] / :Учеб. Пособие для вузов / Л.В. Черемошкина. – М.: Академия, 2016. 70. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти у детей [Текст] /Л. В. Черемошкина. – М: Академия, 2015. 71. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2016. 72. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 576 c.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Анализ подходов к изучению памяти как высшей психической функции Человеческая память - психологический процесс, образующий собой многоуровневую функциональную систему. Память есть у всех живых существ на свете, но только человеческая память тесно связана с его сознанием и представляет собой основу его разума. Она является необходимым условием развития психической жизни человека и становлении его личности. Благодаря ей сохраняется опыт и определяется будущее человечества. Весь наш жизненный опыт, наши знания, чувства, переживания не исчезают бесследно, а остаются в нашем сознании, воплощаются в нашей деятельности и здесь важную роль играет память. Она является основой всех способностей человека, а также важным условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Играет огромную роль в жизни не только человека, но и всего общества, без нее стало бы невозможным функционирование ни того, ни другого. Благодаря ей, ее совершенствованию, человек смог выделиться из мира животных и достичь того уровня развития, на котором он сейчас находится. Во все времена, память рассматривалась самыми разными учеными, исследователями и представителями разных наук. Особое место памяти отводилось в обучающей и образовательной деятельности человека. В связи с этим проблема памяти изучалась и исследовалась многими зарубежными и отечественными психологами и педагогами, что в свою очередь нашло отражение в концепциях и теориях памяти; Г.Эдинбург, Р.Аткинсон, П.П.Блонский [5], Л.С.Выготский [10], Н.М.Гнедова [20], Ж.Годфруа, У.Джеймс, Р.Зинц, Л. В.Занков, П.И.Зинченко [31], Р.Клацки [36], А.Н.Леонтьев [45], В.Я.Ляудис [44], А.Р.Лурия [42], Д.А.Норманн, С.Л.Рубинштейн [59], А.А.Смирнов [65], К.Ясперс и многие другие.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg