Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста ЗПР методами арт-терапии

valeravan 1050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.06.2022
Детские страхи нужно внимательно изучать, знать и понимать причины их появления что бы от них можно было избавиться. Признаком неблагополучия, физической и нервной ослабленности ребенка могут свидетельствовать болезненно заострённые, длительные переживания и страхи. Причиной может стать, неадекватное поведении родителей, негативные отношения между членами семьи. Преподавателям необходимо знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дошкольники и почему, чтобы помочь дошкольнику избавиться от них. В современном мире существует всё большее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Возможно, страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция именно из-за этого факта.
Введение

На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества дошкольников со страхами. Причина этого заключается не только в индивидуальных особенностях дошкольников, но и в наличии личностной неопределённости и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества. Проблемой детских страхов занимались зарубежные (Фрейд З., Хорни К., Юнг К.Г. и др.) и отечественные (Карвасарский Б. Д., Захаров А.И, Леонтьев А.Н., и др.) психологи. Проблема страхов актуальна и для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Это связано со своеобразием развития личности ребенка с ЗПР: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, недифференцированность эмоций, трудности формирования социальных эмоций, недостаточное развитие волевых процессов, низкий уровень самоконтроля и др. (Лебединская К.С., Певзнер М.С., Власова Т.А. и др.). Актуальность исследования также обусловлена и недостатком исследований, раскрывающих специфику проявления страхов у дошкольников дошкольного возраста с ЗПР, а также эффективных методов и приемов их коррекции. Исследователи отмечают, что основными коррекционными методами коррекции страхов у дошкольников являются методы арт-терапии ( Захаров А.И., Спиваковская А.С., Юнг К.Г и др.) Арт-терапия является эффективным методом гармонизации эмоциональной сферы детей, относится к психологическому воздействию искусством посредством занятия творчеством. Арт-терапия способствует избавлению ребенка от чрезмерного эмоционального напряжения, нейтрализует страхи, снижает тревожность, позволяет пережить положительные эмоции. Возникает необходимость разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу для работы с детскими страхами, с включением в нее методов арт-терапии, способствующих амплификации и интенсификации развития, полноценному проживанию ребенком возрастного этапа, что будет способствовать снижению количества страхов за счет повышения эмоциональных ресурсов. Поэтому актуальность исследования заключается в использовании арт-терапии в рамках учебно-воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения с целью коррекции страхов старших дошкольников. Цель исследования: определить эффективность психологической коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии. Объект исследования: страх у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: средства арт-терапии для коррекции страха у детей старшего дошкольного возраста. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой работа по использованию средств арт-терапии является эффективность в процессе у детей старшего дошкольного возраста, уровень страха у детей снизится. Задачи: - Теоретический анализ проблемы страхов у детей в дошкольном возрасте в отечественной и зарубежной психологической науке. - Выявить наличие страха у детей старшего дошкольного возраста. - Изучить природу страхов у детей и причины их возникновения. -Охарактеризовать арт-терапию как инструмент коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста. - Разработать и апробировать комплекс мероприятий для коррекции страхов. Теоретико-методологическую основу исследования составили: -теоретические представления о развитии личности ребенка и его эмоциональной сферы, разработанные в отечественной общей и возрастной психологии (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, и др.); -психологические концепции, в которых ключевыми понятиями являются понятия «страх» и «тревога» (З.Фрейд, К.Изард, М.Кляйн, Р.Мэй, П.Тиллих, и др.); -психологические представления о специфике, видах и основных проявлениях детских страхов (А.И. Захаров, Л.Д. Лебедева, С.В. Капранова, О.А. Карабанова, М.В. Осорина, Р.В. Овчарова, М.А. Панфилова и др.); -социально-психологические представления о суггестии и контрсуггестии (Г.А. Гончаров, Б.Д. Карвасарский, М.Л. Липецкий, О.В. Овчинникова, А.В. Петровский, В.М. Погольша, Б.Ф. Поршнев, И.Ю. Черепанова, И.В. Юрова и др.); -теоретические и методологические разработки в области арт-терапии (Т.С. Абрамова, Л.С. Акопян, М.Е. Бурно, А.Я. Варга, М.Б. Дорохов, А.И. Захаров, А.И. Копытин, Г.Рид, А.С. Спиваковская, А.Хилл, А.Фрейд, В.Экслайн, К.Юнг и др.). Методы сбора и обработки результатов: ? Анализ справочной психолого-педагогической литературы. ? Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). ? Количественная и качественная обработка результатов. Для решения данной проблемы, мною было проведено исследование на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения №111, в котором были задействованы 12 детей старшего дошкольного возраста. Методики исследования: 1. « Паровозик» (Велиева С.В.) 2. Методика выявления страхов с помощью проективного теста тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.). 3. Диагностика количества страхов («Страхи в домиках» методика Панфиловой М.А., Захарова А.И.). Методы исследования: Для решения поставленных задач, применялся комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования: анализ научных источников, отражающих состояние изученности поставленной проблемы; в качестве эмпирических методов использовались проективный метод, тест; методы качественной и количественной обработки полученных данных, их обобщения и анализа, содержательная интерпретация полученных результатов. Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР-детский сад№111» группа компенсирующей направленности ЗПР г. Воронеж. Выборка: 13 старших дошкольников с задержкой психического развития. Диагностический эксперимент проводился в первой половине дня. Методики применялись как индивидуально, так и в группе. Структура исследования: дипломная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы,приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…….7 1.1. Страхи как психологический феномен…………………………………….7 1.2. Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………………17 1.3. Арт-терапия как метод психокоррекции страхов у детей дошкольного возраста ЗПР…………………………………………………………………24 Выводы по главе 1……………………………………………………………….....42 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………………………………44 2.1. Организация и методы исследование особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………………………………………………….44 2.2. Анализ результатов экспериментального изучения особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ……………………………………………………………51 2.3. Программа по коррекции страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………………………………….58 Выводы по главе 2………………………………………………………………..67 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………68 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..70 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………74
Список литературы

1. Акопян Л. С. Особенности преодоление страхов у детей младшего школьного возраста / Л. С. Акопян // Образование и саморазвитие, 2010. - № 17. - с. 214-218., 2. Андреева А. А. Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших школьников / А.А. Андреева // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - с. 87-89. 3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / под. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Академия, 2000. – 624 с. 4. Данилова, О.В. Коррекция страхов и тревожности у детей с задержкой психического развития // Научный журнал «Фундаментальные исследования», Российская академия естествознания №4, 2007. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-strahov-i-trevozhnosti-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya 5. Деревянкина, Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие предназначено для студентов специальности "Психология", "Дефектология", психологов до-школьных образовательных учреждений, дефектологов, а также для всех, интересующихся проблемами нарушения развития в детском возрасте. 1993. 6. Дети с задержкой психического развития [Текст]: Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984. 7. Дубинская Е. Методы арт-терапии в работе с дошкольниками / Е. Дубинская // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 5. - с. 27. 8. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. [Текст]:С-П: Речь, 2005. 9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству (теория и практика сказкотерапии) / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - С.-Пб.: Златоуст, 1998. - 352с. 10. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер» 1999. — 464 с. 11. Исаева Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников / Н. Исаева // Дошкольное воспитание. - 2012 - № 7. - с. 19-24. 12. Климанова, Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. [Текст] / Ю. Климанова, // Семья и школа. – 1999. – № 9. – С. 22 – 24. 13. Корсакова Н. А. Музыкальная терапия в музыкальном благополучии дошкольника / Н. А. Корсакова // Воспитатель ДОУ. - 2016. - № 2. - с. 29. 14. Кузнецова Е. Изодеятельность - это творчество / Е. Кузнецова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - с. 22. 15. Кулинцова, Е.И Коррекция детских страхов с помощью сказки [Текст]: / Е.И. Кулинцова. – СПб.: Речь. 2008. – 144с 16. Лощинина Я. И., Алексеенко В. В. Сказкотерапия: нравственное и эмоциональное развитие дошкольника ("Играем в сказку: воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет) / Я. И. Лощинина. - М.: Рипол-Классик, 2008. - 218 с. 17. Луговская А. В каком возрасте бывают детские страхи и чего боится малыш? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylist.net/pedagog/00202.htm 18. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И. И. Мамайчук. – СПб.:Речь. 2008. – 224с. 19. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 576 с. 20. Никитина Т. О., Афанасьева М. А. Песок как универсальное средство развития дошкольников / Т. О. Никитина, М. А. Афанасьева // Воспитатель ДОУ. - 2013. - № 9. - с. 43. 21. Николаева И. Использование методов сказкотерапии в образовательном процессе // Материалы II Международного сказкотерапевтического фестиваля "Психология сказки и Сказка психологии" / И. Николаева. - М., 2010. - 198 с. 22. Основы специальной психологии [Текст] / под. ред. Л. В. Кузнецова, Л. И. Солнцева, Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003. –480с. 23. Особенности проявления тревожности у детей с ЗПР в старшем дошкольном возрасте http://www.skachatreferat.ru/referaty/Особенности-Проявления-Тревожности-у-Детей-с/259972.html 24. Певзнер М. С. Клиническая характеристика дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / М. С. Певзнер // Дефектология. – 1992. – № 3. – С. 25-31. 25. Петрунюк, В. П., Таран, Л. Н. Нервные дошкольники и их воспитание [Текст] / В. П. петрунюк, Л. Н. Таран. – М.: «Знание», 1971. – 199 с. 26. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе / Т. Поштарева // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5. - с. 24-28. 27. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 495 с. 28. Рыбаков, А. В. Страх [Текст] / А.В. Рыбаков. – М.: ЭКСМО Пресс, 1990. – 240 с. 29. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников[Текст] / О.Б.Сапожникова, Е.В. Гарнова. – «ТЦ Сфера»,2014.-192с. 30. Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции [Текст]: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2008 – 240 с. 31. Татаринцева А. Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям / А. Ю. Татаринцева, М. Ю. Григорчук. - СПб., 2007. -165 с. 32. Ткач Л. Интеграция смысловых аспектов сказки в содержании художественно-творческой деятельности / Л. Ткач // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 3. - с. 48. 33. Фрейд З. «Введение в психоанализ»: СПб., Алетейя СПб, 1999; Санк Петербург; 1999. Зигмунд Фрейд Введение в психоанализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //www.psychol-ok.ru/lib/freud_s/vvp/vvp_26.html) 34. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. -М.: Владос, 1995. - 160с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. 1.1. Страхи как психологический феномен. Страхи, преследовавшие человечество с древних времен, были они и у первобытных людей, которые ежеминутно подвергались опасности. Данные страхи имели в основе инстинкт и возникали при непосредственной опасности для жизни первобытного человека и его общины. Страхи, по наблюдениям А. И. Захарова, являются важным звеном в эволюции человечества, т.к. предотвращают небезопасные для жизни «безрассудные и импульсивные действия человека» [8]. В процессе становления психики людей и перехода психической деятельности на более сложные уровни страхи приобретают социально опосредованный характер и выражают целую гамму чувств и эмоций. По своей сути страх входят в число базальных человеческих эмоций, он подобен радости, любви, печали и гнева. Однако страх имеет широкий функционал и отвечает за защиту человека от того, чтобы он не попадал в определенные ситуации, в которых человек должен был бы при некоторых обстоятельствах расплатиться своей жизнью. Страх может научить людей тому, что делать при возникновении опасности, позволяет выбирать верные тактику и стратегию действий. Без чувства страха люди могли вы и не выжить, не являться вершиной эволюции. В сущности, в специфических чрезвычайных ситуациях опасности люди имеют два варианта развития событий, два основных, кардинально разных действия: нападение, т.е. действие активное, или спасение бегством. Выбор тактики и дальнейшее поведение зависят от ряда факторов, в том числе и от масштаба опасности, эмпирического опыта борьбы с таковой, и, конечно же, немаловажное значение имеет физическая и психическая конституция и воспитание человека [22].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 71 страница
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg