ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
1.1 Значение модернизации в экономическом развитии страны: базовые концепции
Проведем анализ понятий реформирование и модернизация, выявим общее и различия. В большом энциклопедическим словаре термин реформа означает - франц. reforme, от лат. reformo - преобразовываю, преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни порядков, институтов, учреждений; формально - нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование. В другом экономическом словаре термин реформа означает - лат. reformo - преобразовываю, преобразование, глубокая трансформация социально-экономических отношений, форм собственности, способов ведения хозяйства, системы управления.
Модернизация - от греч. moderne новейший - усовершенствование, улучшение, обновление, приведение в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.
Таким образом, если реформирование экономики - глубокая трансформация социально-экономических отношений, то под модернизацией экономики обычно понимают комплекс мер, направленных на преодоление экономического отставания от развитых стран с целью перехода страны в кластер развитых стран. Главная цель модернизации - техническое обновление устаревшей базы производства, перестройка структуры экономики с увеличением доли наукоемких высокотехнологичных отраслей и формирование системы инновационного развития страны.
Итак, реформирование это первая стадия строительства современной рыночной экономики в период которой существенно изменяются отношения между экономическими агентами (вводятся свободные цены и частная собственность), коренным образом изменяются институты, происходит внешнее открытие экономики (либерализация внешней торговли и движения капитала). Затем наступает стадия стабилизации и только потом стадия модернизации, которая предполагает приток инвестиций, обновление оборудования, переучивание кадров, переход к производству продукции не только для внутреннего рынка, но и для мирового.
Считается, что термин «модернизация» впервые применил известный американский футуролог Э. Тоффлер, характеризуя события 1956 г. в США как «первый символический показатель исчезновения экономики дымящих труб Второй Волны и рождения новой экономики Третьей Волны: «белые воротнички» и служащие численно превзошли заводских рабочих с «синими воротничками» [44].
Независимо от этого, большинство ученых сходятся во мнении, что промышленный комплекс является одним из драйверов инновационного развития экономики. Это объясняется тем, что здесь больше всего сконцентрировано технологически сложной и наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью. При этом разнообразие технологических инноваций, производимых на предприятиях промышленности, с одной стороны, делает промышленный комплекс основным источником инновационных продуктов, а с другой - является потребителем инновационных разработок, которые позволяют производить эти продукты.
Согласно теории Д. Норта, важное влияние на эволюцию институциональной системы государства оказывает обучение индивидов и организаций, а движущей силой институциональных изменений является конфликт между субъектами этой системы, особенно теми, которые сложились в разные исторические и культурные эпохи [34, с. 20]. В условиях глобальной конкуренции непрерывное инновационное обновление производства и продукции является необходимым условием удержания позиций на рынке. Предприятие, которое не занимается инновационной деятельностью, рано или поздно приходит в упадок. Современный классик менеджмента Питер Ф. Друкер в своей монографии «Бизнес и инновации» утверждал, что инновационная деятельность является особым инструментом предпринимательства, так как она создает ресурсы, т.е. превращает что-то существующее в экономическую ценность [14, с. 55]. Поэтому ее следует считать экономическим и социальным, а не техническим понятием.
Анализом развития промышленного производства и его значения в процессе формирования инновационной экономики занимался В. Зомбарт. Ученый выделял науку и инновации в системе промышленной индустрии. Основой проводимых трансформаций определил промышленную политику государства. Он считал, что: «Если народное хозяйство испытывает необходимость иметь непрерывающийся, из рода в род, и от одной отрасли к другой, ряд квалифицированных рабочих, то оно же обязано нести издержки на его образование» [19, с. 224].
Изучая промышленное воспроизводство, К. Маркс был первым, кто смог опознать предпринимателя в современной концепции в качестве субъекта управления бизнесом и «первым двигателем» запуска инноваций. К. Марксом были разработаны механизмы инновационного развития. Под ними он понимал следствие действия закона соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил. В связи с чем, инновации из второстепенного фактора экономического роста трансформируются в фактор, определяющий развитие производственных отношений посредством интенсификации производительных сил. Процесс воспроизводства инноваций осуществляется в тесной взаимосвязи науки, техники, производства и предпринимательской деятельности. К. Маркс установил скачкообразность процесса нововведений, а его массовость характеризовал, как изменения, способствующие переходу на высшую формационную стадию. Далее срабатывает механизм накопления инноваций в обществе, которые в долгосрочном эксплуатационном периоде должны совершенствоваться. При этом процесс «производство-потребление» в инновационной экономике также трансформируется [30].
Важным посылом в марксистской теории является то, что научно - технический прогресс как совершенствование средств производства и технологий является важнейшей характеристикой рыночной экономики. Но интенсивное развитие науки и техники в условиях рынка являются движущей силой формирования инновационной экономики. В связи с чем, можем сделать вывод, что для воздействия на процесс накопления инноваций должны использоваться не только законы рыночной экономики, но и механизмы государственного регулирования.
Модифицированный подход к изучению экономических явлений и объяснения эволюционности экономики представлен в работе А. Алчиана «Неопределенность, эволюция и экономическая теория» (1950 г.). В ней он выдвинул гипотезу о возможности наличия неполной информации и неполного предвидения, которая определяется с помощью модели случайного поведения. Подход А. Алчиана основан на принципах естественного отбора и биологической эволюции, то есть ученый призывал отказаться от нереалистичных предпосылок, касающихся разработки прогнозных моделей. Он считал, что экономическая система представляет собой особый адаптивный механизм, отвечающий за направление развития, направленное на достижение успеха [53, с. 216-218].
Другой известный ученый Б. Лундвалл ввел в экономическую теорию понятие «национальная инновационная система - это система, формируемая из элементов, эффективно взаимодействующих в рамках национальных границ, в процессе производства, распространения и использования нового знания» [61, c. 31]. В своих исследованиях ученый опирался на концепцию «национальных производственных систем» Ф. Листа и работу фон Хиппеля о неформальном технологическом сотрудничестве между фирмами [60]. Б. Лундвалл исследовал взаимоотношения между производителями и потребителями новых знаний и технологий в пределах экономики одного государства. Ученый справедливо указывал, что даже в условиях активного взаимодействия с иностранными компаниями инновационный процесс существенно влияет на национальную инновационную систему государства [69].
Особый подход к изучению инновационных систем описан в книге Р. Нельсона «Национальная инновационная система: компаративный анализ» (1993). В ней представлено динамическое представление инновационного процесса. Однако роль предпринимателя в этом провесе точно не определена. Это приводит автора к заключению, что динамическая, управляемая инновациями разработка экономики не является основой производственного процесса [70, c. 24-29].
Как справедливо указывал Г. Б. Клейнер, в настоящее время происходит переход от «эндогенного» восприятия и изучения системы как множества взаимосвязанных элементов к «экзогенному» восприятию ее как образа некоторого фрагмента реальности, формирующегося в индивидуальном или общественном сознании [22, с.36].
Известный Нобелевский лауреат по экономике Уильям Бомол предпринял попытки включить предпринимательское поведение в господствующую экономическую тенденцию. Однако фактическая интеграция динамической роли предпринимателя в статической модели инновационной экономики остается проблематичной. Это вызвано тем, что модели У. Бомола оптимального алгоритма решения предпринимателей, где новая и инновационная предпринимательская деятельность подвергается определенным ограничениям. Ученый утверждает: «Чтобы достигнуть оптимальности, нужно устранить внешние и затем исправить любые новые, нежеланные эффекты перераспределения» [5]. Его концепция - неоклассический аргумент недостатков рынка, оправдывающий действия государственной политики, направленной на исправление нежелательных эффектов в распределении ресурсов. Возможность прямого государственного вмешательства возвращает рынок к статической модели и ее неспособности обращаться с динамическими переменными. Таким образом, противоречия в инновационной экономике в вопросе обращения инноваций и неспособности определить эндогенную роль предпринимателя в ней, оставляют неразрешимым проблему создания строгой экспериментальной модели для будущего исследования инноваций.
Много внимания изучению специфики формирования и развития инновационной модели экономики уделялось и белорусскими учеными. Исследованием этих вопросов занимались известные ученые Я.М. Александрович, В.Ф. Байнев, А.В. Егоров, М.М. Ковалев, Л. М. Крюков, Л.Ф. Медведева, С.А. Пелих, М.В. Мясникович, Л.Н. Нехорошева, А.А. Шашко и другие.
В.Ф. Байнев исследовал концептуальные основы перехода к инновационной экономике. Он справедливо указывал, что «нынешняя ситуация в странах постсоветского пространства намного хуже, нежели в эпоху «советского капитализма» [2, c.7]. Такое положение обусловливает сложность процесса формирования инновационной экономики в Республике Беларусь. При этом путь к максимальной эффективности, по мнению автора, «лежит через переосмысление и смену базовой доктрины развития» [2, c.10].
М.М. Ковалев в своих исследованиях большее значение в формировании инновационной экономики Беларуси отводит модернизации промышленного комплекса и применении «экономики знаний». Интеллектуализацию и качество человеческого капитала ученый ставит во главу экономического роста. Свои выводы он объясняет фактическими успехами азиатских стран и неудачами латиноамериканских. Важным элементом формирования инновационной экономики М.М. Ковалев видит в транснационализации промышленного комплекса, развитию экспорта и привлечения инвестиций [24].
Л. Ф Медведева в своих работах основывалась больше на содержании и результативности развития инноваций. «Технологичный уклад» жизни современного общества вооружает нас в первую очередь такими технологиями, «как электроника и информатика», - считает Л.Ф. Медведева, а «высокотехнологичные отрасли (high tech)» и «отрасли мягких технологий и услуг (soft)» вкупе определяют преимущественно конструктивные инновационные элементы развитых стран [32, c. 68].
Отдельным направлением можно выделить работы белорусских ученых, направленные на изучение успеха китайской экономики, в том числе в промышленном секторе. Так, в монографии С.А. Пелиха приводится анализ инновационно-инвестиционной среды в агропромышленном комплексе Китая и Беларуси [36]. Множество исследований в сфере реформирования экономики и развития инновационного потенциала Беларуси на основе опыта Китая было написано китайскими аспирантами: Ван Чао, Ван Яотянь, Г о Линь и другими.
Так, Го Линь предложил направления по формирования экономики знаний для Беларуси с учетом китайского опыта, в частности [8, c. 16]:
- создание спроса на инновации;
- интернационализация образования;
- международный уровень исследований;
- нацеленность научных исследований на конкурентные технологии;
- партнерство государства и бизнеса в развитии инноваций;
- реорганизация Национальной академии наук.
Другой ученый Я.П. Хило, исследуя особенности становления инновационной экономики Республики Беларусь, выделял следующие направления:
- создание целостной национальной инновационной системы;
- формирование адекватной нормативно-правовой базы, сопровождающей инновационное развитие;
- создание эффективного механизма финансирования инновационного развития;
- обновление и активное аккумулирование интеллектуального потенциала общества.
Под инновационной экономикой он понимал экономику, «основанную на знаниях, новых достижениях науки и техники, активное и своевременное внедрение которых является главной движущей силой развития страны» [48].
Как отмечает, основоположник мира и национального единства Лидер нации, Уважаемый Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в своем Послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан в 2017 году, что сейчас мы находимся на стадии завершения первого этапа «Национальной стратегии Республики Таджикистан на период до 2030 года» и начала её второго этапа. На дальнейших этапах эти цели обретут новые качества, их основу будут составлять переход от обеспечения энергетической независимости к эффективному использованию электроэнергии, от выхода из коммуникационного тупика к превращению нашей страны в транзитную страну и от обеспечения продовольственной безопасности к доступу населения к качественному питанию».
Особое внимание в формировании теории инновационной экономики уделяется исследованию противоречий и проблем, возникающих в процессе ее развития, с которыми общество и управляющие государственные структуры также сталкиваются в процессе решения проблемы выбора - «что производить, чтобы получить максимальную прибыль (эффект)?».
В современных условиях инновационная экономика и оценка «масштаба эффекта» во многом определяется оптимизацией распределения и использования различных видов ресурсов, своевременной модернизацией производства, ростом производительности труда и темпов обновления инноваций.
Теория инновационной экономики исходит из понимания главенствующей роли процессов образования, определяющей экономическую активность и динамику развития национальных инновационных систем путем распространения и применения инноваций и новых знаний в производстве.
Изучение уже разработанных теорий и концепций доказывают тесную взаимосвязь терминов «инновационная экономика», «экономика знаний», «новая экономика» и «постиндустриальная экономика». Однако на сегодняшний день понятие «инновационная экономика» может содержать в себе занчения всех вышеперечисленных терминов, поскольку данный термин является более емким и обобщающим все процессы, определяющие интенсивное экономическое развитие государства. В свою очередь инновационность и иные характеристики элементов инновационной экономики определяют только отдельные аспекты современной экономической системы государства в ее наиболее развитом состоянии. Динамизм взаимосвязей науки, образования, технологий и экономического роста составляет социально-экономическое содержание инновационной экономики.
Инновационную экономику в современном ее понимании можно назвать интенсивным типом развития экономики, определяющим новое направление приумножения национального благосостояния путем создания новых производств, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, реконструкции и преобразовании инновационных процессов, привлечению эффективных менеджеров и идей, который требует значительных капитальных вложений.
В экономической теории принято выделять следующие черты инновационной экономики, отражающие ее принципиальное отличие от индустриального типа экономического развития:
• высокий инновационный потенциал, охватывающий все сферы производства, услуг, нематериальной сферы, финансов, организации и управления, технологии, институтов, норм общественного поведения;
• ключевыми элементами инновационной системы государства становятся крупные корпорации и инноваторы-предприниматели., которые формируют новые бизнес-модели путем постепенной интеграции трансформационных и трансакционных издержек, доминирования конкуренции, модернизации производственных процессов с учетом стратегических задач экономической политики государства;
• прямая зависимость роста масштабов промышленного производства от распространения новых знаний и технологий. Значительное повышение роли науки и образования для экономического развития определяет ведущее положение информатики и коммуникаций, требующих специализированных самоорганизующихся форм и адаптационных механизмов быстрого реагирования, технологий нового поколения;
• динамизм и многообразие знаний, в том числе в сфере управления и формирования институциональной среды. Например, инновационная конфигурация в промышленном комплексе подразумевает наличие двух подпроцессов: 1) разработка и создание технологий, 2) применение бизнес- концепций завоевания новых сегментов рынка и продукции и проведение научных разработок для ее реализации;
• быстрота трансформации производственных и управленческих процессов (о чем свидетельствует множество статистических данных, отражающих результативность показателей инновационного развития экономики, в частности: рост наукоемкости производства, переход к новому технологическому укладу как сумме технологий и переход к информационным и био-, нано- и когнитивным технологиям, формирование социо- технологических и экономико-экологических систем; модернизация социальной сферы, рост разнообразия инфраструктурных элементов и т.д.) [43].
Данные теоретические выводы могут быть положены в основу использования методов инновационного менеджмента, которые в последнее время исследуются как в академическом, так и практическом плане. В этом направлении науки идет активный поиск собственных методов и моделей управления инновационными процессами, которые были бы эффективны как с точки зрения формирования теоретической базы, так и при решении практических задач.
1.2 Факторы, принципы и элементы инновационно-промышленной политики
Все сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны, поэтому факторы определяющие формирование инновационной экономики сосредоточены в политической плоскости. Именно политические направления (а не чисто экономические факторы) позволяют развивать инновации во всех сферах экономики в наши дни. Исследование факторов, принципов и элементов инновационно-промышленной политики позволит объективно проанализировать механизмы и инструменты, формирующие инновационную политику государства.
В рамках проводимого исследования, инновационную экономику будем связывать не столько с социальными факторами и явлениями, сколько с точными показателями развития промышленного производства. Такой подход позволит оптимально обосновать траекторию формирования новой инновационной модели экономики, описать ее механизм и систему организационно-экономического регулирования [43].
Многие авторы динамической теории развития экономики указывают большую роль институтов и информации в проведении объективного анализа факторов инновационного развития экономики. Как указывают Л. Фрейнкман и
Стоит согласиться с мнением С.Н. Ивашковского, который указывал, что инновационное развитие зависит от факторов, характеризующих явления и процессы, задающих темпы долгосрочного роста реального объема производства, возможности повышения его эффективности и качества.
Исследование различных типов факторов инновационной экономики показало, что они в определенной степени обладают международной мобильностью. Это объясняется тем, что некоторые из них (земля, климат, природные ресурсы) невозможно переместить из одной страны в другую, тогда как квалифицированный персонал и технологии можно. Таким образом, особый интерес у специалистов вызывают более мобильные факторы экономического развития, которые можно привлечь или приобрести в другом государстве.
С появлением высоких технологий гонка за инновационными ресурсами на международных рынках вышла на первое место. Как показывает опыт развитых стран, которые активно развивают данную отрасль экономики, именно новейшие технологии позволяют поддерживать стабильность экономического роста. По прогнозам специалистов, такая ситуация сохранится, так как доля международных и национальных компаний, занимающихся переработкой ресурсов в мировом ВВП сокращается, а влияние ИТ-компаний и организаций, занимающихся разработкой биотехнологий стремительно увеличивается.
Главная цель развития новых технологий - осуществление экономического и технического прорыва с произведенной на их основе конкурентоспособной продукцией на международных рынках. Так, развитые страны, такие как США, Япония, ЕС привлекают квалифицированных специалистов в области информационно-коммуникационных технологий со всего мира. Движение международного капитала осуществляется из страны в страну в поисках наиболее прибыльного вложения. Каждая страна стремится удержать международные инвестиции как наиболее активные факторы экономического роста в национальных рамках путем запрета вывоза новейших технологий, ограничения выезда квалифицированных кадров и ученых, ввода валютного контроля и пр. Общие факторы экономического роста обычно отличаются от специальных более высокой международной мобильностью. Это объясняется универсальностью их применения к процессу государственного регулирования. Специальные факторы экономического роста характеризуются меньшей международной мобильностью или ее полным отсутствием.
В данной связи определяющими факторами должны быть экономические интенсивные факторы, так как преобладание глобальных (внешних) факторов является предпосылкой нестабильности экономического роста в долгосрочном аспекте, а преобладание экстенсивных факторов вызывает следующие проблемы: высокую трудоемкость, рост производственных затрат, замедление технического развития, нерациональное использование ресурсов, невысокий уровень оплаты труда.
Наряду с перечисленными, следует отметить факторы, существующие независимо от людей, но оказывающих влияние на рост промышленного производства: климатические условия, наличие природных ресурсов и территория. Особенностью этих факторов является их природное происхождение, не зависящее от воли и способностей людей. Эти факторы существуют и воздействуют на уровень развития производства в стране и окружающую среду, в которой осуществляется производство. Их можно отнести к специфическим факторам экономического роста, которые характерны для данной национальной экономики в определенный период ее развития. Все эти факторы взаимосвязаны между собой, поэтому точно оценить уровень их на инновационное развитие достаточно сложно. Эта тесная взаимосвязь факторов позволяет говорить о существовании целой системы факторов инновационного развития, которая оказывает синергетическое воздействие на рост национальной экономики.
Следовательно, во всех теориях факторов инновационного развития экономики особое внимание уделяется технико-экономическим и производственным факторам, вторыми по значимости и оценкам экономистов являются социально-психологические особенности поведения населения. Однако, следует отметить, что такой перечень факторов не является исчерпывающим для объективной оценке роли и места экономического роста в национальной экономике. На современном этапе следует разработать более расширенную классификацию факторов влияния на инновационное развитие экономики, дополнив их макроэкономическими показателями (табл. 1.4).инновационно-промышленную политику государства.
Таблица 1.1 – Классификация факторов влияния на инновационное развитие экономики и инновационно-промышленную политику государства
Основные Классифицирующие
Природные - географическое положение;
- климатические условия;
- природно-ресурсный потенциал.
Экономические - изменение конъюнктуры сырьевых и товарных рынков;
- потенциальная заинтересованность инвесторов;
- межбюджетные отношения;
-логистическая и институциональная инфраструктура;
- промышленность (рост производства);
- предпринимательская деятельность (развитие малого и среднего предпринимательства в сфере;
- инвестиции в производство;
- инновации в производство;
- развитие сельского хозяйства;
- емкость рынка (соотношение спроса населения и величины товарного предложения).
- соотношение экспорта и импорта товаров (ориентация производства на внутренний и внешний спрос).
Социальные - демография (уровень рождаемости, продолжительность жизни);
- уровень и качество жизни населения (соотношение заработной платы и уровня прожиточного минимума, соотношение заработной платы и уровня цен);
- занятость населения, рынок труда (качество трудовых ресурсов, миграция экономически активного населения, отток молодежи, отток трудоспособного населения);
- сфера здравоохранения (здоровье населения, качество обслуживания населения);