ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
1.1. Понятие административно-правовых гарантий прав и свобод граждан
Прежде чем рассмотреть понятие административно-правовых гарантий прав и свобод граждан, следует определиться с самими рассматриваемыми понятиями, чтобы бесспорно отождествить их в качестве таковых и не путать с прочими, схожими социальными явлениями.
Остановимся на некоторых определениях прав и свобод человека и гражданина, наиболее востребованных в научной и публицистической литературе. Так, выдающийся швейцарский юрист-конституционалист Томас Фляйнер утверждает, что права человека – это права людей иметь возможность жить в соответствие с их природой совместно с другими людьми» . Немецкий философ, работающий в областях этики, политической философии и истории философии – Отфрид Хеффе в этой связи акцентирует внимание на справедливых притязаниях людей по отношению друг к другу, а затем и по отношению к государству . Практически аналогичное мнение высказывают М. М. Утяшев и Л. М. Утяшева отмечая, что права человека представляют собой легитимные притязания человека, основанные на их естественно-природном происхождении, и природа которых не зависит ни от какого бы то ни было человека, ни от государства» .
Вместе с тем, если речь идет о конституционных правах человека, то сюда ученые относят уже не всю совокупность прав, которыми человек обладает, а только те, которые являются основными или фундаментальными.
Как справедливо указывает М.В. Баглай, конституционные права и свободы – это наиболее важные права и свободы человека и гражданина, которые раскрывают естественное состояние свободы и получают высшую юридическую защиту .
Особое внимание следует уделить разграничению прав человека и прав гражданина. Права человека выступают более широким понятием и гарантируются всем людям без исключения во всех странах мира. Охраняются такие права наднациональными международными законами. Классическим примером подобного рода наднационального закона является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Права гражданина представляют собой более узкое понятие, расширяющее и детализирующее базовые права человека, имеющего устойчивую правовую связь с государством (в нашем случае – с Российской Федерацией). Неоспорим тот факт, что права и свободы человека являют собой явление не столько природное, сколько социокультурное, общественное.
Термин «свобода» ещё более многозначен. Так, «Новая философская энциклопедия» (первая и пока единственная академическая философская энциклопедия, изданная в постсоветской России) определяет свободу как состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть когда эти действия не обусловливаются какими-либо прочими социальными, природными, индивидуально-родовыми и межличностно – коммуникативными факторами .
В этике понимание свободы отождествляется с наличием свободы воли субъекта. В философском понимании свобода состоит в возможности проявления субъектом субъективной воли, основанной на осознании законов развития общества и природы.
С точки зрения права, свобода представляет собой закрепленную в основном законе государства либо ином нормативно-правовом акте
возможность того или иного поведения человека (к примеру, свобода вероисповедания, свобода слова и т.д.). В субъективном смысле категория свободы соотносится с понятием права. Однако право требует существования юридического механизма для своей реализации, в отличие от юридической свободы, подобного механизма не имеющей, а состоящей в обязанности воздерживаться от совершения действий, данную свободу нарушающих .
Что же касаемо соотношения исследуемых понятий «право» и
«свобода», то на этот счет также существует множество точек зрения, иногда прямо противоположных. Отдельные ученые в принципе не разграничивают эти понятия. Например, В. Д. Карпович называет право и свободу в определенном смысле синонимами, категориями субъективного права любого человека или только гражданина РФ . По мнению В. В. Лазарева, права и свободы относятся к общепризнанным социальным возможностям человека, обеспечение которых реально в условиях достигнутого прогресса» .
В соответствии с конституционной доктриной права и свободы формально подразделяются на следующие разновидности: личные права и свободы (на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, достоинство личности и др.), политические права и свободы (свобода печати и информации, право на объединение, право избирать и быть избранным, право на мирные собрания и публичные манифестации и др.), социально- экономические и культурные права и свободы (право на экономическую деятельность, право частной собственности, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.).
Западная традиция исходит из иной классификации. К примеру, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в Риме
4 ноября 1950 года, а также в протоколах к ней содержится около тридцати прав и свобод, в основе классификации которых лежит принцип степени ограничения государством данных прав. По этим основаниям различают: 1) абсолютные права (например, право на жизнь); 2) права в сфере правосудия (например, право на личную неприкосновенность); 3) существенно- квалифицированные права (например, право на свободу совести); 4) права с присущими ограничениями (например, право на свободные и тайные выборы).
Широко известна также классификация, предложенная в свое время Д. Ружье и используемая ныне в Европейском суде по правам человека . В самом общем виде она выглядит следующим образом:
Гражданские и политические права: право на жизнь, наказание исключительно на основании закона, право на эффективное средство правовой защиты и т.д.
Экономические, социальные и культурные права: право на труд, право на достойный (достаточный) уровень жизни, защита наиболее незащищенных категорий населения и т.д.
Коллективные права: запрет геноцида и апартеида, право народов на самоопределение, право на благоприятную окружающую среду и т.д.
Гражданин Российской Федерации является приоритетным субъектом административного права, так как в структуре публичного интереса, выражаемого данной отраслью права, стержневым выступает обеспечение прав и свобод гражданина.
Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2, 17, 18 Конституции Российской Федерации ).
По мнению А.И. Стахова, административно-правовой статус – это совокупность закрепленных нормами административного права прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также гарантии реализации этих прав и обязанностей, в том числе и механизм их защиты (ответственность) .
Таким образом, в административно-правовой статус граждан включаются такие элементы, как права, обязанности, гарантии и ответственность.
Права граждан – это мера возможного, дозволенного поведения гражданина. В сфере государственного управления права граждан делятся на абсолютные (безусловные) – гражданин осуществляет их самостоятельно, без специального на то разрешения властного субъекта (право на участие в управлении делами государства, на равный доступ к государственной службе и т.д.); и относительные (условные) – для их реализации требуется специальное разрешение властного субъекта (лицензия на осуществление предпринимательской деятельности, право на управление транспортным средством и т.д.).
В Конституции РФ названы основные права граждан в сфере государственного управления, важнейшим из которых являются право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ), на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ), обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ) и др.
Права граждан в сфере государственного управления, с точки зрения А. И. Стахова, представляют собой меру возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти .
По мнению Л.Л. Попова и М.С. Студеникиной, обязанности и права граждан в сфере государственного управления можно структурировать в виде трех блоков .
В первый блок входят обязанности и права граждан, которые необходимы им для участия в управлении делами государства как через своих представителей, так и непосредственно, а также путем равного доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции России). Понятие участия в управлении делами государства упомянутые авторы определяют, как чрезвычайно широкое, охватывающее все сферы жизнедеятельности Российской Федерации. Особенностью названной группы обязанностей и прав граждан в госуправлении является то, что их осуществление неотделимо от самого активного гражданского волеизъявления.
К сожалению, как отмечает А.Ф. Ноздрачев, сегодня участие народа в управлении государством фактически свелось к нулю. Политические партии превратились в придаток к госаппарату либо в корпоративные кланы, цели которых не всегда совпадают с интересами широких слоев населения .
Второй блок обязанностей и прав граждан характеризуется тем, что для их воплощения в жизнь требуется не только активная деятельность, но и содействие органов исполнительной власти, а также должностных лиц органов государственного управления.
Очевидно, что без помощи и поддержки государственных органов гражданам будет чрезвычайно сложно реализовать свое конституционное право на проведение собраний, демонстраций, митингов и прочих публичных мероприятий (ст. 31 Конституции России). К этому же ряду прав следует отнести также право на объединение в целях защиты своих интересов (ст. 30 Конституции России), право обращаться лично или направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы МСУ (ст. 33 Конституции России), право на возмещение государством причиненного незаконными деяниями органов государственной власти или их должностных лиц вреда (ст. 53 Конституции России) и некоторые другие.
Помимо этого, реализация обязанностей и прав граждан в сфере государственного управления требует от органов исполнительной власти и их должностных лиц разнообразной функциональной деятельности по их государственной гарантии и защите, а также доброжелательного отношения к гражданам и созданию условий для практического осуществления данных прав и обязанностей. Например, никто не может быть подвергнут произвольному задержанию, аресту или изгнанию, каждый гражданин имеет право на равную защиту закона от любой дискриминации и т.д.
Эти нормативные акты лежат в основе обеспечения защиты прав граждан, например, как пользователей средствами связи и массовой информации, потребителей в сфере предоставления услуг или торговли, гарантируются права граждан в области физкультуры и спорта, здравоохранения и образования.
И, наконец, третий блок обязанностей и прав граждан в сфере государственного управления напрямую связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов экспертно- консультативных, научно-технических, координационных советов, рабочих и межведомственных комиссий, внештатных инспекторов, экспертов, инструкторов и т.п., в составе членов организаций, которые целиком действуют на общественных началах. Например, поисково-спасательный отряд – «Лиза Алерт» основанный в 2010 году. Лиза Алерт — некоммерческая общественная организация, состоящая из добровольцев, и занимающаяся поиском пропавших без вести людей. Название организации происходит от имени 5-летней Лизы Фомкиной, поиск которой дал толчок созданию отряда, и английского слова Alert (в переводе — сигнал тревоги). Приоритет отдаётся поиску детей и стариков, а также людей, заблудившихся в природной среде. На сегодняшний день подобных организаций множество.
Центральным звеном механизма реализации прав и свобод личности являются гарантии, которые включают в себя экономические, политические, организационные и правовые (юридические). Гарантия – понимается как ручательство, условие, обеспечивающее что-либо. Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и т.д. С этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления в современных условиях, конечно, явно недостаточны. Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом Российской Федерации как гарантом Конституции РФ, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающей конфронтацию, широкое согласие в многонациональном обществе и огромном
Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и федеративном государстве .
Судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел (полиция), органы юстиции, адвокатура, нотариат, контрольные органы, например, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой, разнообразные государственные инспекции, государственные надзорные органы. Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей. В числе гарантий реализации прав и свобод личности важнейшее место занимают правовые (юридические) гарантии. Юридические гарантии – это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав и свобод граждан, а также средства их охраны и защиты. Ведущее место в этой системе принадлежит конституционным нормам, которые устанавливают, например, гарантии прав и законных интересов граждан путем предоставления им права:
-обжаловать решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч.2 ст. 46 Конституции РФ);
-на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество (ч.3 ст. 46 Конституции РФ): на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями
(или бездействием) государственных органов и их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ) .
В данном параграфе работы требовалось изучить понятие административно-правовых гарантий прав и свобод граждан. В процессе изучения были сделаны следующие выводы: административно-правовые гарантии прав и свобод граждан являются центральным звеном механизма реализации экономических, правовых, государственных и организационных сфер управления в современном мире. Рассмотренные понятия являются гарантом, неким условием воплощением какой-либо договоренности в действии, опираясь на закон, обязанности и права граждан. Каждая из вышеописанных структур реализует с одной стороны приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, а с другой стороны, можем отметить, что для их воплощения в жизнь требуется не только активная деятельность, но и содействие органов исполнительной власти, а также должностных лиц органов государственного управления.
1.2. Виды административно-правовых гарантий прав и свобод граждан
Административно-правовая защита прав и свобод граждан состоит из юридических гарантий защиты названных прав, подразделяющихся на два вида: внесудебные и судебные.
Внесудебные гарантии реализуются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (МСУ), а также их должностными лицами. Они направлены на обеспечение возможности гражданам воспользоваться своими правами, свободами и законными интересами. Кроме того, они обеспечивают исполнение гражданами своих обязанностей.
Нельзя не согласиться с С.Д. Князевым, утверждающим, что именно обеспечение и защита прав и свобод граждан наполняют деятельность государственных органов и органов местного самоуправления социальным смыслом, служат целевым ориентиром всех управленческих действий и решений, способствуют реальному человеческому измерению эффективности государственной и муниципальной администрации .
В случае неисполнения своих обязанностей по защите и реализации прав граждан должностные лица несут юридическую ответственность, а ущемляющие права граждан акты управления отменяются.
Важнейшей гарантией реализации прав и свобод личности выступают механизмы деятельности Президента России, который, в соответствии со ст. 80 Конституции РФ, является гарантом прав и свобод граждан. Названную функцию глава государства осуществляет посредством издания нормативно- правовых актов, которые направлены на защиту личности. Также немаловажна в этом плане роль Президента как участника законотворческого процесса .
Значительное место в защите прав и свобод граждан занимает Администрация Президента РФ , в состав которой входит управление по обеспечению конституционных прав граждан , по работе с обращениями граждан и организаций и ряд других, задачей которых является содействие в реализации полномочий главы государства как гаранта основополагающих прав и свобод человека.
Согласно ст. 114 Основного закона страны, меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан реализует Правительство России. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» оно обеспечивает реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, организует проведение единой государственной социальной политики, способствует развитию благотворительности, а также осуществляет другие функции в названной сфере.
Не менее важным конституционным институтом защиты прав и свобод человека в сфере деятельности исполнительной власти является институт Уполномоченного по правам человека. Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, оптимизации российского законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными нормами и принципами международного права, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, методов и форм их защиты, развитию международного сотрудничества в области прав человека.
Значительную роль в сфере исполнительной власти играют также процессуальные механизмы защиты прав и свобод граждан. Реализация такой защиты происходит в строго установленном процессуальном и процедурном порядке. В соответствии с действующим российским законодательством, защита прав и свобод граждан осуществляется компетентными государственными органами, для которых характерны свои процессуальные особенности деятельности, в том числе свои механизмы защиты прав и свобод.
В целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации Указом Президента России учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка , имеющего право направлять в госорганы и органы МСУ свои заключения.
В параграфе были рассмотрены виды административно-правовых гарантий прав и свобод граждан: внесудебные и судебные. Внесудебные гарантии реализуются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (МСУ), а также их должностными лицами. «Именно обеспечение и защита прав и свобод граждан наполняют деятельность государственных органов и органов местного самоуправления социальным смыслом, служат целевым ориентиром всех управленческих действий и решений, способствуют реальному человеческому измерению эффективности государственной и муниципальной администрации.» – утверждает С.Д. Князев.
Но нельзя упустить тот факт, что важнейшей гарантией реализации прав и свобод личности выступают механизмы деятельности Президента России, который, в соответствии со ст. 80 Конституции РФ, является гарантом прав и свобод граждан.