ГЛАВА 1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и значение формы правления
Государство – особый и основной компонент политической системы, осуществляющий управление обществом посредством системы центральных и местных органов государственной власти, государственного управления, суда и прокуратуры, представляет граждан страны в отношениях на международной арене и включает в себя отрасли государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Человечество не могло обойтись без государства, как инструмента управления обществом. Одних обычаев, традиций и привычек в условиях усложнения социально–экономической жизни было недостаточно. Необходима была более оперативная, действенная, мобильная сила – сила принуждения, вооруженного воздействия, поэтому государство стало средством решения общих проблем и дел, регулятором отношений правителей и народа.
Форма государства является непосредственным выразителем сущности и содержания самого государства. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма .
Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего государства. Она является тем ключом, с помощью которого можно разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.
Форма правления рассматривается как научная категория, которая отражает порядок образования высших органов государственной власти, их структуру, распределение компетенций и взаимоотношения между ними. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу.
В современном мире форма правления (реже употребляется термин форма государственного правления) это организация верховной власти государства, устройство высших органов государственной власти, их структура, порядок образования и взаимодействия друг с другом, а также с общественностью, компетенция этих органов и уровень участия населения в их формировании .
Форма правления находится в зависимости от различных факторов и на территории каждого конкретного государства с учетом определенных предпосылок (национальный состав, религия, менталитет, исторические традиции) следует применять наиболее соответствующую форму правления именно для данного государства, с учетом воззрений и притязаний народа, проживающего на территории этого государства.
Форма правления играет огромную роль в изучении и исследовании конституционно–правового регулирования, организации и функционирования государства.
Термин «форма правления» есть во множестве основных законов стран мира, однако в некоторых конституциях этого термина попросту нет. Но даже несмотря на это, в таких случаях страны так или иначе закрепляют главенствующую форму правления.
С положением главы государства и характера его взаимоотношения с высшими органами власти и общественностью выделяют две основных формы правления – монархия и республика.
В монархии глава государства (король, император, султан и др.) наследственный и пожизненный, в республике – выборный населением (избирателями) и на срок, но что в том, что в другом случае бывают единичные исключения.
Форма правления – это характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государственной власти (прежде всего главы государства, парламента и правительства), их роли в управлении страной, а также способов обратных связей управляемых и управляющих, имеющая большое значение для изучения конституционно–правового регулирования.
При этом на форму правления существенно влияют внешние и внутренние факторы, такие как состав населения, по классовому и национальному составу, при котором по итогам политической борьбы распределяется порядок образования верховной власти и территориальное устройство, географическое положение государства, степень развития культуры, традиции и устои в обществе, складывающиеся веками.
1.2 Историческое развитие монархий
История монархии начинается с истории государства. Институты военной демократии, сложившиеся в период разложения родового строя, были использованы при создании первых монархий.
В древности разновидностью монархии зачастую была деспотия. Вся верховная власть принадлежала одному властителю (как правило, получавшему власть по наследству монарху). Монарх опирался на военно–бюрократический аппарат. Эта разновидность монархии была характерна для большинства рабовладельческих государств .
Осуществление власти характеризовалось полным произволом, бесправием граждан. Воля деспота была законом. Личность монарха зачастую обожествлялась при жизни и после смерти. Власть монарха была неограниченна, но фактически учитывала интересы господствующего класса, в первую очередь непосредственного окружения, знати.
Однако, то обстоятельство, что монарх формально венчал систему государственных органов, оказалось фактором, сделавшим эту форму правления все же довольно устойчивой в сравнении с республиками, в которых были сильны политические схватки в борьбе за высшие государственные органы.
С большими оговорками можно выстроить следующую схему развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней.
Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно–представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную . В результате буржуазно–демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (также называемой ограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института.
Главной особенностью в определении видов монархии является их рассмотрение в контексте цивилизационного развития общества. Поэтому деление монархий часто происходит по временному признаку. Об этом можно судить по их названиям.
Древневосточная монархия может по праву считаться первой формой государственного правления в истории человечества. Первые государства использовали именно ее для организации управления своим обществом. В древнейших странах Востока долгое время сохранялся общинный строй, отсутствовала частная собственность на землю.
Такая особенность общественной жизни проявлялась в форме государства. Экономическая потребность в создании и поддержании порядка, столь необходимого для земледелия – главного вида экономической деятельности в ряде стран Востока с общинным строем, предопределяла необходимость централизованной государственной власти, использования деспотической формы правления.
Поддержка рабовладельцев была главной задачей древневосточной монархии. Осуществление такой поддержки проводилось при помощи деспотии. В своем правлении деспоты опирались на сильную армию и не менее сильный бюрократический аппарат. Отсутствие ответственности за действия правителя позволяло создать достаточно крепкое государство.
Но при его расширении централизация власти терялась и на окраинах страны власть деспота не была достаточно сильна для предотвращения возможных восстаний и бунтов. Это заставляло верховного правителя искать поддержку у влиятельных, в общественном плане, слоев общества. По этой причине древневосточная монархия не была абсолютной .
В ряде стран складывается особая разновидность монархии – теократия. Это понятие и термин впервые употребил Иосиф Флавий в сочинении "Против Апиона" в отношении политического строя Иудейского царства. .
Управление осуществлялось преимущественно жрецами или духовенством, а глава церковной иерархии обладал высшей не только духовной (церковной), но и светской властью.
В обстановке феодальной раздробленности, которая в ряде стран наступила в результате распада крупных монархий, сохранилась деспотическая форма правления. Монархия периода феодальной раздробленности характеризовалась тем, что при формальном сохранении верховной власти одного монарха она фактически распадалась на отдельные полусамостоятельные монархии.
Феодальная монархия относится к совершенно новому виду общественных отношений, чем существовавшие до нее. После крушения рабовладельческого строя и появления первых феодальных государств, в странах западной и центральной Европы, старые виды государственного устройства, применяемые в античном мире, стали неприемлемы.
В основе общественных отношений в древнеримской и древневосточной монархиях лежал рабовладельческий способ производства. В условиях феодализма низшие слои населения имеют личную свободу, но не являются собственниками земли .
Абсолютной обычно называют монархию, соответствующую этапу развитого феодализма, хотя власть монарха зачастую была абсолютной и в рабовладельческих государствах . Теперь монарх имел всю полноту власти законодательной, исполнительной и судебной. Главной опорой государства становится служивое сословие.
Государственные аппараты формируются на основе иерархии и строгой субординации. Для проверки соответствия чиновника занимаемой должности вводятся экзамены на чин. Принадлежность к знатному роду больше не была привилегией при поступлении на службу.
Через правительство монарх реализует исполнительную власть, в то время как законодательная и судебная власти принадлежат парламенту. Обычно монарх имеет право абсолютного вето, а еще право на роспуск парламента. Но не обращая внимания на это, обязан принимать во внимание мнение парламента, поскольку именно он отвечает за утверждение бюджета.
Исполнительная власть, избавившись от пережитков сословной монархии, стала более эффективной, а появившаяся строгая вертикаль власти позволяла монарху держать страну в полном подчинении. Законодательная власть так же полностью переходит в руки верховного правителя, обеспечивая поддержку действий власти исполнительной. Главой обоих ветвей власти становится монарх. Все законодательные органы, существовавшие до абсолютизма, становятся совещательными. Сами же советники назначаются правителем, который обладает верховной законодательной властью.
Абсолютная монархия в разных странах складывалась не одновременно и имела немало особенностей. В классическом виде она была во Франции. В Англии сохранялся парламент, использующий королевскую власть в своих интересах, и слабый бюрократический аппарат на местах .
В раздробленной Германии абсолютная монархия сложилась позже и в пределах отдельных территорий (княжеств). В России во второй половине XVII века прекратился созыв Земских соборов, и были созданы дворянско–бюрократические учреждения, регулярная армия, флот. Социальной опорой абсолютной монархии в России были дворянство и бюрократия .
Эпоха феодальных монархий, закончившаяся революциями во всех странах, где она существовала, имела, однако, важное значение для человеческой цивилизации. Она привела к созданию мощных централизованных государств в странах Европы и Азии, а также к развитию науки, культуры, искусства и техники. Но народное недовольство, связанное с бесправным положением низших слоев населения, переросло, в итоге, в революции и изменение государственного устройства . Развитие общественных отношений постепенно приводит к экономическому усилению низших и средних слоев общества. При этом их права ущемляются высшими слоями. Постепенно первые буржуа начинают требовать выравнивания своих прав с дворянами. Не желая терять власть, монархи вынуждены были пойти на создание представительного сословного органа. Однако существовавшие при абсолютизме законодательство не предусматривало независимого представительского органа власти. Это неминуемо приводило к проблемам в функционировании государственного аппарата.
Именно поэтому представительным всесословным органом, который во многих странах называют парламентом, была создана конституция, которая защищала законодательную власть от вмешательства в нее со стороны исполнительной власти. Так возникает конституционная монархия .
Развитие буржуазного парламентаризма – это главная тенденция совершенствования формы правления, что приводит к росту ограничений полномочий монарха, низводя его к номинальному главе государства.
Власть монарха ограничивается, он лишается права самостоятельно осуществлять свои полномочия. Его акты должны получать одобрение министров. Исполнительная власть находится в распоряжении правительства, которое несет ответственность перед парламентом. Правительство реально формирует лидер победившей на выборах партии или партийная коалиция.
Таким образом, в буржуазных государствах монарх как глава государства имеет неодинаковые полномочия.
1.3 Историческое развитие республик
Одновременно с монархией развивалась и альтернативная ей форма правления – республика. Несмотря на то, что термин "республика" происходит от лат. respublicum, что означает общественное дело, республиканская форма правления зародилась в городах–государствах Древней Месопотамии в IV–III тысячелетиях до н. э.
Органами государственной власти формально считались народные собрания, правомочные принимать решения, имеющие юридическую силу. Однако эти собрания не обладали правом законодательной инициативы, а могли лишь принимать или отклонять предложения магистратов (должностных лиц, избираемых из класса рабовладельцев).
Афинская демократическая республика отличалась тем, что в формировании ее высших государственных органов (таких как Народное собрание и Совет пятисот) принимали участие не только представители господствующего класса рабовладельцев, но и свободные граждане. Помимо этого, в Афинах сложились также демократические принципы замещения должностей: выборность, подотчетность, сменяемость .
Порядок формирования и деятельности государственных органов, несомненно, свидетельствует о демократизме Афинского государства, однако это был весьма ограниченный, узкоклассовый демократизм, ведь от участия в общественно – политической жизни он полностью исключал женщин, граждан до 20–летнего возраста, бывших рабов–вольноотпущенников и др.
В эпоху феодализма республиканская форма правления возникала в средневековых городах, имеющих право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек). Высшими органами власти в этих торгово–промышленных республиках были городские советы, в состав которых входили в основном представители городской знати (духовенство, купцы, зажиточные ремесленники, помещики – феодалы).
Они имели важнейшие рычаги власти и управления, ведали всеми делами–военными, торговыми, ремесленными и др. Примером средневекового города–республики на Руси является Новгород, имевший вече – собрание всех свободных граждан, на которых обсуждались и решались многие вопросы организации внутренней жизни и деятельности всего города. Но решающее слово в управлении государственными делами неизменно принадлежало советам феодальной аристократии
До XIV–XVIII веков институты демократии были еще не развиты, а отношения, сложившиеся в республиках тех времен (рабовладельческие) и связанные с ними научные представления и знания не создавали предпосылок для возникновения гуманизма и связанных с ним современных принципов демократического государства.
Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, «свободы, равенства, братства». Так, Монтескье в своем труде «О духе законов» в XVIII веке впервые разработал идею разделения властей, которая является важнейшей составляющей республиканской формы правления .
Республиканская форма правления установилась во Франции с принятием Конституции 1875 года. Швейцария и миниатюрное государство Сан–Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений XX века, связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально–освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий также, как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке, и в Азии распад колониальной системы в середине XX века привел, за единичными исключениями, к образованию республик .
Несмотря на то, что республика считается наиболее демократической формой правления, в истории существовали извращенные ее формы, характеризующиеся нелегитимностью власти.
Форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть извращается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер–министр и т. п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий – словом, когда узурпирует власть.
Таким образом, формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом по наследству или принадлежит выборному органу, то, в связи с этим, выделяют монархическую и республиканскую формы правления. Однако при анализе формы правления конкретного государства нас, прежде всего, интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.
Более того, не всегда можно с легкостью определить, какая форма правления в государстве – монархическая или республиканская. Так, в Малайзии часть субъектов федерации представляют собой монархии, а другая часть – республики. Глава государства в Федерации – выборный, но избирается монархами субъектов федерации из своей среды на пятилетний срок. Здесь можно увидеть элементы и монархии (глава государства должен быть монархом), и республики (однако он избирается на срок).
ГЛАВА 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ
2.1 Современные монархии
Монархия довольно древняя форма правления. Впервые она появилась в раннеклассовых обществах, где власть захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, жрецы, организаторы тех или иных социальных, классовых движений. Это говорит о способности существовать в различных исторических, экономических, политических и идеологических условиях развития общества.
Выделяют следующие признаки монархии:
– единоличное правление монарха
Однако, это не значит, что монарх решает все государственные дела сам. В этом ему помогаю советники, министры, чиновники и многие другие служащие в различных органах государства. Глава государства же принимает решение по самым значимым вопросам в государстве. Поэтому власть главы государства не знает ограничения и распространяется на все сферы государственной деятельности .
– монархическая власть передается по наследству
В различных государствах мира порядок наследования власти различен. Впрочем, есть схожий момент: народ не имеет никакого отношения к переходу этой власти от одного лица к другому.
– бессрочная и пожизненная власть
– свобода монарха от ответственности
То есть государь не несет определенной политической или же юридической ответственности за итоги своих решений и правления.
Эти признаки описывают монархию, но при этом они не полные и при всевозможных соотношениях определяют виды монархии .
В современном мире сейчас существует 44 монархических государства. К ним относится, например, Канада, Ватикан, Монако, Бутан и другие государства. По статистике в среднем каждое пятое современное государство – монархия.
Сейчас монархия это не просто форма правления, а довольно гибкая и многоликая система, которая действует в различных странах мира. Больше всего государств с монархической формой правления в Азии. Это такие страны как Япония, Саудовская Аравия, Катар и многие другие.
Следует отметить, что наилучшее социальное обеспеченье складывается и существует именно при монархических формах правления. Во многих странах Персидского залива созданы великолепные примеры социальной защиты своих граждан. Для сравнения можно сказать, что данные системы не зиждутся только на обладании большим количеством полезных ископаемых.
Особенностью этих стран является то, что в них не происходило ни войн, ни революций. В условиях жесткой политической системы отсутствовал парламент, а также конституция, а все ресурсы, находившиеся на территории стран, принадлежали правящей семье .
Особенностью современной монархии является характерная ей индивидуальная организация органов. Так же еще одной отличительной чертой современной монархии является «нетипичность», то есть власть монарха ограничена во всех сферах жизнедеятельности .
Во многих неевропейских монархиях присутствуют европейские демократические институты, которые появились у них в результате колониальных захватов и протекторатов.
Примером такой монархии может служить Иордания, которая долгое время находилась под протекторатом Англии, что оказало большое значение на становление там дуалистической конституционной монархии.
В общей сложности можно выделить следующие основные особенности современных монархий: «нетипичность»; отсутствие абсолютизма в европейских монархиях; наличие принципа «монархия более абсолютна, если она южнее»; наличие европейских демократических институтов, оказавшихся, когда–то под влиянием государств Европы; наличие института монарха, как дань уважения; выборность монархов в некоторых государствах; фиктивность законодательных органов в ряде мусульманских монархий; клановый принцип выбора монарха в арабских монархиях и другие.
Перечисленные особенности не являются единственными, однако именно они могут более точно описать современные монархии в мире, показать их отличия от монархий, существовавших в более ранние периоды государственности в мире.
В современном мире довольно часто можно заметить ситуацию, когда монархия не установлена в качестве формы правления, но есть монархи. Они являются наследниками правящих родов или, может и формально, но претендуют на престол, которых, когда–то бы утрачен их предками, при этом они имеют реальное влияние на жизнь страны.
В настоящее время преобладающим видом монархии является конституционная в двух своих формах: дуалистической и парламентской.
Дуалистическая монархия возникает как результат компромисса между монархом и народом, но большей власть все еще обладает монарх. Для этой формы правления характерен авторитарный политический режим. Но в настоящее время «исходной» дуалистической формы правления не существует .
Парламентарная монархия – это высшая форма ограниченной монархии, при которой монарх сохраняет статус, но реальная власть принадлежит парламенту, который не только является законодательным органом, но и одновременно формирует и держит под контролем правительство .
Таким образом, монархия – это исторически сложившаяся форма правления, при которой во главе государства стоит, как правило, единоличный монарх, являющийся источником и носителем суверенитета, либо наделенный другими органами государства или гражданами властью соразмерной верховной, занимающий престол в соответствии с наследственным или выборным принципом, юридически не отвечающей за свои действия, и, осуществляющий функции государственного управления в рамках и на основе монархического правосознания и монархического правового мышления народа.
В мире продолжают успешно функционировать страны с различной формой правления. Среди них достаточное количество монархий, в том числе и абсолютных. Тем не менее, следует заметить, в современном мире абсолютные монархии сохранились лишь в традиционных обществах, где сильно влияние религии.
2.2 Современные республики
Понятие «республика» рассматривалось многими исследователями. Так, например, И.М. Кривогуз под республикой понимает государство, «руководителей которого, так или иначе, избирают граждане» . М. В. Ильин формулирует понятие «республика» «как осуществляемое сообществом равноправных граждан представительное правление с выборными органами власти, включая избираемого, а не наследственного главу государства» .
В настоящее время под республикой имеют в виду наиболее демократическую форму правления, поскольку власть всех ветвей власти в государстве базируется на мандате народа.
На юридическом уровне республика обладает следующими признаками:
– Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания, советы и т. п. – имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти – законодательными, представительными, – в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном прядке. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало большинство (более 50%).
Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т. п.) поручается принимать законы.