Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Государственные ценные бумаги РФ, их виды, роль, характеристика

baby_devochka 492 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.06.2022
Цель данной курсовой работы – изучение рынка государственных ценных бумаг и определение перспектив его развития. Исходя из указанной цели, основными задачами исследования являются: 1) изучить теоретические аспекты государственных ценных бумаг; 2) проанализировать современное состояние, внутренний и внешний рынки государственных ценных бумаг в РФ; 3) рассмотреть направления развития рынка государственных ценных бумаг в РФ. Объектом исследования данной работы являются государственные ценные бумаги РФ. Предметом исследования выступают данные о государственных ценных бумагах РФ. Теоретическую основу работы составили законодательные акты, труды российских и зарубежных ученых-экономистов, научно-методическая литература, научные издания, монография и другие официальные документы по финансовым рынкам, статистике, финансам, мировой экономике таких авторов как: Е. А. Саблина, Д. В. Смыслов, А. Г. Щербаков, С. А. Сазонов и др. Методическую базу исследования составили следующие методы: аналитический метод, метод анализа и сравнения, графоаналитические методы и другие. Информационной базой для написания послужили, теоретические положения, представленные в современной литературе, посвященной государственным ценным бумагам, данные с сайта Росстат, ЦБ РФ, Минфин России и другие источники Интернета. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов и рекомендаций с целью развития рынка государственных ценных бумаг в РФ. Структура курсовой работы включает в себя введение, первую главу с двумя параграфами, вторую главу с двумя параграфами и третью главу также с двумя параграфами, заключение, список литературы и приложения. В основной части рассмотрены три главы, первая из которых носит теоретический характер; вторая глава имеет аналитический характер; третья глава с практическим характером. В заключении излагаются краткие выводы по теме. Курсовая работа изложена на 42 страницах (учитывая приложения); содержит 10 таблиц (одна из которых вынесена в приложения), 4 рисунка; насчитывает 30 источников литературы.
Введение

Актуальность исследования. Государственные ценные бумаги являются неотъемлемой частью финансовой системы любой экономически развитой страны и занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Их могут выпускать центральные органы власти, органы местного самоуправления, относительно самостоятельные отдельные государственные учреждения, а также поддерживаемые государством организации (эмитенты). Выпуск таких ценных бумаг является экономически целесообразным способом финансирования дефицита бюджета. Необходимость выпуска государственных облигаций может возникнуть в связи с потребностью погашения займов, ранее выпущенных правительством. Еще одной причиной выпуска государственных ценных бумаг может быть несоответствие между государственными доходами и расходами. Государственные облигации также могут быть выпущены для финансирования программ местного самоуправления. Финансирование государственного долга путем выпуска государственных ценных бумаг обходится меньшими издержками, чем привлечение средств за счет банковских кредитов. Действительно, государственные облигации очень ликвидны, и инвесторам легче реализовать их на вторичном рынке. Таким образом, государственные ценные бумаги во многих странах являются основным средством финансирования внутреннего долга. От результативного функционирования рынков государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных бюджетов; обеспечение эффективности денежно-кредитной политики и деятельности всех отраслей экономики. Эти тенденции требуют анализа, позволяющего определить собственные подходы в понимании работы рынка ценных бумаг при формировании, организации и развитии фондовых бирж, фондовых рынков для привлечения капитала и населения в экономику. Степень научной разработанности проблемы. Актуальные проблемы государственных ценных бумаг являются фундаментальными и должны решаться на базе всей совокупности теоретических знаний и накопленного зарубежного и отечественного практического опыта. Вопросы государственных облигаций отражены в работах известных отечественных экономистов: И. А. Ефремов, М. С. Ануфриенко, Е. М. Морозова, Е. К. Обухова и др.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..... 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 1.1. Сущность понятия государственных ценных бумаг, задачи их выпуска в обращение, виды, роль и характеристика ………………..…. 6 1.2. Актуальные проблемы рынка государственных ценных бумаг .... 12 ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РФ 2.1. Современное состояние рынка государственных ценных бумаг РФ…............................................................................................................. 15 2.2. Анализ внутреннего рынка государственных ценных бумаг РФ..19 ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РФ 3.1. Факторы, влияющие на рынок государственных ценных бумаг РФ и пути его совершенствования……………………………….…..……... 26 3.2. Перспективы развития государственных ценных бумаг в России..29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….... 33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….... 36 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...…. 39
Список литературы

1. Аветян, Н.В. Основные проблемы развития рынка ценных бумаг в РФ // NovaInfo. – 2018. — № 85. — URL: https://novainfo.ru/article/15173 (дата обращения 01.04.2022). 2. Алехин Б. И. Рынок ценных бумаг: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Б. И. Алехин. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 497 с. 3. Алиев А.Р. Рынок ценных бумаг в России: учеб. пособие / под ред. А.Р. Алиева. М.: ЮНИТИ, 2017. - 199 c. 4. Ануфриенко М.С. Государственные ценные бумаги Российской Федерации // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2017. – № 20. – С. 102–107. 5. Банк России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/sec_st/. - (дата обращения: 29.03.2022). 6. Батяева Т.А. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие / под ред. Т.А. Батяевой. М.: ИНФРА-М, 2019. – 234 с. 7. Боровкова В. А. Рынок ценных бумаг / под ред. В.А. Боровковой. М.: Питер, 2017. - 352 c. 8. Выпуск ценных бумаг государством [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fin-plan.org/blog/investitsii/vypusk-tsennykh-bumag-gosudarstvom/. - (дата обращения: 28.03.2022). 9. Выпущенные российскими эмитентами ценные бумаги на внутреннем рынке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/sec_st/issue/. - (дата обращения: 29.03.2022). 10. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: учебник / под ред. В.А. Галанова. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 378 c. 11. Государственные ценные бумаги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://journal.open-broker.ru/economy/gosudarstvennye-cennye-bumagi/. - (дата обращения: 28.03.2022). 12. Ефремов И. А. Государственные ценные бумаги и обязательства / под ред. И. А. Ефремова. М.: Экономика и жизнь, 2018. – 287 с. 13. Иванов В. В. Рынок ценных бумаг / под ред. В. В. Иванова. М.: КноРус, 2020. - 284 c. 14. Корчагин Ю. А. Рынок ценных бумаг / под ред. Ю.А. Корчагина. М.: Феникс, 2017. - 496 c. 15. Кузнецов Б. Т. Рынок ценных бумаг / под ред. Б.Т. Кузнецова. М.: Юнити-Дана, 2017. - 288 c. 16. Минфин России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/operations/data/?id_66=132738otchet_ob_itogakh_emissii_gosudarstvennykh_tsennykh_bumag_v_2020_godu. - (дата обращения: 29.03.2022). 17. Морозова Е. М. Современные тенденции развития российского рынка государственных ценных бумаг // Вопросы статистики. – 2016. - № 11. - С. 66-69. 18. Николаева И.П. Рынок ценных бумаг: учебник для бакалавров / под ред. И.П. Николаевой. М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 256 c. 19. Обухова Е. К. Учет государственных ценных бумаг // Аудит и налогообложение. – 2018. - № 9. - С. 20-27. 20. Объемы размещенных государственных ценных бумаг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=126517obemy_razmeshchennykh_gosudarstvennykh_tsennykh_bumag_po_sostoyaniyu_na_31.03.2022. - (дата обращения: 28.03.2022). 21. Пехтерева Е. А. Становление российского рынка государственных ценных бумаг // Социальные и гуманитарные науки. – 2017. - № 1. - С. 83-100. 22. Подвинская Е. С. Перспективы использования конкретных видов ценных бумаг целевого назначения для финансирования бюджетных программ // Финансы и кредит. – 2019. - №18. - С. 10-12. 23. Покровская Н.Н., Куриленко М.В. Рынок государственных ценных бумаг в России: проблемы и перспективы развития // Интернет-журнал «Науковедение». – 2016. – № 4. – С. 1–5. 24. Рынок государственных и муниципальных ценных бумаг : учеб. пособие / под ред. Н. П. Нишатова; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. М.: Центркаталог, 2019. – 103 с. 25. Саблина Е.А. Статистический анализ рынка государственных облигаций РФ // Вопросы статистики. - 2018. - №9. - С.31-38. 26. Сазонов С. А. Облигации как особый вид ценных бумаг // Закон и право. – 2020. - №10. - С. 51-54. 27. Смыслов Д. В. Российский рынок государственных ценных бумаг: становление, эволюция, перспективы // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - №1. - С. 34-44. 28. Фельдман А. А. Государственные ценные бумаги : учеб. и справ. пособие / под ред. А. А. Фельдмана. М.: Инфра-М , 2017. - 240с. 29. Щербаков А. Г. Рынок государственных ценных бумаг Российской Федерации и перспективы его развития // Финансы. – 2020. - №8. - С. 3-7. 30. Юрова Н. Г. Современное состояние рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации // Право и государство. – 2019. - №3. - С. 53-56.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 1.1. Сущность понятия государственных ценных бумаг, задачи их выпуска в обращение, виды, роль и характеристика Основными задачами государства являются выполнение всех обязательств перед обществом, внутренними и внешними кредиторами, а также разработка и обеспечение мер по развитию экономики. Для выполнения всех этих обязательств государство прибегает к дополнительным источникам финансирования. Выпуск долговых ценных бумаг является одним из самых распространенных и популярных способов привлечения средств [2]. Государственные облигации занимают важное место среди долговых инструментов во многих странах. В некоторых странах ценные бумаги составляют более 80% государственного долга. Рынок государственных облигаций является неотъемлемой частью финансовой системы каждой страны и составной частью фондового рынка. Для инвесторов этот вид ценных бумаг традиционно считается одним из самых надежных, поскольку их гарантирует государство [4]. Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – это долговые ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы государством, и эмитенты которых обязуются погасить задолженность и оплатить проценты в строго оговорённый срок [11]. Государственные облигации обычно имеют два очень больших преимущества. Во-первых, это наивысший относительный уровень надежности вложенных средств и, следовательно, минимальный риск потери капитала и доходов от него. Во-вторых, льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами. Размещение ГЦБ обычно осуществляется (эмитенты): Центральным Банком; Министерством финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых ценных бумаг являются: население, пенсионные и страховые компании и фонды, банки, инвестиционные компании и фонды. ГЦБ размещаются в бумажном ( бланк) или безбумажном виде ( выписки по счетам в утвержденных депозитариях) различными способами: аукцион, открытая продажа по фик сированной цене, закрытое распространение определе нному кругу инвесторов и т. д. [28]. Целью выпуска государственных облигаций является наполнение бюджета средствами. Правительства стран без бюджетного дефицита также выпускают государственные облигации( например, Гонконг, Норвегия, Сингапур). Процентная ставка по государственным облигациям служит ориентиром на долговом рынке, она также известна как безрисковая норма доходности. Государство регулирует объем денежных средств, выпуская ценные бумаги и покупая или продавая их [14]. Выделим задачи выпуска в обращение ГЦБ: • ф инансирование текущего дефицита бюджета (выпуск государственных облигаций является наиболее рентабельным методом финансирования дефицита бюджета по сравнению с практикой заимствования средств у центрального банка и получения дохода от эмиссии денег); • пога шение ранее размещенных займов; • с глаживание неравномерности поступлений от налоговых платежей (часто возникают расхождения между государственными доходами и расходами. Как правило, они связаны с тем, что пик поступлений от платежей в бюджет приходится на определенные даты, установленные для их уплаты и подачи налоговых деклараций в течение бюджетного периода, в то время как расходы распределяются во времени более равномерно; выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, тем самым устраняя причину кассового дисбаланса бюджета); • обеспечение ликвидными резервными активами коммерческих банков; • финансирование целевых программ местных органов власти; • поддержка социально значимых учреждений и организаций. Отдельно стоит отметить, что финансирование государственного долга за счет выпуска государственных ценных бумаг связано с меньшими издержками, чем привлечение средств за счет банковских кредитов. Действительно, правительственные долевые обязательства очень ликвидны, и инвесторам гораздо легче продать их на вторичном рынке [3]. Далее целесообразным будет отобразить общую классификацию государственных ценных бумаг( таблица 1) [12]. Таблица 1 Классификация государственных ценных бумаг Способ классификации Виды Описание По характеру обращения · рыночные облигации; · нерыночные бонды. · свободно торгуются на вторичном рынке; · не может быть передан третьим лицам. По срокам обращения · краткосрочные; · среднесрочные; · долгосрочные. · от 3 месяцев до 1 года; · о бычно четыре-пять лет; · свыше 5 лет. По видам эмитентов · федеральные бонды; · муниципальные бумаги; · облигации субъектов. · эмиссия осуществляется от имени РФ; · выпускаются государственными органами; · эмитируются исполнительными органами соответствующего гособразования. По видам доходов · процентные; · индексируемые; · дисконтные; · выигрышные; · комбинированные. · характеризуются зафиксированной процентной ставкой; · привязаны к индексу, который определяет уровень инфляции валюты государства в настоящее время; · ц енные бумаги размещаются по цене ниже номинала и в результате со временем становятся дороже; · позволяет получать дивиденды в виде выигрышей ( дивидендные выплаты); · дивиденды выплачиваются несколькими способами. По формам существования · бумажные; · безбумажные. · могут храниться у держателя; · не имеют материального вида. По видам инвесторов · государственные долговые активы; · еврооблигации. · торгуются только на внутреннем рынке; · могут быть приобретены зарубежными финансовыми организациями. Теперь выделим виды ГЦБ с их характеристикой. Российская история облигаций обширна. В разные годы в стране выпускались следующие бумаги [27]: 1. Государственные краткосрочные облигации (ГКО). Выпуск ГКО начался в 1993 году. Основной целью этих ценных бумаг являлось финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитент ГКО – Министерство финансов Российской Федерации. Банк России нес ответственность за размещение, обслуживание и погашение облигаций. Эмиссия совершалась отдельными выпусками сроком на 3, 6 и 12 месяцев в дематериализованном ( безбумажном) виде. Доходность была выше средней, и в итоге настал момент, когда налоговые поступления оказались меньше трат на обслуживание долга. Всё рухнуло вместе с кризисом 1998 года. 2. Государственные долгосрочные облигации. Увидели свет в 1991 году, торговые операции начались летом 1992- го. Срок обращения закончился в конце июня 2021 года. 3. Казначейские обязательства (КО). Их появление связано с увеличением государственного долга перед предприятиями различных отраслей экономики и форм собственности. Для решения этой проблемы (1994 г.), не прибегая к инфляционным методам, Правительство Российской Федерации поставило задачу выпускать 10% этого долга в виде специальных облигаций. КО выпускались в безбумажной форме сроком на 1 год. Для всех серий кредитных карт установлен единовременный доход - 40% в год. 4. Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). В результате банкротства Внешэкономбанка СССР( ВЭБ) средства юридических и физических лиц на его счетах были« заморожены». Согласно указу Президента РФ обязательства ВЭБ перед юридическими лицами покрываются ОВВЗ на срок от 1 до 15 лет. Облигации были выпущены пятью сериями. Эмитентом облигаций является Министерство финансов Российской Федерации. Каждая облигация содержит комплект купонов, по которым выплачиваются годовые проценты. Ставка купона – 3%. В настоящее время все операции с облигациями ВЭБ в России осуществляются на внебирж евом рынке. Из-за низкого купонного процента банки торгуют облигациями ВЭБ с дисконтом от 20 до 70% в зависимости от серии. 5. Облигации федерального займа с переменным купонным процентом ( ОФЗ). Впервые появились в 1995 году. ОФЗ являются именными среднесрочными государственными облигациями и дают их держателям право на получение номинальной стоимости облигации при погашении и получение купонного дохода в процентах от номинальной стоимости облигации. Эмитент – Министерство финансов Российской Федерации. Все операции с ОФЗ, включая расчеты и учет прав на облигации, осуществляются через учреждения Банка России. Сегодня это наиболее надёжный вид вложения денег на биржевом рынке [15]. 6. Государственный сберегательный займ ( ГСЗ) был введен в обращение в августе 1995 года. ГСЗ выдается на предъявителя с процентной ставкой 102,7% годовых при первоначальном выпуске. Облигации обращаются свободно, их владельцами могут быть как юридические, так и физические лица (резиденты и нерезиденты). Доходность данной ценной бумаги рассчитывается ежеквартально. Погашение вверено Сбербанку. 7. Еврооблигация – это облигация на предъявителя, размещаемая за пределами страны. Срок размещения от 5 до 10 лет. Доход выплачивается в виде фикси ставки с правом конверсии в другие обязательства. 8. Облигации банка России (ОБР). Они появились практически сразу после кризиса 1998 г. как полный аналог ГКО, только эмитентом является ЦБ РФ. Срок обращения - до 1 года. Облигация дисконтная. Облигации могут покупаться только кредитными организациями. 9. Облигации государственного сберегательного займа ( ОГСЗ). Выпускались Правительством Российской Федерации в лице Министерства финансов в 1995–1998 гг. Форма выпуска бумажная. Облигации можно свободно покупать и продавать на РЦБ. Купон выплачивается ежеквартально. Эмиссия была в первую очередь нацелена на мелких инвесторов. О тличительная черта — повышенный доход. 10. Приватизационные чеки( ваучеры). Эти государственные ценные бумаги были выпущены в начале 1992 года в России для опосредования процесса передачи государственного имущества в частные руки при обеспечении равных стартовых возможностей для всех граждан страны. Они имеют ограниченный срок действия. 11. Золотые сертификаты. Ценные бумаги, которые выпускались в 1993–1994 гг. сроком на один год. Номинальная стоимость — 10 килограмм золота. Были обеспечены реальными золотыми запасами в размере 100 тонн драгметалла. 12. Облигации российского внутреннего выигрышного займа. Выпущены в свободное обращение в октябре 1992 года, в 2009- м все выплаты прекращены [21]. Государственные ценные бумаги являются важнейшим финансовым инструментом в рыночной экономике. Их роль коренным образом изменилась в ходе общественного развития. Первоначально государственные облигации в основном использовались для покрытия дефицита бюджета, вызванного чрезвычайными расходами, связанными с войнами, стихийными бедствиями и другими подобными событиями. В условиях рыночной экономики государственные ценные бумаги становятся важнейшим финансовым инструментом: они представляют собой наиболее цивилизованное рыночное средство формирования государственного долга; д енежно-кредитная политика проводится через государственные облигации и оказывает влияние на макроэкономические процессы [6]. С помощью операций на открытом рынке, то есть купли-продажи государственных ценных бумаг, центральный банк страны регулирует количество денег в обращении. Для увеличения денежной массы, финансовой мощи коммерческих банков центральный банк покупает у них государственные облигации; наоборот, при избытке денег центральный банк« выбрасывает» на рынок государственные ценные бумаги. Торговля государственными ценными бумагами также обеспечивает ликвидность активов коммерческих банков и других кредитно-финансовых учреждений [24]. Таким образом, государственные ценные бумаги — это ценные бумаги, чаще всего облигации, обязательства по которым гарантированы государством. Их выпуск преследует конкретную цель — наполнить бюджет свободными денежными средствами. Рынок ГЦБ в России насчитывает около 40 видов бумаг, мы выделили 12 основных. Все они имеют одну общую черту — приносят доход. Классифицировать их можно по различным параметрам. 1.2. Актуальные проблемы рынка государственных ценных бумаг Помимо положительных моментов развития рынка государственных ценных бумаг, следует отметить некоторые проблемы, которые могут негативно сказаться на внутреннем рынке заимствований [7]. На российском рынке государственных ценных бумаг можно выделить следующие группы проблем, препятствующих его развитию [1]: 1. Проблемы, связанные с законодательным регулированием. К проблемам законодательного регулирования относятся недостаток конкретики в нормативно-правовых актах, недостаточно быстрое реагирование законодательных органов на изменения структуры рынка, а также сложность налогообложения на рынке ценных бумаг. 2. Инфраструктурные проблемы. Что касается инфраструктурных проблем, следует отметить, что существует слаборазвитая система первичного и вторичного размещения государственных ценных бумаг, а также слаборазвитая информационная система, небольшая доля частных инвесторов и спекулятивный характер поведения инвесторов на рынке. 3. У зкий спектр инструментов рынка государственных ценных бумаг. В настоящее время на российском рынке существует большой перечень видов государственных облигаций, но говорить о принципиальных различиях в них невозможно. Анализируя виды ценных бумаг на рынке, нельзя не отметить недостаток инструментов для частных инвесторов. Поскольку сейчас доминируют крупные институциональные инвесторы, основной целью которых при приобретении ценных бумаг является уменьшение рисков, выбор типов ценных бумаг направлен на удовлетворение этих потребностей. 4. П роблемы доверия населения к рынку государственных ценных бумаг и финансовому рынку в целом. Важной проблемой является недостаточная финансовая грамотность граждан о финансовых рынках, а также практически полное недоверие к ним. Причины этого связаны со следующими факторами. Во-первых, российские финансовые рынки функционируют чуть более 20 лет и еще не полностью с формированы. В то время как на западе в 20 веке финансовые рынки развивались и добивались доверия граждан, в России их еще не существовало. Во-вторых, в период распада Советского Союза появилось огромное количество мошенников ( всего за 2 года, в 1993-1994 годах, было создано более 1000 финансовых пирамид, в которых были задействованы десятки миллионов граждан). Этот негативный опыт настолько подорвал доверие граждан к финансовым рынкам, что большинство людей в возрасте 35 лет и старше до сих пор считают их ненадежными инструментами, способами привлечения денег у населения, мошенничеством. Суть этой проблемы заключается в недостаточной осведомленности граждан о функционировании рынка, а также в нестабильной экономической ситуации в нашей стране и неуверенности граждан в том, что через некоторое время государство сможет выполнить свои обязательства [23]. О возможных методах решения вышеописанных проблем поговорим в третьей главе. Вывод по первой главе. С ущность эмиссии государственных ценных бумаг связана с необходимостью привлечения государственным правительством сре дств для развития и выполнения собственной социально-экономической политики. Покупатели государственных ценных бумаг заинтересованы в получении гарантированного дохода, поэтому подобный финансовый инструмент в современной экономике становится взаимовыгодным и надёжным способом денежного оборота для каждой стороны сделки. Однако в развитии рынка государственных бумаг можно выделить некоторые проблемы. Но, несмотря на них, следует подчеркнуть, что это молодой, перспективный и динамичный рынок, который может и будет развиваться. ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РФ 2.1. Современное состояние рынка государственных ценных бумаг РФ Рассмотрим текущее состояние рынка государственных це нных бумаг Российской Федерации [19]. Известно , что в 2020 году из-за эпидемии коронавируса и введенных ограничений, временного закрытия предприятий доходы бюджетов многих стран значительно сократились. Это снижение в сочетании с ростом расходов на поддержку людей и бизнеса привело к дефициту бюджета, для покрытия которого страны увеличили объем заимствований [10]. Значения объема мирового долгового рынка представлены в таблице 2.1 [8]. Таблица 2.1 О бъем мирового долгового рынка на конец октября 2021 г. Заимствования Объем, трлн. дол. Государственные ценные бумаги 68,31 Финансовые корпорации 48,75 Нефинансовые корпорации 18,88 Международные организации 1,94 Всего 137,88 На основании вышеприведенной таблицы, доля долга по государственным облигациям в общем мировом объеме облигаций приведена на диаграмме ( рис. 2.1) [8]. Рис. 2.1. Доля заимствований в общем мировом объеме облигаций по состоянию на конец октября 2021 г., % Видим , что в 2021 году общий объем мирового долгового рынка составляет 137,88 трлн. дол. При этом объем государственных бумаг составляет примерно половину (49,5%) от общего объема мировых заимствований. Далее приведем таблицу со значениями о бъема российского рынка облигаций за 2017-2021 гг [20]. Таблица 2.2 Объем российского рынка облигаций Облигации Объем , трлн. руб. Годы 2017 2018 2019 2020 2021 Федеральные 5703 6725 7332 8905 15421 Субфедеральные 479 568 563 605 886 Корпоративные 9156 11113 11613 13233 16166 Всего 15338 18406 19508 22743 32473 Итак , о бъем российского рынка облигаций в 2021 году составлял 32,473 трлн. руб., из которых 15,421 трлн. руб. занимали федеральные облигации. Исходя из таблицы 2.2, видим, что объем эмиссии всех облигаций, в том числе и государственных, имеет тенденцию к росту на протяжении всего взятого периода. На основании вышеприведенной таблицы, доля федеральных облигаций на российском рынке приведена на диаграмме ( рис. 2.2) [8]. Рис. 2.2. Доля облигаций в общем объеме российского рынка облигаций, % Опираясь на диаграмму 2.2, заметим, что происходит также постепенный рост объема эмиссии облигаций и в процентном соотношении. Так, в 2021 г. доля государственных бумаг составила 47,5 %. Составим динамический ряд объема федеральных облигаций (т.е. расчет абсолютного прироста, темпа роста и прироста) по данным объема российского рынка облигаций за 2017-2021 гг. [25]. Таблица 2.3 Д инамический ряд объема федеральных облигаций Год Объем рынка облигаций, трлн. руб. Абсолютный прирост, трлн. руб. Темп роста, % Темп прироста, % 2017 5703 - - - 2018 6725 1022 17,92 117,92 2019 7332 607 9,03 109,03 2020 8905 1573 21,45 121,45 2021 15421 6516 73,17 173,17 Таким образом, полученные данные динамического ряда также указывает на то, что эмиссия государственных облигаций растет, причем наибольший прирост наблюдается в 2021 году (на 6516 трлн. руб. больше, чем в 2020 г.). На сегодняшний день государственными ценными бумагами РФ, эмитентом которых выступают органы власти, являются ОФЗ - о блигации федерального займа. Средняя их доходность составляет 6–8% годовых [8]. По типу купона ОФЗ возможны вариации. Они делятся на: 1. Облигации с постоянным доходом( ОФЗ-ПД). Купон таких бумаг определяется в момент размещения и не меняется до погашения; 2. Облигации с переменным купоном( ОФЗ-ПК). Ставка купона по таким выпускам прописывается специальной формулой, в которой есть одна или несколько заранее неизвестных величин – обычно это макроэкономический показатель. Например, купон может быть привязан к инфляции, ставке ЦБ и др.; 3. Облигации с « индексируемым номиналом» (ОФЗ-ИН) – это облигации, по которым номинал периодически индексируется на определенный коэффициент; 4. Облигации с амортизацией долга( ОФЗ-АД). Номинал таких облигаций гасится постепенно по заранее определенному графику в течение срока их обращения. Доходность по таким облигациям считается по определенной формуле, учитывающей постепенное уменьшение абсолютных значений номи и размера купонной выплаты; 5. Особым видом гособлигаций являются облигации федерального займа для населения( ОФЗ-н); 6. Также отдельно выделим государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода( ГСО-ППС) и государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода( ГСО-ФПС) [8]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что объем эмиссии всех облигаций, в том числе и государственных, имеет тенденцию к росту. Н аибольший прирост государственных облигаций наблюдается в 2021 году. 2.2. Анализ внутреннего рынка государственных ценных бумаг РФ Известно, что за последние семь лет выпуск долговых ценных бумаг на внутреннем рынке вырос в 3,5 раза [13]. Проанализируем выпущенные российскими эмитентами ценные бумаги на внутреннем рынке. Для начала представим таблицу с данными о долговых ценных бумагах за 2017-2022 гг. [16]. Таблица 2.4 Долговые ценные бумаги, выпущенные на внутреннем рынке Год (на 01.02) Выпущенные долговые ценные бумаги в иностранной валюте, млрд. руб. Выпущенные долговые ценные бумаги в рублях, млрд. руб. Годовой темп прироста долговых ценных бумаг в рублях, % 2017 490 15191 - 2018 467 18759 23,6 2019 562 20840 11,1 2020 498 24516 17,6 2021 621 29947 22,1 2022 1193 31919 6,6 Отметим, что, например, в ноябре 2021 г. задолженность в целом по облигационным займам снизилась на 11,5 млрд. руб. — до 33,4 трлн. руб. По состоянию на начало декабря 2021 г. на долю задолженности облигационных займов, выпущенных в рублях, приходится 96,6%, в иностранной валюте — 3,4%. Доля задолженности по облигационным займам, выпущенным в иностранной валюте, в общем объеме сохранилась в 2022 году на уровне 3,6%, или 1,2 трлн. рублей. Далее представим данные о выпущенных долговых ценных бумагах по секторам экономики на период с 01.02.2017 по 01.02.2022 года [9]. Таблица 2.5 Выпущенные долговые ценные бумаги (по секторам экономики) Сектор экономики Выпущенные долговые ценные бумаги (млрд. руб.) Годы 01.02.2017 01.02.2018 01.02.2019 01.02.2020 01.02.2021 01.02.2022 Нефинансовые организации 5053 6457 6714 7356 8452 9155 Органы государственного управления 6706 7804 8526 10081 15161 16840 Другие финансовые организации 2398 2717 2753 3087 3702 4055 Кредитные организации 1511 1749 1902 2430 2695 3059 Центральный банк 0 494 1500 2053 552 0 Итого по выпущенным долговым ценным бумагам 15681 19226 21402 25014 30568 33112 Вывод по таблице: в структуре долговых ценных бумаг по секторам экономики в 2021 году преобладали облигации органов государственного упра вления, на их долю приходится 49,6%, и доля нефинансовых организаций составила 27,6%. Наибольший удельный вес на 1 февраля 2022 года по-прежнему приходился на облигации органов государственного управления (16,8 трлн. руб., 50,8%) и нефинансовых организаций (9,2 трлн. руб., 27,6%). Теперь для показателей таблицы 2.5 целесообразно рассчитать годовой темп прироста. Таблица 2.6 Годовой темп прироста задолженности по секторам экономики Сектор экономики Годовой темп прироста, % 2018/2017 2019/2018 2020/2019 2021/2020 2022/2021 Нефинансовые организации 27,8 4 9,6 14,9 8,3 Органы государственного управления 16,4 9,2 18,2 50,4 11,1 Другие финансовые организации 13,3 1,3 12,1 19,9 9,5 Кредитные организации 15,7 8,7 27,8 10,9 13,5 Центральный банк - 203,6 36,9 - 73,1 - Итого по выпущенным долговым ценным бумагам 22,6 11,3 16,9 22,2 8,3 Продемонстрируем годовой темп прироста задолженности при помощи диаграммы( рис. 2.3) [9]. Рис. 2.3. Годовой темп прироста задолженности по секторам экономики, % Отметим, что в 2021 г. годовой темп прироста задолженности по долговым ценным бумагам снижался, что было вызвано падением годового темпа прироста долговых ценных бумаг органов госуправления (с 21,4% до 14,6%) и нефинансовых организаций (с 16,9% до 5,9%). Вышеприведенный г рафик наглядно показывает, что г одовой темп прироста задолженности по облигационным займам в январе 2022 года несколько увеличился, однако в целом тенденция к замедлению роста сохранилась. Далее представлена таблица с долговыми ценными бумагами по сроку погашения [9]. Таблица 2.7 Выпущенные долговые ценные бумаги (по сроку погашения) Долговые ценные бумаги по сроку погашения Выпущенные долговые ценные бумаги (млрд. руб.) Годы 01.02.2017 01.02.2018 01.02.2019 01.02.2020 01.02.2021 01.02.2022 Краткосрочные 38 649 1553 2251 677 156 Долгосрочные 15643 18577 19849 22762 29891 32956 Итого по выпущенным долговым ценным бумагам 15681 19226 21402 25013 30568 33112 Вывод по таблице: о сновной объем задолженности по облигационным займам приходился на долгосрочные облигации (33,0 трлн. руб. на 01.02.2022). В структуре долгосрочных долговых ценных бумаг наибольший удельный вес занимали облигации органов государственного управления (51,1%) и не финансовых организаций (27,8%). Задолженность по краткосрочным облигациям снизилась до минимальных за последние четыре года значений и формировалась за счет облигаций кредитных и других финансовых организаций [18]. На графике ( рис. 2.4) представлена отраслевая разбивка российских эмитентов долговых ценных бумаг [9]. Рис. 2.4. Отраслевая разбивка российских эмитентов долговых ценных бумаг на 01.02.2022, млрд. руб. Заметим , что в отраслевой разбивке российских эмитентов долговых ценных бумаг по состоянию на 1 февраля 2022 г. больше всего составляет сектор государственного управления и обеспечения военной безопасности, а также социального обеспечения (16772 млрд. руб.). На долю выпуска долговых ценных бумаг российскими эмитен тами этого сектора приходится 50,6%. Далее идут финансовая и страховая деятельность (7322 млрд. руб., 22,1%) и обрабатывающие производства (4428 млрд. руб., 13,4%).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg