Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ ДЫМКОВСКИХ МАСТЕРОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ

kris.zim.92 2800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.06.2022
Диплом писала для себя, уникальность 73%, 5 приложений, получила оценку "отлично".
Введение

ВВЕДЕНИЕ Одним из действенных средств развития детей признано декоративно- прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий их духовному оздоровлению представляется вполне закономерным. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Рисование играет важную роль в развитии дошкольников 5 - 6 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности старших дошкольников находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. На занятиях декоративной изобразительной деятельностью решаются задачи всестороннего развития личности ребенка: осуществляется умственное развитие, нравственное воспитание и эстетическое отношение ребёнка к действительности. Процесс рисования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами. Дымковская роспись в настоящее время является единственным видом народного искусства, который даёт уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий. В современном мире многие промыслы еще живут в творческой практике мастеров, и поэтому следует поставить и решить вопрос не только о сохранении для будущих поколений древних технологий и образцов народного искусства, но и об использовании их как воспитательного, так и эстетического значения. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях и обучение декоративному рисованию поможет познакомить с народными традициями, заложить основы эстетического и нравственного воспитания. Объект исследования: особенности ознакомления старших дошкольников с традициями дымковских мастеров. Предмет исследования: обучение дымковской росписи детей старшего дошкольного возраста Цель исследования: изучение особенностей ознакомления старших дошкольников с дымковским промыслом в процессе обучения дымковской росписи Задачи исследования: 1. Изучить теоретические аспекты ознакомления старших дошкольников с народными промыслами 2. Описать особенности и методы работы по ознакомлению с дымковским промыслом с детьми старшего дошкольного возраста 3. Определить содержание работы по ознакомлению с дымковским промыслом с детьми старшего дошкольного возраста 4. Выявить задачи и особенности методики обучения детей старшего дошкольного возраста дымковской росписи 5. Описать различные формы работы по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством обучения дымковской росписи. 6. Разработать и апробировать проект по ознакомлению старших дошкольников с традициями дымковских мастеров процессе обучения дымковской росписи. Гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста ознакомятся традициями дымковских мастеров при обучении дымковской росписи при условиях: - систематичного и последовательного обучения, - создании предметно-развивающей среды - использовании различных форм работы с детьми. Методы, используемые для работы: анализ литературы; анкетирование педагогов; анализ календарных и перспективных планов работы педагогов, сравнительно-сопоставительный анализ работ детей; анализ продукта деятельности детей; анализ понятийно- терминологической системы. Практическая значимость работы: заключается в том, что результаты могут быть использованы в практической деятельности работников дошкольного образовательного учреждения. Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения. Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяется теоретическая значимость исследования, формируется объект, предмет, задачи, цель и гипотеза. В первой главе раскрываются теоретические основы ознакомления старших дошкольников традициями дымковских мастеров. Вторая глава посвящена изучению особенностей обучения старших дошкольников дымковской росписи В третьей главе представлен опыт практической деятельности на базе МКДОУ «Детский сад № 3» п. Северные полянки Лузского района Кировской области по ознакомлению старших дошкольников с традициями дымковских мастеров через обучение дымковской росписи. В заключении содержатся основные выводы по работе. Работа изложена на 66 листах компьютерной версии, написана с использованием литературных источников и интернет ресурсов, снабжена приложениями.
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 2 1. Теоретические основы ознакомления старших дошкольников с дымковским промыслом 7 1.1.Теоретические аспекты ознакомления старших дошкольников с народными традициями в работах исследователей 7 1.2. Значение ознакомления старших дошкольников с традициями дымковских мастеров в развитии личности старших дошкольников 11 1.3. Особенности работы по ознакомлению с дымковским промыслом с детьми старшего дошкольного возраста 15 2. Особенности обучения дымковской росписи детей старшего дошкольного возраста 22 2.1.Задачи обучения дымковской росписи детей старшего дошкольного возраста 22 2.2. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста дымковской росписи 27 2.3.Формы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста дымковской росписи 33 3. Исследовательская работа по ознакомлению старших дошкольников с дымковским промыслом через обучение дымковской росписи 39 Заключение 61 Литература 63 Приложение 1. Анкета для родителей 66 Приложение 2. Знакомство с традициями дымковских мастеров 67 Приложение 3. Дидактическая игра «Найди пару» 70 Приложение 4. Фото работ. 72 Приложение 5. Развлечение «Веселая ярмарка» 74
Список литературы

ЛИТЕРАТУРА 1. Cухолимский В.А. Сердце отдаю детям. Издание четвертое: учеб. пособие. – М. Либерия, 2018.– 206 с. 2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: книги.нет [Электронный ресурс]. – 2020 – URL: https://iknigi.net/avtor-anatoliy- bakushinskiy/99831-hudozhestvennoe-tvorchestvo-i-vospitanie-anatoliy- bakushinskiy/read/page-1.html. (дата обращения: 15.12.2021). 3. Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка: учеб. пособие. - М: Искусство, 2019. – 148 с. 4. Брофман В.В. Планы занятий по изобразительному искусству: Планы занятий по программе развития для старшей группы детского сада [Электронный ресурс]. – 2021. – URL: https://infourok.ru-3525145.html. (дата обращения: 15.12.2021). 5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: учебник - М.: Просвещение, 2018. – 120 с. 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология: инфоурок [Электронный ресурс]. – 2021. – URL: https://infourok.ru/pedagogicheskaya-psixologiya-vygotskij-l-s/ (дата обращения: 15.12.2021). 7. Гаврилова В.В., Артемьева Л.А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий: инфоурок [Электронный ресурс] –2021 – URL: https://infourok.ru/gavrilova-v-v-artemeva-l-a-dekorativnoe-risovanie-s- detmi-5-7-let-rekomendacii-planirovanie-konspekty-zanyatiy_fcdcb1bfcc3.html. (дата обращения: 19.12.2021). 8. Золотой фонд педагогики: В. А. Сухомлинский о воспитании: учебник - М.: Школьная Пресса, 2018. – 162 с. 9. Кожанова, М.Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания: учебник. – Магнитогорск: Мир детства и образования, 2017. – 235 с. 10. Козлова С. А., Куликова Т. А. К 59 Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 416 с. 11. Коробицына Т.А., Кочкина Н.А. Организация занятий с детьми дошкольного возраста: учебник. - Архангельск: АО ИППК РО, 2018. – 228 с. 12. Лыкова И.А Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации.- Москва: Сфера, 2019. – 194 с. 13. Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: инфоурок [Электронный ресурс] – 2021 – URL: https://infourok.ru/detskijsad/patrioticheskoe-vospitanie-detei- doshkolnogo-vozrasta-236476.html (дата обращения: 07.12.2021). 14. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений: учеб. пособие изд., испр. и доп. – М: Оникс [и др.], 2019. – 1359 c. 15. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: инфоурок [Электронный ресурс] – 2021 – URL: http://infourok.ru/w3188/1918208.htm. (дата обращения: 07.12.2021). 16. Потемкина А.В. Как научить декоративному рисованию ребенка: учеб. пособие.- СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – 196 с. 17. Суханов И.В. «Обычаи, традиции и преемственность поколений»: учебник для вузов – М: Либерия, 2017 . – 216 с 18. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада: учеб. пособие - СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 254 с. 19. Усова А.П., Обучение в детском саду: учеб. пособие, конспекты, метод. Рекомендации. – М.: Просвещение, 2017. – 208 с. 20. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах: учебный портал [Электронный ресурс]. – 2021 – URL: https://www.uchportal.ru/publ/12-1-0-976. (дата обращения: 19.12.2021). 21. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога. Дошкольное образование: учебник. – М: Просвещение, 2018. – 236 с.
Отрывок из работы

3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЫМКОВСКИМ ПРОМЫСЛОМ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ Актуальность данной работы заключается, прежде всего, в том, что очень важно с дошкольного возраста прививать детям любовь к своей родине, особенно в условиях современной политической обстановки. Дымковская роспись и народное творчество в целом способствуют развитию у детей чувства патриотизма и любви к родине. Также проблемой является и то, что в век цифровых технологий все сложнее заинтересовать ребенка, однако у грамотного специалиста всегда найдется способ. Знакомя детей с творчеством дымковских мастеров педагог может пройти с ними все этапы создания дымковской игрушки. Лепка способствует развитию у ребенка мелкой моторики, а роспись развитию воображения, умению составлять узор из простейших элементов. Не стоит забывать о том, как важен индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь все дети абсолютно разные. Один будет стараться и доводить все до конца, а второй бросит дело на полпути, если сразу все не получится. Здесь очень важно показать ребенку, что у него не должно быть также как у всех, каждая фигурка, каждый рисунок индивидуален. Необходимо поддерживать и подбадривать ребенка, помогать, когда ему требуется помощь. Знакомство детей c основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы совсем не предусмотрено. Необходимость организации данной работы существует, так как у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства. Проанализировав примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией Лыковой И. А. и комплексные занятия в подготовительной группе детского сада под редакцией Бондаренко Т.М. мы посчитали целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством. Для достижения цели отлично подходит такой вид народного творчества как создание дымковской игрушки. Таким образом, возникла необходимость проведения практического исследования по ознакомлению детей с народными традициями посредством обучения их ремеслу дымковских мастеров. В данной главе нашей работы мы практическим путём ищем подтверждение выдвинутой ранее гипотезы. Практическая работа проводилась в соответствии с гипотезой исследования: дети старшего дошкольного возраста ознакомятся традициями дымковских мастеров при обучении дымковской росписи при условиях: - систематичного и последовательного обучения, - создании предметно-развивающей среды - использовании различных форм работы с детьми С целью проверки выдвинутой гипотезы нами была проведена практическая работа, включающая три этапа: подготовительный этап, основной этап, результативно-оценочный этап. При проведения подготовительного этапа мы смогли определить основные понятия по проблеме исследования. Основной этап разрабатывался в соответствии с выдвинутой нами раннее гипотезой исследования и содержит в себе такие задачи как: 1. Изучение базы практики. 2. Разработка и проведение анкетирования родителей. 3. Разработка и проведения первичной диагностики детей. 4. Разработка и проведение проекта, включающая в себя проведение занятий и других форм работы с детьми по ознакомлению с традициями дымковских мастеров в процессе обучения дымковской росписи. Исследование заключается в разработке педагогического проекта: «Ознакомление старших дошкольников с традициями дымковских мастеров через обучение дымковской росписи». Проект планируется провести в несколько этапов: - Диагностический этап - Этап реализации проекта (основной этап) - Заключительный этап. 5. Проведение итоговой диагностики детей. На результативно-оценочном этапе стояла задача: Сравнение результатов и оценивание эффективности проведенной работы. Итак, основной этап проводился на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения МКДОУ «Детский сад № 3» п. Северные Полянки Лузского района Кировской области в период с 11 апреля по 8 мая 2022 года. Исследование проходило на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения МКДОУ «Детский сад № 3» п. Северные Полянки Лузского района Кировской области в период с 18 апреля по 8 мая 2022 года. Исследование проводилось на старшей группе МКДОУ «Детский сад № 3» п. Северные Полянки Лузского района Кировской области состоящей из 13 детей в возрасте 5-6 лет. Учредителем данного МКДОУ является муниципальное образование Лузский муниципальный округ Кировской области, заведующий детским садом – Соколова Ирина Ивановна. Дошкольное учреждение работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования – «от рождения до школы» (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). Диагностический этап. В данной работе была взята диагностика представлений, детей по декоративно-прикладному искусству (по методике Соломенниковой О.А.) из книжки профессора Т.С Комаровой по следующим критериям: знания о народном декоративно - прикладном искусстве: знания характерных особенностей народных промыслов; умения рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы; умения украшать бумажный силуэт декоративной росписью. Для выявления уровня изобразительного творчества старших дошкольников нами были использованы следующие диагностические методики Т.С. Комаровой: «Вернисаж»; «Нарисуй орнамент»; «Укрась бумажный силуэт» Первая диагностическая методика «Вернисаж» для выявления уровня знаний детьми старшего дошкольного возраста о народном декоративно - прикладном искусстве Цель: определить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о народном декоративно - прикладном искусстве. Методика проведения: игра, беседа, запись действий и ответов детей. Оборудование: предметы декоративно-прикладного искусства: Дымковские игрушки, Филимоновские игрушки, Городецкие изделия, Хохломские изделия, Гжельский фарфор, деревянные матрешки, Богородские игрушки. Алгоритм проведения: Проводится индивидуально с каждым ребенком. Педагог предлагает ребенку помочь организовать «Вернисаж», т.е. выставку по продаже предметов народного декоративно - прикладного искусства. Для этого он должен разложить предметы по промыслам. После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему стать продавцом, а на себя берет роль покупателя. Критерии оценивания: а) интерес ребенка к предметам народного декоративно-прикладного искусства; б) знание характерных особенностей народных промыслов; в) умение различать народные промыслы; г) умение аргументировать свой выбор; д) умение видеть красоту изделия. Высокий уровень (3 балла) • Ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно - прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. • Знает характерные особенности большинства народных промыслов. • Аргументирует выбор того или иного изделия. • Ребенок знает и в основном правильно называет народные промыслы. • При восприятии предметов народного декоративно - прикладного искусства может дать им эстетическую оценку. Средний уровень (2 балла) • Ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно - прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. • Иногда путается в названии народных промыслов. • Не всегда правильно выделяет характерные особенности того или иного народного промысла. • В основном аргументирует свой выбор изделий народного декоративно-прикладного искусства. • При восприятии предметов народного декоративно - прикладного искусства может дать им эстетическую оценку. Низкий уровень (1 балл) • Ребенок проявляет слабый интерес к предметам народного декоративно - прикладного искусства, неохотно вступает в игру. • Ребенок путает и не всегда правильно называет народные промыслы. • С трудом выделяет характерные особенности того или иного народного промысла. • Затрудняется аргументировать свой выбор изделий народного декоративно - прикладного искусства. • При восприятии предметов народного декоративно - прикладного искусства затрудняется дать им эстетическую оценку. Следующая диагностическая методика «Нарисуй орнамент». Цель: определение уровня сформированности умений рисовать орнамент в различных геометрических формах. Методика проведения: игра, беседа, запись действий и ответов детей. Алгоритм действий: Детям предлагают выбрать две любые бумажные геометрические фигуры и ответить на вопросы: «Как называются эти геометрические формы? На что они могли бы быть похожи, если их украсить узором?». После детям дается задание украсить выбранные фигуры орнаментом. Критерии оценивания: Показатель - умение рисовать орнамент. Творчество оценивается по следующим показателям: а) самостоятельность замысла; б) оригинальность изображения; в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла. Определения уровня развития творчества ограничиться анализом. Высокий уровень (3 балла): ребенок правильно называет все геометрические фигуры; самостоятельно составляет орнамент, используя ритм и симметрию в композиционном построении; умеет смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка; в процессе рисования владеет навыками кистевой росписи, без труда выполняет декоративные элементы - точки, кружки, прямые и волнистые линии, капельки, листики, завитки и т.д.; для украшения использует печатку - тычок. Средний уровень (2 балла); ребенок не всегда правильно называет геометрические фигуры; при составлении узора иногда обращается за помощью к педагогу. Допускает незначительные ошибки при составлении орнамента; испытывает незначительные затруднения при смешивании краски на палитре для получения нужного оттенка; в процессе рисования в основном владеет навыками кистевой росписи, но при выполнении 33 декоративных элементов затрудняется выполнять некоторые из них (тонкие линии, капельки, листики и завитки); для украшения использует печатку - тычок. Низкий уровень (1 балл): ребенок затрудняется назвать основные геометрические фигуры; при составлении орнамента постоянно обращается за помощью к педагогу; допускает значительные ошибки при украшении орнаментом представленной формы; испытывает затруднения при смешивании краски на палитре для получения нужного оттенка; в процессе рисования показывает слабые навыки кистевой росписи; не может выполнять декоративные элементы (прямая и волнистая линия, точки, кружки, капельки, листики и т.д.); при украшении совсем не использует печатку – тычок. Третья диагностическая методика «Укрась бумажный силуэт». Цель: необходимость уточнить знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве. Методика проведения: игра, беседа, запись действий детей. Алгоритм: Детям предлагается рассмотреть различные предметы декоративно-прикладного искусства, затем раскрасить на выбор два бумажных силуэта в соответствии с представленной формой и видом народной росписи. Критерии оценивания: а) умение различать предметы декоративно-прикладного искусства; б) умение украшать бумажный силуэт в соответствии с выбранным видом народной росписи; в) умение самостоятельно подбирать цвета, создавать нужный цвет с помощью палитры. Высокий уровень (3 балла): рассматривая предметы декоративно-прикладного искусства, ребенок безошибочно называет их; предложенные педагогом бумажные силуэты соотносит с реальными предметами и украшает (без помощи взрослого) в соответствии с особенностями народной росписи; самостоятельно подбирает цветовую гамму и при необходимости создания нужного цвета пользуется палитрой. Средний уровень(2 балла): рассматривая предметы декоративно-прикладного искусства, ребенок иногда забывает их название; предложенные педагогом бумажные силуэты соотносит с реальными предметами и украшает в соответствии с особенностями народной росписи, изредка обращаясь к помощи взрослого; в отдельных случаях затрудняется подбирать цветовую гамму. Низкий уровень (1 балл); рассматривая предметы декоративно - прикладного искусства, ребенок затрудняется назвать и показать их; предложенные педагогом бумажные силуэты не всегда соотносит с реальными предметами и украшает по своему усмотрению, без учета характерных особенностей той или иной росписи; часто обращается к помощи взрослого; затрудняется самостоятельно подбирать цветовую гамму для украшения. Основной этап включал такие задачи как: 1. Разработка и проведение анкетирования родителей. 2. Разработка и проведения первичной диагностики детей. 3. Разработка и проведение проекта, включающая в себя проведение занятий и других форм работы с детьми по ознакомлению с традициями дымковских мастеров в процессе обучения дымковской росписи. 4. Проведение итоговой диагностики детей. Нами была разработана анкета для родителей (Приложение 1). В конце рабочего дня, когда родители забирали своего ребенка, воспитатель предлагал им заполнить небольшую анкету, результаты которой приведены в таблице 1.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg