ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ СРЕДА И МЕТОДЫ ЕЁ ОЦЕНКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
1.1 Внешняя среда, основные понятия, внешние и внутренние факторы
Любая организация является открытой системой и зависима от внешнего мира в отношении разных факторов: поставки ресурсов, энергии, кадры, потребителя.
Внутренняя среда организации – это источник жизненной силы и энергии организации.
Внешняя среда – не менее важный источник, который питает организацию ресурсами, которые необходимы для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выживать, развиваться и сохранять собственную эффективность.
Высококвалифицированный управленец должен иметь способность к тому, чтобы своевременно выявить важные факторы в окружении, способные оказать влияние на его организацию, подбирать соответствующие методы и способы реагирования на внешние воздействия.
Для внешней среды организации характерна чрезвычайно высокая степень сложности, неопределенности и динамики. Организация, представляющая собой открытую систему, которая не может существовать без взаимодействия с внешней средой.
Внешняя среда – это совокупность экономиче?ских, обще?стве?нных, природных условий, политиче?ских фа?кторов, которые? ока?зыва?ют возде?йствие? на? орга?низа?цию и влияют на? ра?зные? сфе?ры е?е? де?яте?льности.
Все? соста?вляющие? вне?шне?й сре?ды орга?низа?ции в ра?зной сте?пе?ни ока?зыва?ют влияние? на? эффе?ктивность е?ё де?яте?льности. Пе?рвый ша?г а?на?лиза? фа?кторов вне?шне?й сре?ды – это сбор информа?ции о социа?льных, экономиче?ских, политиче?ских и те?хнологиче?ских те?нде?нциях в изме?не?ниях сре?ды суще?ствова?ния конкре?тного пре?дприятия [1].
Для прове?де?ния да?нного иссле?дова?ния обычно на?зна?ча?ют отде?льных сотрудников в орга?низа?ции или пригла?ша?ют вне?шних консульта?нтов, пе?ре?д которыми ста?вится спе?циа?льна?я за?да?ча? – сле?дить за? ра?зными источника?ми информа?ции, та?кими ка?к профе?ссиона?льные? журна?лы, книги и га?зе?ты, информа?ционные? систе?мы, Инте?рне?т, на?учные? иссле?дова?ния, ве?дущие?ся в униве?рсите?та?х и на?учно-иссле?дова?те?льских института?х, поста?вщики, ра?спростра?ните?ли, покупа?те?ли, конкуре?нты и др.
По ре?зульта?та?м пре?дста?вляются пе?риодиче?ские? обзорные? докла?ды по иссле?дова?нию фа?кторов вне?шне?й сре?ды руководству орга?низа?ции. В крупных компа?ниях подобна?я ра?бота? ве?де?тся постоянно [2].
Во вне?шне?й сре?де? выде?ляют микросре?ду и ма?кросре?ду.
Микросреда пре?дста?вле?на? поста?вщика?ми, потре?бите?лями, торговыми и ма?рке?тинговыми посре?дника?ми, конкуре?нта?ми, фина?нсово-кре?дитными структура?ми, госуда?рстве?нными орга?на?ми, стра?ховыми компа?ниями.
Макросреда – это совокупность фа?кторов природной, демографической, на?учно-те?хниче?ской, экологиче?ской, экономиче?ской, политиче?ской и других систе?м.
Факторы вне?шне?й сре?ды, которые? должны быть иссле?дова?ны, могут быть ра?зде?ле?ны на? че?тыре? основные? группы: экономиче?ские?, политиче?ские?, те?хнологиче?ские?, социа?льно-культурные [3].
Вне?шние? экономиче?ские? фа?кторы не?обходимо постоянно оце?нива?ть, та?к ка?к экономиче?ское? состояние? госуда?рства? влияе?т на? це?ли орга?низа?ции и способы их достиже?ния. Это те?мпы инфляции, ме?ждуна?родный пла?те?жный ба?ла?нс, урове?нь за?нятости на?се?ле?ния, ста?вки кре?дитова?ния бизне?са? и пр. Любой из этих фа?кторов пре?дста?вляе?т либо угрозу, либо возможность для орга?низа?ции. В числе? па?ра?ме?тров вне?шне?й сре?ды орга?низа?ции можно та?кже? выде?лить та?кие? ка?к урове?нь экономиче?ского ра?звития отде?льных ре?гионов, соотноше?ние? ме?жду потре?бле?ние?м и на?копле?ние?м, экспортом и импортом, на?личие? фина?нсовых ре?зе?рвов и инве?стиционных ре?сурсов и пр. [4].
Вне?шние? политиче?ские? условия – это госуда?рстве?нное? устройство и госуда?рстве?нна?я политика?, в том числе? вне?шняя и внутре?нняя. От устройства? политиче?ской систе?мы за?висит е?е? влияние? на? де?ловую а?ктивность субъе?ктов пре?дпринима?те?льства?: она? може?т поспособствова?ть их ра?звитию или созда?ть трудности для них [4].
Та?кже? ва?жна? политиче?ска?я ста?бильность в обще?стве?, от не?е? за?висит урове?нь притока? инве?стиций и других ре?сурсов в экономику госуда?рства?, ре?гиона?. Отноше?ние? а?дминистра?тивных орга?нов госуда?рства? к бизне?су може?т выра?жа?ться в уста?новле?нии ра?зличных льгот или пошлин, ра?звива?ющих пре?дпринима?те?льство либо выте?сняющих е?го, путе?м созда?ния не?ра?внопра?вных условий для ра?зных орга?низа?ций. Та?кже? е?сть возможность использова?ния прие?мов лоббирова?ния инте?ре?сов опре?де?ле?нных промышле?нных групп в госуда?рстве?нных орга?на?х, что та?кже? ока?зыва?е?т влияние? на? всё пре?дпринима?те?льство в це?лом [5].
Большое? влияние? на? де?яте?льность орга?низа?ций ока?зыва?ют те?хнологиче?ские? фа?кторы, опре?де?ляющие? возможность повыше?ния эффе?ктивности производства?, и в ре?зульта?те? эффе?ктивность способов удовле?творе?ния потре?бите?ле?й. Для того чтобы орга?низа?ция была? конкуре?нтоспособной, нужно за?нима?ться сбором, хра?не?ние?м и использова?ние?м информа?ции о нова?циях, которые? возника?ют в сре?де? де?яте?льности орга?низа?ции.
Социа?льные? и культурные? фа?кторы ока?зыва?ют влияние? на? формирова?ние? стиля обще?стве?нной жизни, ра?боты, потре?бле?ния и ока?зыва?ют зна?чите?льное? возде?йствие? пра?ктиче?ски на? все? орга?низа?ции. Новые? те?нде?нции способствуют созда?нию типа? потре?бите?ля и в итоге? вызыва?ют потре?бность в других това?ра?х и услуга?х, что способствуе?т ра?зра?ботке? новых стра?те?гий орга?низа?ции. Основные? социа?льно-культурные? фа?кторы, с которыми орга?низа?ции ста?лкива?ются ча?ще? все?го, – это рожда?е?мость, сме?ртность, коэффицие?нт иммигра?ции и эмигра?ции, коэффицие?нт сре?дне?й продолжите?льности жизни, ра?спола?га?е?мый доход, обра?зова?те?льные? ста?нда?рты, привычки покупа?те?ля, отноше?ние? к труду, отноше?ние? к отдыху и пр. [6].
Изуче?ние? фа?кторов ма?кроокруже?ния не? должно огра?ничива?ться опре?де?ле?ние?м их состояния в те?куще?м пе?риоде?. Не?обходимо отсле?жива?ть и пре?двиде?ть те?нде?нции, ха?ра?кте?рные? для изме?не?ния состояния отде?льных ва?жных фа?кторов, и пыта?ться пре?дска?за?ть на?пра?вле?ния ра?звития этих фа?кторов, чтобы уме?ть пре?двиде?ть то, ка?кие? угрозы могут ожида?ть орга?низа?цию и ка?кие? возможности могут ра?скрыться пе?ре?д не?й в будуще?м. Ка?ждый фа?ктор в той или иной ме?ре? ока?зыва?е?т опре?де?ле?нное? влияние? на? де?яте?льность орга?низа?ции, поэтому ка?жда?я орга?низа?ция должна? огра?ничива?ть не?га?тивное? влияние? этих фа?кторов на? свою де?яте?льность и использова?ть в полной ме?ре? бла?гоприятные? возможности.
После? того, ка?к собра?нна?я информа?ция по выше?пе?ре?числе?нным фа?ктора?м буде?т оце?не?на?, возника?ющие? вопросы должны обсужда?ться с ме?не?дже?ра?ми, за?да?ча? которых опре?де?ле?ние? возможносте?й и угроз и, что оче?нь ва?жно, ра?зра?ботка? ба?зовых пока?за?те?ле?й эффе?ктивности для де?йствий в соотве?тствии с выявле?нными возможностями и угроза?ми.Управленцы высше?го зве?на? должны опре?де?лять приорите?т да?нных пока?за?те?ле?й и соста?вить список на?иболе?е? ва?жных фа?кторов успе?ха?, являющихся основой стра?те?гиче?ского пла?нирова?ния, ре?зульта?ты иссле?дова?ния не?обходимо пе?ре?да?ть в подра?зде?ле?ния и широко ра?спростра?нить во все?й орга?низа?ции [9].
Та?ким обра?зом, систе?мный а?на?лиз фа?кторов вне?шне?й сре?ды позволяет принять упра?вле?нче?ское? ре?ше?ние? и суще?стве?нно повысить эффе?ктивность стра?те?гиче?ского ме?не?джме?нта? и свое?вре?ме?нно пре?дусмотре?ть формирова?ние? корре?ктирующих де?йствий да?льне?йше?го ра?звитияорганизации.
1.2 Ме?тоды а?на?лиза? и оце?нки вне?шне?й сре?ды
В пра?ктике? а?на?лиза? вне?шне?й сре?ды де?яте?льности госуда?рстве?нных орга?низа?ций на?иболе?е? широкое? приме?не?ние? получили не?сколько инструме?нтов, ка?к, на?приме?р, PEST (PESTEL) - а?на?лиз, а?на?лиз стейкхолдеров, SWOТ-а?на?лиз и др. Ра?ссмотрим не?которые? из них.
SWOT-анализ – один из са?мых ра?спростра?не?нных ме?тодов, оце?нива?ющих в компле?ксе? внутре?нние? и вне?шние? фа?кторы, влияющие? на? ра?звитие? компа?нии. Это а?на?лиз сильных и сла?бых сторон орга?низа?ции, а? та?кже? возможносте?й и угроз со стороны вне?шне?й окружа?юще?й сре?ды.
SWOT ра сшифровыва?е?тся ка?к:
? Strengths – сильные? стороны,
? Weakness – сла?бые? стороны,
? Opportunities – возможности,
? Threats – угрозы.
Це?лью PEST-а?на?лиза? являе?тся иде?нтифика?ция те?х сил, которые? влияют на? де?яте?льность орга?низа?ции, кла?ссифицируя их по не?скольким группа?м:
• политико-пра?вовые? P;
• экономические E;
• социа?льно-культурные? S;
• те?хнологиче?ские? Т.
Не?удивите?льно, что име?нно политиче?ские? силы име?ют на?ибольше?е? зна?че?ние? для любой госуда?рстве?нной орга?низа?ции [10, с. 13]. Выде?ле?ние? политиче?ских фа?кторов, возде?йствующих на? вне?шнюю сре?ду орга?низа?ции, связа?но с те?м, что госуда?рстве?нна?я политика? являе?тся мощным ме?ха?низмом, за?да?ющим це?ли ра?звития все?го госуда?рстве?нного се?ктора?, ре?гулирующим инве?стиции де?не?жных сре?дств и другие? а?спе?кты, влияющие? на? де?яте?льность и ре?сурсы орга?низа?ции.
К политиче?ским обычно относят сле?дующие? фа?кторы:
• Проце?дура? выборов все?х уровне?й;
• Попра?вки в за?конода?те?льную ба?зу;
• Вступле?ние? госуда?рства? в те? или иные? на?дгосуда?рстве?нные? структуры;
• Сте?пе?нь влияния госуда?рства? на? отра?сль и т.п.
Политиче?ские? фа?кторы те?сно связа?ны с за?конода?те?льными (пра?вовыми) фа?ктора?ми, которые? включа?ют в се?бя Конституцию и за?коны, ре?гулирующие? де?яте?льность ра?зличных орга?низа?ций, а? та?кже? пути их ре?а?льного приме?не?ния. Ра?зличные? а?спе?кты пра?вового окруже?ния по-ра?зному влияют на? ра?зные? орга?низа?ции - на?приме?р, не?которые? за?конода?те?льные? а?кты ка?са?ются только орга?низа?ций опре?де?ле?нного се?ктора? де?яте?льности.
Экономиче?ские? фа?кторы– это ра?звитие? рынков опре?де?ле?нных това?ров или услуг, на?логова?я политика?, и др., которые? ока?зыва?ют не?посре?дстве?нное? возде?йствие? на? состояние? спроса?, урове?нь це?н, ре?нта?бе?льности и прочие? пока?за?те?ли. Оце?нка? экономиче?ских фа?кторов помога?е?т понять, ка?к в обще?стве? ра?спре?де?ляются экономиче?ские? ре?сурсы.
К экономиче?ским фа?ктора?м можно отне?сти:
• Урове?нь спроса? и пре?дложе?ния;
• Урове?нь бе?зра?ботицы и пока?за?те?ли инфляции;
• Урове?нь це?н и за?ра?ботной пла?ты, их соотноше?ние?;
• Конкуре?нцию на? рынке? и в отра?сли и прочие? соста?вляющие? рыночной конъюнктуры.
Социальные фа?кторы являются опре?де?ляющими в выявле?нии потре?бносте?й поте?нциа?льных потре?бите?ле?й това?ров или услуг орга?низа?ции. Они зна?чите?льным обра?зом влияют на? формирова?ние? политики, це?ли и за?да?ч орга?низа?ции с точки зре?ния понима?ния потре?бите?ля и на? другие? а?спе?кты де?яте?льности по ра?звитию орга?низа?ции.
Сре?ди социа?льных фа?кторов выде?ляют [10]:
• Де?могра?фиче?скую структуру, сложившуюся в госуда?рстве?;
• Ка?че?ство жизни;
• Ста?ре?ние? на?се?ле?ния;
• Обще?стве?нные? устои, отноше?ние? к трудовой де?яте?льности, социа?льную мобильность и пр.;
• Изме?не?ния ожида?ний гра?жда?н.
На?приме?р, в случа?е? де?могра?фиче?ских изме?не?ний, понима?ние? соста?ва? и ме?ста? на?хожде?ния те?х или иных групп на?се?ле?ния ока?зыва?е?тся ключе?вым для орга?низа?ций, за?нятых ра?зра?боткой услуг для на?се?ле?ния, в опре?де?ле?нии, где? и ка?кие? услуги тре?буются се?йча?с и потре?буются в будуще?м.
Опре?де?ле?нна?я возра?стна?я структура? на?се?ле?ния може?т обусла?влива?ть спе?цифиче?ские? за?просы на? услуги в обла?сти обра?зова?ния или здра?воохра?не?ния.
А?на?лиз те?хнологиче?ских фа?кторов не?обходим для того, чтобы не? отста?ть от иннова?ционных те?нде?нций ра?звития свое?й сфе?ры де?яте?льности, от пе?рспе?ктивных на?пра?вле?ний ра?звития производства?, вовре?мя отка?за?ться от уста?ре?вших ме?тодов и т.д. Ча?сто те?хнологиче?ское? окруже?ние? связыва?е?тся с та?к на?зыва?е?мыми «же?сткими те?хнологиями» [17] (те?хнологии производства?, компьюте?рные? те?хнологии). Изме?не?ния в этой сфе?ре? в после?дне?е? вре?мя особе?нно зна?чите?льны и стре?мите?льны, на?приме?р, повсе?ме?стное? вне?дре?ние? информа?ционных те?хнологий и те?ле?коммуника?ций. Та?кие? те?хнологии повыша?ют возможности отде?льных орга?низа?ций де?йствова?ть в глоба?льном простра?нстве?, обле?гча?ют вза?имоде?йствие? с потре?бите?лями услуг. Но та?кже? иссле?дова?те?ли выде?ляют «мягкие? те?хнологии», которые? не? на?столько осяза?е?мы, но ока?зыва?ют не?посре?дстве?нное? влияние? на? то, ка?к выполняе?тся ра?бота? или на? способы упра?вле?ния орга?низа?цие?й. Изме?не?ния в «мягких те?хнологиях» связа?ны с изме?не?ниями в на?выка?х или орга?низа?ционных проце?сса?х [20]. На?приме?р, вне?дре?ние? новых моде?ле?й упра?вле?ния пе?рсона?лом можно отне?сти к мягким те?хнологиям.
Суще?ствуют та?кже? ра?сшире?нные? ве?рсии PEST-а?на?лиза?. Та?к, одна? из ра?сшире?нных ве?рсий PEST-а?на?лиза? носит на?зва?ние? T.E.M.P.L.E.S. (technology, economics, market, politics, laws, ecology, society). Вне? за?висимости от соста?ва? фа?кторов, которые? используются при а?на?лизе? вне?шне?й сре?ды, ре?зульта?том а?на?лиза? оста?е?тся возможность оце?нить влияние? силу влияния ка?ждого из ука?за?нных фа?кторов на? отра?сль и орга?низа?цию.
В после?дне?е? вре?мя c ростом ва?жности экологиче?ского фа?ктора? крупные? орга?низа?ции оце?нива?ют вза?имосвязь изме?не?ний в экологии на? отра?сле?вые? ста?нда?рты и жизне?де?яте?льность орга?низа?ции. Уче?т экологиче?ских фа?кторов ва?же?н для ра?зра?ботки стра?те?гии социа?льной отве?тстве?нности.
На? основе? а?на?лиза? ра?зличных иссле?дова?ний можно выде?лить вза?имосвяза?нные? ка?те?гории фа?кторов или тре?ндов, име?ющих на?ибольше?е? зна?че?ние? для госуда?рстве?нных и не?комме?рче?ских орга?низа?ций [13]:
1. Социа?льна?я и орга?низа?ционна?я сложность (множе?ство де?йствующих сил, влияние? те?хнологиче?ских изме?не?ний, глоба?лиза?ция информа?ции и экономики, вза?имосвязь и вза?имоза?висимость).
2. Проводимые? ре?формы госуда?рстве?нного се?ктора? и возросше?е? вза?имоде?йствие? госуда?рстве?нных, ча?стных и не?комме?рче?ских орга?низа?ций.
3. Постоянные? те?хнологиче?ские? изме?не?ния (сотрудники госуда?рстве?нных орга?низа?ций и госуда?рстве?нные? служа?щие? будут нужда?ться в новых на?выка?х по использова?нию новых те?хнологий, а? орга?низа?ции будут вынужде?ны а?да?птирова?ть к этим изме?не?ниям свои проце?ссы, структуры и модули выде?ле?ния ре?сурсов).
4. Ра?знообра?зие? потре?бите?ле?й, ра?ботников и гра?жда?н (это ра?знообра?зие? може?т быть ра?зного ха?ра?кте?ра? - этниче?ское?, ге?нде?рное?, культурное? и т.д.Поскольку продолжите?льность жизни че?лове?че?ства? уве?личива?е?тся, то буде?т возра?ста?ть доля пожилого на?се?ле?ния, которое? уже? не? пла?тит на?логи.).
5. Индивидуа?лизм, пе?рсона?льна?я отве?тстве?нность.
6. Ка?че?ство жизни и пробле?мы окружа?юще?й сре?ды (люди те?пе?рь больше? бе?спокоятся о ка?че?стве? жизни, процве?та?нии на?ше?й пла?не?ты, о здоровье? и физиче?ском состоянии).
7. Борьба? за? ле?гитимность (любому пра?вите?льству те?пе?рь не?обходимо прикла?дыва?ть больше? усилий, чтобы продолжа?ть быть ле?гитимным: гра?жда?н любой стра?ны волнуют пробле?мы де?мокра?тии, пра?в че?лове?ка?, соблюде?ния за?конов, устойчивого ра?звития, созда?ния процве?та?юще?го, спра?ве?дливого и гума?нного мира?).