1. Сущность понятия «лидерство», лидерство в менеджменте.
Исторически лидерство было одной из старейших научных проблем исследований и экспериментов. Хотя эксперименты, связанные с лидерством, были начаты еще древними греками, сам термин «лидер» (Leader)* появился в литературе примерно с 1300 г. (Stodgill, 1974). В английском языке слово «leadership» стало использоваться более 200 лет назад, однако научное изучение лидерства и утверждение связанных с ним теорий начались лишь в XX в.
Лидерство (лидер от англ. leader – ведущий, первый, идущий впереди) разнообразно, ему дано много определений.
Вопросы лидерства рассматриваются как:
– психологические,
– философские,
– социальные,
– политические,
– управленческие и пр.
Нет конкретного определения лидерства для различных ситуаций, что объясняет многомерность лидерства, различные подходы к его анализу и распространенные заблуждения о лидерстве.
Раньше, с древних времен, вопрос лидерства заключался в том, как найти защитника, спасителя (старейшины рода, вожди племени). Историческая модель инклюзивного лидерства - это образ Пророка: Иисуса, Мухаммеда, Будды.
Постепенно подход к лидерству сместился и нашел свое место в менеджменте, где они интегрировались с потребностями крупного бизнеса и самого менеджмента. Общее (для разных сфер человеческой деятельности) определение лидерства: Лидерство-это положение (статус) человека в группе или обществе в целом, характеризующееся способностью занимающего его человека влиять на других людей, руководить ими и направлять их.
В данной статье мы рассмотрим лидерство в экономике в контексте управления бизнесом, то есть менеджмента.
Определение управленческого лидерства: Лидерство-это позиция (положение) кого-либо в организации (предприятии, компании), ее подразделении, группе, характеризующаяся способностью занимающего ее лица влиять на других людей, направляя их в своих усилиях по достижению определенных целей организации. Организационные лидеры-это люди, которые эффективно осуществляют формальное и неформальное лидерство и лидерство.
2. Разница между терминами "лидерство", "менеджмент" и "управление".
Следует помнить, что существует качественная разница между лидером и менеджером.
Лидеры и менеджеры обладают разными качествами. Самая распространенная разница в их качествах заключается в том, что менеджеры предпочитают делать вещи правильно, а лидеры предпочитают делать правильные вещи.
Университетский колледж Лондона и Ванфлит утверждают, что роль менеджера ограничивается его полномочиями и обязанностями, в то время как лидер влияет на лояльность сотрудников к своей организации. С этой точки зрения вы также можете увидеть разницу в качестве между менеджерами и лидерами. Другими словами, если мы рассматриваем лидерство как феномен более высокого порядка, то есть как феномен более высокого порядка по сравнению с функциями управления, то лидерство и функции управления будут сравниваться соответственно с положительными и отрицательными качествами. Если при отсутствии иерархии между этими понятиями лидерские и управленческие функции считать одинаково важными качествами, которыми может обладать один и тот же человек, то их анализ будет иным.
А. Залезник считает, что разница между лидерством и менеджментом отражает разницу между двумя группами функций. Беннис провел сравнение между ними и также отдал приоритет лидерству над менеджментом. Другими словами, некоторые люди думают, что лидеры и менеджеры-это разные типы людей, то есть кто-то рождается лидером, а кто-то - менеджером. Можно предположить, что эта тенденция отражает реальность соответствующей эпохи, когда функции управления были широкими, а функции лидерства - недолговечными, поэтому лидерство не было чем-то особенным или таинственным. Это не имеет ничего общего с обаянием или врожденными качествами, и это не привилегия, которой могут наслаждаться лишь немногие. Кроме того, лидерство не является ни приоритетной функцией менеджмента, ни функцией, которая может заменить менеджмент.
Коттер видит в них дополнительные черты. Ни лидерство, ни управление не являются относительными приоритетами, и обе функции должны хорошо выполняться для практического успеха организации, и поэтому необходимо признать, что каждая из этих функций имеет свои собственные области и что они взаимно усиливают друг друга. Если вы фокусируетесь только на лидерстве и игнорируете функции управления, это приводит к путанице, а если вы фокусируетесь на функциях управления с безразличием к лидерству, то направление развития теряется.
Термины "управление" и "лидерство" не означают одних и тех же действий, но они органически взаимосвязаны. Суть их взаимоотношений заключается в том, что лидерство является важным аспектом управления. По аналогии с процессами коммуникации и принятия решений лидерство-это вид деятельности, пронизывающий всю систему управления организацией.
Хотя лидерство является важной частью эффективного управления, эффективные лидеры не всегда являются эффективными менеджерами.
Основные различия между лидерством и менеджментом:
1) Управление и лидерство различны, существуют в организационной структуре интерактивного персонала. Повседневная жизнь показывает, что может возникнуть полная путаница с лидерами группы, в которой типичные характеристики менеджмента не проявляются. Например, во время дискотеки девушка или человек становится лидером танца, а другие начинают следовать за ними. Нечто подобное можно наблюдать в футбольных матчах, когда болельщик внезапно появляется среди группы активных болельщиков одной из соперничающих команд, становится лидером, влияет на других, заражает их своей страстью. Управление и его руководители могут проявляться только на месте организованных интерактивных кадровых структур, которые стабильно функционируют в течение длительного времени-предприятия, их мастерские, банки, учебные заведения и т. д.;
2) Продвижение и направление лидера и лидера происходит по-разному. Лидер, даже если он изначально был воспитан кем-то извне, в конечном итоге был одобрен группой, которую он возглавлял. Это означает, что лидеры обычно выдвигаются "снизу" и более или менее демократичны. Напротив, в большинстве случаев руководитель назначается "сверху", как бы "навязывается" организацией и т. д. Лидерство можно определить как вектор, ориентированный снизу вверх, а лидерство - как вектор, направленный в противоположную сторону. В результате преднамеренного действия формальной организации-авторизации руководитель становится руководителем организации. Лидер не является волей организации (хотя способность лидера также может быть увеличена путем делегирования власти);
3) В отличие от менеджмента, лидерство включает в себя последователей, а не подчиненных или сотрудников. Поэтому отношения "начальник-подчиненный", присущие традиционной концепции управления, заменяются отношениями "лидер-подчиненный". Человек становится лидером именно потому, что люди готовы следовать за ним. Но люди склонны следовать за теми, кто яснее и яснее умеет ставить перед собой цели и задачи, определять пути и средства их решения, и за теми, кто, как считается, способен предоставить им возможность удовлетворить свои желания;
4) Быть лидером - это не то же самое, что быть лидером. Лидерство-это больше, чем просто формальная основа. Об эффективности лидера можно судить по степени его влияния на других. Иногда эффективное лидерство может мешать формальным организациям.
Разница между управлением и лидерством: Управление можно определить как психический и физический процесс, заставляющий подчиненных выполнять возложенные на них служебные задачи и решать определенные задачи. Лидерство-это процесс, посредством которого человек влияет на членов группы. Лидер - это лицо, формально назначающее функции управления организацией, а лидер-наиболее авторитетный член группы. Лидерство приходит от власти, лидерство приходит от влияния. Действия лидера не ограничиваются никакими ограничениями власти и структуры. Часто менеджер-это лидер, абсолютно не имеющий отношения к своему служебному положению и рангу. Исследования показали, что многие менеджеры обладают лидерскими качествами, но на практике они редко проявляют их.
Отличия менеджера администратора от лидера
Менеджер как администратор Менеджер как лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
План – основа действий Видение – основа действий
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движения Дает импульс движению
Профессионален Энтузиаст
Делает дело правильно Делает правильное дело
3. Традиционные концепции лидерства.
Ученые применили три подхода к определению важных факторов эффективного лидерства (традиционные концепции лидерства):
Подход с точки зрения личностных качеств;
Способ поведения;
Ситуационный подход.
Метод изучения качеств лидера с точки зрения его личностных качеств можно проследить еще в текстах древних авторов. Они склонны определять портрет идеального правителя как составное изображение ранее успешного лидера. Ранние работы основаны на том, что лидером может быть только человек, обладающий набором специфических характеристик (качеств), изучающий их на примерах предыдущих правителей и дающий советы по поведению.
Древнейшими источниками для изучения этой теории являются индийская "Артхашастра", конфуцианское учение о правительстве, древнекитайский трактат "Дао Дэ Цзин"; труды выдающихся мыслителей древности, в частности Платона ("государство", "государственный деятель", "право") и Аристотеля ("политика"). В XIX веке теория личности" великого человека трансформировалась в Т. Карлейль разработал теорию лидерских качеств, которая фактически улучшила и изменила полную форму теории личности. Вместо этого их предшественники, указывавшие на то, что лидер должен рождаться с убеждением, что авторы новых концепций (Карлейль, Гальтон), изучавшие качества характера известных людей прошлого, также акцентировали внимание на внешних атрибутах лидерства, таких как образование, в жизни.
Лидерство стало объектом управленческих исследований, когда в начале ХХ века появилось изучение менеджмента, администрирования. Однако только в период с 1930 по 1950 год исследования лидерства получили крупномасштабную и систематическую основу. Эти ранние исследования были направлены на выявление личностных характеристик эффективных менеджеров и определение взаимосвязи между наличием специфических личностных качеств и эффективностью лидерства.
Известная Теория Качества Лидерства: теория Ф. А. Вудс; Р. Кеттел и Г. Стайс; Р. Стогдилл; Р. Манн; А. Лоутон и Э. Роуз. Лучшие лидеры обладают определенными общими для всех личностными качествами, если таковые имеются, то теория исходит из возможности определения набора универсальных лидерских качеств (физических, психологических, интеллектуальных и личностных), позволяющих сформировать лидера и группу последователей для решения задач.
Некоторые качества лидера:
- уровень интеллекта и знаний;
- честность;
- здравый смысл;
- инициатива;
- социально-экономическое образование;
- высокий уровень уверенности в себе;
- физиологические качества: рост, вес, внушительная внешность, или проницательность, спортивная энергия и состояние здоровья.
Очевидно, что существует связь между определенными качествами личности и лидерством. Но она не стабильна, что наиболее ярко подтверждается примерами физиологических качеств известных национальных лидеров в истории (Наполеон, Ленин, Рузвельт, Ганди). Например, существует небольшая положительная связь между ростом человека и вероятностью того, что он станет лидером группы.
В результате почти на всех выборах в США побеждают более высокие кандидаты. Можно сказать, что высокий человек имеет несколько больше шансов стать лидером. Однако не стоит забывать, что величайшими вождями были Наполеон, Гитлер, Ленин, Сталин и многие другие, которые не могли похвастаться высоким ростом. Изучение взаимосвязи между личностными качествами и лидерством раскрывает длинный список качеств, характерных для лидеров. Но, тем не менее, авторы теории не согласны с рядом качеств, которые обязательно отличают главных лидеров, и не могут объяснить успех лидеров с различными качествами. Подход к личностному качеству в основном изображает лидерство как односторонний процесс влияния. Признавая, что лидеры могут иметь иные характеристики, чем их последователи, теория не обращает внимания на процесс взаимодействия, определяющий статус лидера.
II. Стили руководства
1. Поведенческий подход к лидерству.
Разочарование в подходе к лидерству с точки зрения личных качеств возросло примерно в то же время, и поведенческий менеджмент начал набирать силу в теории менеджмента. Поэтому второй подход к изучению лидерства фокусируется на поведении лидера. Суть поведенческой теории лидерства: эффективность лидерства определяется не личными качествами лидера, а тем, как он ведет себя по отношению к своим подчиненным (стиль руководства, лидерство). Известная теория лидерского поведения: К. Исследование Левина, теория "X" и "Y" Д. Теория Макгрегора, Р. Теория Лайкерта, разработанная Университетом штата Огайо в классификации стилей лидерства "Управленческая сетка". Поведенческий метод закладывает основу для классификации стиля поведения менеджера. Это вносит значительный вклад в понимание сложности лидерства и его эффективности.
В то время как поведенческий подход продвигает изучение лидерства, фокусируясь на реальном поведении менеджеров, которые хотят побудить людей к достижению организационных целей, его основным недостатком является тенденция предполагать, что существует оптимальный стиль руководства.
Ранние авторы Школы поведенческих наук (School of Behavioral Sciences) утверждали, что лидеры, которые действуют демократически и рассчитывают с другими, являются наиболее эффективными в современных организациях. Однако, подводя итоги исследования с использованием этого подхода, можно сказать, что "лучшего" стиля руководства не существует.
Эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль. Недавние авторы и ученые-бихевиористы в целом признали, что ситуационный подход к лидерству необходим. "Лучший" стиль руководства варьируется в зависимости от ситуации.
2. Ситуационный подход.
Ни метод личностных качеств, ни поведенческий метод не могут определить строгую логическую связь между личностными качествами руководителя или его поведением и эффективностью руководства. Это не означает, что личные качества и поведение не важны для руководства. Напротив, они являются важной частью успеха.
Недавние исследования показали, что решающую роль в эффективности лидерства могут играть и другие факторы. К таким ситуационным факторам относятся потребности и личностные качества подчиненных, характер задачи, требования и влияние внешней среды, информация, доступная руководителям, и т. д.
Теория ситуационного лидерства была разработана в конце 1960-х годов. Суть лидерской ситуационной теории: Лидеры-Лидеры должны уметь вести себя по-разному в конкретных ситуациях. Этот подход также широко привлекателен для стилей лидерства, но основан на ситуациях, которые демонстрируют лидерские качества и навыки.
Хорошо известная Теория Ситуационного лидерства: Модель Херси-Бланшара, Ф.Модель ситуационного лидерства Фидлера, Т. Митчелл, Р. Метод пути-цели Хауса, Врум-Яттон выполняет модель принятия решений. Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личностные качества лучше всего подходят для определенных ситуаций. Их выводы предполагают, что, подобно тому как различные ситуации требуют своей собственной организационной структуры, различные способы руководства должны выбираться в зависимости от характера конкретной ситуации.
Если в теории личностных качеств доминирующим фактором лидерства является сам лидер, то в ситуационной теории эту роль играет сама ситуация. В этом случае лидерство рассматривается как функция ситуации, то есть принимается как аксиома, то есть ситуация создает лидера, а не наоборот. Потребность в том или ином лидере обусловлена временем, местом и обстоятельствами социального процесса. Лидерство группы развивается в соответствии с характером группы и задачами, которые должны быть решены.
Есть две гипотезы:
1) Каждая ситуация определяет особые качества, необходимые лидеру для эффективного действия в новых условиях;
2) Качества работника, которые в конкретном случае можно определить как лидер, сформированные его опытом работы в предыдущих ситуациях. В зависимости от обстоятельств некоторые сотрудники превосходят других в определенных качествах. В этом случае эти качества необходимы, и члены команды, обладающие этими качествами, становятся лидерами.
Например, нетрудно выяснить влияние общественно-политической ситуации в стране в тот или иной исторический период на выдвижение тех или иных экономических лидеров. Каждая новая ситуация должна проявлять определенное качество, и обычно эффективное качество в одном случае может быть нейтральным в другом и даже может мешать разрешению проблемы. Почти пятьдесят лет назад подход ситуационного лидерства вышел на арену и в значительной степени заменил характерную для того времени теорию доминирования. Однако многие теоретики настаивали и продолжают настаивать на том, что самой ситуации недостаточно для определения лидерства.