Глава 1. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика преступлений связанных с крушениями и авариями на железнодорожном транспорте.
§ 1. Криминалистическая характеристика преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Указанные преступления совершаются в форме бездействия: невыполнения соответствующих инструкций, положений, правил, регламентирующих безопасность движения и эксплуатации транспорта. Нарушения указанных правил приобретают форму активных действий, противоречащих установленным правилам, например, перевод стрелки под составом, отправление поезда на занятый перегон, проезд запрещающего сигнала, и т.д.
Наиболее общими типичными криминальными ситуациями, влияющими на организацию расследования нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, являются:
1) ситуация, когда эти нарушения повлекли тяжкие последствия: человеческие жертвы, повреждения или разрушения транспорта и др.;
2) ситуация, когда допущенные нарушения могли повлечь такие последствия, но они не наступили.
Комплексы следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в этих случаях будут значительно различаться.
Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта объединяет то, что они совершаются транспортными работниками в процессе выполнения своих служебных обязанностей.
В целях установления объективных и субъективных признаков данного вида преступлений в ходе расследования необходимо выяснить следующие вопросы:
-какие правила безопасности движения и эксплуатации транспорта нарушены;
-в чем конкретно выразилось нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, какие обстоятельства этому способствовали:
-кем персонально допущены нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта или проведен недоброкачественный ремонт транспортных средств, его должностное положение, служебные обязанности и иные обстоятельства, характеризующие личность;
-когда и где совершено преступление: на каком конкретно транспортном предприятии, на стоянке или во время рейса, на какой дистанции пути, при выполнении какого маневра и т.д.;
-умышленно или по неосторожности нарушены правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, каковы мотивы этих нарушений, не находился ли обвиняемый в момент нарушения правил в болезненном состоянии или состоянии опьянения, имел ли пред рейсовый отдых, не было ли иных обстоятельств, обусловивших его переутомление, угнетенное состояние или сон за пультом управления;
-каковы реальные и возможные последствия допущенных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, недоброкачественного ремонта транспортных средств.
Выяснение характера общественно опасных последствий преступлений предполагает точное установление числа пострадавших (погибших или получивших травмы), количества и вида разрушенных и поврежденных транспортных средств, размера материального ущерба, конкретных последствий нарушения графика движения, стоимости восстановительных и ремонтных работ.
Железнодорожные крушения и аварии с тяжкими последствиями требуют немедленного реагирования правоохранительных органов. В этих случаях, как правило, создается специальная, правительственная или ведомственная, комиссия для проведения служебного расследования.
При наличии признаков преступления возбуждается уголовное дело. Служебное расследование проводится в соответствии с Положениями о порядке служебного расследования, действующими на железнодорожном, транспорте.
По задачам расследования предварительное следствие и служебное расследование происшествия во многом совпадают, поэтому для устранения дублирования, в целях организации слаженной целенаправленной работы особое значение приобретает четкое взаимодействие следователя или следственно-оперативной группы с лицами, производящими служебное расследование. Если не создана специальная правительственная комиссия, то это могут быть начальник железной дороги, ревизор по безопасности движения, руководители соответствующих служб дорог и другие.
Такое расследование предполагает совместное согласованное планирование работы и постоянный обмен информацией о результатах расследования, а также взаимные консультации по техническим, организационным и правовым вопросам, связанным с происшествием.
Все материалы служебного расследования постановлением следователя приобщаются к уголовному делу.
В состав следственно-оперативной группы желательно включать следователей и оперативных работников, знающих специфику работы железнодорожного транспорта.
На первом этапе расследования выдвигаются и проверяются, прежде всего, следственные версии о:
-технической причине происшествия и наступления вредных последствий (наступление вредных последствий обусловливается действием как одной, так и комплекса разнородных причин. Так, неисправность оборудования ввиду некачественного ремонта, а это - техническая причина, привести к несчастному случаю);
-лицах, виновных в происшествии;
-форме вины (умысел (прямой и косвенный, ст. 25 УК РФ) и неосторожность (легкомыслие и небрежность, ст. 26 УК РФ));
-причинной связи между нарушением правил без опасности движения и эксплуатации транспорта (нарушение правил эксплуатации транспортных средств заключается в невыполнении или в ненадлежащем исполнении лицом установленных норм технической эксплуатации транспортного средства (например, эксплуатация технически неисправных транспортных средств, нарушение правил перевозки пассажиров и грузов, использование транспорта не по назначению и т.д.), и наступившими последствиями;
-наличии смягчающих и отягчающих обстоятельств в действиях обвиняемых (переутомление, болезненное состояние, не предоставление работнику пред рейсового отдыха, систематическое нарушение трудовой и технологической дисциплины, злоупотребление алкоголем и т.п.).
Конкретные версии по делу намечаются с учетом характера происшествия, наступивших последствий и поведения работников транспорта в аварийной обстановке. В числе первоначальных неотложных действий следственно-оперативной группы планируются и осуществляются:
-следственный осмотр места происшествия, поврежденного (разрушенного) транспортного средства, трупов погибших и транспортных документов, имеющих отношение к происшествию;
-освидетельствование потерпевших - следственное действие, призванное установить наличие либо отсутствие на теле человека особых отличительных примет, следов преступления либо телесных повреждений;
-судебно-медицинское освидетельствование причастных к происшествию транспортных работников с целью выявления алкогольного (наркотического) опьянения, полученных травм и определения их физического и психофизиологического состояния после происшествия;
-допрос, это следственное действие, подразумевающее под собой процесс получения показаний от подозреваемого или от свидетеля определенного события, в данном случае - свидетелей-очевидцев, и прежде всего из числа пассажиров, убывающих с места происшествия;
-допрос потерпевших, способных по своему состоянию после происшествия давать показания;
-допрос членов экипажа о причине и обстоятельствах происшествия;
-ознакомление с записями радиообмена. Радиообмен- это наземный радиопередатчик ненаправленного излучения, размещённый в точке с известными координатами и предназначенный для определения курсового угла воздушного судна, а также трансляции речевых сообщений по каналу «земля - борт», а также это процесс обоесторонней радиосвязи, в процессе которого передаются и принимаются сообщения средством использования раций;
-изучение материалов служебного расследования. Само служебное расследование представляет собой деятельность в рамках дисциплинарного производства соответствующих должностных лиц по своевременному, всестороннему, полному и объективному сбору и исследованию материалов по факту дисциплинарного проступка сотрудников (работников), либо невыполнения ими функциональных обязанностей из стадий дисциплинарного производства;
-подготовка и назначение соответствующих технических, криминалистических (трасологическая, технико-криминалистическая экспертиза документов, фоноскопическая, фототехническая), медицинских (экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная экспертиза, военно-врачебная экспертиза, экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией, экспертиза качества медицинской помощи, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы, независимая медицинская экспертиза) и других видов экспертиз;
-оперативно-розыскные мероприятия в целях проверки возникших подозрений в отношении конкретных лиц, а также выявления дополнительных свидетелей (в том числе очевидцев) из числа местных жителей и пассажиров.
Таким образом в данном параграфе рассматриваются различные ситуации, а также особенности расследование уголовных дел по преступлениям связанными на железных дорогах, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. На данном параграфе мы обратили внимание на различные ряд следственных действии, которые необходимо проводить по данным делам и изучили какие версии можно выдвинуть для решения вопросов и расследования преступлении, связанные с авариями и крушениями на железнодорожном транспорте. Также была дана криминалистическая характеристика расследования таких дел.
§ 2. Особенности расследования крушений и аварий на железнодорожном транспорте.
Рассмотрим особенности расследования крушений, происшедших как из-за столкновений поездов, так и из-за наездов подвижного состава, а также и в случае схода подвижного состава с рельсов. В первом случае расследование столкновений поездов начинается с проверки версий о непосредственной причине происшествия. Типичными версиями в данном случае могут являться следующие варианты:
- прием поезда на занятый путь (прием поезда на занятый путь – это грубое нарушение дисциплины и ПТЭ, нередко приводящее к крушениям на станциях. Основными причинами приёма являются «отсутствие контроля за неисправностью сигналов, за подготовкой сигналов и стрелок к приему и выпуску поездов, небрежное выполнение Правил технической эксплуатации линейными работниками движения» (приказ № 83/Ц от 19/III 1935 г.). Для предупреждения случаев приёма поездов на занятые пути маневры на путях, связанных с приемом поезда, должны прекращаться тотчас по получении извещения о выходе поезда с соседней станции, а входной сигнал м. б. открыт только после проверки дежурным по станции готовности маршрута для приема поезда (см. Перевод стрелки, Прием поезда). Борьба за ликвидацию случаев такого приёма является первейшей обязанностью командного состава станции) или отправление на занятый перегон. Отправлением на занятый перегон считается случай, когда при открытом выходном сигнале или по врученному машинисту разрешению на занятие перегона и по получении сигнала или указания об отправлении поезд отправился (или проследовал без остановки) и проехал выходной сигнал данного пути (а при отсутствии сигнала – предельный столбик) хотя бы частью локомотива, в то время как расположенный впереди перегон (блок-участок или стрелочно-путевой участок) занят поездом любого направления или подвижным составом;
- проезд запрещающего сигнала;
- неисправности устройств СЦБ и связи (например, отказ в работе автоматической блокировки, централизации стрелок и сигналов);
- саморасцеп автосцепки. Они могут происходить вследствие наличия на вагоне короткой или длинной цепи расцепного привода, износа деталей, составляющих контур зацепления, изгиба или излома предохранителя;
-уход вагонов на перегон или на маршрут приема и отправления поезда;
- несогласованность схем электропитания контактной сети и линий СЦБ и связи, внезапное прекращение подачи электроэнергии и необеспеченность линий резервным питанием.
О виновниках столкновения могут быть выдвинуты совершенно различные версии в зависимости от причины происшествия. Если столкновение произошло при проезде на запрещающий сигнал, приеме поезда на занятый путь или отправлении на занятый перегон, виновником происшествия может быть работник службы движения, а именно машинист поезда или его помощник, дежурный диспетчер, дежурный по станции, главный кондуктор, дежурный по посту.
Следственные версии о виновнике в случае столкновения поезда с вагонами, ушедшими на перегон, а также на маршрут приема и отправления поезда, охватывают круг лиц, которые имеют отношение к маневренной работе – это руководитель маневров, дежурный оператор по механизированной сортировочной горке, работники составительских бригад, кондукторы, члены локомотивных бригад, дежурный по путям и паркам, дежурный по станции, начальник станции, весовщик, работники локомотивного и вагонного депо и другие лица, имевшие в данном случае отношение к столкновению поездов. Под столкновением понимается столкновение ТС в ходе их движения, с элементами конструкций дороги, преградами и железнодорожным составом (как неподвижным, так и движущимся) (фото. №1).
Фото № 1. Столкновение поездов в Бельгии в результате ошибок работников службы движения.
Если столкновение произошло в результате саморасцепа автосцепки, виновниками происшествия могут быть сцепщики вагонов или работники вагоноремонтного завода, которые выпустили вагон из ремонта с дефектами автосцепки.
Первоначальными неотложными следственными действиями в случае столкновения поездов являются:
- осмотр места столкновения, поврежденных локомотивов и других единиц подвижного состава, устройств СЦБ и связи, энергоснабжения, средств ограждения остановившегося на перегоне поезда, устройств автосцепки и других объектов в зависимости от конкретных обстоятельств столкновения подвижного состава; плана формирования поездов, журнала поездных теле фонограмм, книг письменных предупреждений, актов технического осмотра подвижного состава, документов, отражающих техническое состояние устройств энергоснабжения;
-допрос свидетелей из числа транспортных работников соответствующих служб, пассажиров и других очевидцев столкновения;
-освидетельствование членов локомотивной бригады, дежурного поездного диспетчера и других работников при наличии подозрений на опьянение;
- следственные эксперименты в целях проверки видимости и слышимости путевых и поездных сигналов;
-техническая экспертиза в целях исследования средств СЦБ и связи, автосцепки и устройств энергоснабжения;
-допрос подозреваемого.
Второй случай - это наезд на железнодорожный транспорт и посторонние предметы. Под "наездом" понимают дорожно-транспортное происшествие, заключающееся в контакте механического транспортного средства с неподвижным препятствием, пешеходами, велосипедистами, животными влекущие за собой ранения или гибель (людей, животных), повреждения транспортных средств, сооружений и грузов либо иной материальный ущерб (фото №2).
В большинстве случаев наезд подвижного состава на автомашины, повозки, тракторы, комбайны и другие самодвижущиеся единицы происходит при нарушении водителями правил переезда железнодорожного пути вследствие алкогольного опьянения, либо в результате преступной самонадеянности. Наезды могут произойти также и по причине неисправности переездной сигнализации, проезда запрещающего сигнала, отсутствия необходимых путевых знаков на автогужевой дороге в районе переезда и неправомерных действий дежурного по охраняемому переезду, таких как уход с поста, сон на посту, опьянение, несвоевременное закрытие переезда и т.д.
Фото № 2. Наезд железнодорожного транспорта на автомобиль.
Причиной наезда может быть и умышленное оставление самодвижущихся единиц и других посторонних предметов на железнодорожном переезде. В зависимости от установленной в ходе расследования причины наезда выдвигаются и исследуются версии о причине неисправности переездной сигнализации, отсутствия путевых знаков в районе переезда либо о причине проезда запрещающего сигнала.
При этом учитываются следующие возможные предположения:
- переездная сигнализация вышла из строя под влиянием неблагоприятных метеорологических условий и других естественных причин (сильный порывистый ветер, обильный снегопад, размывы и др.);
- проезд запрещающего сигнала явился следствием неисправности путей или локомотивной автоматической сигнализации либо результатом халатности машиниста.
Версии о виновнике наезда включают в число возможных исполнителей преступления водителя самодвижущейся единицы, машиниста поезда, дежурного по охраняемому переезду, поездного диспетчера, сигналиста, дежурного по станции. Виновником наезда может быть также постороннее лицо.
Результаты проверки вышеназванных версий о причине и виновнике наезда, как правило, дают основание для построения версий о цели и мотивах совершения преступления. Типичными предположениями могут быть: халатность, месть, алкогольное опьянение, хулиганские побуждения, в отдельных случаях - экстремистские проявления.
Проверка указанных версий осуществляется, прежде всего, путем осмотра места происшествия, устройств переездной сигнализации, путевых знаков, повременного локомотива, транспортного средства или другого постороннего предмета, на который был совершен наезд, а также документов, характеризующих техническое состояние путевой и локомотивной сигнализации, шлагбаумов и путевых знаков в районе переезда.
В неотложном порядке производится также допрос свидетелей, оказавшихся в районе крушения. Если виновником наезда является водитель автотранспорта, необходимо подробно допросить о нем его сослуживцев и знакомых. В целях проверки состояния водителя (а в необходимых случаях машиниста поезда) и обнаружения возможных телесных повреждений, полученных в момент наезда, рекомендуется произвести их освидетельствование.
Эффективным способом проверки версий о виновнике наезда и мотивах совершения преступления являются следственные эксперименты в целях выяснения возможности видеть и слышать соответствующие путевые, локомотивные и переездные сигналы. Положительные результаты проверки указанных версий могут быть получены также при экспертном исследовании средств СЦБ и связи, неисправное состояние которых явилось причиной наезда.
Существует также ряд особенностей расследования крушений, происшедших в результате схода подвижного состава с рельсов (фото №3). Первая и главная задача расследования – это установление конкретной технической причины схода. Версиями о причине схода могут быть следующие:
-неисправность пути (уширение и сужение пути, переносы, резко выраженные углы, угон и выбросы пути, излом рельса и др.);
- неисправность стрелочного перевода (неплотное прилегание, разъединение стрелочного остряка и рамного рельса и др.);
- перевод стрелки под движущимся составом (Стрелочный перевод – устройство, служащее для перевода железнодорожного подвижного состава с одного железнодорожного пути на другой, состоящее из стрелок, крестовин и соединительных железнодорожных путей между ними; стрелка – часть стрелочного перевода, состоящая из рамных рельсов, остряков и переводного механизма, а также крестовины с подвижным сердечником при ее наличии.);
- превышение скорости движения;
- излом и другие повреждения ходовой части подвижного состава (оси колесной пары, шейки оси, спиц и бандажа, рессор, кронштейнов и др.);
- просадки пути — это местные осадки под обеими нитками рельсов или под одной стороной. В первом случае получаются при движении поезда толчки, а во втором случае перекосы, вызывающие боковое качание подвижного состава;
- падение на путь груза или деталей подвижного состава;
- превышение веса груза;
- наезд на место путевых ремонтных работ:
- наличие автогужгранспортных единиц на переезде, по сторонних предметов, умышленно наложенных на путь;
- разболчивание рельсового звена и подрыв рельса.
Исследуются также версии о причине неисправности пути или стрелочного перевода, излома ходовой части вагона, перевода централизованной стрелки под движущимся составом и т.д.
В зависимости от результатов проверки версий о причине схода выдвигаются и проверяются версии о виновнике. Им может быть:
- работник дистанции пути, не обеспечивший нормальное состояние путевого хозяйства и устройств СЦБ и связи;
- лицо, которое ответственно за перевод централизованных стрелок (например, дежурный по станции);
- машинист или его помощник, превысивший скорость движения поезда;
- член кондукторской бригады, вагонный мастер или смазчик, своевременно не обнаружившие повреждения ходовой части подвижного состава;
- лицо, руководившее погрузкой груза в вагоны;
- руководитель путевых ремонтных работ, не оградивший переносными сигнальными знаками место ремонта пути;
- водитель автотранспортного средства, нарушивший правила переезда железнодорожного пути;
- постороннее лицо или работник транспорта, умышленно совершивший наложение на путь посторонних предметов, разрушение верхнего строения пути или подрыв рельса.
При наличии данных о виновнике крушения (аварии) выдвигаются и проверяются версии о цели и мотивах совершения преступления. Типичными из них являются:
а) сход подвижного состава с рельсов - результат халатности, которая проявилась при нарушении правил технической эксплуатации;
б) условия, вызвавшие сход подвижного состава, были созданы с целью мести;
в) крушение совершено умышленно вооруженной группой.
Фото № 3. Сход подвижного состава с рельс в результате нарушений правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в г. Киров.
Для проверки версий о причине и виновнике схода подвижного состава, цели и мотивах совершения преступления необходимо в неотложном порядке осмотреть место схода и прилегающие к нему участки, локомотив и сошедшие с рельсов вагоны, стрелочные переводы, устройства СЦБ и связи, средства ограждения места путевых работ, ленту скоростемера (скоростемер является сложным многофункциональным кинематическим устройством, предназначенным для визуализации, сигнализации и регистрации на бумажной ленте целого ряда параметров локомотива: скорости движения (км/ч), давления воздуха в ТМ (кгс/см2), пройденного пути (км), показаний локомотивного светофора (ж, к-ж, к), включения свистка, нажатия рукоятки бдительности, включенного состояния автостопа, времени следования по участку), документы, отражающие техническое состояние сооружений и устройств, связанных с причиной происшествия, а в случае наложений - предметы, наложенные на путь.
К числу первоначальных неотложных следственных действий в таких случаях относится также допрос свидетелей - работников службы пути, членов локомотивной и кондукторской бригады, пассажиров и других очевидцев происшествия. Нередко в качестве неотложных действий проводятся следственные эксперименты в целях проверки видимости сигналов ограждения, правильности работы централизованных стрелочных переводов, установления времени, в течение которого можно произвести данное разрушение верхнего строения пути, а также выяснения возможности произвести такое разрушение или наложение постороннего предмета на путь одним лицом.