1. Нормативно-правовая база в области тушения пожаров и проведения АСР
Проведение аварийно-спасательных работ – неотложные действия пожарных и аварийно-спасательных расчетов по спасанию людей на пожарах, других ЧС и представляет собой совокупность мер по перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов или защите людей от их вторичных проявлений, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, а также эвакуации имущества.
АСР характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и предельным напряжением сил всего личного состава. Они проводятся непрерывно днем и ночью, в любую погоду до стабилизации положения. Это обеспечивается высокой готовностью подразделений, высокой выучкой и психологической стойкостью, устойчивым и непрерывным управлением подчиненными подразделениями и приданными формированиями и всесторонним их обеспечением.
Место и способ проведения АСР, обеспечивающий наибольшую безопасность, должны определяться в каждом конкретном случае по данным разведки, в зависимости от состояния спасаемых людей, типа объекта, состояние инженерного оборудования и коммуникаций, свойств обращающихся в них продуктов производства, а также состояния основных и запасных путей эвакуации и технической оснащенности объекта системами оповещения, аварийного освещения, дымоудаления, характера завала и тактико-технических возможностей пожарных (пожарно-спасательных) подразделений.
Законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности представляет собой многоуровневую разноплоскостную структуру, основанную на Конституции Российской Федерации. По вертикали оно построено по классическому принципу в зависимости от правовой силы актов, издаваемых нормотворческими органами.
Основные из них:
1. Федеральные законы:
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с изменениями на 30 декабря 2021 года;
- Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с изменениями на 30 апреля 2021 года;
- Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" с изменениями и дополнениями на 2 июля 2013 года;
- Федеральный закон от 6 мая 2011 г. №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» с изменениями на 30 апреля 2021 года.
2. Указы Президента Российской Федерации:
- Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» с изменениями и дополнениями от 29 июня 2020 года;
- Указ Президента РФ от 9 ноября 2001 г. №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» с изменениями от 27 октября 2011 года.
3. Постановления Правительства Российской Федерации:
- Постановление Правительства РФ от 20 июня 2005 г. №385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» с изменениями и дополнениями от 25 апреля 2019 года;
- Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. №290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2021 года;
4. ГОСТЫ:
- ГОСТ 12.3.046-91 "ССБТ. Установки пожаротушения автоматические. Общие технические требования"
- ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования" и другие.
5. Методика проведения профилактической работы в жилом секторе, документ от 30.03.2020 г. № 2-4-71-7
6. Приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 Об утверждении боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с изменениями и дополнениями от 28 февраля 2020 года.
Помимо перечисленных нормативно-правовых актов, к документам в области пожарной безопасности можно отнести также ведомственные нормативные правовые акты МЧС России, в том числе издаваемые совместно с другими органами исполнительной власти, а также приказы других федеральных органов исполнительной власти, касающиеся вопросов пожарной безопасности; законы и подзаконные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Безусловно, основополагающим нормативно-правовым актом в области пожарной безопасности является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69- ФЗ «О пожарной безопасности». Данный Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства [1].
В ст.20 указанного Федерального закона указано, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности [1].
Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Граждане имеют право на:
- защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
- возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
- участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
- получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
- участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны [1].
Граждане обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности;
- иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
- при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
- до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
- выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
- предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных и иных помещений и строений (за исключением жилых помещений), территорий, земельных участков в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений [1].
Приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» с изменениями и дополнениями от 28 февраля 2020 года утверждает боевой устав подразделений пожарной охраны.
Боевой устав подразделений пожарной охраны определяет порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации подразделениями пожарной охраны, в том числе порядок действий личного состава при тушении пожаров и проведении АСР, основные принципы управления и реагирования подразделений пожарной охраны, за исключением тушения лесных пожаров, организации тушения пожаров и проведения АСР на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы.
Положения Боевого устава распространяются на органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения, организации независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение АСР, объединенные в территориальные (местные) пожарно-спасательные гарнизоны.
Выполнение требований Боевого устава является обязательным для всего личного состава органов управления и подразделений пожарной охраны, участвующего в тушении пожаров и проведении АСР, и привлеченных к тушению пожаров и проведению АСР сил.
Подразделения пожарной охраны привлекаются для тушения пожаров и проведения связанных с ними АСР, а также для проведения АСР и других неотложных работ при ликвидации аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящим Боевым уставом, а также Порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР.
Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Тушение пожаров осуществляется в соответствии с настоящим Боевым уставом с учетом специфики зданий (сооружений), в которых произошел пожар.
Боевые действия по тушению пожаров начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными с момента восстановления боеготовности подразделения пожарной охраны к тушению пожара и проведению АСР.
В целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации проведения боевых действий по тушению пожаров с момента сообщения о пожаре и до его ликвидации проводится разведка пожара.
Боевые действия по тушению пожаров включают следующие этапы:
а) боевые действия по тушению пожаров, проводимые до прибытия к месту пожара:
- прием и обработка сообщения о пожаре;
- выезд и следование к месту пожара;
б) боевые действия по тушению пожаров, проводимые на месте пожара:
- прибытие к месту пожара;
- управление силами и средствами на месте пожара;
- разведка пожара;
- спасение людей;
- боевое развертывание сил и средств;
- ликвидация горения;
- проведение АСР, связанных с тушением пожара, и других специальных работ;
в) боевые действия по тушению пожаров, проводимые после тушения пожара:
- сбор и следование в место постоянной дислокации;
- восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны.
Для проведения боевых действий по тушению пожаров личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, привлеченными к проведению боевых действий по тушению пожаров силами, используются следующие средства:
а) пожарная техника:
- мобильные средства пожаротушения (ПА, пожарные самолеты, вертолеты, пожарные поезда, пожарные суда, приспособленные технические средства (тягачи, прицепы и трактора), пожарные мотопомпы);
- первичные средства пожаротушения (переносные и передвижные огнетушители, пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания, генераторные огнетушители аэрозольные переносные);
- установки пожаротушения;
- средства пожарной автоматики (извещатели пожарные, приборы приемно-контрольные пожарные, приборы управления пожарные, технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные, системы передачи извещений о пожаре, другие приборы и оборудование для построения систем пожарной автоматики);
- пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы);
- средства индивидуальной защиты людей при пожаре (средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения и средства индивидуальной защиты пожарных) и средства спасения людей при пожаре (индивидуальные и коллективные);
- пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный);
б) вспомогательная техника;
в) аварийно-спасательная техника (аварийно-спасательные автомобили, мотоциклы, мотовездеходы, беспилотные летательные аппараты, робототехнические комплексы, плавательные средства);
г) огнетушащие вещества;
д) источники противопожарного водоснабжения (естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы);
е) инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим;
ж) специальные системы и средства связи и управления проведением боевых действий по тушению пожаров;
з) другое имущество, оборудование и инструменты, находящиеся на вооружении подразделений гарнизона.
Основным видом пожарной техники, используемой подразделениями пожарной охраны, являются пожарные автомобили (далее – ПА), которые в зависимости от назначения подразделяются на основные и специальные.
Вспомогательной техникой, используемой подразделениями пожарной охраны, являются автотопливозаправщики, водовозы, передвижные авторемонтные мастерские, диагностические лаборатории, автобусы, легковые, оперативно-служебные и грузовые автомобили, а также другие специализированные транспортные средства.
Основные и специальные ПА должны обеспечивать выполнение следующих функций:
- доставка к месту пожара личного состава пожарной охраны, огнетушащих веществ, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных и самоспасания пожарных, пожарного инструмента, средств спасения людей;
- подача в очаг пожара огнетушащих веществ;
- проведение АСР, связанных с тушением пожара;
- обеспечение безопасности выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.
Основные ПА подразделяются на ПА общего применения (для тушения пожаров в городах и сельских населенных пунктах) и ПА целевого применения (для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах и на других пожароопасных производственных объектах).
Специальные ПА должны обеспечивать выполнение специальных работ при тушении пожаров и проведении АСР, регламентируемых Боевым уставом.
Выезд подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров осуществляется в следующих случаях:
- при поступлении сообщения о пожаре по средствам связи;
- при непосредственном обращении заявителя в подразделение пожарной охраны;
- по внешним признакам пожара;
- при срабатывании пожарной сигнализации, приемно-контрольные приборы которой выведены непосредственно в подразделение пожарной охраны.
Говоря о требованиях пожарной безопасности при проектировании здании (сооружений), следует отметить, что в соответствии с ч.5-7 ст.15 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" проектные значения параметров и другие проектные характеристики здания (сооружения), а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности в проектной документации должны быть установлены таким образом, чтобы в процессе строительства и эксплуатации здание (сооружение) было безопасным для здоровья и жизни граждан (включая инвалидов и другие группы населения с ограниченными возможностями передвижения), имущества физических или юридических лиц,, окружающей среды, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений. Соответствие проектных значений параметров (иных проектных характеристик) здания (сооружения) требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и соответствующих стандартов (сводов правил). При отсутствии таких требований соответствие проектных значений и характеристик здания (сооружения) требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности с учетом исходных данных для проектирования, в том числе результатов инженерных изысканий, должны быть обоснованы одним (несколькими) способом (-ами) [2].
При этом согласно ст.17 ФЗ "Технический регламент о безопасности здания и сооружений" для обеспечения пожарной безопасности здания (сооружения) в проектной документации должны быть обоснованы:
- противопожарный разрыв или расстояние от проектируемого здания или сооружения до ближайшего здания, сооружения или наружной установки (для линейных сооружений - расстояние от оси трассы до населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, лесных массивов, расстояние между прокладываемыми параллельно друг другу трассами линейных сооружений, размеры охранных зон);
- принятое разделение здания или сооружения на пожарные отсеки;
- принимаемые значения характеристик огнестойкости и пожарной опасности элементов строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения;
- характеристики или параметры систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения), а также автоматического пожаротушения и систем противодымной защиты;
- меры по обеспечению возможности проезда и подъезда пожарной техники, безопасности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, параметры систем пожаротушения, в том числе наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;
- расположение, габариты и протяженность путей эвакуации людей (в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при возникновении пожара, обеспечение противодымной защиты путей эвакуации, характеристики пожарной опасности материалов отделки стен, полов и потолков на путях эвакуации, число, расположение и габариты эвакуационных выходов;
- организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения в процессе их строительства и эксплуатации [2].
2 Тушение пожаров в многоквартирном доме
При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ силами подразделений пожарной охраны, привлеченными силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) проводятся необходимые действия для обеспечения безопасности людей, спасения имущества, в том числе:
- проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (ЧС);
- создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;
- использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;
- ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
- охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);
- эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи;
- приостановление деятельности организаций, оказавшихся в зонах воздействия опасных факторов пожаров, опасных проявлений аварий, если существует угроза причинения вреда жизни и здоровью работников данных организаций и иных граждан, находящихся на их территориях.
Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара – прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.
При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.
При пожаре в жилых зданиях возможны:
• угроза людям, находящимся на этажах, наличие среди них не способных к самостоятельному передвижению и эвакуации (больные, престарелые, малолетние дети и др.);
• наличие значительных культурно-материальных ценностей;
• быстрое распространение горения по сгораемым конструкциям и материалам на большие площади;
• задымление лестничных клеток, коридоров, холлов и других путей эвакуации;
• высокая температура внутри помещений подвала и помещений, не имеющих оконных проемов, наличие в них складов различных материалов и веществ, электрических, газовых и других коммуникаций;
• распространение огня в вышерасположенные этажи через неплотности и отверстия в перекрытиях, вентиляционные каналы, шахты, люки, другие коммуникации, а также путем прогрева железобетонных, металлических конструкций или выброса огня через окна и проемы;
• деформация, обрушение строительных конструкций;
• образование и взрывы (вспышки) горючих смесей с воздухом, продуктов пиролиза и неполного сгорания;
• взрывы транспортных и бытовых баллонов с горючими газами, а также емкостей с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ) и горючими жидкостями (ГЖ);
• сложность и трудоемкость подачи средств тушения в верхние этажи здания;
• недостаток воды для целей пожаротушения;
• загромождение подъездов к зданию и отсутствие благоустроенных дорог;
• нарушение энергоснабжения противопожарных систем и устройств, электрооборудования по управлению движения лифтами с остановкой их, как правило, на этаже пожара;
• сложность установки автолестниц и автоподъемников для проведения работ по спасению людей, применения иных технических средств спасения и тушения пожара;
• сложность ликвидации очагов горения в завалах из-за наличия воздушных карманов, образовавшихся в результате обвалов.
Подразделения пожарной охраны, прибывающие к месту пожара, одновременно с проведением разведки пожара организуют спасение людей и приступают к выполнению других видов действий по тушению пожаров в порядке важности и неотложности выполнения при наличии необходимых сил и средств.
2.1 Ликвидация горения
Ликвидация представляет собой ряд действий личного состава, направленных на полное прекращение горения без возможности повторного загорания.
Время наступления ликвидации пожара будет напрямую зависеть от некоторых факторов:
1) Оставшаяся площадь огня на момент локализации.
2) Тактические возможности задействованных подразделений.
3) Достаточность сил и средств.
4) Отсутствие внешний факторов способных увеличить площадь даже после наступления локализации (взрыв баллонов, шквальный ветер, выход из строя водоснабжения и т.п.).
Ликвидация пожара может продолжаться как от нескольких минут после локализации так и до нескольких суток, более того, тушение лесных пожаров может затягиваться на весь пожароопасный период, который длится несколько месяцев.
Как показывает практика в работе по тушению пожаров решающий фактор это грамотная расстановка сил и средств и правильное решающее направление, то есть, успех тушения зависит на 60% от руководителя тушения.
При ликвидации горения участниками боевых действий по тушению пожаров проводятся действия, непосредственно обеспечивающие прекращение горения веществ и материалов при пожаре, в том числе посредством подачи в очаг пожара огнетушащих веществ.
Для ограничения развития пожара и его ликвидации проводятся:
- своевременное сосредоточение и ввод в действие требуемого количества сил и средств;
- быстрый выход ствольщиков на боевые позиции;
- организация бесперебойной подачи огнетушащих веществ.