Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Адаптивная физическая культура детей с ДЦП

baby_devochka 1675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.06.2022
Гипотеза исследования: Предполагается, что применение программы адаптивной физической культуры (адаптивное физическое воспитание, физиче-ская реабилитация, двигательная рекреация) в условиях специализированной школы-интерната будут способствовать улучшению функционального состоя-ния опорно-двигательного аппарата, улучшению координации и мелкой мото-рики у детей с церебральным параличом. Объект исследования: адаптивная физическая культура детей с детским церебральным параличом. Предмет исследования: влияние средств и методов адаптивной физиче-ской культуры на двигательные способности детей с ДЦП. Цель исследования: Разработка и научное обоснование програм-мы адаптивной физической культуры, направленной на коррекцию двигатель-ных и функциональных нарушений детей с церебральным параличом в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. Для решения указанной цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить особенности адаптивной физической культуры детей с дет-ским церебральным параличом. 2. Разработать и реализовать программу адаптивной физической культу-ры детей с детским церебральным параличом. 3. Оценить влияние средств и методов адаптивной физической культуры на развитие двигательно-координационных способностей детей с детским цере-бральным параличом. Методической и теоретической основой исследования являются: - комплексный подход к реабилитации инвалидов с детским церебральным параличом (JI.O. Бадалян, К.А. Семенова, Н.М. Махмудова, С.А. Бортфельд, Е.М. Мастюкова, JI.M. Шипицына, И.И. Мамайчук, Г.В. Дремова, М.Н. Гонча-рова); - основы общей физиологии в вопросах формирования двигательной сфе-ры человека в норме и при ДЦП (И.М. Сеченов, Н.А. Тих, Н.И. Касаткин); - основы общей, коррекционной педагогики и психологии (В.А. Сухомлинский, Л.И. Божович, Н.П. Вайзман, А.С. Белкин); основы теории развивающего обучения (Л.C. Выготский, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер); - основы теории и методики физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев) и адаптивной физической культуры (С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, Л.В. Шапкова); - основы физической и бытовой реабилитации, в т.ч. формирования двига-тельных навыков (С.Н. Попов, В.А. Шинкаренко, Н. Ф. Дементьева, А.А. Наумов, Г.В. Карепов, Н.А. Бернштейн, B.L. Baker, A.J. Brightman); Цель и задачи исследования определили использование следующих мето-дов исследования: 1) теоретических — анализ, синтез, сравнительно-сопоставительный метод и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования, моделирование; 2) практических – наблюдение, экспе-римент; тестирование, методы математической статистики. Базой исследования являлось Областное государственное казенное обще-образовательное учреждение «Шуйская коррекционная школа-интернат», г. Шуя. В исследовании принял участие испытуемые в возрасте 12 лет со спасти-ческой формой детского церебрального паралича в количестве 15 человек (экс-периментальная группа) и 15 детей с ДЦП, но не занимающихся в группе адап-тивной физической реабилитации.
Введение

Актуальность исследования. Как свидетельствует мировой и отечествен-ный опыт, постоянно наблюдается тенденция к увеличению числа инвалидов с детским церебральным параличом (ДЦП). Так, по данным ВОЗ в 1962 г. зареги-стрировано 0,4 случая на 1000 детей, в 1982 эта цифра составила 5,6 , а в 1992 - 9 случаев на 1000 детей. С начала 2000 г. по настоящее время регистрируется от 13 до 15 случаев ДЦП на 1000 новорожденных (К.А. Семенова, М.Н. Никитина, Н.М. Махмудова и др.), при этом по частоте встречаемости на первый план вы-ходят спастические формы. Возрастающее число инвалидов с ДЦП делает про-блему врачебного контроля в их адаптивной физической реабилитации особен-но актуальной [8, 9, 11, 40 и др.]. Адаптивная физическая культура занимает ведущее место в социальной интеграции и комплексной реабилитации инвалидов с церебральными парали-чами, поскольку является естественно-биологическим методом терапии, спо-собствующим более быстрому восстановлению функций опорно-двигательного аппарата и позволяющим эффективно развивать навыки бытового самообслужи-вания (Л.М. Шипицина, 2001; А.А. Потапчук, 2003; В.Т. Кожевникова, 2005; И.П. Машаду, 2006; Е.Л. Солодова, 2007) [44, 36, 18, 27, 24 и др.]. Адаптивная физическая культура наиболее эффективна в работе с ДЦП ранней и средней ре-зидуальной стадии, в поздней резидуальной стадии эффективны лишь медика-ментозные средства. В течение многих лет как отечественными, так и зарубеж-ными исследователями были предложены различные средства адаптивной физи-ческой культуры инвалидов с церебральными параличами, большинство из ко-торых построено по принципу онтогенетической последовательности упражне-ний, то есть в последовательности, соответствующей развитию движений ребен-ка от рождения до момента обретения навыка ходьбы (С.А. Бортфельд, Е.М. Мастюкова, И.В. Ганзина, М.Н. Гончарова, Н.А. Гросс, К. и Б. Бобат, Р. Бран-коу, В. Войта и др.).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 6 1.1. Современное состояние вопроса адаптивной физической культуры детей с ДЦП 6 1.2. Современные подходы к АФК детей с ДЦП 13 1.3. Средства и методы адаптивной физической культуры детей с ДЦП 26 ГЛАВА II. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 32 2.1 Организация и методы исследования 32 2.1. Структура и содержание программы улучшения координации и мелкой моторики у детей с ДЦП средствами адптивной физической культуры 34 2.3. Анализ эффективности применяемой программы коррекции двигательных нарушений детей с ДЦП средствами АФК 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 53 БИБЛИОГРАФИЯ 58 ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Список литературы

1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским цере-бральным параличом): методическое пособие под ред. А.А. Потапчук. - СПб.:ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2014. – 234 с. 2. Айшевуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: пер. с англ. М.: Педагогика, 1991. - 88 с. 3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным па-раличом [Электрон, ресурс] Е.Ф. Архипова. Адрес доступа: www.pedlib.ru. 4. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. Киев: Здоровья, 1988. 426 с. 5. Бернштейн Н.А. О построении движений Н.А. Бернштейн. М.: Мед-гиз, 1947.-256 с. 6. Бортфельд А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. М.: Просвещение, 2012. С. 244-248. 7. Бронников В.А. Обучение социально-бытовым навыкам детей с тя-желыми психоневрологическими заболеваниями: методические указания В.А. Бронников, А.А. Наумов г.Березники: Сфера, 2012. 8. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением ЦНС и ДДП К.А. Семенова. М.: Закон и порядок, 2007. 384 с. 9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций Л.С. Выгот-ский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 500 с. 10. Ганзина И.В. Система рекреативно-восстановительных мероприятий в социальной адаптации инвалидов с последствиями детского церебрального па-ралича: автореф. дис... канд. пед. наук И.В. Ганзина. М., 1997. 25 с. 11. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения РФ в 2012 году» [Электрон, ресурс] Режим доступа: www.lawmix.ru. 12. Дерябина Г.И. Коррекция двигательных нарушений средствами фи-зической культуры у инвалидов 11-14 лет с детским церебральным параличом: автореферат дис канд. пед. наук/ Г.И. Дерябина. Тамбов, 2005. 22 с. 13. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. М.: Советский спорт, 2000. 240 с. ил. 14. Иваницкая И.Н. Детский церебральный паралич (обзор литературы) И.Н. Иваницкая//Альманах «Исцеление». М., 1993. 41-65. 15. Исанова В.А. Нейрореабилитация: руководство по медико-социальной и педагогической реабилитации. М.,2015. 288 с. 16. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских параличах. - Ка-зань: Плутон, 2004. 272 с. 17. Кнупфер X. Как помочь ребенку, больному церебральным парали-чом: Руководство для родителей, педагогов и физиотерапевтов X. Кнупфер, Ф.В. Ратке. Марбург,1994. 125 с. 18. Кожевникова В.Т. Методика «мяч-батут-растяжеиие» в комплексном лечении больных со спастической диплегией в поздней резидуальной ста-дии/В.Т. Кожевникова//ЛФК и массаж. 2002. 216-220 с. 19. Коррекция двигательных нарушений при детских церебральных па-раличах под ред. В.В. Текорюс. М.: Медицина, 1987. 6-18. 20. Курдыбайло Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической куль-туре: учебное пособие/ Ф. Курдыбайло, СП. Евсеев, Г.В. Герасимова; под ред. д.м.н. Ф. Курдыбайло. М.: Советский спорт, 2004. 184 с. 21. Кухтина Э.И. Медицинские аспекты формирования качества жизни детей инвалидов с детским церебральным параличом. Пенза, 2006. 41-42. 22. Леонтьев М.А. Двигательная реабилитация инвалидов с нарушением локомоторной функции вследствие параличей и парезов: методические реко-мендации для врачей, методистов и инструкторов ЛФК [Электрон, ресурс]/ М.А. Леонтьев, М.М. Малашенко. доступа: http://sci-rus.com. 23. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура. [Элек-трон, ресурс]. Адрес доступа: http://www.wwww4.com/w2830/972368.htm. 24. Лечебная физкультура и врачебный контроль - Епифанов В.А. - Учебник - [Электрон, ресурс]. Адрес доступа: www.booksmed.com/lechebnaya-fizkultura/1591-lechebnaya-fizkultura-i-vrachebnyj-kontrol-epifanov-uchebnik.htm. 25. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным пара-личом Е.М. Мастюкова. М.: Просвещение, 2011. 24-26. 26. Машаду И.П. Влияние средств адаптивной физической культуры на физическое состояние детей с церебральным параличом И.П. Машаду, А.А. Потапчук X Российский национальный конгресс «Человек и его здоровье». СПб., 2005. 260. 27. Мякишева Н.А. Физическая реабилитация детей с последствиями ДЦП в условиях спортивно-игрового центра автореф. дис. канд. пед. наук Н.А. Мякишева. РГАФК. М., 2000. 26 с ил. 28. Натали Уэйстрайх. Основные методы физической реабилитации больных с двигательными нарушениями Н.Г. Уэйстрайх. 1997. 92-93. 29. Наумов А.А. Обучение ребенка с ДЦП социально-бытовым навыкам: методические указания А.А. Наумов. Березники, 1999. 18 с. 30. Нечаева Н.В. Организация и проведение физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди инвалидов за рубежом (обзорная информация) Н.В. Нечаева, Ю.С. Сыромолотов. М.: ЦООНТИ, 1988. 31. Перхурова И.С. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы ее коррекции. И.С. Перхурова, В.М. Лузинович, Е.Г. Сологубов. М., 1996. 242 с. 32. Приходько О.Г. Воспитание и обучение детей ранне-го дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. О.Г. Приходько Специальная дошкольная педагогика. М., Академия, 2015.- 192 с. 33. Семенова К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. М.,2011.- 199. с. 34. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских цере-бральных параличах К.А. Семенова. М.: Медицина, 1976. С. 3-30. 35. Семенова К.А. Медицинская реабилитация больных детским цере-бральным параличом и социальная адаптация/ К.А. Семенова, Н.М. М.: М: Ма-хмудова. Ташкент: Медицина, 1979. 480-487. 36. Солодова Е.Л. Современные технологии реабилитации детей до-школьного возраста с церебральным параличом: автореф. дис. канд. мед. наук Е.Л. Солодова. СПб., 2007. 19 с. 37. Средства, формы, методы лечебной физической культуры в реабили-тации лиц с отклонениями в состоянии здоровья. [Электрон, ресурс] - Адрес до-ступа: http://books.tr200.org/v.php?id=1813296. 38. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 1 под общей ред. проф. СП. Евсеева. М.: Советский спорт, 2002. 448 с. 39. Физическая реабилитация детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата: учебник для студентов, обучающихся в высших учеб-ных заведениях по Государственному образовательному стандарту 022500 «Фи-зическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура), под ред. Н.А. Гросс. М.: Советский спорт, 2000. 40. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы - [Электрон, ресурс] Адрес доступа: http: // www.sportkniga.kiev.ua/ product/1748/1.htm. 41. Царик А.В. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: норматив-ные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомен-дации: учебно-методическое пособие А.В. Царик. М.: Советский спорт, 2000. 592 с. 42. Цукер М.Б. Основы невропатологии детского возраста М.Б. Цукер. 1961. 280 с. 43. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное посо-бие под ред. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2004. 464 с. ил. 44. Шипицина Л.М. Детский церебральный паралич Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. 272 с. 45. Шпак Л. Индивидуальное обучение плаванию детей с последствиями детского церебрального паралича: автореф. дис... канд. пед. наук Л. Шпак. СПб, 2002. 27 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 1.1. Современное состояние вопроса адаптивной физической культуры детей с ДЦП В структуре детской инвалидности лидирующее положение (от 30% до 70%) занимает детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание, приводя-щее к ранней инвалидизации. Детский церебральный паралич (ДЦП) – поли-этиологическое заболевание анте- и перинатального периода, проявляющееся двигательными, психическими и речевыми нарушениями, в центре которых ле-жит сложная патология постуральных рефлексов [1]. В современных условиях отмечается увеличение частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта, тяжелыми инвалидизирующими заболеваниями. По мнению экспертов Всемирной органи-зации здравоохранения (ВОЗ) в среднем 10% всего населения земного шара со-ставляют инвалиды, из которых 150 млн. - дети [7,13]. По данным Министер-ства здравоохранения частота перинатальных поражений центральной нервной системы (ППЦНС) составляет 7,5-22,4% в структуре заболеваемости детей этой возрастной категории. Это положение определяется как социальное явление, имеющее тенденцию к росту. [11]. Число детей, рождающихся с заболеваниями нервной системы, приводящие к тяжелой инвалидизации не сокращается, а име-ет тенденцию к неуклонному росту. ППЦНС составляют 60-80% среди всех неврологических заболеваний детей раннего возраста [11]. Часто в ранний пери-од многие неврологические симптомы остаются малозаметными и клинически не выявляются, однако, в последующем оказывают существенное влияние на нервно-психическое развитие ребенка [21,с.12]. В развитых странах частота ДЦП составляет 2,5-5,9 на 1000 родившихся [20]. При этом одни авторы отмечают тенденцию к снижению данной патологии за счет улучшения акушерской помощи, лечебных мероприятий и профилактики осложнений [21], а другие считают, что на протяжении ряда лет частота ДЦП остается стабильной [24], что, вероятно, связано с поражением нервной системы преимущественно в пренатальном периоде. Вместе с тем большинство авторов постулируют увеличение частоты встречаемости заболевания [22,24,41 и др.], объясняя этот факт снижением смертности среди недоношенных и новорожден-ных детей с низкой массой тела, риск развития ДЦП у которых достаточно вы-сок. Так, у младенца, родившегося недоношенным с массой тела менее 1500 г, риск развития ДЦП в 20-30 раз превышает таковой в общей популяции ново-рожденных детей [41,с. 26]. Анализ литературы показывает, что до настоящего времени нет единого мнения о происхождении ДЦП, методах восстановительного лечения, термино-логии. При этом следует отметить, что на заседании VIII пересмотра ВОЗ в Оксфорде в 1958 году был утверждено определение этого термина: «ДЦП – не-прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, кото-рые ведают движениями и положением тела; заболевание приобретается на ран-них этапах развития головного мозга» [28,с.92]. В свете современных представлений о происхождении и клинике резиду-альных нервно-психических расстройств у детей, ДЦП следует рассматривать, как одну из форм резидуальной нервно-психической патологии сложного генеза. Несмотря на то, что этот термин не отражает многообразия и сущности невро-логических нарушений, тем не менее, его широко используют в литературе, по-скольку другого определения, всесторонне характеризующего эти патологиче-ские состояния, до настоящего времени не предложено. Объединение их в нозо-логическую группу позволяет планировать организационные мероприятия, направленные на раннюю диагностику, лечение и реабилитацию детей с ДЦП, так как данная проблема имеет не только медицинское, но и социальное значе-ние [15, с. 43]. Специфической терапии ДЦП не существует, причем имеющиеся в насто-ящее время способы лечения не приносят ожидаемого результата. По мнению ряда авторов, не разработано достаточно действенных методов реабилитации для больных с резидуальной стадией ДЦП [1, 30]. Общепринятое лечение во многих странах основывается на кинезотерапии, педагогической коррекции, ор-тезировании и применении вспомогательных технических средств [31, 32]. В связи с вышесказанным, поиск новых, более эффективных методов реа-билитации, обеспечивающих принципы комплексности, преемственности, дли-тельности и разработка организационных мероприятий необходимы, обоснова-ны, вполне оправданы и актуальны. Первое клиническое описание ДЦП было сделано английским врачом-хирургом В.Д.Литтлем (1810-1894). Термин «церебральный паралич» был впервые введен Зигмундом Фрейдом в 1893 г., и объединяет он группу различ-ных синдромов, возникающих в результате недоразвития мозга, его поврежде-ния на различных этапах онтогенеза, характеризующихся неспособностью со-хранять нормальную позу и выполнять произвольные движения [42, с.134]. Мозговой органический дефект, составляющий основу ДЦП, возникает рано, в период незавершенного процесса формирования основных структур и механиз-мов мозга, что обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств. Степень психических расстройств варьирует от лег-ких нарушений в эмоциональной сфере до тяжелого интеллектуального недо-развития. Особенностью психического развития при ДЦП является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер. В структуре интеллекту-ального дефекта корковые расстройства сочетаются с церебрастеническими и психоорганическими синдромами [4, с. 35]. Умственная отсталость при ДЦП встречается в 25-40% случаев. Поражение двигательных и ряда других центров головного мозга отражается на активности мышц конечностей, головы, шеи или туловища. Выраженность симптоматики зависит от распространенности пора-жения мозга и также варьирует от легкой, до чрезвычайно тяжелой, приводящей к полной инвалидности. Могут наблюдаться эпилептические припадки, трудно-сти восприятия и обучения. Иногда отмечаются патологические изменения со стороны зрения, слуха, которые усугубляют степень задержки психо-моторного развития [37,с.10]. Определение ДЦП исключает прогрессирующие наследственные заболевания нервной системы, в том числе различные метаболические дефекты, поражения спинного мозга и периферических нервов [39,с.44]. Об этиологии ДЦП существует много различных мнений. Во многих слу-чаях истинная причина ДЦП остается неизвестной. К числу пренатальных (до-родовых) причин относятся инфекции во время беременности, преэклампсия (поздний токсикоз беременности), несовместимость матери и плода по резус-фактору крови. Другими, причем нередкими, причинами ДЦП служат прежде-временные роды, асфиксия новорожденного и родовая травма. При очень низ-ком весе новорожденного вероятность заболевания значительно увеличивается. Анализ причин, приводящих к возникновению ДЦП, показал, что в большин-стве случаев выделить одну из них не представляется возможным, так как часто отмечается сочетание нескольких неблагоприятных факторов, как в периоде бе-ременности, так и в родах [16,с.37]. Еще 30 лет назад К.А. Семеновой с соавто-ром были приведены данные о влиянии экстрагенитальных заболеваний матери на плод, о значении инфекций в поражении мозга плода, в развитии аутоиммун-ных реакций, вызывающих дистрофические процессы в мозге [35,с.480]. Соот-ношение пренатальных и перинатальных факторов поражения мозга при ДЦП, по мнению разных авторов, колеблется: пре-перинатальные причины цере-брального паралича варьируют от 35 до 60%, интранатальные – от 27 до 54%, постнатальные - от 6 до 25% [41, 44, 45]. В каждом третьем случае причину це-ребрального паралича установить не удается [14, 45]. В литературе описано бо-лее 400 факторов, влияющих на ход нормального внутриутробного развития, причиной же возникновения церебральной патологии в 70 - 80% случаев явля-ется воздействие на мозг комплекса вредных факторов [12,44]. Эпидемиологи-ческое исследование И.М. Волкова выявило зависимость возникновения цере-брального паралича от возраста матери: наибольшее число рожениц (60,8%) были в возрасте от 19 до 30 лет, 29,2% – от 30 до 39 лет, 3,1%- старше 40 лет, 6,9% матерей были моложе 18 лет. У 29,5% матерей, имеющих ребенка с ДЦП, беременность протекала с осложнениями: неукротимая рвота была у 15,5%, нефропатия – у 6,75%, угроза прерывания – у 6,45% [45]. К внутриутробным вредностям, прежде всего, относят острые или хронические экстрагенитальные заболевания матери, в первую очередь гипертоническую болезнь, пороки серд-ца, анемию, ожирение, сахарный диабет и другие [11], имеющие место при це-ребральном параличе в 40% наблюдений. Другими "материнскими" факторами перинатального риска являются прием лекарств во время беременности (10%), профессиональные вредности (1-2%), алкоголизм родителей (4%), стрессы, пси-хологический дискомфорт (2-6%), физические травмы во время беременности (в 1-3,88%). Большое значение в этиологии ДЦП придается влиянию на плод раз-личных инфекционных агентов, особенно вирусного происхождения [11]. Определенная роль в возникновении ДЦП отводится нарушениям нор-мального течения беременности на различных ее сроках. Токсикозы беременно-сти наблюдались в анамнезе у 41-75% матерей [8, с. 69]. Среди других факторов риска, связанных с неблагополучным течением беременности, выделяют маточ-ные кровотечения, нарушения плацентарного кровообращения, предлежание плаценты или ее отслойка. Подобные осложнения беременности имели место в 2-13% наблюдений [7]. К одним из наиболее предрасполагающих факторов к развитию церебрального паралича большинство отечественных и зарубежных авторов относят преждевременные роды. Недоношенность имеет большой удельный вес в анамнезе больных ДЦП [8, с 140]. ДЦП коррелируется и с низ-кой массой тела плода. Исследования показали, что у 43-50% детей с неболь-шой массой тела при рождении в дальнейшем развивается церебральный пара-лич [28]. По данным ряда авторов, одной из причин патологии ЦНС является иммунологическая несовместимость матери и плода (АВО- и резус-несовместимость) [21]. Большинство указанных неблагоприятных факторов пренатального пери-ода ведет к внутриутробной гипоксии плода и нарушению маточно-плацентарного кровообращения. Кислородная недостаточность угнетает синтез нуклеиновых кислот и белков, что приводит к структурным нарушениям эм-брионального развития. Развитие эмбриона в условиях гипоксии может быть предрасполагающим фактором к развитию церебрального паралича [15]. К факторам высокого риска развития ДЦП относятся различные осложне-ния в родах: это слабость сократительной деятельности матки во время родов (23,6%), стремительные роды (4%), кесарево сечение (11,36%), затяжные роды (24%), длительный безводный период (5%), ягодичное предлежание плода (5 - 6,25%), длительный период стояния головки в родовых путях (5%), инструмен-тальное родовспоможение (5 - 14%). При этом следует учитывать, что при наличии расстройств внутриутробного развития ребенка роды очень часто име-ют тяжелое и затяжное течение. З.Фрейд считал, что не ДЦП является следстви-ем родовой аномалии, а скорее, наоборот, предшествующее поражение мозга у плода является причиной натальной аномалии [12]. Таким образом, создаются условия для возникновения механической травмы головы и асфиксии, являю-щихся, по существу, вторичными факторами, вызывающими дополнительное расстройство первично пораженного мозга. До недавнего времени родовая ас-фиксия считалась ведущей причиной поражения мозга у детей [29,с.12]. По дан-ным разных авторов, она отмечена в анамнезе у 14 - 65% детей с ДЦП, в то время как среди здоровых - 3,2% [29]. Изучение анамнеза детей, перенесших родовую асфиксию, показало, что у большинства из них (75%) был крайне не-благоприятный фон внутриутробного развития, отягощенный факторами риска хронической гипоксии. Исходя их этого, вероятно, что доминирующее значение в патологии плода и новорожденного имеет не столько острое воздействие на мозг в процессе родов, сколько предшествующее внутриутробное изменение структур мозга под влиянием многочисленных неблагоприятных факторов [43]. Однако, даже при наличии тяжелой родовой асфиксии причинная связь с раз-вившимся впоследствии психомоторным дефицитом не является абсолютно до-казуемой, так как повреждение мозга может произойти до самих родов и вы-звать родовую асфиксию. Существенное место в генезе ДЦП занимает внутричерепная родовая травма - местное повреждение плода в ходе родов в результате механических влияний (сдавление мозга, размозжение и некроз мозгового вещества, разрывы тканей, кровоизлияния в оболочки и вещество мозга, нарушения динамического кровообращения мозга), которое может нарушить дальнейшее развитие мозга и привести к возникновению многих церебральных симптомов [42]. Однако, нель-зя не учитывать, что родовая травма чаще всего происходит на фоне предше-ствующего дефекта развития плода, при патологических, а иногда даже при фи-зиологических родах [43]. Характерными структурными изменениями при пери-натальном гипоксически-ишемическом поражении ЦНС, приводящими к фор-мированию ДЦП, являются перивентрикулярная лейкомаляция и внутрижелу-дочковые кровоизлияния [34, с.25]. Разными авторами было предложено более двадцати классификаций форм детского церебрального паралича. Отечественными учеными чаще использует-ся классификация К.А.Семеновой (1974-1978), основанная на данных автора и элементах классификации Ford (1945), Д.С.Футера (1967) и М.Б.Цукер (1947) [33]. Как уже было описано, ДЦП занимает одну из авангардных позиций среди инвалидизирующих заболеваний детей и подростков . Частота церебрального паралича в западных странах остается неизменным и составляет 2-3 случая на 1000 новорожденных детей [28,с.93]. По данным Л.О.Бадалян – от 2,5-5,9 на 1000 родившихся [4,с.33]. Наблюдается постоянное увеличение числа больных с ДЦП, от 5 до 9 на 1000 по разным регионам России (по разным данным). Л.М.Шипицына и И.И. Мамайчук приводят данные К.А.Семеновой, что на 10000 новорожденных в России приходится 34-42 ребенка с ограниченными возможностями (данные приблизительные, зависят от региона) [44]. Л.С.Балаева с соавторами отмечает, что увеличивается удельный вес числа детей с ограни-ченными возможностями в возрасте 0-4 лет: в 2004 г. он составил 13,4%, в 2005 г. – 14,6%, а в 2006 г. – 15,8%. По данным Е.Д.Белоусовой распространенность ДЦП составляет 5-8 на 1000 населения [11]. Таким образом, анализ литературных данных о факторах возникновения ДЦП показывает, что их достаточно много. Тем не менее, до настоящего време-ни этиология этого заболевания до конца не изучена и нет ясности в вопросе, какие именно патогенные факторы и при каких условиях приводят к развитию ДЦП. Следовательно, можно констатировать только полиэтиологичность ДЦП и необходимость большего внимания к изучению как биологических, так и сре-довых факторов, оказывающих свое воздействие на организм плода и новорож-денного. Значительное ограничение возможностей, снижение качества жизни детей, сложность организации системы реабилитационно-абилитационной помощи определяют медико-социальную значимость проблем реабилитации детей с ДЦП, ставят серьезные задачи разработки методов и оценки их эффективности. 1.2. Современные подходы к АФК детей с ДЦП Внимание к проблеме АФК во всех развитых странах обусловлено расту-щей тенденцией к гуманизации медицины. Основной задачей реабилитации счи-тается борьба за человека, а не борьба против болезни [37]. По определению ВОЗ реабилитация – комплексное и скоординированное использование меди-цинских, социальных, обучающих и профессиональных подходов к подготовке или переподготовке социально дезадаптированной личности с целью достиже-ния высшей степени реализации функциональных особенностей. «Реабилитация – это не только профилактика, лечение и трудоустройство, это, прежде всего, новый подход к больному человеку, отраженный в принципах реабилитации» [43]. Медицинская реабилитация, по определению комитета экспертов ВОЗ (1980) – это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, или, если это нереально, - оптимальная реализация физического, психического и со-циального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе [38,с. 122]. Несмотря на широкое использование этого термина в медицинской науке и практике, в отношении сущности реабилитации, а также ее целей и задач до настоящего времени нет единой точки зрения. В одних странах под этим термином понимают только восстановление здоровья, в других – это понятие относится и к восстановлению трудоспособности, в третьих – к оказанию мате-риальной помощи пострадавшим и.т.д. [38,с.123]. Нет четкого разграничения между определениями «восстановительное лечение» и «реабилитация», что приводит к терминологической путанице и заблуждению. Специалисты, зани-мающиеся реабилитацией, порой не догадываются, что реабилитология имеет свои задачи и является самостоятельной отраслью деятельности, осуществляю-щей симбиоз таких направлений, как медицина, педагогика, психология и соци-альная направленность [38,с.124]. Разделом медицинской реабилитации являет-ся нейрореабилитация, выходящая за рамки классической неврологии, посколь-ку рассматривает не только состояние нервной системы при том или ином неврологическом заболевании, но и изменение функциональных возможностей человека в связи с развившейся болезнью [38,с.125]. В США значительное развитие получила система реабилитационной ме-дицины (РМ) после второй мировой войны, основателем которой является Ховард Раек (1947-1949г.г.). По определению M. Sinaki - главная цель РМ «до-стижение максимальной независимости людей с ограниченными физическими и умственными возможностями, на основе организованных усилий персонала, специально подготовленного в сфере наук о здоровье и обществе». Цель РМ – уменьшить зависимость физически или умственно неполноценной личности, развивая способности индивидуума для адекватного функционирования в раз-личных жизненных ситуациях, за счет использования всех методов диагноза и лечения, которые восстанавливают состояние пациентов к нормальному уровню или максимально возможному. При этом всячески поощряется обеспечение ра-ботоспособности пациента. РМ призвана обеспечить постепенный прогрессив-ный переход от обретения простейших бытовых навыков до возможности тру-довой деятельности в социуме и сочетает лечение, а также обучение пациента до достижения максимально возможного конечного результата (максимального ре-абилитационного потенциала) для нормального физического, психологического, социального и профессионального существования [38,с.126]. Реабилитация – это мультидисциплинарная командная работа, каждому члену команды определены четкие функциональные обязанности, но при этом соблюдается преемственность и взаимодействие всех членов команды. Этого принципа придерживаются все европейские государства, США, Канада, Япония, Россия и др. Деятельность «мультидисциплинарной реабилитационной коман-ды» (multidisciplinary rehabilitation team) основывается на потребностях конкрет-ного индивидуума. В состав команды обычно входят: терапевт, невропатолог, физиотерапевт, применяющий в своей практике разнообразные методы, в виде теплолечения, криотерапии, водолечения, электротерапии в тесном объединении с методами ЛФК и массажем, ассистирующий ему инструктор-методист ЛФК, рекреационный терапевт, обеспечивающий восстановление общефункциональ-ных показателей, путем спортивных игр, занятий, терапевт, корректирующий поведение и формирующий психосоциальную независимость пациентов, орто-пед-протезист, психиатр, психолог, педиатр, логопед, реабилитолог, обучающий пациента бытовым и профессиональным навыкам, консультант по профессио-нальному трудоустройству, социальный работник, специально подготовленные медсестры, профессионалы для работы с людьми, у которых имеется слепота, глухота, задержка умственного развития, и обязательно семья пациента, пред-ставители духовенства, работники системы социального страхования, юристы. В настоящее время в состав команд входят и такие экзотические специалисты, как арт-терапевт, музыкотерапевт, данс-терапевт, терапевт, обеспечивающий работу на приусадебном участке [43,с.127]. Деятельность всех специалистов должна быть интегрирована в единый коррекционный процесс. Ключевыми фигурами в реализации АФК являются врачи-физиотерапевты и врачи ЛФК, все же считает В.В.Ежов [38] и другие исследователи, применяю-щие различные виды электротерапии, магнитной стимуляции, микроволновой резонансной терапии, ЛФК, мануальной терапии и массажа в восстановлении больных с различными заболеваниями ЦНС, в том числе и с ДЦП. Лечебная физическая культура, кинезотерапия, физическая реабилитация представляют собой виды деятельности, основанные на естественно-биологической потребности организма – движении. Расстройства кинестезии оказывают негативное влияние на процесс освоения манипуляций с предметами, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности. Рас-стройства общей моторики тесно связаны с расстройствами речи. Нарушениями функции вестибулярного аппарата во многом определяется патология антигра-витационного тонуса, которая проявляется у больного ДЦП в вертикальном по-ложении (сидя, стоя, в ходьбе) – страдает рефлекторный механизм, обеспечи-вающий сохранение равновесия [30, с. 147]. И.А.Скворцов предлагает исполь-зование методики склеромерного массажа по Скворцову-Осипенко, который болезнен и труден в исполнении [27, с. 148]. В.И.Доценко с соавторами предлагает использование функциональной программируемой электростимуляции мышц, осуществляемой во время двига-тельного акта ходьбы или любых других циклических, стереотипных двигатель-ных актов (бега, занятий на велотренажере и др.), что относится к обширному классу методов «сенсорной терапии». При этом используется аппаратно-программный комплекс многоканальной программируемой электростимуляции «АКорД-Мультимиостим». С.Н. Барбаева установила, что эффективность реабилитации детей со спа-стической диплегией с применением нейроадаптивной электростимуляции, по клиническим и электрофизиологическим данным составляет 89,4% больных. Включение этого метода в комплексную реабилитацию в катамнезе за 1 год спо-собствует дальнейшему улучшению освоения больными ДЦП новых двигатель-ных навыков [38,с.151]. С.Б. Лазуренко пишет о госпитализации детей с ограниченными возмож-ностями с матерями согласно ратифицированных международных законода-тельств – конвенции о правах ребенка, Российских государственных законов, обеспечивающих право матери на совместное пребывание с малышом в ходе стационарного лечения, получение полной информации о состоянии его здоро-вья, применяемых методах медикаментозного воздействия и активное участие в процессе его реабилитации. В системе здравоохранения, указывает автор, как правило, отсутствуют педагогические формы работы с семьей, программы по включению родителей в коррекционно-педагогический процесс. Все это снижает эффективность реабилитационных мероприятий, а также определяет актуаль-ность поиска оптимальных путей вовлечения матери в процесс лечения и воспи-тания ребенка с нарушениями в развитии. Одним из эффективных способов включения родителей в процесс реабилитации и воспитания ребенка с ограни-ченными возможностями здоровья является педагогическое сопровождение се-мьи, как в условиях стационара, так и после выписки из него [38,с.152]. До 90-х годов вопросу реабилитации детей с ДЦП посвящались лишь единичные работы. В СССР реабилитационные центры в целом и детские, в частности, не получили широкого распространения. Функционировали лишь отделения и центры восстановительного лечения, которые располагались в ев-ропейской части страны. В 70-х годах прошлого столетия впервые К.А.Семенова с соавторами [35, с.480] осветила клиническую картину всех форм ДЦП и предложила реабилитационные мероприятия, методы социальной адаптации больных и отчасти их трудоустройство. Авторы подробно описали и рекомендовали методы восстановительной терапии для каждой формы ДЦП от-дельно, которые стали применяться во многих учреждениях страны. Ими были предложены собственные упражнения лечебной физкультуры (ЛФК), приведены упражнения Vojta (1972-1974), Б. и К. Боббат (1956-1967), массаж по специаль-ным точкам (В.В. Польской, 1975), ортопедические укладки, лечение этапными гипсовыми повязками, физиопроцедуры, оперативное вмешательство, рекомен-дации по развитию речи, занятия для тренировки различных групп мышц и су-ставов с использованием подручных средств. Следует отметить, что в тот пери-од времени не было специальных тренажеров, в связи с чем применялись доски, стулья, скамейки, палки и др. Л.О. Бадалян в 1984 году в общих чертах описал ДЦП и применяемое при этом лечение, указав, что наряду с ЛФК широко применяется массаж, физиоте-рапия, которые будут более эффективны, если их сочетать с медикаментозным воздействием. Автор подчеркнул о целесообразности проведения коррекции ре-чевых и психических нарушений уже в первые месяцы жизни ребенка [4,с33].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 56 страниц
1800 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 59 страниц
800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg