ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИГРЫ
Игра - великое открытие человечества; она не менее, а, возможно, и более значима для его биологического, социального и духовного развития, чем огонь и колесо. Она подобна зеркалу, в котором отражается история человечества со всеми его несчастьями и комедиями, достоинствами и недостатками. Даже в первобытных обществах существовали игры, изображающие борьбу, ловлю, земледелие и страдания дикарей по поводу смерти раненых товарищей. Существование игр связано с различными искусствами. Варвары играли как дети, и в играх были задействованы танцы, песни, элементы театра и изобразительного искусства. В некоторых случаях игра наделяется магическим действием. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отдельная от продуктивной трудовой деятельности, представляющая собой воспроизводство человеческих отношений [3]. Так возникла игра, игра как основа будущей эстетической и изобразительной деятельности.
Детство существует не всегда. О детстве можно говорить только тогда, когда исчезает возможность непосредственного участия детей в производительном труде взрослых. Все больше условий накладывается на человеческое детство как на особый этап подготовки детей к будущей взрослой жизни. Чем выше формирование общества, этим сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни. Подчеркнем то, что игра возникает в процессе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она общественная согласно своему происхождению, по своей природе [12]. Следовательно, игра не появляется спонтанно, а складывается в ходе воспитания. Представляя собой сильный стимул развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, непременно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра. «Игра, игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека» – отмечается в Педагогической энциклопедии [8]. Понятие «игра» («игрища») в русском языке встречается еще в Лаврентьевской летописи. В данной летописи говорится о лесных славянских племенах (радимичи, вятичи), которые «браци не бываху в них, но игрища между селы, схожахуся на игрища, на плясания и на все бесовьская игрища, и ту умыкаху жены себе». По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры. Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупражнение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование. К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак, который считал, что игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. Стоит отметить, что в играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге – песнях, танцах, фольклоре.