Актуальность исследования ценностей современной российской молодежи подтверждается многими факторами. Во-первых, в любые исторические периоды молодежь выступает в качестве движущей силы развития общества в целом, то же самое можно сказать и о современной молодежи. Во-вторых, в современном российском обществе происходит процесс поляризации среди молодежи, что требует более глубокого изучения позиции молодых людей, в частности, изучения ценностей молодежи, мотивов, которые лежат в основе их поведенческой активности. В-третьих, молодежи присуща динамичность с точки зрения подверженности влиянию политических и экономических факторов. Ценности, присущие молодым людям, сформированы под влиянием политических событий, экономических факторов, социальных реалий. Тем самым, в ценностях молодых людей отражаются экономическая, политическая, духовная и социальная сферы современного российского общества.
Изучение динамики жизненных ориентаций и ценностей подростков - благодатная почва для анализа различных аспектов жизни общества и тенденций его развития. В этой области отечественной наукой накоплен богатый опыт проведения эмпирических и теоретических исследований, получены важные научные результаты. Изменения, происходящие в обществе, создают постоянную потребность в продолжении этих исследований, ведь сегодняшние подростки – завтрашние активные участники всех социальных процессов.
Цель работы – теоретически обосновать и выявить ценностные ориентации современной молодежи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие ценностные ориентации и представления личности.
2. Проанализировать содержание и структуру ценностных представлений молодежи.
3. Организовать и провести исследование ценностных представлений молодежи.
4. Осуществить анализ и интерпретацию исследования ценностных представлений молодежи.
В ходе работы использовались следующие методы:
? общенаучный метод: анализ литературы по проблеме, обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных.
? эмпирический метод: опрос в форме анкетирования.
Объектом исследования выступала молодежь в возрасте от 16 до 24 лет.
В качестве предмета исследования были рассмотрены ценностные ориентации современной молодежи.
Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Проблемой изучения ценностных ориентации занимались такие видные ученые как М. Рокич, А. Тойнби, И.С. Кон, Ш. Шварц, В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, Н. И. Лапин, С. Г. Климова, Л.М. Смирнов и другие.