Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

valeravan 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.06.2022
Для всестороннего и полноценного развития человека необходимо в полной мере овладеть речевыми навыками. Правильная и грамотная речь – залог успешного освоения грамоты и чтения. Но, тем не менее, из практики логопедии известно, что у многих детей младшего школьного возраста наблюдаются дизартрические расстройства, которые негативно влияют на формирование фонематических процессов. Кроме того, данная проблема становится всё более актуальной в коррекционной педагогике и логопедии, поскольку наблюдается неуклонный рост числа детей с подобными нарушениями.
Введение

Актуальность исследования. Многие исследователи, такие как Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова и др., занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта. При задержке психического развития наблюдаются различные нарушения не только психической сферы, но и в большинстве случаев разнообразные нарушения речи. Так, у дошкольников с ЗПР наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонетической стороны речи. Задержка в формировании фонетического уровня у дошкольников с такой аномалией развития к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа, к расстройствам письменной речи [7]. Согласно статистике, разработанной доктором психологических наук Юрием Владимировичем Микадзе, число неус¬певающих школьников, превышает 30% от общего числа учащихся и составляет от 15% до 40% всех учащихся начальных классов. Необходимого уровня готовности к школьному обучению до¬стигают к шестилетнему возрасту менее 50% детей [27]. Интересны исследования, нацеленные на выявление предпосылок дисграфии у школьников 7-8 летнего возраста. Исследование полученных данных показало, что устойчивые предпосылки происхождения того или иного вида дисграфии были обнаружены у наибольшего числа детей (от 10,5 % до 55,5%). Сведения статистического исследования указывают на то, что более половины детей старшего дошкольного возраста очевидно не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку [18]. Исследованием нарушений письма, их причин, видов, механизмов, разработкой методик обучения занимались многие выдающиеся отечественные ученые XX века: Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, М. Е. Хватцев, А. Н, Корнев, Л. Ф. Спирова и др. На современном этапе проблемы нарушений письма рассматриваются в трудах таких учёных: И. Н. Садовникова, О. В. Елецкая, Е. В. Мазанова, Л. Н. Ефименкова, Л. С. Цветкова и др. Учёными давно установлено, что нарушения письма у детей появляются в результате отклонений в развитии устной речи: несформированности в полной мере фонематического восприятия, или что случается чаще, недоразвития всех её компонентов (лексикограмматического и фонетико-фонематического) [21]. Цель исследования - изучить особенности развития фонематического анализа и разработать рекомендации по развитию фонематического анализа для младших школьников с ЗПР. Объект исследования - фонематический анализ детей младшего школьного возраста с ЗПР. Предмет исследования - реализация процесса формирования фонематического анализа у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Гипотеза исследования - своевременное развитие фонематического анализа у детей младшего школьного возраста с ЗПР будет способствовать наиболее эффективному речевому развитию. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую и логопедическую литературу по теме исследования. 2. Определить особенности фонематического анализа и восприятия у детей младшего школьного возраста с ЗПР. 3. Определить методы исследования фонематических процессов у младших школьников с зпр. 4. Разработать методические рекомендации для преподавателей и логопедов по формированию фонематического анализа у младших школьников с зпр; Теоретико-методологической базой исследования являются: 1. Теоретические исследования психологии детей с задержкой психического развития (Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина, В.В. Лебединский, Ф.М. Гайдук); 2. Работы по проблеме нарушений письменной речи (А.Н.Корнев, И.Н.Садовникова, Т.А.Фотекова); 3. Научные теории о психофизиологических механизмах и психологической структуре процесса письма (Б. Ананьев, Л. Выготский, А. Леонтьев, А. Лурия и другие); 4. Теоретические положения о распространенности задержки психического развития (М.С. Певзнер, В.М. Явкина, К.С. Лебединская, Т.А. Власова, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, П.П. Улба, Ю.С. Шевченко, А.А. Прокофьев); 5. Теория фонологического дефицитарного развития в возникновении нарушений письменной речи (Р.Е.Левина); 6. Теоретико-эмпирические исследования об особенностях памяти у 13 детей с задержкой психического развития (Г. Мюллер, А. Пильцекер, К. Готшальд, В. Келер, А. Бине, К. Бюлер, Д.Б. Бродбент, П. Линдслей, Н.Г. Лутонян, П.И. Зинченко, Н.Г. Поддубная, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.Л. Подобед, Т.В. Егорова, З.И. Калмыкова, В.Н. Лоскутова, Г.Н. Седельникова, Р.В. Демьянчук). Методы исследования: 1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта; 2. Метод количественного и качественного анализа полученных результатов в ходе исследования; 3. Эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий); Практическая значимость исследования: разработанные методические рекомендации по формированию фонематического анализа у младших школьников с задержкой психического развития могут применять в своей работе преподаватели и учитель-логопед. База исследования: МАОУ СОШ №51 г. Тюмени Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (41 источник), приложений (8). Основной текст изложен на 37 страницах. Работа содержит 4 таблицы, 4 диаграммы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР....................................................6 1.1. Проблема формирования фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ЗПР...........................................................................................6 1.2. Особенности формирования фонематического анализа у детей с ЗПР..............................................................................................................................10 1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития...........................................................................13 ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ.................................................................................18 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР..19 2.1. Методика для изучения фонематического анализа у младших школьников с ЗПР.....................................................................................................19 2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента...........................23 2.3. Рекомендации по формированию фонематического анализа у младших школьников с ЗПР.....................................................................................27 ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ ................................................................................27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................34 ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................................................................38
Список литературы

1. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях : учеб. пособие / М. М. Аманатова // Логопедия. – 2012. – № 1. – С. 20-27. Текст : непосредственный. 2. Амонашвили, Ш. А. Механизм письменной речи и методика обучения письму / Ш. А? .Амонашвили // Научное творчество Л. С. Выготского и современной психологии : тез. докл. Всесоюз. конф., 23-25 июня 1981 г. / отв. ред. В. В. Давыдов. – Москва : Педагогика, 1981. – С. 154-169. Текст : непосредственный. 3. Бабкина, Н. В. Специфика системы осознанной саморегуляции познавательной деятельности детей с ЗПР и ее формирование в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Бабкина // От истоков к современности : 130 лет орг. Психол. о-ва при Моск. ун-те : юбилейн. конф : в 5 т. / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. – Москва : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – Т. 1. – С. 399-401. Текст : непосредственный. 4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие. -Москва: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. Текст: непосредственный. 5. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т.П Бессонова., О.Е. Грибова – М.: АРКТИ, 1997. – 64 с. Текст : непосредственный. 6. Бойко, А. А. Диагностика памяти младших школьников с задержкой психического развития / А. А. Бойко // Проблемы теории и практики современной науки : материалы VI междунар. науч.-практ. конф., 54 31 мая 2015 г. : сб. науч. тр. / науч. ред. С. В. Галачиева. – Москва : Педагогика, 2016. – 93 с. Текст : непосредственный. 7. Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология / Т. А., Власова, К. С. Лебединская — 1975. — № 6. – 350 с. Текст : непосредственный. 8. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии. — Москва / Т.А. Власова, М. С. Певзнер 1973. – 337 с. Текст : непосредственный. 9. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики Санкт-Петербург / Г.А. Волкова, 2007. – 156 с. Текст : непосредственный. 10. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии/ Л. С. Выготский. – Москва / Педагогика, 1995. – 77 с. Текст : непосредственный. 11. Гвоздев, А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка / А. Н. Гвоздев. – Москва : Акцидент, 2012. – 164 с. Текст : непосредственный. 12. Грибова, О.Е. Обследование письменной и связной речи: Методические рекомендации – инструкция по пользованию альбомом. / О.Е. Грибова Москва: АРКТИ. 2000. – 15 с. (Библиотека практикующего логопеда) – 40 с. Текст : непосредственный. 13. Елецкая, О. В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: формирование представлений о пространстве и времени / О. В. Елецка?я, Н. Ю. Горбачевская. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 180 с. Текст : непосредственный. 14. Жинкин Н.И. Восприятие ударения в словах русского языка // Известия АПН РСФСР, вып.54, 1954. Текст : непосредственный. 15. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. – Москва : Просещение, 2003. – 279 с. Текст : непосредственный. 16. Зябкина, Е. А. Особенности непроизвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития / Е. А. Зябкина, А. А. Сергадеева // Педагогика и психология: перспективы развития : сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф., 16 дек. 2017 г., г. Чебоксары / отв. ред. О. Н. Широков. – Чебоксары, 2017. – С. 214-216. Текст : непосредственный. 17. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда /О.Б. Иншакова – Москва, 2008. – 342 с. Текст : непосредственный. 18. Казакова, В. А. Коррекция нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития / В. А. Казакова // Молодой ученый. – 2016. – № 19. – С. 352-355. Текст : непосредственный. 19. Климов, Г. А. Фонема и морфема : к проблеме лингвистич. единиц / Г. А. Климов. – Москва : ЛИБРОКОМ, 2013. – 188 с. Текст : непосредственный. 20 Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста(руководство для врачей).- Москва: Медицина, 1979, 608 с. Текст : непосредственный. 21. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб пособие для студ. высш. учеб.заведений. / Лалаева, Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. /Москва: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 304с. Текст : непосредственный. 22. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. -- Москва, 2004. Текст : непосредственный. 23. Лебединская, К.С. Клиническая характеристика задержки психического развития. //Обзорный бюллетень Министерства просвещения и АПН СССР. Задержка психического развития и пути ее преодоления / Под ред. Т.А. Власовой. Москва, 1976. Текст : непосредственный. 24. Логинова, Е. А. Нарушения письма у младших школьников с задержкой психического развития / Е. А. Логинова // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция : монография / А. Р. Агрис [и др.] ; под общ. ред. О. А. Величенковой. – Москва : Педагогика, 2018. – С. 188-200. Текст : непосредственный. 25. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. – Москва : Изд-во МГУ, 1975. – 253 с. Текст : непосредственный. 26. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пос. для студентов пед. ин-тов. / Львов, М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н./ Москва: Просвещение, 1987. 27. Микадзе, Ю. В Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — Санкт - Петербург: 2008. — 288 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»). Текст : непосредственный. 28. Орфинская, В. К. Расстройства речи, связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы / В. К. Орфинская // Пятая научная сессия по дефектологии, 27-30 марта 1967 г. : тез. докл. / под ред. Т. В. Власовой. – Москва : Просвещение, 1967. – С. 88-95. Текст : непосредственный. 29. Орфинская, В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Ученые зап. ЛГПИ им. Герцена. 1946. – Т.53. – С. 44–52. Текст : непосредственный. 30. Переслени, Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников: учебное пособие / Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров. - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с. Текст : непосредственный. 31. Пиотровская, Л. А. Разграничение понятий фонематического и фонетического слуха / Л. А. Пиотровская // Речевая деятельность в норме и патологии : материалы межотраслевой науч. метод. конф., 11-13 нояб. 1998 г., Санкт-Петербург / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург., 1999. – С. 44-49. Текст : непосредственный. 32. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. -- Москва: Владос, 1997. Текст : непосредственный. 33. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / З. А. Репина. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008. – 140 с. Текст : непосредственный. 34. Троценко, С. Н. Особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития / С. Н. Троценко // Вестник развития науки и образования. – 2011. – № 2. – С. 125-128. Текст : непосредственный. 35. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты Учебно-методическое пособие / Урал, гос. пед, ун-т Екатеринбург 1998. 51 с. Текст : непосредственный. 36. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : Учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 1998. – 51 с. 58. Текст : непосредственный. 37. Туманова, Т. В. К проблеме преодоления нарушений письма у школьников с недоразвитием речи / Т. В. Туманова // Изучение нарушений письма и чтения: итоги и перспективы : материалы междунар. конф. Рос. ассоц. дислексии, 14-16 сент. 2004 г., г, Москва / Моск. социал.-гуманитар. ин-т. – Москва : АКАЛИС, 2004. – С. 263-269. Текст : непосредственный. 38. Хватцев, М. Е. Логопедия : пособие для студентов пед. ин-тов и учителей спец. шк. / М. Е. Хватцев. – Москва : Учпедгиз, 1959. – 476 с. Текст : непосредственный. 39. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи : учеб. пособие для студентов вузов / С. Н. Цейтлин. – Москва : ВЛАДОС, 2010. – 240 с. Текст : непосредственный. 40. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин // Возрастная психолингвистика : хрестоматия : учеб. пособие / сост. К. Ф. Седов. – Москва : Педагогика, 2004. – С. 113-143. Текст : непосредственный. 41. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте (Краткий очерк) /Издательство академии педагогических наук РСФСР – Москва, 1959. Текст : непосредственный.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 1.1. Проблема формирования фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ЗПР Львом Семеновичем Выготским был введен термин «фонематический слух» - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слов. Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха т.е. это способность узнавать и различать звуки речи, которые мы слышим из фонем данного языка. Фонематический слух включает в себя 3 речевые операции: - способность слышать есть данный звук в слове или нет; - способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; - способность различать близко звучащие, но разные по значению слова [10]. Если у ребенка нет анатомических изъянов артикуляционного аппарата, если не нарушена его иннервация, проблем со звукопроизносительной стороной речи не будет при условии развитого фонематического слуха. Ребенок, глядя на артикуляцию взрослых, пытается по подражанию создать звук. Прислушивается к нему, сравнивает с правильным вариантом, а потом тренируется, пока не получится необходимый звук. А если он не умеет вслушиваться, не может найти необходимую интонацию, не видит различий в правильном и неправильном произношении, он не будет пытаться совершенствовать свои умения [8].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg