Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовой статус и регулирование природопользования Арктического и Антарктического регионов

valeravan 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.06.2022
Рассмотрев и проанализировав принципиальные положения правового статуса и природопользования в Арктическом и Антарктическом регионах можно сделать следующие выводы. В настоящее время одним из самых дискуссионных вопросов по поводу правового статуса Арктики является вопрос правового регулирования в данных регионах, а именно использование универсальных международно-правовых норм или придание данной территории особого статуса посредством использования национального законодательства либо принятия регионального международно-правового документа. В последнее время все большее внимание привлекает к себе проблема формирования эффективной модели правового регулирования охраны окружающей среды Арктики как на глобальном, так и на национальном уровнях. Обострение данной проблемы связывают с развитием уровня экономической деятельности в рассматриваемом регионе, такой как добыча полезных ископаемых, судоходство, рыболовство, туризм и другие. Одним из важнейших условий расширения экологически безопасного использования ресурсной базы Арктического региона и сохранения его уникальной природной среды в интересах не только настоящего, но и будущих поколений является установление соответствующей правовой регламентации экономического и экологического развития Арктики.
Введение

Наша планета имеет два противолежащих региона - полярные области, которые выделяются кажущимся сходством, при значительной разнице с точки зрения физико-географических характеристик и их правового регулирования. Основную часть Арктики составляет океан, а Антарктики - материк. Арктика окружена территориями государств. Антарктика, относится к международным пространствам на основании системы Договора об Антарктике. Иными словами, международно-правовой режим этих районов земного шара складывается в различных направлениях. Несмотря на общую цель – сохранение окружающей природной среды – Арктика и Антарктика имеют различия в международно-правовом регулировании охраны окружающей среды в силу различных географических и политических факторов. Актуальность выбранной темы в настоящее время значительно велика. Арктика является местом соприкосновения интересов Европы, Азии и Америки. С открытием и освоением крупных месторождений полезных ископаемых в Арктике возросли инвестиционные и коммерческие интересы к ней, также высоко значение Арктического региона для реализации оборонных интересов государств. Именно эти интересы влияют на характер принимаемых приарктическими государствами законодательных актов и заключаемых ими соглашений, регламентирующих правовой режим арктических морских пространств. В России в качестве одного из главных региональных направлений национальной морской политики выделено Арктическое направление. На этом направлении национальная морская политика определяется особой важностью обеспечения свободного выхода российского флота в Атлантику, богатствами исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, решающей ролью Северного флота для обороны государства с морских и океанских направлений, а также возрастающим значением Северного морского пути для устойчивого развития Российской Федерации. Перспектива истощения запасов углеводородного сырья и других минеральных ресурсов на континентальной части предопределяет переориентацию разведки и добычи ресурсов полезных ископаемых на континентальный шельф, а в перспективе - и на океанические склоны и ложа океанов. Российские и западные аналитики едины в том, что тенденции к истощению запасов нефти и газа будут сопровождаться нарастанием технологических сложностей и ростом себестоимости этих видов сырья и что основные приросты запасов нефти и газа будут происходить за счет ресурсов континентального шельфа, включая Арктику, разработка которого потребует больших материально-технических затрат, применения новых технологий и соблюдения жестких экологических требований. Таким образом, морские акватории континентального шельфа Арктики выступают как стратегический резерв мировой энергетической системы и основа национальной безопасности России. Актуально и исследование правового статуса и природопользования Антарктики, поскольку на сегодняшний день это единственный континент на Земле, экология которого не повреждена фактором человеческого вмешательства. Она отличается от всех других континентов тем, что не является частью территории какого-либо государства, а выступает достоянием всего человечества и регулируется нормами международного права. В данной работе рассмотрены вопросы, посвященные правовому статусу Арктического и Антарктического регионов, их международному и национальному закреплению, а также уделено значительное внимание правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользования на этих территориях. В настоящее время правовое положение и регулирование природопользования Арктики регулируется Конвенцией ООН по морскому праву на международном уровне, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, Постановлением Правительства РФ от 14.03.2015 № 228 «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» на уровне законодательства Российской Федерации1. В свою очередь правовое положение и регулирование природопользования Антарктики регулируется на международном уровне Договором об Антарктике и Протоколом «Об охране окружающей среды» к нему, Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, 1980 года, Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 года, а на национальном уровне законодательства Российской Федерации распоряжением Правительства РФ от 30.10.2010 № 1926-р «О Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу»2. Целью настоящей работы является определение правового статуса и регулирования природопользования в Арктическом и Антарктическом регионах. 1 Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994); Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 №81-ФЗ (ред. от 18.07.2017); Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18.09.2008 N Пр-1969); Постановление Правительства РФ от 14.03.2015 № 228 «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru 2 «Договор об Антарктике» (Подписан в г. Вашингтоне 01.12.1959) (с изм. от 04.10.1991) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru; Протокол «Об охране окружающей среды к Договору об Антарктике» от 4 октября 1991 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901886692; «Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики» (Заключена в г. Канберре 20.05.1980); «Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики» (Вместе с "Приложением по Арбитражному трибуналу") (Заключена в г. Веллингтоне 02.06.1988); Распоряжение Правительства РФ от 30.10.2010 № 1926-р «О Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу» // Справочно- правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru Для реализации поставленной цели, можно обозначить следующие задачи: проанализировать процесс закрепления арктических и антарктических зон на основе развития международно-правовой базы, регулирующей межгосударственные отношения по вопросам Арктики и Антарктики, рассмотреть и дать оценку международным правовым актам, регулирующим правовой статус Арктического и Антарктического регионов в настоящее время, отразить современное состояние природопользования и тенденции развития законодательства по вопросам охраны окружающей среды в исследуемых территориях. Структура исследования определена содержанием темы. Она состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Правовое регулирование Арктического региона 6 1.1. Правовой статус Арктического региона 6 1.2. Правовое регулирование природопользования в Арктическом 12 Глава 2. Правовое регулирование Антарктического региона 17 2.1. Правовой статус Антарктического региона 18 2.2. Правовое регулирование природопользования в Антарктическом 22 регионе 22 Глава 3. Влияние американских и европейских санкций на российское судоходство 29 Заключение 31 Список использованных источников Нормативные правовые акты: 33 Специальная литература: 34
Список литературы

Нормативные правовые акты: 1. Договор об Антарктике : от 01.12.1959 // Ведомости ВС СССР. – 1961. – №31. – 329 ст. 2. Заключительный отчет Тридцать пятого Консультативного совещания по Договору об Антарктике Консультативное совещание по договору об Антарктике : от 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doc.knigi-x.ru/22biologiya/321151-1-zaklyuchitelniy-otchet-tridcat-pyatogo- konsultativnogo-soveschaniya-dogovoru-antarktike-konsultativnoe-sov.php 3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации : от 30.04.1999 №81-ФЗ // Российская газета, – 1999. – №85-86. 4. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики : от 20.05.1980 // Сборник международных договоров СССР. – Вып. XXXVIII. – Москва, 1984. – С. 383 - 395. 5. Конвенция о сохранении тюленей Антарктики : от 01.06.1972 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – Вып. XXXIV. – Москва, 1980. – С. 431 - 437. 6. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) : заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982 (с изм. от 23.07.1994) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru 7. Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (Вместе с "Приложением по Арбитражному трибуналу") : от 02.06.1988 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru 8. О классификаторе правовых актов : указ Президента РФ от 15.03.2000 №511 // Собрание законодательства РФ. – 2000. – №12. – 1260 ст. 9. О Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу : распоряжение Правительства РФ от 30.10.2010 № 1926-р [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru 10. Об Арктической зоне Российской Федерации : проект федер. закона (подготовлен Минрегионом России) [Электронный ресурс] // Справочно- правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru 11. Об охране окружающей среды : федер. закон от 10.01.2002 № 7- ФЗ // Российская газета. – №6. – 2002. 12. Об охране окружающей среды к Договору об Антарктике : протокол от 04.10.1991 // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №33. –3956 ст. 13. Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики : постановление Правительства РФ : от 14.03.2015 № 228 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – №13. – 1928 ст. 14. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18.09.2008 № Пр-1969) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru 15. Рекомендации Третьего консультативного совещания по Договору об Антарктике (Вместе с Согласованными мерами по охране фауны и флоры Антарктики) : от 02.06.1964 - 13.06.1964. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=20813 Специальная литература: 16. Agreement on the Conservation of Albatrosses and Petrels [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.acap.aq 17. http://www.unepcom.ru/news/news2012/316-120126polar.html 18. Барциц, И. Н. О правовом статусе российского арктического сектора [Электронный ресурс] / И.Н. Барциц // Право и политика. – 2000. – №12. – С. 106–114. – Режим доступа: http://lawlibrary.ru 19. Доронина, А. К. Вопросы охраны окружающей среды Арктики в стратегических актах прибрежных арктических государств [Электронный ресурс] / А.К. Доронина // Российский юридический журнал. – 2016. – №5. С. 199–209. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27443117 20. Дубровин, Л. И. Континент мира и международного сотрудничества [Электронный ресурс] / Л.И. Дубровин // Арктика. Антарктика. Филателия. – Режим доступа: http://www.ivki.ru/kapustin/journal/dubrovin8.htm 21. Игнатьева, И. А. Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации: проблемы правового обеспечения / И.А. Игнатьева // Экологическое право. – 2013. – №3. С. 20–26. 22. Илюшина, Н. В. Проблема территориального раздела Антарктики [Электронный ресурс] / Н.В. Илюшина // Актуальные проблемы современных международных отношений. – 2015. С. 81–86. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-territorialnogo-razdela-antarktiki 23. Колсов, Ю. М. Международное право: учебник / Ю.М. Колсов, В.И. Кузнецов. Москва : Международный отношения. – 1995. – 608 с. 24. Копылов, С. М. Международно-правовые аспекты предупреждения негативных экологических последствий хозяйственной деятельности в Антарктике [Электронный ресурс] / С.М. Копылов : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2011. С. 25–27. – Режим доступа http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1448771 25. Купряшкин, Ю. В. Арктика и право в вопросах и ответах: научно- практическое пособие / Ю.В. Куприяшкин, Д.О. Сиваков. Москва : «ДиЭмЭйДжи принт». – 2014. – 119 с. 26. Курбанов, Р. А. Вопросы международно-правового и национально- правового регулирования в Арктике (Сравнительно-правовой анализ) / Р.А. Курбанов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2016. – № 2. С. 79–87. 27. Медведев, Ю. Законом по-белому. Как России защитить свои интересы в Арктике. Интервью вице-президента РАН Хабриевой Т. Я. [Электронный ресурс]. / Ю. Медведев // Российская газета - Федеральный выпуск. – 2015. – №6580 (9). – Режим доступа: https://rg.ru/2015/01/21/arktika.html 28. Сиваков, Д. О. О существенных различиях в системе правовой охраны полярной природы приарктических государств / Д.О. Сиваков // Российская Арктика - территория права: Альманах. – 2015. – №2. С. 354–358. 29. Скуфьина, Т. П. Нормативно-правовое регулирование развития российского Севера и Арктики [Электронный ресурс] / Т.П. Скуфьина // Фундаментальные исследования. – 2016. – №9-2. С. 424–428. – Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40761 30. Трофимов, В. Н. Правовой статус Антарктики / В.Н. Трофимов. Москва : Прометей, 1990. – 152 с. 31. Хлуденева, Н. И. Потенциал экологического права в обеспечении охраны арктических систем / Н.И. Хлуденева // Российская Арктика - территория права: Альманах. – 2015. – №2. С. 348–353. 32. Холкина, Ю. А. Проблемы международно-правового регулирования в Арктике / Ю.А. Холкина, А.В. Крипакова // Молодой ученый. – 2016. – №13. – С. 602–604.
Отрывок из работы

Глава 1. Правовое регулирование Арктического региона В настоящее время одним из самых дискуссионных вопросов по поводу правового статуса Арктики является вопрос правового регулирования в данном регионе, а именно использование универсальных международно-правовых норм или придание данной территории особого статуса посредством использования национального законодательства либо принятия регионального международно- правового документа. Кроме того, немаловажное значение имеет вопрос природопользования в Арктическом регионе, поскольку Арктическая зона Российской Федерации занимает огромную территорию площадью около 700 миллионов гектар и ее отдельные районы имеют особые экономические, социальные и экологические условия. Российская Арктика является основной ресурсно-сырьевой базой страны, включающей разнообразные топливно-энергетические, биологические, агроклиматические и рекреационные ресурсы и во многом определяет экономическое развитие всей России. 1.1. Правовой статус Арктического региона Проблема Северного Ледовитого океана состоит в разности подходов к определению этого участка земного шара. С одной стороны, он может рассматриваться как открытое море со всеми вытекающими из этого понимания международно-правовыми последствиями, а с другой – Северный Ледовитый океан в своей значительной части представляет ледяную поверхность, а значит может рассматриваться как особый вид государственной территории. Именно это и породило разность подходов при применении международно-правовых и национальных актов при решении возникающих спорных вопросов. На сегодняшний день в Арктическом регионе расположены территории восьми государств — России, США, Дании, Норвегии, Канады, Швеции, Финляндии и Исландии. Первые пять из названных стран относятся к приарктическими, ввиду того, что их территории непосредственно примыкают к Арктике. Приарктические страны в силу исторических причин и своего географического положения традиционно основываются на наличии у них особых, преимущественных прав при использовании арктических пространств. Такой подход соответствует секторальной теории, согласно которой каждое приарктическое государство обладает особыми правами в своём полярном секторе — треугольнике, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами — линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Особенно активно в пользу теории секторального деления Арктики выступает Канада, которая в ряде законодательных актов и официальных заявлений претендует на суверенитет в отношении сухопутных и морских пространств к северу от канадского побережья. Позиция РФ основывается на включении в состав России всех островов в рамках соответствующею сектора. Швеция, Финляндия и Исландия не установили собственных секторов и не поддерживают секторалъного деления Арктики в целом. Однако, специальные нормативные акты, в которых установлены и юридически закреплены границы пространственной сферы и объем властных функций на территориях Арктики, были приняты лишь двумя государствами из пяти приарктических — Канадой и Россией.1.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 22 страницы
240 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 20 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
468 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
468 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
444 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg