Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

valeravan 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.06.2022
Этимологический анализ слова – это исследование корней родственных языков. Его задачей является раскрытие истории слов вплоть до их древнейших форм и значений, опираясь на факты родственных языков. Существуют особенности применения этимологического анализа слова в начальной школе. В начальной школе нужно использовать упрощенную схему этимологического анализа слова, которая состоит из трех компонентов. Также при отборе слов для этимологического анализа следует учитывать возраст обучающихся и уровень обученности русскому языку.
Введение

Актуальность. Происходящие в современном обществе кардинальные изменения актуализируют потребность каждого человека в непрерывном познании окружающего мира, основой для которого должна выступать система его познавательных интересов. Наиболее значимым этапом для развития системы познавательных интересов выступает младший школьный возраст, когда происходит смена ведущего вида деятельности личности, переход ребёнка к систематическому школьному обучению и коренным образом меняется социальная ситуация его развития. Значительное влияние на развитие познавательных интересов детей младшего школьного возраста оказывает система образования и те условия, которые создаются в образовательном пространстве современной школы. Для практикующих педагогов становится всё более актуальной проблема поиска наиболее результативных путей и способов развития познавательных интересов обучающихся в условиях учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений. Активизация познавательной деятельности детей младшего школьного возраста входит в число актуальных проблем лингводидактики, поскольку отсутствие познавательного интереса у ребенка затрудняет восприятие и усвоение языкового материала. Познавательная активность младших школьников направлена на исследование окружающего мира, поэтому и на уроках русского языка они должны знакомиться с новым для них миром – миром слов. Закономерно возникает вопрос о средствах обучения, которые развивали бы мышление обучающихся и стимулировали их речевую деятельность. Одним из таких средств является этимологический анализ слов, который не только привлекает внимание ребенка к слову, но и вызывает осмысленный интерес младшего школьника к явлениям языка. Кроме того, такой учебно-воспитательный языковой материал приносит радость и удовлетворение, расширяет кругозор, развивает наблюдательность, языковое чутьё, приобщает к основам исследовательской деятельности. Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и в педагогической литературе Г.И. Щукина, Н.Р. Морозова. Лингвометодические концепции использования этимологического анализа слова в школе разрабатывались Н.М. Шанским, И.В. Прониной, Т.В. Ванюшечкиным, В.В. Бородаевой, Е.И. Никитиной, Н.Н. Зубаревой, Л.А. Глинкиной и др. Различные аспекты применения этимологического анализа слова в начальной школе рассматривались в работах Г.Н. Приступы, О.Н. Левушкиной, А.Н. Кохичко, Т.В. Бабушкина, Н.А. Линк и др. Анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также практической работы по использованию этимологического анализа слова на уроках русского языка в начальной школе позволил нам выявить противоречие между потребностями общеобразовательных школ в повышении познавательного интереса младших школьников, с одной стороны, и недостаточной разработанностью системы целенаправленной работы по использованию этимологического анализа слова на уроках русского языка в начальной школе как средства повышения познавательного интереса обучающихся – с другой. Проблему исследования можно сформулировать следующим образом: какие методические приемы работы по использованию этимологического анализа слова на уроках русского языка в начальной школе способствуют повышению познавательного интереса младших школьников? Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования – использование этимологического анализа слова на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – методические приемы работы по использованию этимологического анализа слова на уроках русского языка в начальной школе, способствующие повышению познавательного интереса младших школьников. Задачи исследования: 1) раскрыть теоретические основы использования этимологического анализа слова на уроках русского языка в начальной школе; 2) рассмотреть сущность и содержание понятия «познавательный интерес» применительно к младшему школьному возрасту; 3) проанализировать современные УМК для начальной школы в свете исследуемой проблемы; 4) выявить исходный уровень сформированности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста; 5) представить рекомендации по использованию этимологического анализа слова на уроках русского языка в начальной школе как средства повышения познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: если на уроках русского языка в начальной школе будет регулярно использоваться этимологический анализ слова в виде разнообразных заданий и упражнений, то у обучающихся будет наблюдаться повышение познавательного интереса. Методы исследования: анализ методической литературы по исследуемой проблеме; констатирующий этап эксперимента; диагностические задания; количественный и качественный анализ полученных результатов. База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия № 25» г. Курска. В эксперименте приняли участие обучающиеся 3 «А» класса в количестве 13 человек. Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ЦВЕТОНАИМЕНОВАНИЙ) 7 1.1. Понятие Этимология 7 1.2. Определение понятия «языковая личность» в лингвистике, лингводидактике и педагогике 8 1.3. Цветонаименование как объект лингвистических исследований 15 ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЛОВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………… 23 2.1. Изучение уровня сформированности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста….………… 23 2.2. Рекомендации по использованию этимологического анализа слова на уроках русского языка в начальной школе как средства повышения познавательного интереса у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………… 2.3. Развитие познавательного интереса школьников на основании этимологического анализа слов на уроке русского языка 27 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………. 48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………….…………………………….. 50 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………. 55
Список литературы

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с. Бабушкина Т.В. Этимологический анализ в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. – 2001. – № 1. – С. 27-30. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2009. – 231 c. Ванюшечкин В.Т. Из опыта применения этимологического анализа в словарно – орфографической работе с учащимися // Русский язык в школе. – 1968. – № 3. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Издательство Смысл; Издательство Эксмо, 2006. – 1136 с. Глинкина Л.А., Чередниченко А.П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка: сборник таблиц, упражнеий, материалов. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 208 с. Жданович Н.В. Этимологический анализ слова как средство активизации познавательной деятельности младших школьников // Пачатковая школа. – 2008. – № 1. – С. 11-14. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. – 486 с. Канакина В.П. Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителей / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014. – 143 с. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителей. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014. – 144 с. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителей. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014. – 144 с. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителей. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвешение, 2013. – 159 с. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителей. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвешение, 2013. – 159 с. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с. Капустина Н.Г. Познавательные интересы младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – № 2. – С. 14-18. Ковалев А.Г., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с. Лебедева А.В. Роль познавательного интереса младших школьников в учебном процессе // Начальная школа. – 2010. – № 3. – С. 100-103. Лебедева А.В. Уровни развития познавательного интереса у младших школьников // Школа педагога. – 2010. – С. 62-64. Левушкина О.Н. Этимологический анализ на уроках в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся: дис… канд. пед. наук. – Ульяновск, 2000. – 220 с. Литвинова Т.В. Элементы этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе. Этимологический словарик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/100250 (дата обращения: 15.05.2021). Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: пособие для учителя. – М.: Русское слово, 2000. – 108 с. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979. – 48 с. Никитина Е.И. Изучение слов с непроверяемыми написаниями в 4 классе. Обучение орфографии в восьмилетней школе. – М.: Просвещение, 1974. – С. 107-120. Подшибякина Н.А. Роль этимологического анализа в воспитании интереса к русскому языку // Русский язык в школе. – 1984. – № 2. Потиха З.А. Современное русское словообразование. – М.: Просвещение – 1970. – 383 с. Пронина И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа. – М.: Просвещение, 1964. – 99 с. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 кл. В 2 ч. Ч. 1: учебник. – М.: Дрофа, 2011. – 95 с. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2 кл. В 2 ч. Ч. 1: учебник. – М.: Дрофа, 2010. – 126 с. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2 кл. В 2 ч. Ч. 2: учебник. – М.: Дрофа, 2010. – 94 с. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1: учебник. – М.: Дрофа, 2011. – 158 с. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч. 2: учебник. – М.: Дрофа, 2011. – 141 с. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 кл. В 2 ч. Ч. 1: учебник. – М.: Дрофа, 2010. – 157 с. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 кл. В 2 ч. Ч. 2: учебник. – М: Дрофа, 2010. – 158. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Издательство «Питер», 2019. – 713 с. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М.: Академия, 1997. – 703 с. Савельева Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе // Начальная школа. – 2002. – № 7. – С. 39-47 Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. – М.: Педагогика, 1971. – 124 с. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителя / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: Просвещение, 1985. – 399 с. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: учебник для 1 класса общеобразоват. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 136 с. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 144 с. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 144 с. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 160 с. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 160 с. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 160 с. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 160 с. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова. – М., 1974. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. – М. : Гардарики, 2007. – 520 с. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение, 1971. – 382 с. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально- образовательная мысль. – 2012. – № 4. – С. 122–124.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ЦВЕТОНАИМЕНОВАНИЙ) 1.1. Понятие Этимология Этимология – это один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке. Слово «этимология» происходит от греческих слов «этимон» - правда, истина - и «логос» — слово. Поэтому эта наука занимается установлением истинных значений слов. Если обратиться к толковому словарю С.И.Ожегова, дано следующее определение: «Этимология – раздел языкознания, изучающий происхождение слов.». Первоначально, у древних — учение об «истинном» («первоначальном») значении слова. Если обратиться к любому этимологическому словарю русского языка, то можно увидеть там много слов, о которых говорится: «происхождение неясно», «бесспорного объяснения нет». Но всегда в процессе работы со словарными словами возникает вопрос: «А что обозначает это слово и как связано значение этого слова с его написанием?». И тогда возникает необходимость изучить происхождение тех или иных понятий. Помогает нам в этом этимология. Этот раздел науки о языке содержит в себе сведения об истории возникновения слов, их «путешествиях» из одного языка в другой и о различных изменениях, происходящих с ним. Иногда слово за свою долгую жизнь меняется до неузнаваемости, теряет морфемы, начинает звучать по-другому. Говорим мы, например, слово «близорукий» и думаем, что это, наверное, такой человек, который дальше своей руки не видит. Но это не так. Исконно это слово звучало так: «близозоркий». Но произносить двойное сочетание «зозо» было неудобно, и частичка слова была со временем утеряна. Потом слово стало сближаться со словом «рука» и изменилось в «близорукий». Обращение к этимологическому словарю расширяет наш кругозор не только в области лингвистики, но и в сфере истории, географии, литературы, культуры разных народов и времен.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 77 страниц
2500 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 40 страниц
2500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg