ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Интеллект и интеллектуальное развитие в педагогике и психологии.
Интеллектуальное развитие является важнейшим компонентом любой деятельности человека. Для удовлетворения своих потребностей в общении, обучении и трудовой деятельности, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запомнить, обдумать. Поэтому сама деятельность непосредственно способствует развитию интеллектуальных способностей, которые по своей природе также являются особым видом деятельности человека. Толковый словарь В. Даля [7] определяет способности как «годный к чемулибо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Таким образом, понятие «способности» определяется через соотношение с успехами в деятельности. В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б..М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий «способности». Способности рассматриваются как индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе. Способностями можно назвать такие психические качества, которые способствуют более легкому приобретению знаний, умений и навыков и успешности в какой-либо деятельности. К.К. Платонов, определяя понятие «способность», опирается на формулировку В.В. Даля: способности это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо 10 деятельности и совершенствования в ней . А.В. Петровский рассматривает способности как психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. Таким образом, способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, однако проявляются и развиваются на их основе. Интеллект (от лат. «ум, разум») представляет собой высокоорганизованную систему мышления личности, при которой появляются новые продукты деятельности. Интеллект обязательно затрагивает умственные способности и все познавательные процессы. Понятие интеллекта ввел английский ученый Ф. Гальтон в конце XIX века. За основу были взяты научные труды Чарльза Дарвина об эволюции. Характеристики интеллекта исследовали такие ученые как А. Бине, Ж.Пиаже Ч. Спирмен, С. Колвин, Э. Торндайк, Дж. Петерсон. Все они рассматривали интеллект как поле безграничных возможностей человека. Понятие “интеллект”, перешедшее в современные языки из латыни в XVI веке и обозначавшее первоначально способность понимать, становится в последние десятилетия все более важной общенаучной категорией. Можно без преувеличения сказать, что абсолютное большинство эмпирических исследований в психологии имеет отношение к изучению познавательной сферы личности. В 1921 году журнал “Психология обучения” организовал дискуссию, в которой приняли участие крупнейшие американские психологи. Каждого из них просили дать определение интеллекта и назвать способ, которым интеллект можно было бы лучше всего измерить. В качестве лучшего способа измерения интеллекта почти все ученые назвали тестирование, однако, их определения интеллекта оказались парадоксально противоречивыми друг другу. Интеллект определялся как “способность к абстрактному мышлению” Л. Термен, “возможность давать хорошие ответы по критерию истинности, правды” Э. Торндайк, совокупность знаний или способность к обучению, обеспечивающие возможности приспособления к окружающей действительности” С. Колвин и др.