ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ
1.1 Анализ педагогической литературы по проблеме формирования семейных традиций
Воспитание ребёнка в семье - очень важный вопрос, обсуждение и попытки решения которого имеют богатую историю. Очевидно, что единого мнения по данной проблеме не существовало. Однако, несмотря на то, что к вопросу о семейном воспитании обращалось и обращается большое количество ученных и педагогов, он остается актуальным и по сегодняшний день. И это неудивительно, ведь семья закладывает в ребенка основу, от прочности которой зависит всё дальнейшее существование ребёнка.
Одним из учёных-педагогов, который уделял большое внимание воспитанию в семье, был А. С. Макаренко. Учёный говорил, что подготовку к воспитанию детей необходимо начинать ещё до появления их на свет. А. С. Макаренко считал, что правильное и полноценное воспитание ребёнок может получить только в семье. Родители должны продемонстрировать чаду, что семья - это, прежде всего коллектив, а ребёнок - его часть. Для детей родители должны обладать авторитетом, который родители должны заслужить, а не подменять его обманчивым положением, основанном на терроре и запугивании. Находясь в таком положении, родители растят забитого ребёнка, который не сможет стать полноценной личностью. Так же к обманчивому авторитету А. С. Макаренко относил авторитет любви: резкой критике подвергались те семьи, в которых баловали дитя ласками и поцелуями, ничего от него, не требуя и не отказывая ни в чем. Именно такому воспитанию педагог противопоставил свой труд о требовательной любви к ребёнку. Более всего А. С. Макаренко осуждал подкуп ребенка. Он считал это безнравственной формой воспитания, которая приведёт в итоге к моральному развращению личности. А семья должна осознавать, что ребёнок - это не только член семьи, но и гражданин своего Отечества. Если же родители сумеют представить свой авторитет перед детьми, постоянно будут его подтверждать своими поступками и поведением, то они смогут создать условия для их достойного воспитания. А. С. Макаренко в своих трудах часто обращался к вопросу о коллективе детей в семье. Педагог считал, что ребёнок, который растет один, обладает эгоистическими наклонностями. Если же в семье двое и более детей, то они приучаются к взаимопомощи, жизни в коллективе, умению прислушиваться к другим людям и уважать чужое мнение. Таким образом, А. С. Макаренко сумел обозначить необходимые условия для воспитания ребенка, которыми могут пользоваться и современные родители. Во-первых, наличие полной семьи - полноценного коллектива, в котором отец и мать должны любить и уважать друг друга, любить и уважать своих детей, любить и уважать своих родителей. Во-вторых, родители ни на секунду не должны забывать о том, что они - главный пример для их ребёнка.