Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности сформированности пространственных представлений у старших дошкольником с задержкой психического развития

valeravan 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.06.2022
Анализ теоретического исследования показал, что для детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста пространственные представления имеют важную роль при переходе в школу. Формирование пространственных представлений для детей в норме не вызывает особых трудностей, но для детей с ЗПР это является не простой задачей в связи с тем что дети не слышат необходимо адаптировать большинство заданий так, чтобы это стало доступным и понятно для таких детей.
Введение

Как известно на сегодняшний день у детей с задержкой психического развития возникают проблемы сформированности пространственных представлений - этому может послужить множество факторов. Знания о пространственных представлениях имеют огромное значение в развитии дошкольников. Такие представления помогают развитию речи, увеличивая словарный запас ребенка - это ведёт к непосредственному развитию мышления, а также различных видов деятельности, таких как: игровая, трудовая, изобразительная, конструктивная. Ориентируясь на собственном теле, ребёнок учится выделять части тела как анатомические единицы. Пространственные представления помогают развивать кругозор ребёнка, что позволяется уже ориентироваться на улице во время прогулки. Также знания пространственных представлений на плоскости (листе бумаги) готовит ребёнка к школе. Проблему сформированности пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития не многие учёные, но можно выделить несколько мнений таких учёных как Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажниковой, С.А. Игумнова, Я.П. Коломинского, В.В. Мыслюка, Е.А. Панько, А.А. Реана, И.В. Чумаковой, С.Г. Шевченко. У детей с задержкой психического развития пространственные представления часто недостаточны, поэтому целенаправленное их формирование является одним из приоритетных задач коррекции познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития. Л.Б. Баряева объясняет это тем, что у детей с нормативным развитием в раннем возрасте пространственные представления и восприятия связаны с выполнением предметных действий, а также в это же время возникает необходимость учитывать свойства одних предметов по отношению к другим, их положения, в пространстве опираясь при этом в основном на ощущения, которые они получается от своих органов чувств, что довольно затруднительно для дошкольников имеющих задержку психического развития. Проблема исследования: заключается в поиск методов, средств приёмов коррекционной работы, которые помогли бы в образовательном процессе сформировать пространственные представления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе их индивидуальных особенностей. Цель исследования: изучить особенности пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, разработать и апробировать программу по формированию пространственно-временных представлений у старших дошкольников с с задержкой психического развития. Объект исследования: пространственные представления с задержкой психического развития. Предмет исследования: особенности сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Задачи: - Изучить сущность пространственных представлений как область образовательной деятельности и развития с детьми дошкольного возраста. - Выявить особенности пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития, рассмотреть методы и средства их формирования. - Организовать и провести исследование сформированности пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития. - Разработать программу, направленную на формирование пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития. Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у старших дошкольников с задержкой психического развития будут выявлены особенности сформированности Методы исследования: библиографический, констатирующий эксперимент, обработка данных. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, двух приложений, заключения, списка использованной литературы в количестве 64.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.1. Пространственные представления как область образовательной деятельности и развития с детьми дошкольного возраста 6 1.2. Особенности сформированности пространственных представлений у старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 10 1.3. Подходы к коррекции пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 12 Глава 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У 2.1 Организация и методика обследования пространственных представлений у старших дошкольников 21 2.2. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению особенностей сформированности пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 29 2.3. Программа коррекционной работы по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47 ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Список литературы

1 Аббасов М.Г. Состояние некоторых навыков пространственной ориентировки у младших умственно отсталых школьников // Дефектология. — 1977, №1. — С. 38- 42 2 Ананьев Б., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 1964 3 Ананьев Б.Г. Формирование и восприятие пространства и пространственных представлений у детей / Отв. ред. Б.Г. Ананьев М.:1956. – 222 с. 4 Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 2007 – 304 с. 5 Бененсон Е. П., Волянова Е. В. Математика для малышей. М., 2009 – 112 с. 6 Брёзе Б. Активизация ослаблением интеллекта при обучении во вспомогательных школах / Б Брёзе. - М.: Медицина, 1981 - 240 с. 7 Венгер Л. А., Мухина Г. С. Психология. М.: Просвещение, 1988 – 336с. 8 Веракса Н.Е. Формирование единых временно-пространственных представлений/Дошкольное воспитание. 1976 – №5. – С.13. 9 Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.: Просвещение, 2010 – 133 с. 10.Вовчик-Блакитная М.В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте. //Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Под ред. Ломова Б.Ф. М.: «Известия АПН РСФСР», 1961 – 200 с. 11.Выготский Л.С. // Сборник трудов. В 6 т. Т 4 - М.: Педагогика, 1983 12.Гаврилушкина О.П. Особенности формирования изобретательной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста: Автореф. дис... канд. пед. наук: 104373.— М., 1976.— 18 с. 13.Галкина О.И. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей: Известия ЛИИ сфс. — М., 1956 – 223 с. 14.Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания Издательство: М., Директ-Медиа, 2008 – 223 с. 15.Головина Т.Н. Развитие пространственного анализа у умственно отсталых детей и некоторые пути коррекции его недостатков // Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Пет ровой, Т.Н. Головиной. — М.: Педагогика, 1980.— С. 95-122. 16.Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1982.— С. 49-57. 17.Гураш Л. Раннее детство: специфика, особенности // Л. Гураш // Дошкольное воспитание. - 2002 - № 1 - С. 24 18.Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития / / Дефектология. — 1980.— № 4. — С. 27—35. 19.Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011 – 560 с. 20.Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 2012 – 175 с. 21.Задержка психического развития: Вопросы дифференциации и диагностики /Л.И. Переслений //Вопросы психологии. -2009 -№ 1- С.34. 22.Ибаньес Р. Т. Формирование пространственной ориентировки у умственно отсталых дошкольников: Дис ... канд. пед. наук: 04910008979.— М.— 1991. — 165 с. 23.История методики развития элементарных математических представлений// Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. I и II Составители: З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. СПб., 2009 – 136 с. 24.Кассал Л.Н. Особенности формирования пространственных представлений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста: Д и с . . . канд. пед. наук: 04900010462.— М., 1990.— 191 с. 25.Лаврентьева Т. В. Формирование способностей к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями// Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 2012 – 50 с. 26.Лебедева О. История веселого квадратика/Дошкольное воспитание, 2009 – №4. – С. 67 27.Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2008 – 368 с. 28.Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие Н.Ю. Горбачевская СПб.: "Речь", 2006 29.Люблинская А.А. Детская психология // Г.А. Люблинская. - М.: Высшая школа, 1974 - 355 с. 30.Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста // Формирование восприятия пространства и пространственных представлен у детей: сб. ст. // Под ред. Ананьева Б.Г. - М. Известия АПН РСФСР, 1956 - Вып. 86 - 223 с. 31.Макоедова Г.В. Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (в условиях Северо-Востока России) / Г.В. Макоедова. – М., 2005 – 205 с. 32.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2010 - 400 с. 33.Мерсиянова Г.Н. Выполнение практических заданий учащимися во вспомогательной школе. — К.: Рад. шк., 1985.— 104 с. 34.Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие/ Под ред. Н.Я. Семаго - М., Айрс-пресс, 2007 35.Мирский С.Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1966.— 104 с. 36.Мусейибова Т. А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста. Кандидатская диссертация ЛГПИ им. Герцена, 1964 – 414 с. 37.Мухина В. С. Детская психология. М., 2012 – 352 с. 38.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб для студ. вузов // В.С. Мухина - 3-е изд., Стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 1998 - 456 с. 39.Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972 – 153 с. 40.Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах /Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2011 — 251 с. 41.Организация и содержание деятельности психолога специального образования/ Под ред. М.М.Семаго, Н.Я.Семаго - М., Аркти, 2005 42.Павлова, Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова. - М.: Шк. пресса, 2004 - 60 с. 43.Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.— 320 с. 44.Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога/ Под ред. М.М.Семаго, Н.Я.Семаго - М., 2000 45.Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений/Под ред. Б. Г. Ананьева. М., 2003 – 200 с. 46.Пространственные представления в речи. Демонстрационный материал/ Под ред. Н.Я.Семаго - М., Айрис-пресс, 2006 47.Пространство языка (лингвистическое пространство). Демонстрационный материал// Под ред. Н.Я.Семаго - М., Айрис-пресс, 2006 48.Психологическое изучение и некоторые виды коррекции недоразвития пространственной функции у детей с задержкой психического развития // Проблемы диагностики задержки психического развития/ Под. ред. З.М.Дунаева - М.: Педагогика, 1985 49.Развивающие математические игры-занятия в ДОУ. Авт.-сост. Стасова Л, П, - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008 – 108 с. 50.Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М., 2005 – 96 с. 51.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000.- 208 с. 52.Семенович А.В., Умрихин С.А. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. - М., 1998 53.Серомаха Н.Е. Коррекция поведения умственно отсталых детей младшего школьного возраста в ситуациях фрустрации: Автореф дис канд. психол. наук: спец. 19.00.08 "Специальная психология" / Н.Е. Серомаха. - М.,2012. - 19 с. 54.Сеченов И.М. Избр. Философ. и психол. произведения. М.: Госполитиздат, 1947 – 580 с. 55.Синев В.Н. Психология умственно отсталого ребенка: учебник / В.Н. Синев, М.П. Матвеева, А.П. Хохлина. - М.: Знание, 2008 - 359 с. 56.Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. // Дефектология. №1/ Под ред. Н.Я.Семаго - М.: Школа-пресс, 2000 57.Степаненкова Э.Я. К вопросу о формировании пространственных ориентировок у детей 5 - 6 лет в подвижных играх и упражнениях. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. - СПб., 2010 – 140 с. 58.Степаненкова Э.Я. Развитие пространственной ориентировки/Дошкольное воспитание, 1977 – №6. – С. 51 59.Схема нейропсихологического обследования детей / Под ред. Семенович А.В. - М.: МГПУ, 1998 60.Уманская Н.М. Изучение пространственных представлений у детей-олигофренов старшего дошкольного возраста // Вопросы дефектологии: Респ. метод. с б. - 1971 -Вып. 6 - С 3 0 - 8 марта. 61.Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития/ Под. ред. З.М.Дунаева - М.: Советский спорт, 2006 62.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. /Под ред. А.А. Столяра. — М.: Просвещение, 1988 – 303 с. 63.Шахманова, А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста / под ред. С.А. Козловой. - М.: «Академия», 2005 - 192 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. 1.1 Пространственные представления как область образовательной деятельности и развития с детьми дошкольного возраста Пространственные представления — это деятельность, включающая в себя определение местоположения и перемещения предметов относительно друг другу и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека.[15] В настоящем мире, постоянного движения, одну из важных областей жизни человека занимают сформированность пространственных представлений. Без такого важного представления взаимодействие с окружающей средой становится проблематичным, поэтому можно сказать, что пространственные представления - это необходимый элемент познания всей практической деятельности человека.[3;47] Проблема формирования пространственных представлений и пространственного навыка ориентировки рассматривались во многих исследованиях. Формирование пространственных представлений является одной из самых сложных и актуальных научных проблем, поскольку способность к ориентированию в пространстве является универсальным по своему характеру, что играет важную роль в процессах биологического и социального взаимодействия человека с окружающим миром [11].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 70 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg