Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности эмоциональных состояний девушек с разной латеральной организацией головного мозга

valeravan 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.06.2022
Итак, можно сказать, что межполушарная асимметрия в проявлении эмоциональных состояний играет немаловажную роль. Разница в проявлении позитивных и негативных эмоций имеет прямую зависимость от доминирующего полушария, правое отвечает за негативные эмоции, левое – за позитивные, что, собственно, нашло отражение и в проведённом исследовании.
Введение

Современная наука о мозге шагнула далеко вперёд, благодаря новым методам исследования диагностика нарушений и особенностей нормального функционирования мозга стала гораздо удобнее. Стали появляться различные новые теории и концепции особенностей работы коры больших полушарий и её функций в нашей повседневной жизни: поведении, эмоциях и чувствах. Асимметрия организации высших психических функций, доминирование одного из полушарий – это актуальное направление в клинической психологии, психофизиологии и неврологии, так как различия между лево и правосторонней латеральной организацией головного мозга уже было доказано. Эмоции и чувства являются неотъемлемой частью нашей жизни, они сопровождают каждый наш поведенческий акт, помогая оценивать окружающую реальность, отличить опасность от безопасности, приятное от противного, а также различать тонкости межличностных отношений. За такой оценочный цензор в организме человека отвечает головной мозг, который полностью задействован в проявлении какого-либо эмоционального состояния, однако, и здесь можно проследить особенности межполушарной асимметрии. Изучение данного аспекта латеральной организации головного мозга, в основном, ведётся со стороны нарушений эмоций. Изучение взаимосвязи полушарий и эмоций в норме исследовано не в полной мере, поэтому является актуальным направлением в клинической психологии. Проблемой мануальной асимметрии головного мозга занимаются такие учёные, как: Доброхотова Т.П., Брагина Н.Н., 1986, 1994; Ермаков П.Н., 1988; Костандов Э.А., 1983, 1990; Москвин В.А., 1990, 1999; Фишман М.Н., 1996, Вильдавский В.Ю., Князева М.Г., 1989, Садохин А.П., 2001, Инденбаум Е.Л., Домишкевич С.А., Прахин Е.И., Манчук В.Т., 1998; Шепко Е.Л., 2000и др. Однако, различия в особенностях эмоциональных состояний и их зависимости от латеральной организацией головного мозга были изучены не в полном объёме. Объект исследования: эмоциональные состояния личности Предмет исследования: особенности эмоциональных состояний девушек с разной латеральной организацией головного мозга. Цель исследования: Изучить особенности эмоциональных состояний девушек с разной латеральной организацией головного мозга. Задачи исследования: • изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования; • определить латеральную организацию головного мозга у девушек; • изучить особенности эмоциональных состояний у девушек с правосторонней латеральной организацией головного мозга; • изучить особенности эмоциональных состояний у девушек с левосторонней латеральной организацией головного мозга; • изучить особенности эмоциональных состояний у девушек с двусторонней латеральной организацией головного мозга; • сравнить особенности эмоциональных состояний девушек с разной латеральной организацией головного мозга; Гипотеза: Предположим, что у девушек с правосторонней, левосторонней и двусторонней латеральной организацией головного мозга будут наблюдаться различия: • в доминирующем типе эмоционального реагирования • в выраженности позитивных, негативных и тревожно-депрессивных эмоций • в уровне невротизации Методологическая основа: концепция В. А. Москвина о проблеме связи латеральных профилей с индивидуальными различиями человека в дифференциальной психофизиологии (2002), Хомская Е.Д., Батова Н.Я. о связи мозга и эмоций (1998). Методы исследования: 1. теоретические - анализ научно-методологической литературы, документальных материалов; 2. эмпирические методы: • Методика определения типа профиля латеральной организации Хомская Е.Д. • Диагностика уровня невротизации Вассермана • Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды Бойко В. В. • Дифференциальные шкалы эмоций по К. Изард 3. Методы математической статистики: • Однофакторный дисперсионный анализ; • Апостериорный критерий Бонферронни • Метод описательной статистики Теоретическая значимость: Исследование функциональной межполушарной асимметрии выступает актуальной проблемой в таких областях, как психофизиология, психология, педагогика, нейробиология и других нейронауках. Знания о функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека помогают понять сложности организации полушарий и их взаимодействия, а также особенности протекания психических процессов. Зависимость эмоциональных состояний изучена не в полном объёме, поэтому данное исследование расширит исследовательский материал по данной проблеме, что поможет приблизиться к пониманию вопроса и построению теории о связи эмоциональных состояний с профилем латеральной организацией. Практическая значимость: Учет индивидуальных профилей асимметрии у людей позволит повысить эффективность как на производстве при выполнении работы на различной аппаратуре, так и в процессах обучения каким-либо видам деятельности. Также исследование данной проблемы обозначает важность диагностирования латерального профиля, для выделения личностных особенностей человека, что принесёт пользу любому психологу-практику, работающему как с группами людей, так и с отдельными индивидами. Выборка: В исследовании приняли участие 230 девушек: 20 леворуких, 138 праворуких девушек, 37 девушек амбидекстров, 5 девушек левшей, 20 девушек правшей. Все девушки обучаются в учебных заведениях Сибирского федерального округа.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические основы изучения эмоций и эмоциональных состояний в зависимости от профилей латеральной организации головного мозга……......……………………………………………………………………....7 1.1. Понятие об эмоциях, их виды и роль в жизни человека…………………...7 1. 2. Теории эмоциональных состояний………………………………………..13 1. 3. Латеральные профили и их связь с эмоциональными состояниями……16 Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления эмоциональных состояний у девушек с разной латеральной организацией головного мозга………………………………………………………………….40 2.1. Описание выборки………………………………………………………….40 2.2. Описание методов исследования………………………………………….40 2.3. Определение латеральной организации головного мозга………………50 2.4. Сравнение особенностей эмоциональных состояний девушек с разной латеральной организацией головного мозга………………………………….51 Заключение………………………………………………………………………63 Библиографический список……………………………………………………64
Список литературы

1. Антюхин Г.А. Леворукие накапливаются среди артистически одаренных. // Леворукость, антропоизомерия и латеральная адаптация. – М.; Ворошилоград, 1985. С. 73. 2. Арзуманов Ю.Л., Шостакович Г.С. Межполушарная асимметрия вызванных потенциалов у больных хроническим алкоголизмом // Взаимоотношения полушарий мозга. – Тбилиси: Мецниереба, 1982. С. 158. 3. Баллонов Л.Я., Деглин В.Л., Черниговская Т.Б. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности // Сенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. – Л.: Наука, 1985. С. 99–115. 4. Бианки В.Л., Филиппова Е.Б. Асимметрия мозга и пол. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. 5. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. – М.: Мир, 1988. 6. Богомаз С.А., Исаева Т.М. Построение модели информационной структуры личности с учетом функциональной асимметрии мозга // Соционика, ментология и психология личности. 1996. № 6. С. 39–42. 7. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека. – М.: Медицина, 1981. 8. Введенский Г.Е. Функциональная асимметрия мозга у гомосексуальных лиц // Архiв психiатрii. Вип. 12–13. Асиметрiя мозку в нормi та при патологii. – Киiв, 1997. С. 126–128. 9. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. – М.: Мир, 1966. 10. Геодакян В.А. Асинхронная асимметрия (половая и латеральная дифференциация – следствие асинхронной эволюции) // ЖВНД. 1993. Т. 43. № 3. С. 543–561. 11. Геодакян В.А., Геодакян К.В. Новая концепция леворукости // Докл. РАН. 1997. № 6. С. 838–842. 12. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 13. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 14. Деглин В.Л. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека. – Амстердам; Киев: Изд-во Женевская инициатива в психиатрии, 1996. 15. Джеймс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991. 16. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М.: Книга, 1994. 17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.: Латерна; Вита, 1995. 18. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997. 19. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001. 20. Каменская В.М., Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. К вопросу о функциональных связях правого и левого полушарий мозга с различными отделами срединных структур у правшей // Функциональная асимметрия и адаптация человека. – М.: НИИП МЗ РСФСР, 1976. Т. 78. С. 25–27. 21. Карелин А.А. Психология изменений. – М.: КСП+, 2000. 22. Кимура Д. Половые различия в организации мозга // В мире науки. 1997. № 11–12. С. 73–80. 23. Клейн В.Н., Москвин В.А., Чуприков А.П. Функциональная асимметрия мозга и толерантность к эмоциональному стрессу // Неврология и психиатрия. – Киев: Здоровье, 1986. Вып. 15. С. 106–109. 24. Ковалев В.И. Личностное время как предмет психологического исследования // Психология личности и время. – Черновцы, 1991. Т. 1. С. 4–8. 25. Корсакова Н.К. О динамическом взаимодействии полушарий мозга в процессе узнавания вербальных стимулов // Нейропсихология сегодня / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. С. 45–49. 26. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия мозга и неосознаваемое восприятие. – М.: Наука, 1983. 27. Крегер О., Тьюсон Д.М. Типы людей. 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. – М.: Персей; Beче; АСТ, 1995. 28. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. 29. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга (2-е изд.). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 30. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. 31. Лурия А.Р. Об отношении нейропсихологии к проблеме личности (Изложение выступления А.Р. Лурия) // Нейропсихология. Тексты. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 170–172. 32. Марютина Т.М. Роль наследственности в формировании мануальной асимметрии // Вопр. психол. 1999. № 3. С. 75–83. 33. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – М.: МПСИ; Флинта, 1997. 34. Матова М.А. Леволатеральность сенсомоторных функций и познавательные способности подростков // Леворукость у детей и подростков. – М.: Изд-во ВНИИ гигиены детей и подростков, 1987. С. 51–54. 35. Меерсон Я.А. Проявления функциональной асимметрии полушарий мозга в осуществлении зрительно-гностических функций у лиц разного пола // Физиология человека. 1996. № 3. С. 52–58. 36. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1985. 37. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. 38. Мосидзе В.М., Рижинашвили Р.С., Самадашвили 3.В., Турашвили Р.И. Функциональная асимметрия мозга. – Тбилиси: Мецниереба, 1977. 39. Московичуте Л.И. О функциональной роли левого и правого гиппокампа в мнестических процессах // Нейропсихология сегодня / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. С. 49–53. 40. Москвин В.А. О корреляциях эмоциональных характеристик с индивидуальными профилями асимметрий у практически здоровых лиц // Типология и структура депрессий. – Ворошиловград, 1986. С. 131–132. 41. Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования // Вопр. психол. 1988. № 6. С. 116–120. 42. Москвин В.А. Индивидуальные профили латеральности и некоторые особенности психических процессов (в норме и патологии): Дис. … канд. психол. наук. – МГУ, 1990. 43. Москвин В. А. Нейрохимическая асимметрия и индивидуальные особенности // Архiв психiатрii. Вип. 12–13. Асиметрiя мозку в нормi та при патологii. – Киiв, 1997. С. 39. 44. Москвин В.А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий (Монография). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. 45. Москвин В.А., Москвина Н.В. Нейропсихология и нейропедагогика // Тезисы докладов I Международной конференции памяти А.Р. Лурия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. С. 67. 46. Москвин В.А., Москвина Н.В. Вопросы корреляций латеральных и индивидуальных особенностей в нейропсихологии индивидуальных различий // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. – М.: Изд-во РПО, 1998. С. 153–160. 47. Москвин В.А., Москвина Н.В. Основы нейропедагогики. – Оренбург: ИПК ОГУ, 2000. 48. Москвин В.А., Москвина Н.В. Нейропедагогика как прикладное направление педагогики и дифференциальной психологии // Вестник ОГУ. 2001. № 4. С. 34–39. 49. Москвин В.А., Москвина Н.В. Основы дифференциальной нейропедагогики. – Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003. 50. Москвин В.А., Москвина Н.В. Функциональные асимметрии и индивидуальные особенности психологического времени человека // Время пути: исследования и размышления / Под ред. Р.А. Ахмерова, Е.И. Головахи, Е.Г. Злобиной, А.А. Кроника, Д.А. Леонтьева. – Киев: Ин-т социологии НАН Украины, 2008. С. 91–113. 51. Москвин В.А., Москвина Н.В. Леворукость в спорте высших достижений // Спортивный психолог. 2010. № 2. С. 25–29. 52. Москвин В.А., Москвина Н.В. Психофизиология индивидуальных различий человека. – М.: Изд-во МИП, 2011. 53. Небылицын В.Д . Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 1976. 54. Неттер П. Биохимические переменные в исследовании темперамента: цели, подходы, находки // Иностранная психология. 1993. Т. 1. № 2. С. 49–56. 55. Николаенко Н.Н. Взаимодействие полушарий мозга в процессе восприятия и обозначения цвета // Сенсорные системы: сенсорные процессы и асимметрия полушарий. – Л.: Наука, 1985. С. 47–57. 56. Огуренков В.И., Родионов А.В. Двигательная асимметрия в боксе по показателям психомоторики // Теория и практика физической культуры. 1975. № 6. С. 15–17. 57. О’Коннор Д., Сеймор Д. Введение в нейролингвистическое программирование. Пер. с англ. – Челябинск: Версия, 1997. 58. Осычнюк Е.В., Яненко Ю.А. К особенностям латерального фенотипа онкологических больных // Леворукость, антропоизомерия и латеральная адаптация. – М.; Ворошиловград, 1985. С. 61. 59. Павлов И.П. Полное собр. соч. – М., Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 60. Переверзева И.А. К проблеме мозговой организации эмоциональных процессов в аспекте функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека // Вопр. психол. 1980. № 2. С. 65–73. 61. Полюхов А.М. Дерматоглифы как модель изучения биологических основ асимметрии мозга // Леворукость у детей и подростков. – М.: ВНИИ гигиены и подростков, 1987. С. 48–51. 62. Попович В.В. Функциональные асимметрии человека и некоторые особенности психологического времени (в норме и патологии): Дис. … канд. психол. наук. – Уфа, 2000. 63. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М.: Просвещение, 1989. 64. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 65. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979. 66. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 67. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 68. Смулевич А.Б. Психопатии // Руководство по психиатрии. – М.: Медицина, 1983. Т. 2. С. 387–441. 69. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. – М.: Мир, 1983. 70. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М.: Прогресс, 1982. 71. Суворова В.В. Функциональная асимметрия полушарий как проблема дифференциальной психофизиологии // Вопр. психол. 1975. № 5. С. 26–33. 72. Суворова В.В., Матова М.А., Туровская 3.Г. Асимметрия зрительного восприятия. – М.: Педагогика, 1988. 73. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 74. Трофимова И.Н. Индивидуальные различия с точки зрения эволюционно-синергетического подхода // Вопр. психол. 1996. № 1. С. 72–84. 75. Уильямс Р. Биохимическая индивидуальность. – Л.: Знание, 1960. 76. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1989. 77. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. – М.: Прогресс, 1978. С. 88–130. 78. Хаснулин В.И. Функциональная активность правого полушария головного мозга и адаптация человека к экстремальным факторам среды // Леворукость, антропоизомерия и латеральная адапатация. – М.; Ворошиловград, 1985. С. 35–36. 79. Хаснулин В.И. Дезадаптация, патологии и асимметрии мозга // Материалы научно-практ. конф. «Сибирский стандарт жизни: экология, образование, здоровье». – Новосибирск, 1997. С. 158–162. 80. Хомская Е.Д. Нейропсихология: проблемы и перспективы развития // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1983. № 1. С. 6–21. 81. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 82. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. – М.: РПА, 1998. 83. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Сироткина Е.Е. Межполушарная асимметрия и произвольная регуляция интеллектуальной активности (к проблеме психодиагностики) // Вопр. психол. 1988. № 2. С. 147–152. 84. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. – М.: Изд-во РПА, 1997. 85. Чермит К.Д. Симметрия – асимметрия в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1992. 86. Чернаенко Т.К., Блинов Б.В. Прогнозирование особенностей психического склада руководителей на основе выраженности функциональных асимметрий // Психол. журнал. 1988. Т. 9. № 4. С. 76–82. 87. Черниговская Т.В., Гаврилова Т.А., Воинов А.В., Стрельников К.Н. Сенсо-моторный и когнитивный латеральный профиль // Физиология человека. 2005. Т. 31. № 2. С. 35–44. 88. Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности // Вопр. психол. 2006. № 1. С. 169–178. 89. Чуприков А.П. Антропоизомерия и охрана здоровья леворуких // Леворукость у детей и подростков. – М.: ВНИИ гигиены детей и подростков, 1987. С. 7–13. 90. Чуприков А.П., Волков Е.А. Мир леворуких. – Киев: Институт нейропсихиатрии А. Чуприкова, 2005. 91. Чуприков А.П., Гурова Е.В., Власова Н.Ю., Ермакова И.Н. Распределение рукости и некоторых антропофизиологических признаков среди практически здорового населения Москвы // Деп. во ВНИИМИ МЗ СССР. № 2766-79. – М., 1979. 92. Чуприков А.П., Казакова С.Е. Частота и клиническая характеристика неврозов у леворуких детей в условиях переучивания // Леворукость у детей и подростков. – М.: Изд-во ВНИИ гигиены детей и подростков, 1987. С. 90–100. 93. Чуприков А.П., Казакова С.Е., Айрапетянц В.А., Гиноян А.М. Выявление леворукости и психогигиена леворуких детей (методические рекомендации). – М.: МЗ СССР, 1985. 94. Шабарова З.А. Особенности психологического времени у лиц с различными способами самореализации: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Киев, 1990. 95. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. – Ростов-на-Дону: Изд-во РПУ, 1994. 96. Шмакова Л.А., Волошенко С.Е. Некоторые показатели структуры личности во взаимосвязи с тестом на аплодирование // Проблемы нейрокибернетики. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983. С. 256. 97. Шуаре М.О. К вопросу о нарушении интеллектуальной деятельности при поражениях левого и правого полушарий мозга // Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии. – М.: Наука, 1986. С. 113–123. 98. Шургая Г.Г., Королева И.В., Кузьмин Ю.И., Сахновская О.М. Межполушарная асимметрия при восприятии речевых сигналов у заикающихся // Психол. журн. 1987. Т. 8. № 4. C. 80–91. 99. Юнг К.Г. Психологические типы. – Минск: Попурри, 1998. 100. Яковлев В.П. Социальное время. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1980.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы понятия о эмоциях, эмоциональных состояний и их зависимости от латеральных профилей. 1.1. Понятие об эмоциях, их виды и роль в жизни человека. Любая, в том числе и познавательная потребность, дается человеку через эмоциональные переживания. Эмоции служат цензором, помогающим нам отображать объективную реальность, давая ей определённую эмоциональную окраску, служащую своего рода оценкой происходящего. Эмоции являются древнейшим механизмом выживания человека, они способствую определению степени опасности окружающего мира. Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей [17]. Такое определение эмоций дано в большом психологическом словаре. Иными словами, “эмоции - это субъективные психологические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, к процессу и результату его практической деятельности” [20, с.26]. Эмоции — это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта [6] . По мнению авторов, в этом определении содержится одна из основных особенностей эмоций, отличающая их, например, от познавательных процессов — непосредственная представленность в них субъекту отношения между потребностью и возможностью ее удовлетворения [16].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg