Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Дидактическая игра как средство развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

valeravan 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.06.2022
Целью выпускной квалификационной работы являлось теоретически обосновать и практически проверить возможность развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр.
Введение

Актуальность темы исследования. Общеизвестно, что человеческая деятельность многообразна и делится она на три основных вида: игру, учение и труд. Это подтверждается в научных трудах Эльконина Д.Б., Новоселовой С.Л., Кольцовой М.М. При этом исследователи доказали взаимодействие этих видов деятельности на любом возрастном этапе. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра и именно в ней у детей развиваются психические познавательные способности (внимание, восприятие, память, мышление, воображение и речь). Мыслительные операции представляют собой инструмент познания человеком окружающего мира, в связи с этим, развитие мыслительных операций представляется важным фактором становления разносторонней развитой личности. Способность четко и ясно излагать свои мысли необходима людям в любом возрасте. Научно доказано, Л.В. Белоусовой, Е.Ч. Запасниковым, Р.С. Немовым, что мыслительные операции детей дошкольного возраста приблизительно формируется к 5-6 годам. У детей с нарушениями слуха пересечение линий развития мышления и речи совершается позже, чем у слышащих детей. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Например, такая мыслительная операция, как абстракция, вырабатывается в процессе игры и образовательной деятельности. Значение дидактической игры в обучении ребенка рассматривается в трудах педагогов и психологов, таких как: А. П. Усова, В.Н. Аванесова, Л.А Венгер. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. Дидактическая игра является важной составляющей образовательной деятельности детей с нарушением слуха. Именно в ней дети с особыми образовательными потребностями расширяют и обогащают представления об окружающем мире. ??28,312с.?? Ведущую роль в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи: К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.С.Макаренко и другие. Экспериментальные психологические исследования Р.М.Боскис, Н.Г.Морозовой, И.М.Соловьева, Ж.И.Шиф и других показали, что мыслительные операции детей с нарушениями слуха имеет значительное различия, которые обусловлены, во-первых, более медленным и своеобразным развитием речи у этих детей и, во-вторых, недостаточным вниманием, которое уделяется формированию мыслительной деятельности детей в практике дошкольного воспитания и обучения. Дидактические игры вызывают у детей старшего дошкольного возраста интерес к решению умственных задач, а преодоление трудностей и увенчавшийся успехом результат приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным инструментом развития мыслительных операций как способа умственной деятельности. Необходимо отметить, что первоначально в основе мыслительных операций лежат анализ и синтез. Таким образом, проблема развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредством использования дидактических игр является актуальной. Это обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Дидактическая игра как средство развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха». Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать на практике педагогические условия развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредствам дидактической игры. Объект исследования: процесс развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Предмет исследования: роль дидактической игры в развитии мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Гипотеза исследования: развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредствам дидактических игр будет эффективным, если: – будет подобран комплекс дидактических игр для развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха; – образовательная среда будет обогащена дидактическими играми, способствующими развитию мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха; – будут разработаны консультации для родителей по применению дидактических игр в целях развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Задачи исследования: 1.Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 2. Рассмотреть особенности мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. 3. Изучить роль дидактической игры в развитии мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. 4. Подобрать диагностические методики развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредствам дидактической игры. 5. Реализовать педагогические условия, способствующие развитию мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредствам дидактической игры. 6. Анализ эффективности проведенной работы по развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредствам дидактической игры Теоретическими основами исследования явились труды таких зарубежных и отечественных психологов и педагогов, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, А. Л. Венгер, Ж. Пиаже, Дж.Дьюи, А. З. Зак, П. Я. Гальперин, Н. Н. Поддъяков, З. А. Михайлова, А., Р.М.Боскис, Н.Г.Морозовой, И.М.Соловьева, Ж.И.Шиф которые изучали проблему развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, особенности мышления в данном возрасте, а также – роль дидактических игр в данном направлении развития ребёнка. Методы исследования: - теоретические: теоретический анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования; – эмпирические: диагностика влияния дидактических игр на развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста, реализация педагогических условий развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредствам дидактических игр, количественный и качественный анализ эффективности проведенной работы. Теоретическая значимость в процессе теоретического анализа определены и обоснованы содержание и особенности дидактической игры как средства развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты данной работы могут быть использованы в образовательной деятельности педагогов ДОО, которые посещают дети с нарушением слуха, в виде консультационного материала, памяток для родителей, а также по результатам исследования можно внедрять в практику ДОО картотеку дидактических игр, которые способствуют развитию мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста. База исследования: ГОУ Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир».
Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3 Глава 1 Теоретические аспекты развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактической игры…………………………… 8 1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха…………………………………………… 8 1.2 Особенности мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха………………………….. 14 1.3 Роль дидактической игры в развитии мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха………… 19 Глава 2 Практические аспекты развития мыслительных операций посредством дидактической игры детей старшего дошкольного возраста с нарушение слуха…………………………. 27 2.1. Диагностические методики развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредствам дидактической игры……………………………………… 27 2.2. Реализация педагогических условий развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредствам дидактической игры………………………………………. 35 2.3. Анализ эффективности проведенной работы по развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредствам дидактической игры………………… 42 Заключение………………………………………………………………… 52 Список используемой литературы……………………………………… 55 Приложения……………………………………………………………….. 61
Список литературы

1.Абдуллина Н. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр / Н. Н. Абдуллина. // Проблемы педагогики. –2016. –No 3. –С. 83-86. 2.Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В. Н. Аванесова ; под ред. Н. Н. Поддъякова. –М.: Просвещение, 2009. –366 с. 3.Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. В. Белошистая. –М.: Владос, 2013. –296 с. 4.Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - с. 3-203 5.Бунина. Л. Развиваем логическое мышление / Л. Бунина.// Дошкольное воспитание. –2014. –No 6. –С. 59-62. 6.Бурлакова И. А. Развитие логического мышления у дошкольников / И. А. Бурлакова. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. –2016. –No4. ––С.33-37. 7.Бутенко Н. В. Формирование мышления в процессе детского развития / Н. В. Бутенко. // Проблемы педагогики.–2018. –No5. –С. 33-49. 8.Венгер А.Л. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ А. Л. Венгер, О. М. Дьяченко. –М.: Просвещение,1989. –127 с. 9.Вершинина Н. В. Формирование логических операций в контексте развития связной речи старших дошкольников / Н. В. Вершинина.// Педагогика. Вопросы теории и практики. –2018. –No 4. –С. 59-63. 10.Возрастные возможности усвоения знаний / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. –М.: Просвещение, 1966. –442 с. 11.Воронина Л. В. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений строить суждения и умозаключения / Л. В. Воронина, М. В. Карпова. // Педагогическое образование в России. –2017. –No 6. –С. 37-43. 12.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования : Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л. С Выготский ; под ред. и со вступ. статьей А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия. –М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. –519 с. 13.Гальперин П.Я.Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. –Текст : непосредственный // Психология как объективная наука : избранные психологические труды / П.Я.Гальперин ; под ред. А.И. Подольский. –Москва : Институт практической психологии, 1998. –с. 272-317. 14. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — с. 304 15. Головчиц Л.А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред.. — М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. —с.89 16. .Горошко Е. В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области «познавательное развитие» в условиях выполнения ФГОС ДО и основной образовательной программы ДО /Е. В. Горошко. // Вестник науки и образования. –2018. -No 2 –С. 30-34. 17. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду : программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Н. Ф. Губанова – М.: Мозаика-Синтез, 2011. –121 с. 18.Давидчук А. Н. Дидактическая игра –средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А. Н. Давидчук, Л. Г. Селихова. –М.: Сфера, 2013. –176 c. 19.Демиденко Л. В. Значение дидактических игр в развитии детей / Л. В.Демиденко. // Проблемы педагогики. –2020. –No 2. –С. 47-50. 20.Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления :пер. с англ. Н.М. Никольской/ Дж. Дьюи. –М.: Совершенство, 1997. –208 с. 21. Ермолаева. С. Д Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста / под ред.. –М.:Детство-Пресс, 2010. –368 c. 22.Забродоцкая О. Д. Роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста / О. Д. Забродоцкая.// Актуальные вопросы современной науки. –2013. –No 2.–С. 180-193. 23.Зак А. З. Как определять различия в мышлении детей 6-10 лет / А. З. Зак.–М.: Модэк, 1999. –144 с. 24.Зембатова Л. Т. Дидактическая игра –важнейший элемент образовательного процесса на начальном этапе обучения / Л. Т. Зембатова. //Мир науки, культуры, образования. –2019. –No6 (79).–С. 121-124. 25. В. П. ЗинченкоБ. Г. Мещеряков Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб;2008-502 с. 26.Козлова С. А.Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.–3-е изд., исправ. и доп. –М.: Академия, 2001. –416 с. 27.Кочеткова Н. Н. Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста / Н. Н. Кочеткова.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. –2013. -No 30. –С. 181-186. 28.Любченко И. И. Логическое мышление как неотъемлемый аспект развития ребенка в современном обществе / И. И. Любченко. // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. –2014. –No 1. –С. 59-62. 29.Мегедина Е. А. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Е. А. Мегедина. //Проблемы педагогики. –2017. –No 9. –С. 54-59. 30.Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников/ З. А. Михайлова. –3-е изд., перераб. и доп. –СПб.: Детство-Пресс, 2015. –142 с. 31.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. –М.: Академия, 2008. –428 с. 32.Немов Р.С. психология В трех книгах 4-е издание Книга 1ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших педагогических учебных заведений Москва ГУМАНИТАРНЫЙ 2003-540 с. 33.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психо- логическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с. 34. Новоселовой. С.Л.Игра дошкольника. /Под ред.– М.: Просвещение, 2003 – 312с 35.Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л. Ф.Обухова. –5-е изд., стер. –М.: Просвещение, 2012.–352 с. 36.Панкова О. В. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности / О. В. Панкова. //Вопросы науки и образования. –2018. –No 7. –С. 31-34. 37.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта : пер.с фр.А. М. Пятигорского / Ж. Пиаже.–М.: Просвещение, 1969. –192 с. 38.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка : пер.с фр. А. М. Пятигорского / Ж.Пиаже. –М.: Педагогика-Пресс, 1999. –215 с. 39.Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков. –М.: Педагогика, 1977. –360 с. 40.РубинштейнС. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.–СПб.: Питер, 2000. –712 с. 41.Рысбаева Г. А. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у старших дошкольников/ Г. А. Рысбаева// Проблемы современной науки и образования. –2016. –No 5. –С. 104-112. 42.Сазонова Н. П. Дошкольная педагогика. Курс лекций : учебное пособие для студентов педагогических факультетов / Н. П. Сазонова. –СПб.: Детство-Пресс, 2010. –272 с. 43.Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов.–М.: Академия, 2002. 576 с. 44.Соколова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение дидактической игры дошкольников / А. В. Соколова. // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. –2018. –No 3. –С. 16-21. 45.Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать: учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей / Ю. Г. Тамберг. –СПб.: Питер, 2007.–320 с. 46.Тихомирова Л. Ф. Развитие логического мышления детей: попул. пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. –Ярославль: Гринго, 1995. –369 с. 47.Турченко В. И. Дошкольная педагогика : учебное пособие / В. И. Турченко. –М.: Флинта, 2012. –251 с. 48.Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб заведений / Г. А. Урунтаева. –5-е изд., стереотип.–М.: Академия, 2001. 336 с. 49.Урунтаева Г. А. Специфика дидактической игры дошкольника / Г. А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. –2016. –No 2. –С. 8-15. 50.Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. –М.: Издательство Московского университета, 1981. –400 с. 51.Чикова И. В. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения / И. В. Чикова, Т. В. Диль-Илларионова. // Балтийский гуманитарный журнал. –2016. –No 4. –С. 340-343. 52.Шагреева О. А. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : учеб. пособие для студентов фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / О. А. Шагреева, Е. В. Родина, Н. А. Стародубова ; под ред. Л. Г. Нисканен. –М.: Академия, 2002. –208 с. 53.Шарычева М. Э. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры / М. Э. Шарычева, Н. И. Воробьева. // StudNet. –2020. –No 2. –С. 67-70. 54.Шинкарёва Н. А.Педагогические условия и особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Шинкарёва, Т. В. Дробязгина. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. –2018. -No 3. –С. 91-95. 55.Шмелёва Н. А. Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений / Н. А. Шмелёва // Молодой учёный. –2019. –No 18 (266). –С. 250-253.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические аспекты развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактической игры 1.1Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха Одна из главных задач интеллектуального развития детей в дошкольном возрасте с нарушением слухового слуха – развитие речи и мышления. Эти два непосредственно связанных с собой психического процесса возникают при познания ребенка окружающего мира. Мышление – это взаимосвязь предмета и явления реальности, связи которых приводят к тому, чтобы получить новую информацию. В своих трудах психолог Н.Н. Поддьяков рассматривает мышление как сложную психическую и умственную процедуру, которая характерна только для человека, ведь этот процесс – высшая форма отражения внешнего мира, поскольку этот процесс – высшая форма отражения внешнего мира [32,с 56]. Близко к определению Н.Н. Поддьякова относится понятие П.Я. Гальперина, который в своих трудах указывал, что мысль является высшим психическим процессом, который характеризуется обобщенными и опосредованными отражениями реальности, в этом процессе осуществляется связь между внешними явлениями мира. [37,с 48]. Психологический энциклопедический словарь М.И. Еникеев утверждает, что «мышление – познавательная деятельностью личности, характеризующаяся обобщенным и осмысленным отражением реальности».[10,с 35]. В.Н. Капарулина, М.Н. Смирнова, дают следующее определение: «Мышление – процесс опосредованного и обобщенного отражения в сознании человека существенных свойств предметов и явлений объективного мира»[12, с 105].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 70 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg