ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ВОССТАНОВЛЕНИЯ МИРНОЙ ЖИЗНИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОСЛЕВОЕННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ
1.1. Проблемы материально-бытового обеспечения семей инвалидов Великой Отечественной войны и трудоустройства демобилизованных фронтовиков, как аспект повседневной жизни
После окончания войны многие солдаты и офицеры хотели вернуться домой, к своим семьям, очагу. Долго длилась эта жестокая война, что нанесло огромный урон по человеческому здоровью. В конце войны среди демобилизованных из армии по состоянию здоровья было два миллиона инвалидов, среди них — около 450 тыс. человек с ампутированной рукой или ногой и около 350 тыс. с диагнозом остеомиелита (воспаление костного мозга) .
Многие люди возвращались домой инвалидами, потерявшими свое драгоценное здоровье на всю жизнь: кто – то смог восстановиться, а кто – то нет: потеряв при непосредственном контакте с противником руки, ноги, здоровую психику, кто – то получил контузию. И в первую очередь такие люди становились беспомощными, прикованными к одному месту, не имеющие возможность выполнять в домашней обстановке регулярную повседневную работу, а значит фактически утрата для семьи кормильца, главы семьи, и такой человек становился обузой для своих домочадцев.
Государству приходилось заботиться о семьях инвалидов и погибших, ведь в ходе войны погибло много миллионов человек, а это были чьи-то члены семьи. Единственной проблемой и негативной тенденцией в социальном обеспечении инвалидов войны является то, что более чем за год увеличился рост смертности инвалидов, вызванное полуголодным сосуществованием.
Но так как нужны были работники на предприятии, по этой линии стали и устраивать инвалидов, хотя это было весьма трудным и сложным явлением, но, тем не менее, государству приходилось на них затрачивать бюджетные средства.
Существует и по нынешний период следующая ситуация: ни одно советское промышленное предприятие не хотело брать к себе на работу инвалидов, не имеющих возможность полностью себя зарекомендовать в области специальности, многих приходилось также увольнять, не оплачивая их работу. Но стоит отметить, что многие из них соглашались идти на переобучение, которое оплачивало государство.
Н.В. Хомякова также приводит в своей монографии примеры увольнений инвалидов, которые не могли из-за отсутствия здоровья выполнять квалифицированную работу: «Например, в райОРСе станции Бузулук инвалид Чуриков работал сторожем на хозяйственном дворе, и когда ему предложили работу конюха, которую с ампутированной ногой выполнять не мог, он вынужден был уволиться» .
В условиях войны домашнее хозяйство приходилось вести женскому полу. Американский журналист Джон Штром побывал в 1946 г. в нескольких русских колхозах. Масштаб разрушений и человеческих потерь поразил его воображение. В одной деревне под Сталинградом его встретил председатель колхоза — молодой человек лет двадцати, инвалид войны, без руки. В колхозе тогда работало 136 человек, в том числе 116 женщин. Из этой деревни ушли в армию с 1940 по 1945 год 146 мужчин, 40 погибли, а вернулись обратно лишь 15 человек, из них 10 — без руки или ноги . Встречались деревни, куда после войны не вернулся ни один мужчина. Особую роль в повседневной деятельности играл и детский труд, рабочих рук в семьях не хватало. В связи с этим было решено провести срочную демобилизацию: в июне 1945 года в СССР был введен закон «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии» .
Давайте попробуем проанализировать основные положения этого закона и разобраться с трудностями исполнения этого закона [См.: Приложение 1.]. Из статей закона явно можно проследить, что в обязанности Верховного Совета входило максимальное содействие и помощь демобилизованным солдатам: предоставить транспортные средства, питание и полное обмундирование, помимо этого военнослужащему выплачивалось жалование за каждый год его службы. Все это не могло не вызывать со стороны государственных органов определенные трудности и проблемы в обеспечении военнослужащих. На основе этого закона было решено численно сократить состав армии – около 8,5 млн. человек вернулись к мирной жизни; процесс возвращения домой занял 3 года, начиная с июля 1945 по конец 1948 года.
Еще одной трудностью после войны стало трудоустройство военнослужащих: эти заботы брало на себя советское государство, предлагая людям определенную работу.
В условиях городской жизни можно было без препятствий устроиться на работу; ценились рабочие – инженеры, бригадиры, шахтеры. Если демобилизованный военнослужащий беспрепятственно проходил обучение на производстве или устраивался на работу, имея уже полученную до войны специальность, предоставляли материальное социальное обеспечение.
По иному обстояла ситуация в сельской местности: в ходе ожесточенных военных действий многие деревни и колхозы были нищими, работали за так называемые трудодни, выживать приходилось за счет выдаваемой материальной помощи. Начинается активно процесс переселения из деревенской местности в городскую в поисках работы на промышленных предприятиях. Этим подчеркивается высокая мобильность жителей СССР.
На открытых собраниях по вопросам трудоустройства военнослужащих становится явным, что многие устраивались на работу по направлениям, кому было суждено стать шахтером и стать настоящим стахановцем, кто ехал на сельскохозяйственные работы в совхозы и колхозы, оказывая свою помощь в уборочную пору. И многие, чтобы обеспечить свои семьи, приходилось выполнять несколько норм сразу, чтобы получить достойную заработную плату и обеспечить семью.
«Демобилизованные слесарь завода «Автозапчасть» Ильин и токарь ПРЗ Востриков давали по две нормы. На предприятиях Орска, Бузулука, Бугуруслана большинство демобилизованных выполняли нормы на 150—200%. Можно привести много примеров хорошей трудовой деятельности демобилизованных на полях Матвеевского, Бугурусланского, Илекского, Буртинского, Буранного и других районов» .
Но многие люди отказывались в дальнейшем работать по своей специальности, потому что на предприятии не оказывали внимания рабочим, многие оставались без социального обеспечения, что не выгодно было для военнослужащих, которые с приходом с войны даже не имели ничего, кроме своей военной формы и съестного пайка.
Давайте обратим свое внимание на другой аспект повседневной жизни – социальная поддержка, которая может под собой подразумевать как восстановление жилища, пенсионное обеспечение, обеспечение топливом и одеждой, поддержка здоровья, помощь в образовании и воспитании детей.
Так же возникали у военнослужащих проблемы с восстановлением жилища, отстройкой квартир, в обеспечении семьи топливом. ЦК партии решило провести в этой области кардинальные меры: так в Чкаловской области начался процесс отстройки домов и хозяйственных построек для нужд семей военнослужащих, форсированный ремонт коммунальных квартир. Чтобы перекрыть все расходы на мероприятия, описанные выше, был выделен государством строительные ресурсы и огромная ссуда из бюджета.
В поддержку сельского хозяйства семьям военнослужащих местные партийные органы выделяли скот, кормовые заготовки для него, выплачивали денежное пособие и полное обеспечение сельскохозяйственными продуктами: мед, сахар, хлеб, жир и масло, картофель. По другой линии семьи обслуживались верхней одеждой, валенками, но единственный недостаток не имели стильных нарядов костюмов и другой верхней одежды, кроме военной униформы.
«В последнем году четвертой пятилетки наивысшую оплату труда имел промышленно-производст¬венный персонал черной металлургии (977 руб.), электроэнергетической (778 руб.), машиностроительной и металлообрабатывающей (771 руб.) и химической (766 руб.) отраслей. Наименьшую зарплату получали работники легкой (516 руб.) и пищевой (529 руб.) индустрии» .
Рассмотрим ситуацию по ценам. Цены установленные государством на товары были твердыми, хотя постепенно снижались. Так килограмм белого хлеба и булок люди могли приобрести за 5 рублей 50 копеек, черный хлеб – за 3 рубля, килограмм говядины – за 30 рублей, литр молока – за 3 рубля, масло сливочное – за 64 рубля, а растительное – за 30 рублей. Десяток яиц стоил 12 рублей, литр водки – 60 рублей. Пару обуви в среднем можно было приобрести за 260 рублей, а метр шерстяной ткани – за 269 рублей . При этом не стоит забывать о том, что страна в то время жила очень неравномерно.
Что же мог позволить себе пенсионер? Давайте проанализируем пенсионную систему в послевоенные годы: из этого видно, что, сравнивая с современной системой выплат, разницы особой нет, пенсионная система ставила под защиту слабые неимущие слои населения: пенсионеры, вышедшие по возрасту в среднем получали -102р., инвалиды 1, 2 и 3 –й групп-156р., семьи, потерявшие кормильца-112р .
Не будем забывать и о том, что до 1947г. существовали льготы и преимущества, представляемые награжденным орденами Союза ССР в частности, лица, награжденные орденами и медалями, имели право на оплату услуг ЖКХ, предоставлялось право раз в год бесплатно пользоваться железнодорожным и водным транспортом (поездка в оба конца), не платить за проезд в трамвае. Герой Советского Союза ежемесячно получал по 50 рублей за каждую свою Золотую Звезду, обладатель «самых простых» медалей или орденов – от 10 до 15 рублей за каждый такой знак отличия .
Однако Согласно сентябрьскому указу 1947 года, принятому Президиумом Верховного Совета СССР[См.: Приложение 2.], с начала 1948 года отменялись почти все денежные выплаты, полагавшиеся гражданам СССР, награжденным советскими орденами и медалями. Деньги для многих ветеранов в сумме могли даже превышать размер получаемой пенсии, которая была сравнительно невелика. Для значительной части отмена подобных льгот негативно сказалась на материальном положении. Колхозники вообще оказались в нищете. Они и до войны работали лишь за «палочки» трудодней, а их средняя зарплата в денежном выражении выходила всего 75-80 р.
Все сказанное позволяет сделать вывод: с наступлением мирной жизни жизнь людей не стала легче - государство ставило цели по восстановлению народного хозяйства, промышленности, во время войны был нанесен огромный ущерб здоровью людей, многие из которых возвращались с войны инвалидами, потеряв свое ценное здоровье, государство всячески стремилось возместить этот урон здоровью, восстановить семьи погибших солдат, выплачивая им пособия по утрате кормильца, пенсии по инвалидности, это были не большие суммы, но на полуголодную жизнь хватало, многим людям, которые имели ограниченное здоровье, предлагали посильную работу. Да, стоит отметить этот факт – государство защищало нужные ему и уважаемые слои и группы людей, строило свои амбициозные планы по восстановлению промышленности, не учитывая пожелания людей, заставляло выполнять работу на производстве.
1.2. Процесс реэвакуации населения, как основная тенденция послевоенного десятилетия
Вопрос о реэвакуации является до сих пор слабо изученным и представлен в единичных исследованиях. Исследователи Л.И. Снегирева и Т.А. Сафонова в своей работе отмечали, что реэвакуация проходила в несколько этапов, три из них были в период Великой Отечественной войны, а последний, четвертый, о котором мы и будем говорить приходится на послевоенные действия, которое является важным для нашего исследования.
Необходимо дать определение слову «реэвакуация», что означает миграционный процесс в рамках одной страны, период возвращения населения из одного или нескольких районов страны на прежние места жительства, в условиях которой ничто не угрожает жизни и безопасности людей. Реэвакуация считается важной тенденцией в послевоенное десятилетие страны, последний этап которой начался после окончания военных действий.
Вместе с окончанием войны началось движение за Возвращение домой в среде эвакуированных и мобилизованных рабочих. Возвращение людей на прежнее местожительство продолжалось ещё несколько лет. По крайней мере, категория «эвакуированные» и статистические данные по их перемещениям продолжали фигурировать в официальных документах практически до конца 1947 г. .
Уже с середины мая 1945 г. в ЦК ВКП(б) регулярно поступали сообщения из обкомов, что рабочие самовольно покидают предприятия «по мотивам окончания войны». Тем не менее, настроения в Пользу реэвакуаций были такими массовыми, что это потребовало принятия специальных запретительных мер: руководители, соответствующих наркоматов издали распоряжения, запрещающие рабочим покидать свои предприятия под угрозой судебной ответственности. Однако даже репрессивные меры не остановили тогда стихийную реэвакуацию. В августе 1945 г. Военной цензурой наркомата госбезопасности было зарегистрировано 135 писем омских рабочих, адресованных родным и знакомым, в которых высказывались жалобы по поводу создавшегося критического положения .
К концу великой Отечественной войны реэвакуация населения стала подходить к концу: значительная часть населения, эвакуированного в Западную Сибирь, осталась в районе Кузбасса, где во время войны было сконцентрированы основные отрасли промышленности. Этот район был стратегически важным для Советской Армии, где производилась добыча основных топливных ресурсов, обеспечивающих всю страну.
На заключительном, послевоенном этапе реэвакуации – задача органами власти по реэвакуационным мерам успешно выполненной: основная масса населения была перевезена на постоянное место жительства, на территории Западной Сибири осталось 0.5 % населения от общей массы эвакуированных.
Итак, делая общий вывод по данной главе, необходимо отметить, что в период 1944–1947 гг. в стране происходили значительные по масштабам миграции населения, одним из миграционных потоков стала реэвакуация населения из восточных регионов в европейскую часть СССР. Абсолютное большинство эвакуированных вернулись обратно. Власть оказывала помощь в возвращении людей, но и вводила ограничения на реэвакуацию отдельных категорий эвакуированных: работников промышленных предприятий оборонного значения, столичных жителей, высококвалифицированных специалистов в некоторых сферах деятельности.