Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовое регулирование контроля в сфере закупок для государственных нужд УИС

baby_devochka 3125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 125 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.06.2022
Объект магистерского исследования – общественные отношения в сфере правового регулирования контроля в сфере закупок для государствен-ных нужд УИС. Предмет магистерского исследования – нормы гражданского права, бюджетного права и других отраслей права, составляющие правовые основы института контроля в сфере закупок для государственных нужд УИС, а также теоретико-прикладные подходы к исследуемой проблеме. Цель исследования – системный анализ научной литературы, законода-тельства и правоприменительной практики в областиконтроля в сфере закупок для государственных нужд УИС, с учетом реформы гражданского и другого отраслевого законодательства, законодательства о контрактной системе, а также ведомственного нормотворчества в УИС. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следую-щие задачи: – определены тенденции правового регулирования контроля в сфере за-купок для государственных нужд; – проведен анализ особого правового режима государственного контракта как условия для контроля закупочной деятельности; – исследованы система, принципы контроля в сфере закупок для государственных нужд; – представлена классификация видов контроля в сфере закупок для государственных нужд; – определены правовые режимы контроля в сфере закупок для государ-ственных нужд; – дана оценка системе ведомственного контроля в сфере закупок для государственных нужд; – проведен анализ закупочной деятельности учреждений и органов УИС как предмета ведомственного контроля. Степень научной разработанности темы магистерского исследова-ния. На сегодняшний день отсутствуют системные монографические исследо-вания, посвященные исследованию вопросов в области контроля в сфере за-купок для государственных нужд УИС, с учетом реформы гражданского и другого отраслевого законодательства, законодательства о контрактной си-стеме, а также ведомственного нормотворчества в УИС. Методология и методы магистерского исследования. Методологиче-ской основой исследования является диалектический метод научного позна-ния. В качестве основных методов исследования использованы: метод си-стемного исследования; метод сравнительного правоведения; системно-функциональный метод; метод технико-юридического анализа; формально-юридический метод; формально-логический метод, методы анализа, синтеза, дедукции, индукции. Теоретической основой магистерского исследования послужили научные исследования в области гражданского права. Нормативную основу магистерского исследования составили отече-ственные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы контроля в сфере закупок для государственных нужд УИС. Эмпирической базой исследования явились официальные статистиче-ские сведения Счетной палаты РФ, ФАС России, Федерального казначейства, ФСИН России; материалы судебной практики по исследуемому вопросу. Научная новизна диссертации заключается в том, что работа пред-ставляет собой монографическое исследование вопросов в области контроля в сфере закупок для государственных нужд УИС, с учетом реформы граждан-ского и другого отраслевого законодательства, законодательства о контракт-ной системе, а также ведомственного нормотворчества в УИС, проведенное с учетом современных данных, приоритетных целей, задач и направлений раз-вития гражданского общества, доктринальных целей и задач правового госу-дарства, а также уголовно-исполнительной системы. Основные положения, выносимые на защиту: 1. В условиях обеспечения экономической безопасности государства, одним из направлений правовой политики государства является реформа кон-трактной системы и ее важного элемента – контроля в сфере закупочной дея-тельности для государственных и муниципальных нужд, создание долго-срочной стратегии развития контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд с учетом приори-тета реализации национальных проектов и федеральных целевых программ. Отмечается масштабные динамические изменения правового регулиро-вания закупочной деятельности, системы ее контроля, обусловленные стаби-лизацией правового регулирования контрактной системы с проработкой во-проса о целесообразности ее кодификации, унификации, в том числе в усло-виях пандемии и геополитической ситуации. Система правового регулирования носит многоуровневый сложный комплексный межотраслевой прямой и косвенный характер, объединяя как частно-правовые, так и публично-правовые начала. Отмечается оптимизация закупочных процедур, сроков, документации, требований к участникам заку-пок и др. Система контроля в сфере закупок ввиду своей многоуровневости и разветвленности требует оптимизации, стандартизации, четкой профилизации контролирующих субъектов. Наметилась тенденция стандартизации контроля в сфере закупочной деятельности с учетом выработки единого алгоритма проверок, единого стандарта оценки качества контрольной деятельности. 2. Изучение договорной конструкции государственного контракта как предмета проверки (контроля), позволило его оценить как особый правовой режим, имеющего комплексную правовую природу и представляющего раз-новидность гражданско-правового договора, а также конвергенционную, кла-стерную систему правового регулирования, заключаемого с целью обеспече-ния государственных нужд, обороноспособности и безопасности, а также прав и законных интересов граждан, ресурсно обусловленного лимитами бюджетных обязательств, направленного на поставку товара, выполнение ра-боты, оказание услуги, приобретение недвижимого имущества или его аренду, заключаемого государственным заказчиком от имени публично-правового образования, с учетом требований гражданского, бюджетного законодатель-ства и законодательства о контрактной системе. 3. Система контроля в сфере государственных закупок предусмат-ривает осуществление: аудита, контроля со стороны государственных орга-нов, мониторинга закупок, ведомственного контроля, контроля со стороны заказчика, общественного контроля. Каждый из указанных видов контроля имеет свою систему правового регулирования и субъектный состав. 4. Анализ системы правового регулирования позволил представить классификацию видов контроля в сфере закупок для государственных нужд: 1) в зависимости от времени осуществления: предварительный, теку-щий, последующий; 2) по направлению воздействия: внешний, внутренний; 3) по целеориентированности контроля: стратегический, тактический, оперативный; 4) по механизму регулирования: общий, самоконтроль; 5) по виду деятельности: управленческий, финансовый, технологиче-ский, производственный; 6) по субъектам хозяйствования: государственный, негосударственный, общественный; 7) по содержанию деятельности контрольного органа: антимонополь-ный, бюджетный; 8) по юрисдикции субъекта проверки: ФАС России, Минфин России, Счетная палата РФ, Федеральное казначейство РФ; 9) в зависимости от уровня бюджетной системы: федеральный, регио-нальный, муниципальный; 10) в зависимости от организационно-правовой формы: мониторинг за-купок, контроль со стороны государственных органов, аудит, ведомственный контроль, контроль со стороны заказчика, общественный контроль. 11) в зависимости от метода контроля: проверки, ревизии, анализ, об-следования, мониторинг. Приведенная классификация могла бы выступить правовой матрицей для развития правового регулирования вопросов контроля закупочной дея-тельности с целью оптимизации, унификации и стандартизации процессов, а также централизованной регламентации соответствующего правового режи-ма, под которым понимается совокупность условий организационно-правового, юрисдикционного, административно-территориального, инфор-мационно-технического, документального характера, позволяющего осуще-ствить контроль в сфере закупок с учетом целей и задач правовой политики государства. 5. Анализ системы правового регулирования позволил сделать вывод об отсутствии единого порядка проведения ведомственного контроля, единых правил, пределы проверки. Ведомственный контроль осуществляется на ос-новании ведомственного нормотворчества, как правило, регламента, основан-ного на федеральных стандартах внутреннего финансового аудита. 6. Особенность ведомственного и другого контроля в сфере закупок для нужд УИС заключается в следующих признаках учреждений УИС: учре-ждаются РФ на основании распоряжения Правительством РФ; функции и полномочия учредителя осуществляет ФОИВ, утверждающий устав ФКУ; цель создания ФКУ УИС заключается в осуществлении государственных функций (властных полномочий) с сочетанием полномочий по оказанию гос-ударственных услуг, приравниваются по статусу к государственному органу; осуществляют непосредственное представление государства в гражданском обороте; финансовое обеспечение осуществляется за счет федерального бюд-жета на основании ведения бюджетных смет, открытия лицевого счета в Фе-деральном казначействе, с применением Единого плана счетов, утвержденно-го приказом Минфина России; имеется запрет на учреждение и участие в дея-тельности юридического лица, заключение договоров займа, приобретение ценных бумаг; предусмотрена субсидиарная имущественная ответственность учредителя, ответственность ФКУ УИС – ограниченная, в пределах лимитов бюджетных обязательств; закупочная деятельность с участием учреждений и органов УИС осуществляется с учетом режима преимущества. 7. Сформулированы принципы участия учреждений и органов УИС в закупочной деятельности: ФКУ участвуют в гражданском обороте с учетом лимитов бюджетных средств, которые обуславливают цену, сроки, количе-ство (объем) товара (работы, услуги), ФКУ УИС заключают государственные контракты в пределах финансового года; ответственность по обязательствам в пределах денежных средств, находящихся в распоряжении ФКУ; используют дополнительные соглашения при регулировании условий контрактов в рамках лимитов бюджетных обязательств; обеспечивают открытость и доступность документов, характеризующих экономическую активность ФКУ УИС; запрет обращения взыскания на имущество ФКУ, закрепленного за ним на праве оперативного управления, и приобретенного за счет доходов от приносящей доход деятельности. Структура магистерского исследования определена целью, задачами и кругом исследуемых проблем. Диссертация состоит их введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение

Актуальность темы магистерского исследования обусловлена недав-ними реформами гражданского и бюджетного законодательства, а также, ре-формой системы государственного управления в области повышения эффек-тивности предоставления государственных и муниципальных услуг при усло-вии сохранения. В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» развитие государственного управления, одного из главных ин-струментов которого является правовая политика, названо в качестве пер-спективного направления для развития. Распоряжением Правительства от 31.01.2019 № 117-р утверждена Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, согласно которому системы закупок товаров, работ, услуг для обеспе-чения государственных (муниципальных) нужд подлежит совершенствова-нию. В целом, в правовой системе в сфере закупок произошли многочислен-ные изменения, особенно в 2020, 2021 гг. в условиях пандемии (Правитель-ством РФ принят ряд экстренных мер, направленных на обеспечение стабиль-ности функционирования системы закупок), что требует нового теоретическо-го осмысления имеющихся проблем, тенденций в правовом регулировании. После вступления в силу в 2013 году ФЗ № 44-ФЗ принято около 60 феде-ральных законов о внесении в него изменений. С целью стабилизации правового регулирования контрактной системы в сфере закупок принята Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах. Наибольшую актуальность в системе правового регулирования закупок приобретает в последнее время вопрос принятия кодекса государственных и муниципальных закупок, в общей части которого предлагается определить единые для сферы закупок принципы и механизмы, а в специальных частях – особенности закупок в отдельных сферах. Инициатором кодификации стало в 2018 г. Министерство финансов. Четырьмя годами раньше, с 2014 года начались разработки федераль-ных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансово-го контроля, для чего под патронажем Министерства финансов Российской Федерации была создана Рабочая группа по совершенствованию государ-ственного (муниципального) финансового контроля и внутреннего финансо-вого контроля и аудита, включающая в себя представителей различных реги-онов Российской Федерации. С конца 2019 года и в 2020 году Министерством финансов был принят весь комплекс федеральных стандартов внутреннего государственного (муни-ципального) финансового контроля в соответствии с требованиями статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В начале июля 2021 года были приняты масштабные поправки в ФЗ № 44 и в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». От-мечается оптимизация способов закупок, унификация сроков проведения за-купок, упразднение документации, вводятся новые требования к участникам, обновлен порядок оплаты контрактов с учетом сокращенных сроков и др. В условиях развития ведомственного нормотворчества и с учетом За-ключения о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 го-дов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2020 год в Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 29 апреля 2021?года, в целях обеспе-чения эффективности осуществления внутреннего финансового аудита в УИС, новым ведомственным актом во ФСИН России определен порядок организа-ции и осуществления внутреннего финансового аудита с учетом требований соответствующих федеральных стандартов, принятых в 2019-2020 гг. Так, в 2021 году во ФСИН России был актуализирован порядок организации и осу-ществления внутреннего финансового аудита и принят приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 13 мая 2021 г. № 370 «Об утверждении по-рядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Феде-ральной службе исполнения наказаний». Теперь внутренний финансовый аудит в ФСИН России осуществляется в соответствии с федеральными стан-дартами внутреннего финансового аудита, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации, а также с утвержденным Порядком, что развивают обозначенную систему правового регулирования. С учетом анализа динами закупок, следует отметить следующие тенденции: – за 2021 год увеличился на 10,3% объем государственных и муници-пальных закупок на всех электронных площадках России и достиг 10,2 трлн рублей; – сумма нарушений законодательства при закупках увеличилась более чем в 5 раз (с 53.05 млрд. руб. в 2016 году и до 362 млрд рублей), около 40% нарушений при исполнении федерального бюджета приходится на госзакупки; – более 40% коррупционных нарушений обусловлено необоснованным завышением стоимости контрактов, 20% – с приемкой и оплатой невыполнен-ных работ; – общий ущерб от коррупционных преступлений за 2017–2018 гг., со-вершенные в сфере государственных закупок, составил 65,7 млрд рублей, за 2021 год – 58,4 млрд рублей, что создает высокие риски при реализации национальных проектов, федеральных целевых программ. – низкий уровень конкуренция в сфере госзакупок за три года привел к потере 557 млрд. руб., сопоставимых с бюджетными расходами на образова-ние и здравоохранение; – за 7 лет семи лет совокупная доля государственных и корпоративных закупок составляет в среднем около 30 % ВВП, в сферу закупок ежегодно во-влечено более 100 тысяч заказчиков и 400 тысяч поставщиков. – 8,9 трлн рублей – объем государственных и муниципальных контрак-тов, заключенных в 2020 году в рамках Федерального закона № 44-ФЗ5 – максимум за всю историю контрактной системы; . 19,9 трлн рублей – объем контрактов, по Федеральному закону № 223-ФЗ (сокращение по сравнению с 2019 годом на 1,3 трлн рублей – на 6,1 %); – в 6,7 раза увеличился объем контрактов у единственного поставщика, (361 млрд рублей в 2020 году); – 74,1 % составил общий объем контрактов, заключенных в 2020 году с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). – отмечается большое количество нарушений, выявляемых органами контроля (аудита) в сфере закупок, основную долю составляют нарушения при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов. – 28,9?% от доведенных ФСИН России лимитов бюджетных обяза-тельств – основной объем средств федерального бюджета в структуре расхо-дов ФСИН России приходится в том числе на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд (82?671?244,8 тыс. рублей); – 6 970 753,5 тыс. рублей составил объем средств федерального бюд-жета, проверенных ГКРИ ФСИН России в 2020 году; 277 557,6 тыс. рублей (3,98 % от?объема проверенных бюджетных средств) – общий объем выяв-ленных нарушений при использовании средств федерального бюджета и госу-дарственной собственности, в том числе: нарушения учета и отчетности – 195 129,6 тыс. рублей; нарушения указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ – 1 296,5 тыс. рублей; 42 нарушения при осуществлении государственных закупок – 72 915,7 тыс. рублей; нарушения, в результате ко-торых образовались потери доходов бюджета, – 13,5 тыс. рублей; иные нарушения – 8 202,3 тыс. рублей.
Содержание

Введение Глава 1. Понятие, правовые основы и правовой режим контроля в сфере закупок для государственных нужд 1.1. Тенденции правового регулирования контроля в сфере закупок для государственных нужд. 1.2. Особый правовой режим государственного контракта как условие для контроля закупочной деятельности. 1.3. Система, принципы контроля в сфере закупок для государствен-ных нужд. Глава 2. Правовое регулирование отдельных видов контроля в сфере закупок для государственных нужд 2.1. Правовые режимы контроля в сфере закупок для государственных нужд 2.2. Ведомственный контроль в сфере закупок для государственных нужд. Осуществление закупочной деятельности учреждениями и органами УИС как предмет ведомственного контроля. Заключение Список использованной литературы
Список литературы

I. Нормативные правовые акты, официальные документы 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996. № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // СЗ РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410. 3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998. № 145-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3823. 4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996. № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954. 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001. № 195-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // СЗ РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. 6. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 30.07.2007. № 31. Ст. 4006. a. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 145. 7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 25.02.2022) «О государственном оборонном заказе» // СЗ РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7600. 8. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 16.02.2022) «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434. 9. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652. 10. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СЗ РФ. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571. 11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 25.02.2022) «О государственном оборонном заказе» // СЗ РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7600. 12. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СЗ РФ. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571. 13. Федеральный закон от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» // СЗ РФ. 29.07.2019. № 30. Ст. 4101. 14. Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // СЗ РФ. 19.12.1994. № 34. Ст. 3540. 15. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 08.04.2013. № 14. Ст. 1649. 16. Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // СЗ РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 903. 17. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 26.05.2021) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. 19.08.1993. № 33. Ст. 1316. 18. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 15.05.2017. № 20. Ст. 2902. 19. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 (ред. от 02.07.2021) «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // СЗ РФ. 18.10.2004. № 42. Ст. 4109. 20. Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 (ред. от 14.04.2017) «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 02.09.2013. № 35. Ст. 4514. 21. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (ред. от 17.12.2021) «О Федеральном казначействе» // СЗ РФ. 06.12.2004. № 49. Ст. 4908. 22. Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 (ред. от 27.01.2022) «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» // СЗ РФ. 12.10.2020. № 41. Ст. 6420. 23. Постановление Правительства РФ от 06.02.2020 № 95 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля"» // СЗ РФ. 10.02.2020. № 6. Ст. 699. 24. Постановление Правительства РФ от 06.02.2020 № 100 (ред. от 21.03.2022) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля"» // СЗ РФ. 17.02.2020. № 7. Ст. 829. 25. Постановление Правительства РФ от 27.02.2020 № 208 (ред. от 21.03.2022) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований"» // СЗ РФ. 02.03.2020. № 9. Ст. 1206. 26. Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235 (ред. от 21.03.2022) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов"» // СЗ РФ. 24.08.2020. № 34. Ст. 5462. 27. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1478 (ред. от 21.03.2022) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности"» // СЗ РФ. 28.09.2020. № 39. Ст. 6055. 28. Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 № 1237 (ред. от 21.03.2022) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц"» // СЗ РФ. 24.08.2020. № 34. Ст. 5464. 29. Постановление Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095 (ред. от 21.03.2022) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований"» // СЗ РФ. 03.08.2020. № 31 (часть II). Ст. 5176. 30. Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169 (ред. от 07.07.2021) «О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга» // СЗРФ. 09.11.2015. № 45. Ст. 6259. 31. Постановление Правительства РФ от 27.05.2021 № 814 (ред. от 27.01.2022) «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также об оценке эффективности деятельности органов контроля, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 14.06.2021. № 24 (Часть II). Ст. 4495. 32. Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292 (ред. от 28.05.2021) «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и (или) предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» // СЗ РФ. 13.01.2014. № 2 (часть I). Ст. 116. 33. Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292 (ред. от 28.05.2021) «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и (или) предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» // СЗ РФ. 13.01.2014. № 2 (часть I). Ст. 116. 34. Постановление Правительства РФ от 06.08.2020 № 1193 (ред. от 27.01.2022) «О порядке осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 17.08.2020. № 33. Ст. 5393. 35. Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 07.02.2022. № 6. Ст. 872. 36. Постановление Правительства РФ от 06.08.2020 № 1193 (ред. от 27.01.2022) «О порядке осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 17.08.2020. № 33. Ст. 5393. 37. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2021 № 3500-р «Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимися учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"» // СЗ РФ. 13.12.2021, № 50 (часть IV). Ст. 8680. 38. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах» // СЗ РФ. 11.02.2019. № 6. Ст. 542. 39. Приказ Минфина России от 31.12.2019 № 263н (ред. от 07.08.2020) «Об утверждении Порядка проведения Федеральным казначейством анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций)» // http://www.pravo.gov.ru, 03.04.2020. 40. Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 196н (ред. от 01.09.2021) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита"» // http://www.pravo.gov.ru, 19.12.2019. 41. Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 195н (ред. от 01.09.2021) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита"» // http://www.pravo.gov.ru, 19.12.2019. 42. Приказ Минфина России от 18.12.2019 № 237н (ред. от 01.09.2021) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита"» // http://www.pravo.gov.ru, 10.01.2020. 43. Приказ Минфина России от 22.05.2020 № 91н (ред. от 01.09.2021) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита"» // http://www.pravo.gov.ru, 25.06.2020. 44. Приказ Минфина России от 05.08.2020 № 160н (ред. от 01.09.2021) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита"» // http://www.pravo.gov.ru, 01.09.2020. 45. Приказ Минюста РФ от 23.01.2004 № 29 «О мерах по совершенствованию работы по закупке товаров, работ и услуг для нужд УИС Минюста России» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. № 5. 2004. 46. Приказ ФСИН России от 29.09.2015 № 864 (ред. от 09.04.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления внутреннего финансового контроля в Федеральной службе исполнения наказаний, Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Федеральной службе исполнения наказаний» // http://www.pravo.gov.ru, 13.11.2015. 47. Приказ ФСИН России от 09.04.2019 № 254 «Об утверждении Порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральной службе исполнения наказаний и о внесении изменений в приказ ФСИН России от 29 сентября 2015 г. N 864 "Об утверждении Порядка организации и осуществления внутреннего финансового контроля в Федеральной службе исполнения наказаний, Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Федеральной службе исполнения наказаний и Порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральной службе исполнения наказаний» // http://www.pravo.gov.ru, 14.05.2019. 48. Приказ ФСИН России от 20.09.2018 № 880 «Об утверждении Регламента осуществления Федеральной службой исполнения наказаний ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» // http://www.pravo.gov.ru, 17.10.2018. 49. Приказ ФСИН России от 14.08.2020 № 555 «Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний» // http://www.pravo.gov.ru, 05.10.2020. 50. Приказ ФСИН России от 13.05.2021 № 370 «Об утверждении Порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральной службе исполнения наказаний"» // СПС «КонсультантПлюс». 51. Приказ ФАС России от 15.03.2016 № 240/16 (ред. от 26.05.2021) «Об утверждении Порядка проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа» // http://www.pravo.gov.ru, 15.06.2016. 52. Письмо ФАС России от 19.10.2018 № ИА/84476/18 «По вопросам проведения внеплановой проверки, в случае отзыва жалобы, и порядка рассмотрения жалоб // СПС «КонсультантПлюс». 53. СГА 302. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля) (утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 21.04.2016 N 17К (1092)) (ред. от 20.01.2017) // http://audit.gov.ru по состоянию на 17.12.2018. 54. СГА 101. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Общие правила проведения контрольного мероприятия (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.09.2017 N 9ПК) (ред. от 24.12.2021) // СПС «Консультант Плюс». 55. СГА 102. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 20.10.2017 N 12ПК) (ред. от 24.12.2021) // https://ach.gov.ru по состоянию на 09.02.2022. 56. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.03.2016 г. № Ф05-20049/2015 по делу № А41-29146/2015 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 57. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.07.2016 г. № Ф06-10222/2016 по делу № А49-9838/2015 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 58. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.02.2014 г. по делу № А29-1344/2013 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. II. Монографии, научные статьи, комментарии 59. Блинкова Е.В., Кошелюк Б.Е. Договор поставки товаров для государственных нужд : монография. М.: Проспект, 2017. 136 с. 60. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга 2: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2011. 780 с. 61. Ванин В.В. Правовое регулирование удовлетворения государственных нужд в рыночной экономике России: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2007. 49 с. 62. Витрянский В.В. Договор поставки // Приложение к журналу Хозяйство и право. 2015. № 7. С. 40-44. 63. Гапанович А.В. Сфера применения и пределы регулирования Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Право и экономика. 2009. № 8. С. 24-28. 64. Гладков В. С. Государственный контракт в сфере государственного управления экономикой : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-н/Д, 2008. 27 c. 65. Занина М.А. Коллизии норм права равной юридической силы (понятие, причины, виды): монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РАП, ВолтерсКлувер, 2010. 144 с 66. Иваненко А. В. Правовая природа государственного контракта и его место в системе гражданско-правовых договоров // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2017. № 4. С. 98-103. 67. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения : монография. М.: Юстицинформ, 2012. 258 c. 68. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный). Под редакцией И.Ю. Артемьева. Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2015. // СПС «КонсультантПлюс». 69. Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в РоссийскойФедерации : аналитический доклад (2019) / И. А. Абузярова [и др.], С.М. Плаксин (рук.авт. кол.); Российский союз промышленников и предпринимателей. М. : НИУ ВШЭ, 2020. 138 с. 70. Лебедев К. К. Контракт в системе закупок для государственных и муниципальных нужд // Современные парадигмы научных воззрений / 27-28 февраля 2016 года, г. Санкт-Петербург. СПб.: КультИнформПресс, 2016. С. 166-174. 71. Локота О.В., Попова Е.А., Золочевская Е.Ю., Медякова Е.М., Медякова Е.М., Морозова А.И. Императивы функционирования контрактной системы и стандарты закупок. Ростов-на-Дону, 2019. 499 с. 72. Рахимов Э. Х. Государственный контракт: некоторые вопросы юридической характеристики // Аграрное и земельное право. 2017. № 7 (151). С. 26-30. 73. Рахманина Т.Н. Актуальные вопросы кодификации российского законодательства // Журнал российского права. 2008. № 4. С. 30–36 74. Система госзакупок в Российской Федерации – 2020. Ежегодный доклад / К. И. Головщинский, М. С. Сабирова, М. И. Давыдов и др.; отв. ред. А. Т. Шамрин ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 70 с. 75. Стариков Ю. Н., Давыдов К. В. Административный договор: к общей характеристике правового феномена // Юридические записки. 2013. № 3 (26). С. 95-102. 76. Тасалов Ф. А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование : монография. М.: Проспект, 2016. Абз. 2141 // СПС «КонсультантПлюс». 77. Тихомиров А.С. Институт государственного и муниципального заказа в административном праве :автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 25 c. 78. Финансовое право: учебник / Отв. ред. С.В. Запольский. М.: Контракт: ВолтерсКлувер, 2011. 792 с 79. Цатурян Е.А. Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и практики: монография. М.: Статут, 2020. 340 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Понятие, правовые основы и правовой режим контроля в сфере закупок для государственных нужд 1.1. Понятие и правовая природа контроля в сфере закупок для государственных нужд УИС В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» развитие государственного управления представляет собой направление государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, составляющим элементом которого является правовая политика, система правового обеспечения, с учетом функционала права и его ценности. В рамках реализации масштабной реформы системы управления финансами имеется ряд важных направлений: ? формирование бюджетной политики на основании и во взаимосвязи с показателями государственных программ Российской Федерации; ? обеспечение конкурентной и прозрачной системы закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; ? повышение открытости, прозрачности и ритмичности бюджетного процесса. Сегодня правовая политика государства имеет на вооружении контрактную систему, которая воспринимается в качестве оптимальной организационно-правовой формы обеспечения государственных и муниципальных нужд. Напомним, что эпохе контрактной системы предшествовали два других: этап государственных закупок и этап государственного заказа. Сегодня по данным федерального оператора электронных торгов «Росэлторг» (АО «Единая электронная торговая площадка») объем государственных и муниципальных закупок, заключенных на основании 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в России за 2021 г.в сравнении с 2020 г. на 10,3% и составляет 10,2 трлн рублей. По объему опубликованных госзаказчиками процедур в рамках 44-ФЗ «Росэлторг» занял первое место с 510 тыс. процедур на сумму 2,9 трлн рублей. С точки зрения НМЦК «Росэлторг» имеет долю более чем 28% по всему рынку государственных торгов. Объем корпоративных закупок по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за 2021 год составил 10,2 трлн рублей, увеличившись на 20,1% в сравнении с 2020 годом. По итогам 2021 года в ЕИС в сфере закупок было зарегистрировано более 3 млн пользователей и проведено свыше 75 млрд транзакций, более 3 млн извещений на сумму более 27 трлн рублей; около 5 млн контрактов и договоров на сумму более 29 трлн рублей . Вместе с тем, современной системе контроля в сфере закупок для государственных нужд имеются неблагоприятные тенденции– отмечается рост количества выявленных противоправных деяний (2015 г. – 56 905; 2016 г. – 76 787; 2017 г. – 90 708; 2018 г. – 90 910; 2019 г. – 91 886, 2020 – 93 145), административных правонарушений (2017 г. – 20 125; 2018 г. – 25 357; 2019 г. – 24 199, 2020 – 24 589) . Исходя от отчетов Счетной палаты Российской Федерации, сумма нарушений, в том числе нарушений законодательства имеет тенденцию к увеличению более чем в 5 раз – с 53.05 млрд. руб. в 2016 году и до 362 млрд рублей, при этом на госзакупки приходится около 40% нарушений при исполнении федерального бюджета. Более 40% коррупционных нарушений основаны на необоснованном завышении стоимости контрактов, 20% – связаны с приемкой и оплатой невыполненных работ. Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, провел в 2021 году исследование на основе анонимного опроса российских компаний. Установлено, что средний размер откатов при госзакупках в РФ составляет 22,5. 6,6 трлн рублейсоставляет общий объем взяток госзакупках, что приравнивается с 35,3% доходной части бюджета, или с 6,2% ВВП. Взяткасоставляет от 3% до 65% от стоимости контракта. 71% компаний отметили, что наиболее часто сталкивались с коррупцией при конкурсных процедурах . Очевидно, что эффективность и результативность контрактной системы напрямую влияет на реализацию национальных проектов, федеральных целевых программ, обеспечение государственных и муниципальных нужд, прав и свобод граждан, решение социально-экономических задач. В 2017–2018 гг. общий ущерб от коррупционных преступлений, включающих нарушения законодательства в сфере государственных закупок, составил 65,7 млрд рублей, в 2020 год – 58,4 млрд рублей . Отмечается рост количества преступлений указанной категории – с 143 в 2012 году до 269 в 2020 году . По итогам экспертно–аналитического мероприятия, проводимого в 2021 году Счетной палатой РФ «Мониторинг развития системы государственныхи корпоративных закупок в Российской Федерации за 2020 год» следует, что за последние 7 лет доля государственных и корпоративных закупок составляет около 30 % ВВП, в сферу закупок ежегодно вовлечено более 100 тысяч заказчиков и 400 тысяч поставщиков. Счетной палатой отмечается, что основную долю финансовых нарушений составляют нарушения при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов, в связи с чем на 2022 год Счетной палатой запланировано проведение экспертно-аналитического мероприятия, посвященного анализу и оценке механизмов формирования начальных (максимальных) цен контрактов. По итогам аналитических мероприятий Счетная палата направила в Правительство Российской Федерации рекомендации по формированию долгосрочной стратегии развития контрактной системы в сфере закупок, товаров, работдля обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом анализа отраслевых рынков, а также имеющегося опыта реализации национальных проектов. Было предложено разработать единую методику определенияи внедрения показателей, характеризующих эффективность закупок, обеспечить соблюдение доли закупок у субъектов малого предпринимательства социально ориентированных некоммерческих организаций и выработать единые подходов к ведению претензионной работы в рамках исполнения контрактов. Кроме того, Счетная палата планирует в 2022 году завершить проведение еще одного экспертно-аналитического мероприятия, посвященного анализу проблем, связанных с выявлением правонарушений и преступлений при осуществлении аудита и контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также с использованием угрозы административной и уголовной ответственности как инструмента обеспечения законности поведения участников федеральной контрактной системы. Так, является небезинтересной оценка объема государственных и муниципальных контрактов в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, которая составила в 2020 году8,9 трлн рублей, в рамках Федерального закона № 223-ФЗ – 19,9 трлн рублей. Важным условием 2020, 2021 гг. явилось развитие сферы закупок в условиях борьбы с новой коронавирусной инфекцией. Правительством Российской Федерации принят ряда экстренных мер, с целью обеспечения стабильности системы и бесперебойной поставки необходимых товаров, работ, услуг для предупреждения и ликвидации последствий пандемии. В результате чего увеличился объема контрактов у единственного поставщика в 6,7 раза, с 54 млрд рублей в 2019 году до 361 млрд рублей в 2020 году. Общие показатели закупочной деятельности в России за период 2015-2020 гг. выгладят следующим образом: В структуре расходов ФСИН России основной объем средств федерального бюджета приходится на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд – 82?671?244,8 тыс. рублей, или 28,9?% от доведенных ФСИН России лимитов бюджетных обязательств . Потребность совершенствования правового регулирования контрактной системы не вызывает сомнений. Это доказывают следующие аргументы: закупка для государственных нужд позволяет удовлетворить насущные потребности общества в различных товарах и услугах; сектор государственных закупок занимает значимую долю ВВП – не менее 7 %; закупки связаны с использованием бюджетных средств, а слабая конкуренция в указанной сфере за 3 года привела к ущербу в размере 557 млрд. руб., что коррелируется с расходами государства на образование и здравоохранение ; высокие коррупционные риски и правонарушения, мошенничество в указанной сфере, как условия нарушения экономической безопасности . Так, распоряжением Правительства от 31.01.2019 № 117-р утверждена Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, одним из ключевых мероприятий которой является совершенствование системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных(муниципальных) нужд . Следует отметить, что сфера правого регулирования является весьма динамичной и недостаточно системной, с учетом того, что после вступления в силу в 2013 году ФЗ № 44 принято около 60 федеральных законов о внесении в него изменений, затронувших более 50 процентов его статей. А существующие проблемы снижения эффективности и прозрачности закупок, ограничения конкуренции, завышения цен, а также коррупционных проявлений требуют ряда управленческих решений по следующим направлениям: совершенствование механизма планирования закупок; оптимизация процедур закупок; повышение взаимной ответственности заказчиков и исполнителей контрактов; расширение практики применения предусмотренных законодательством механизмов банковского и казначейского сопровождения; оптимизация полномочий контрольных органов в сфере закупок; развитие функциональных возможностей государственной информационной системы «Независимый регистратор»; развитие функциональных возможностей единой информационной системы в сфере закупок; обеспечение открытости закупок; повышение эффективности противодействия коррупции в сфере закупок. Кроме того, требуется реформа по оптимизации полномочий контрольных органов в сфере закупок, в рамках которой необходимо: наладить вертикаль процедурного контроля с целью единства правоприменительной практики и методологии реализации контрольных полномочий контрольных органов в сфере закупок; регламентировать на основании Постановления Правительства единый порядок осуществления контроля в сфере закупок, при организации которого предусмотреть риск-ориентированный подход, а также порядок оценки эффективности деятельности контрольных органов в сфере закупок, с учетом показателей такой оценки; обеспечить передачу материалов в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, для возбуждения дел об административных правонарушениях в случаях их выявления соответствующими органами местного самоуправления; исключить дублирование контрольных функций различных контрольных органов в сфере закупок; обеспечить актуализацию и систематизацию составов административных правонарушений, особенно в связи с переводом закупок в электронную форму; предусмотреть возможность включения банков в перечень субъектов контроля, а также установить меры административной ответственности за соблюдение ими требований законодательства в сфере контрактной системы. С целью стабилизации правового регулирования контрактной системы в сфере закупок принята Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, а также широко обсуждается вопрос его кодификации норм в сфере контрактной системы. Предлагается разработать Кодекс государственных и муниципальных закупок, который объединит в себе ключевые положения федерального законодательства (ФЗ № 44-ФЗ, ФЗ«О государственном оборонном заказе» и ФЗ«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ), а также положения подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. По задумке он будет состоять из двух частей: в общей части кодифицируют единые для сферы государственных и муниципальных закупок принципы и механизмы, а в специальных частях – особенности закупок в отдельных сферах. Инициаторов принятия кодекса стало в 2018 г. Министерство финансов РФ. Сегодня государству нужен единый кодекс как механизм унификации подходов и требований при закупках как для государственных и муниципальных нужд, так и при закупках отдельными видами юридических лиц. Современное правовое регулирование отношений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд посредством контрактной системы включает следующие источники: Конституция РФ , Гражданский кодекс РФ (§ 4 главы 30) , Бюджетный кодекс РФ , Кодекс РФ об административных правонарушениях ; Уголовный кодекс РФ; огромный правовой кластер федеральных законов (например, Федеральный закон «О защите конкуренции» и др.); системы подзаконных актов – постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказы министерств и ведомств . В указанной сфере также отмечается огромное количество разъясняющих документов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию контрактной системы. Так, базовые положения в сфере правового регулирования государственных и муниципальных закупок находятся в ГК РФ, но в тоже время комплексный институт основан на сочетании частно-правового и публично-правового методов правового регулирования и выходит далеко за пределы ГК РФ , что свидетельствует о сложной конвергенционной природе правового регулирования с учетом ее цели. Ввиду сказанного есть мнение, что система правового регулирования закупок не является гармонизированной . Иначе как объяснить, что несмотря на приоритет ГК РФ перед другими источниками, многие отношения регламентируются (например, размещение заказа для государственных и муниципальных нужд) бюджетным законодательством . Солидарны с мнением А.В. Винницкого, отметившим, что указанную сферу отличает система комплексного правового регулирования, в которой сочетаются многие отрасли российского права, но не ясен вопрос субординации кодексов в регулировании закупочной деятельности . С одной приоритет ГК РФ очевиден, но, по мнению отдельный ученых, нормы специальных законов имеют приоритет перед нормами ГК РФ . при анализе правоприменительной практики следует, что суды выработали единые подходы к приоритетности кодексов и других ФЗ. Так, постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.03.2016 № Ф05-20049/15 по делу № А41-29146/2015, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.07.2016 № Ф06-10222/16 по делу № А49- 9838/2015 свидетельствуют, что отношения сторон регулируются ФЗ № 44-ФЗ, нормы которого, в том числе и об ответственности за нарушение обязательств, являются специальными по отношению к нормам ГК РФ . Таким образом, отказ судов в удовлетворении части исковых требований со ссылкой на общие нормы ГК РФ не свидетельствует о неправильном применении апелляционным судом норм материального права . Суды указывают, что ГК РФ определяет основные принципы института договоров, заключаемых для публичных нужд, а специальный режим имеется у ФЗ № 44-ФЗ. В то время как до 2013 года считалось, что специальный закон не имеет приоритет перед ГК РФ . В этой связи А.В. Гапанович считает, что на основании норм § 4 гл. 30, § 5 гл. 37 ГК РФ ФЗ № 44-ФЗрегулирует организационные мероприятия, процедуру, предшествующую его заключению государственного контракта, а сама его правовая природа, порядок заключения, изменения и расторжения регулируется положениями ГК РФ . М.А. Занина считает, что имеющаяся коллизия норм права должна разрешаться с учетом п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которого нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ, таки образом, действует презумпция верховенства и приоритета ГК РФ над другими федеральными законами. Таким образом, в случае противоречия норм ФЗ № 44-ФЗ ГК РФ в части порядка заключения, изменения или расторжения, применяться должны нормы ГК РФ, ввиду того, что ФЗ № 44-ФЗ имеет специальный режим и соответственно конкретизирует нормы ГК РФ . В условиях спора о приоритете ГК РФ и ФЗ № 44-ФЗ, возникает контроверза относительно режима БК РФ, который определяет общие вопросы расходования бюджетных средств (гл. 10 раздела части II БК РФ) . Так, БК РФ определяет статус денежных средств (ч. 2 ст. 161). Статья 72 свидетельствует, что закупки для государственных нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе с учетом положений норм БК РФ. В соответствии со ст. 73 БК РФ получатели бюджетных средств должны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов. В целом система нормативных правовых актов о закупках является многоуровневой, учитывает федеральный, региональный и местный уровень правового регулирования исследуемых отношений . ФЗ № 44-ФЗ регулирует проведение государственных и муниципальных закупок комплексно посредством описания всего закупочного цикла (планирование, прогнозирование нужд заказчика, формирование и осуществление закупки, исполнение и приемку работ, мониторинг, аудит и контроль). С учетом правореализационной практики субъектах РФ, отмечается явная потребность большого количества региональных нормативных актов, что свидетельствует об усложнении процесса правовой регламентации. Также очевиден факт огромного влияние на закупочную деятельность правоприменительная практика. В целом, важно понимать, что вся система правового регулирования исходят и должна исходить из идеи открытости и рационального использование бюджетных средств. Сегодня взят правильный курс, направленный на формирование конкурсной, эффективной и прозрачной системы. Вместе с тем, отмечается, что реализация положений действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок, к сожалению, сопряжена с неправомерными действиями их организаторов и участников, направленными на нарушение общих основополагающих начал состязательности и добросовестного поведения при проведении торгов. 2020 г. для контрактной системы России стал весьма сложным, ввиду нового вызова – коронавирусной инфекции, в связи с чем были приняты превентивные меры поддержки участников закупок и исполнителей по контрактам, которые обеспечили непрерывность бюджетного процесса и удовлетворение государственные и муниципальные потребностей. К числу нововведений законодательства Российской Федерации о контрактной системы в сфере закупок следует отнести: ? возможность оперативной закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) любых товаров, работ, услуг в целях оказания медицинской помощи, предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайных ситуаций, увеличен максимальной порог одной сделки в рамках «малых» закупок; ? снижена финансовая нагрузка на участников закупок, в том числе являющихся СМП, социально ориентированными некоммерческими организациями (обеспечение исполнения контракта, изменение существенных условий контракта, списание начисленных поставщикам (подрядчикам, исполнителям) неустоек); ?предоставлено право установить минимальную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)в целях поддержи отечественных производителей. – оптимизировано количество способов закупок; – унифицированы сроки проведения закупок по отдельным этапам; – упразднена отдельная документация закупки; – введены новые процедурные особенности проведения закупочных процедур; – формулированы новые требования к участникам; – введены изменения в части заключения контракта; – появились нововведения при обжаловании действий (бездействия) заказчика, оператора электронной площадки и др.; – появились новые требования и условия к субъектам малого и среднего предпринимательства (СМП) и СОНКО (социально-ориентированные некоммерческие организации); – обновлен порядок оплаты контрактов с учетом сокращенных сроков. Говоря о контроле в сфере закупок, следует отметить, что он представляет собой функцию государства в системе его управления. На основании ст. 3 ФЗ № 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок –федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения, о которых составляют государственную тайну. Глава 5 ФЗ № 44-ФЗ посвящена вопросам контроля в сфере закупок. Круг органов контроля весьма широк. В силу ст. 99 ФЗ № 44 и ст. 265 Бюджетного кодекса РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета: – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок – определена Федеральная антимонопольная служба федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ; – Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) – (ст. 265 Бюджетного кодекса РФ) – орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, проводит проверки осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением ФЗ № 44, осуществляет контроль, предусмотренный частями 5 и 5.1 статьи 99 ФЗ № 44 ; – органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации – Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (ст. 265 Бюджетного кодекса РФ). Исследование Института государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», проведенное в 2020 году, свидетельствует о стабильной динамике роста количества существующих контролей, и на 2020 год их число достигло 241 . Данный факт говорит о необходимости серьезной работы по оптимизации системы контроля и его стандартизации. В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система (ЕИС), взаимодействие которой с иными информационными системами обеспечивает контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в планах-графиках закупок, извещениях об осуществлении закупок, протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условиях проектов контрактов. ЕИС в том числе содержит в себе результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок органами контроля, осуществляется в отношении: заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций (при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных ФЗ № 44-ФЗ, в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» .
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 55 страниц
1375 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 50 страниц
9650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 78 страниц
1950 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg