Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ИЗУЧЕНИЕ РОДА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

valeravan 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.06.2022
Непосредственным объектом данной работы стала проблема изучения категории рода существительного в младшей школе. Как следует из анализа лингвистической и методической литературы, центральное место в грамматической системе существительных принадлежит категории рода, которая является основным средством выражения субъективности и определяет типы слов, относящихся к существительным. Род является примером категории с удаленным значением, но он занимает важное место в морфологической структуре существительных и часто определяет типы слов, подчиненных существительным. В этом контексте следует особо отметить родовые существительные, которые представляют определенный исследовательский интерес в связи с фактами их неоднозначной трактовки в научной литературе и словарях, а также динамикой изменения рода существительных в контексте семантического развития лексики.
Введение

Русский язык занимает важное место в системе школьной программы, поскольку он является не только предметом изучения, но и средством обучения, так как на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые навыки и привычки, с помощью которых они получают знания по другим предметам. Это определяет важность и необходимость изучения русского языка. При изучении русского языка основное внимание уделяется таким актуальным вопросам, как языковое, нравственное и духовное развитие учащихся. Период обучения в начальных классах характеризуется усвоением большого объема грамматического материала школьниками, так как это ведет к языковому и лингвистическому развитию учащихся, одной из частей которого является изучение темы "род имен существительных". Характер, глубина и объем лингвистической информации зависят от целей обучения, поставленных перед начальным образованием [1, с. 67]. Эта тема актуальна сегодня и выбрана не случайно. Во-первых, категория рода, несмотря на свою кажущуюся простоту, является одной из самых сложных для изучения тем и в то же время очень важной для практического овладения языком. Ошибка в определении рода существительного – одна из самых очевидных и распространенных ошибок, особенно в начале обучения. Сложность этого вопроса заключается, с одной стороны, в том, что он почти не поддается логическому осмыслению, а с другой стороны, в том, что изучающие русский язык постоянно сталкиваются с заметной разницей в роде существительных. Новизна работы обусловлена тем, что вопрос о категории рода в русском языке остается дискуссионным, поэтому изучение вопросов о принадлежности лексемы к тому или иному роду является очень важным и сложным. С этим связана необходимость в постоянном пополнении арсенала методических средств, направленных на усвоение данной категории в начальных классах. Цель исследования - систематизировать и обобщить методику формирования понятия "род существительного" в курсах русского языка. Объектом исследования является процесс усвоения рода существительных учащимися младших классов. Предмет исследования - методические условия, способствующие формированию понятия "категория рода существительных" у младших школьников. В соответствии с целью, объектом и объемом исследования необходимо решить следующие задачи: 1) изучение лингвистической и методической литературы по данному вопросу, 2) изучение и анализ программ и учебников современного русского языка для начальной школы по проблеме исследования, 3) изучение работ, направленных на формирование у младших школьников понятия рода у существительных 4) разработка заданий, направленных на усвоение и закрепление темы «Род существительного» в младшей школе. Методы исследования: теоретический анализ научных источников и литературы по теме исследования; диагностические методы (анализ программ, изучение учебников русского языка для начальной школы). Категория рода изучалась такими лингвистами, как В.В.Виноградов, Г.Павский, А.Х.Востоков, А.А.Шахматов, А.М.Пешковский, А.А.Потебня и А.В.Миртов, на работы которых мы опираемся в данном исследовании. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Содержание

Введение 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ РОДА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 5 1.1 Классификация имен существительных по родовой принадлежности в современном русском языке 5 1.2 Семантико-стилистические особенности имен существительных общего рода 8 1.3 Лингвистический анализ имен существительных общего рода 11 ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ РОДА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 16 2.1 Программа В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК «Школа России» 16 2.2 Программа С.В. Иванова УМК «Начальная школа XXI века» 19 2.3 Проблема усвоения школьниками родовой принадлежности имен существительных 21 2.4 Комплекс упражнений по усвоению категории рода в младшей школе 23 Заключение 26 Список литературы 28
Список литературы

1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.1 класс. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 144 с. 2. Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском языке. – М.: Наука, 1971. – 298 с. 3. Виноградов В.В. Русский язык: (грамматическое учение о слове). – М.: Высш. шк., 1972. – 616 с. 4. Шанская Т. В. О родовой принадлежности слов с суффиксами субъективной оценки // Русский язык в школе. 1961. №6. С. 13 – 17. 5. Программы четырехлетней начальной школы «Начальная школа XXI века» / Руководитель проекта Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2012. – 144 с. 6. Русский язык: учебник для учащихся 3-го класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Ч. 1. / Иванов С.В. и др. - М.: Вентана-Граф, 2014. – 160с. 7. Русский язык: учебник для учащихся 3-го класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Ч.2. / Иванов С.В. и др. - М.: Вентана-Граф, 2015. – 160с. 8. Чежина Е.С. Изменение имен существительных по числам. Определение рода имен существительных / Е.С. Чежина // Начальная школа. № 5.– 2014. С. 71-74. 9. Русский язык. Комментарии к урокам: метод. пособие /С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана – Граф, 2013, С. 3 - 5. 10. Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе / Л.И. Ягодко // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - №1. С. 1-5. 11. Демичева В.В. Формирование у младших школьников грамматического понятия «категория рода имени существительного» при реализации ФГОС НОО /В.В. Демичева //Работа образовательных учреждений в условиях стандартизации //Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 140-летию вуза и 40-летию факультета – Белгород, ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2016, С. 48 – 51. 12. Милованова О.Ю. Возможности материала учебников для формирования у младших школьников понятия «Категория рода имени существительного» при реализации ФГОС НОО /О.Ю. Милованова //Ребенок в языковом и образовательном пространстве: сборник материалов Всероссийской Webконференции с международным участием. – Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2017. С. 324-328. 13. Калмыкова И.. А. Особенности изучения категорий рода и числа имени существительного в начальной школе /И.А. Калмыкова //Молодой ученый. - Вып. 7. – 2016. – С. 54-55. 14. .Щерба Е.А. Категория рода имени существительного в русских загадках / Е.А. Щерба // Первое сентября. – 2016. – С.3-6. 15. Русская грамматика. - М.: Наука, 1980. – Т. 1. – 843 с. 16. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике // Хрестоматия по истории русского языкознания. — М.: Высш. шк., 1973. 17. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с. 18. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. – 272 с. 19. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с. 20. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Учебник по русскому языку для 3 класса в 2-х частях. М.: Баласс, 2011. 21. Государственная педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – Т.2 – 173 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ РОДА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1.1 Классификация имен существительных по родовой принадлежности в современном русском языке Род существительного – это лексическая и грамматическая классификационная категория, синтаксически независимая, которая выражает отношение существительного к одному из трех родов. Род существительного - это непрепозиционная, синтаксически обнаруживаемая морфологическая категория, которая выражает способность существительного в единственном числе избирательно относиться к роду глагола, с которым оно согласуется. Род - одна из важнейших категорий существительного, поскольку он определяет лексические и грамматические свойства слов, согласующихся с существительным, и тесно связан с системой склонения единственного числа и категорией одушевленности/неодушевленности. Род присущ каждому существительному, проявляется на протяжении всей его парадигмы изменений, не зависит ни от какой связки, поэтому называется классификационным и в школьной грамматике считается постоянным признаком. Родовое значение, в зависимости от характера представления действительности, может быть двух типов: номинативным и синтаксическим. Эта категория относится к представлению неязыковой реальности. Номинальное гендерное значение связано с мужским или женским родом (студент - студентка). Синтаксический элемент значения присутствует во всех существительных единственного числа: a) согласование в единственном числе с определениями, выраженными прилагательными, причастиями, местоимениями в соответствующей форме (торт вкусный, испеченный, мой; книга интересная, прочитанная, твоя), б) Согласование в единственном числе со сказуемым, выраженным глаголом прошедшего времени, кратким причастием или прилагательным (собака лежит, дом построен, вечер тих).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 42 страницы
400 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
396 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg