1. Теоретические основы вступления в ВТО.
1.1 Характеристика, структура и функции ВТО
Всемирная торговая организация была создана 1 января 1995 года. Она стала продолжателем-правопреемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), действовавшего в 1947-1995 годах как многостороннее международное соглашение, которое определяло права и обязанности, участвующих в нем сторон в области внешней торговле и ряде связанных с торговлей отраслей (валютной политике, налогообложении, международных перевозках, субсидировании производства и экспорта товаров и т.п.).
Реформирование ГАТТ было связано с резким скачком в развитии мировой торговли. По данному вопросу, а также по проблеме организационного укрепления ГАТТ, был проведен ряд раундов переговоров. Наиболее значимым явился так называемый Уругвайский раунд переговоров, начавшийся 15 сентября 1986 года в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) и в штаб-квартире ГАТТ в Женеве. Переговоры технически завершились 15 декабря 1993 года в Женеве на заседании Комитета по торговым переговорам. Официальное завершение Уругвайского раунда произошло на встрече министров стран-участниц переговоров в городе Марракеш (Марокко) 15 апреля 1994 года [5].
Организационно результаты Уругвайского раунда состояли из Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) и приложений к этому документу, содержащих соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Весь этот пакет договоренностей рассматривается как единое целое. Это означает, что любая страна для того, чтобы стать членом ВТО, должна принять все перечисленные соглашения и договоренности без каких-либо исключений [2].
Главными целями ГАТТ были установление единого торгового порядка и сдерживание отдельных государств от односторонних действий в мировой торговле, которые идут вразрез с правилами торговли, признаваемыми большинством стран, и препятствуют развитию мировой торговли.
Несмотря на то, что цели ГАТТ и ВТО сходные, данные структуры различаются между собой [4]:
- если ГАТТ представляло собой систему торговых соглашений, то ВТО является как системой соглашений, так и международной организацией;
- ВТО имеет более совершенную структуру управления;
- в ВТО усилен контроль за соблюдением странами торговых соглашений.
В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, предназначенная для регулирования мировой торговли посредством механизма сдерживания односторонних действий, существует уже почти 50 лет и доказала свою эффективность в качестве правовой основы для многосторонней торговли. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров в среднем составил 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превысил уровень 1950 года в 14 раз.
Официальным высшим органом организации является Министерская конференция ВТО, которая собирается не реже одного раза в два года. За время существования ВТО было проведено десять таких конференций, почти каждая из которых сопровождалась активными протестами противников глобализации.
Организацию возглавляет Генеральный Директор с соответствующим подчиненным советом. Совету подчиняется специальной комиссии по торговой политике стран-участниц, призванной следить за выполнением установленных ими своих обязательств ВТО. Помимо общих исполнительных функций, Генеральный совет руководит несколькими другими комиссиями, созданными на основе соглашений, заключенных в рамках ВТО. Наиболее важными из них являются Совет по торговле сырьевыми товарами (так называемый Совет ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинение Генерального Совета входят многие другие комитеты и рабочие группы, призванные предоставлять высшим органам ВТО информацию о развивающихся странах, бюджетной политике, фискальных вопросах и т. д.
Органы, предусмотренные в Торговых соглашениях с ограниченным числом участников, выполняют функции, предписанные ими в этих соглашениях, и действуют в институциональных рамках ВТО. Эти органы регулярно информируют Генеральный Совет о своей деятельности.
Важнейшими функциями ВТО являются:
? контролирует национальную торговую политику стран-членов и выполнение ими требований соглашений и договоренностей Уругвайского раунда переговоров, а также использует предусмотренные меры для обеспечения соблюдения правил регулирования внешней торговли;
? является организатором многосторонних переговоров в целях устранения препятствия для роста международной торговли и упорядочения последней;
? выполняет функции общепризнанного международного суда, что позволяет правительствам разрешать споры, связанные с нарушением «правил игры» на мировом рынке;
? тесно сотрудничает с другими международными экономическими учреждениями, участвуя, таким образом, в формировании глобальной экономической политики. Об этом свидетельствует, в частности, серия заключенных ВТО соглашений о сотрудничестве с ведущими международными организациями в смежных областях, в частности, с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), МВФ, МБРР. Эти соглашения предусматривают обмен информацией и деловые контакты секретариатов, согласованность действий и устранение дублирования в работе;
? оказывает техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО.
В настоящие время полноправными участниками ВТО являются 159 государств, причем только 16 из них стали новыми членами - Армения, Македония (2003г.), Непал, Камбоджа (2004г.), Саудовская Аравия (2005г.), Вьетнам, Тонга (2007г.), Украина, Кабо-Верде (2008г.), Черногория, Самоа, Россия, Вануату (2012г.), Лаос, Таджикистан (2013г.).
Более двадцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, Азербайджан, Белоруссия, Ватикан, Иран и другие находятся на разных стадиях присоединения к ВТО. Страны-наблюдатели должны начать процесс переговоров о вступлении в течение 5 лет со дня получения статуса наблюдателя.
Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует Международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развивающимся странам в сфере торговли.
Главные цели ВТО – развитие и либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами. Данные стандарты должны быть обязательны для всех стран, присоединившихся к ВТО [3].
Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.
1.2 Основные соглашения и принципы ВТО.
Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.
Принципы представляют собой общие основные обязательства стран-членов ВТО при их взаимоотношениях между собой. Принципы международной торговли, и особенно принципы наибольшего благоприятствования, недискриминации, предоставление национального режима, получили самое широкое освещение и разработку:
? во-первых, страны ГАТТ/ВТО установили, что их взаимные торговые отношения должны осуществляться в соответствии с «режимом наибольшего благоприятствования», что означает, если одна страна предоставляет другой стране какое-либо преимущество в торговле товарами, она должна автоматически распространить такое же преимущество на торговлю товарами со всеми другими странами, в отношении которых действует указанный режим. Это касается, прежде всего, таможенных пошлин, экспортных и импортных сборов всех видов, методов обложения пошлинами и сборами, таможенного оформления грузов, перемещаемых через границу, обслуживания иностранных судов и самолетов в портах, внутреннего налогообложения и регулирования сбыта.
? во-вторых, страны согласились предоставлять друг другу «национальный режим», т.е. создавать одинаковые условия для импортных товаров после осуществления таможенных формальностей, такие же, как и для идентичных отечественных товаров на внутреннем рынке. Национальный режим относится, прежде всего, к взиманию внутренних налогов и сборов, а также к применению законов и распоряжений, регулирующих внутреннюю торговлю.
? в-третьих, страны договорились об отказе от дискриминации во взаимных торговых договорных отношениях. Речь идет об отказе от использования каких-либо ограничений в торговле с кем-либо из стран-членов ВТО, не применяемых ко всем членам.
? в-четвертых, страны договорились, что регулирование внешней торговли товарами должно осуществляться, прежде всего, с помощью таможенных тарифов (это повышает степень прозрачности и предсказуемости осуществления коммерческих операций). Кроме того, они договорились, что таможенное обложение пошлинами должно быть единообразным, основанным на согласованных методах оценки стоимости товара, и что транзит товаров должен быть свободным.
? в-пятых, страны решили содействовать развитию международной торговли путем взаимного снижения таможенных пошлин и не повышения их, как правило, в дальнейшем. Условия о не повышении таможенных пошлин в одностороннем порядке вылилось в принцип «связанности». Обоснованием такого режима является признание, что все страны выигрывают от расширения международного обмена товарами и услугами в условиях стабильности низких таможенных тарифов. При этом выгода становится оптимальной при максимально свободном обмене, позволяющем экономике каждой страны специализироваться на том, что у нее получается лучше всего.
? в-шестых, страны договорились обеспечить гласность в регулировании внешней торговли. Это означает, что все соответствующие национальные мероприятия должны осуществляться на основе публикуемых законов, постановлений, распоряжений и к ним должен быть обеспечен открытый доступ для всех правительств и непосредственных участников внешнеэкономической деятельности стран ВТО.
? в-седьмых, страны еще в 1965 году договорились о предоставлении ряда льгот в пользу развивающихся стран, т.е. создавать более благоприятные условия доступа их товарам на свои внутренние рынки, воздерживаться от установления импортных ограничений на сырьевые и другие товары, поставляемые развивающимися странами, не требовать эквивалентных уступок от этих стран при переговорах о взаимном устранении тарифных и нетарифных торговых барьеров и т.п.
Сфера деятельности ВТО охватывает уже более 4/5 мировой торговли. Основным принципом, на котором строится договорная система ВТО, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Следовательно, можно выделить основные цели ВТО:
? Регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
? Отказ от использования количественных и иных ограничений;
? Транспарентности торговой политики;
? Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.
1.3Порядок и этапы вступление в ВТО.
Процедура вступления во Всемирную торговую организацию, разработанная за более чем 50 лет существования ГАТТ / ВТО, многогранна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-претендентов, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет. Все процедуры присоединения, указанные ниже, полностью распространяются на Россию.
По мнению одного из ведущих экспертов в области мировой экономики И.Дюмулена, появления ВТО означало важнейший политический поворот в организации международной торговой системы. ВТО создана с целью избежать торговых конфликтов, невыгодных для всех вовлеченных сторон. Сложившаяся система является достаточно действенным рычагом регулирования международной торговой политики, о чем говорит факт отсутствия прямых аналогов ВТО. Учитывая наличия обширного опыта взаимодействия России с системой ГАТТ/ВТО, можно утверждать, что наша страна сумела получить достаточное представление обо всех ее особенностях, в том числе экономического характера, что благотворно скажется на качестве интеграционного процесса.
Существующая процедура получения статуса члена организации многопланова и состоит из нескольких этапов.
На первом этапе изучения торгового законодательства и других правовых документов. Специальная рабочие группы стран-участниц ВТО производят детальный анализ на многостороннем государственном уровне социально-экономического механизма и торгово-политического режима страны, присоединяющейся к ВТО, на предмет соответствия их правилам и нормам ВТО.
Второй этап консультация. Проводятся переговоры и консультации о согласовании условий членства, претендующих на соискателя страны в данной организации.
Третий этап оформления достигнутых уступок и обязательств. Проводятся переговоры по «коммерчески значимым» уступкам, тем, которые страна-претендент готова предоставить всем членам ВТО по улучшению доступности на ее рынки (Соглашения фиксируются в двусторонних протоколах согласования по организации доступности на рынки услуг и товаров), а также по срокам и формату принятия на себя всех обязательств по данным Соглашениям, которые вытекают из членства в ВТО. Они также оформляются в докладах рабочих групп.
Четвертый этап закрепления прав членов – участников ВТО. Присоединяющаяся к ВТО страна получает все права, которыми обладают и все другие члены ВТО. Это практически дискриминации на всех внешних рынках.
Пятый этап оформления документов. В соответствии с регламентированной процедурой все результаты проведенных переговоров по полной либерализации доступна на внутренние рынки, а также условия присоединения новых стран к ВТО законодательно оформляются следующими официальными документами:
? Пакет прав и обязательств из доклада рабочей группы, которые новый участник принимает на себя;
? Обязательства по тарифам и уступкам, обязательства по поддержке аграрного сектора;
? Специфические обязательства по услугам;
? Перечень изъятий из списка по режиму наибольшего благоприятствования (РБН);
? Протокол о присоединении страны к ВТО.
Шестой этап приведения национального законодательства и практики регулирования ВЭД в соответствие с договором Уругвайского раунда ВТО. Это главный этап по регламентации условий вхождения новых стран в ВТО. Национальное законодательство новых стран и практика регулирования ВЭД должны быть приведены в соответствие с главными положениями соглашений Уругвайского раунда переговоров стран ВЭД. На данном этапе производиться ратификация национального законодательства регулирующим органом присоединяющейся страны полного пакета документов, который согласован в рамках разработки рабочей группы и утвержден Генеральным советом ВТО, а также национального законодательства страны-участника, а страна получает страна получает статус члена ВТО.
Непременным и первоочерёдным условием вступления в организацию является достижения консенсуса со всеми членами ВТО. Данный фактор с одной стороны, подчеркивает формальное равенство всех участников в рамках организации, независимо от степени их экономического влияния, с другой стороны, создает предпосылки, когда позиция одного члена блокирует принятия нового.
Особенности процедуры вступления в систему ВТО позволяет сделать вывод, что действующая схема получения членства в организации не лишает переговорный процесс политической составляющей. Существующие реалии создают соблазн повысить цену входного билета для стран-кандидатов, предъявляя им условия, лежащие вне торгово-экономической сферы.
Основной задачей процедур разрешения споров является нахождения такого решения, при котором даже серьезные нарушения являлись бы лишь временными и устранялись как можно скорее. В данном разрезе и проявляется основная экономическая функция ВТО – нахождения компромисса, препятствующего развитию конфликтной составляющей.
1.3 Процесс вступления России в ВТО.
В 1193 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО. Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году.
На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО. После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования.
Этап процесса вступления России в ВТО начался в 2000 году. Именно с этого момента началось формирования нынешней переговорной позиции России. Набор четко сформулированных целей, которые легли в ее основу, иллюстрирует стремление власти к качественному усилению отечественной экономики и максимально эффективному ее продвижению на мировые рынки.
Правительство Российской федерации подошло к организации переговорного процесса с позиции реализации приоритетного направления, как во внешней, так и во внутренней экономике, что отчетливо проявлялась в ходе формирования переговорной позиции. С целью выделения и согласования целесообразного переговорного пакета, по линии вступления в ВТО было налажено активное взаимодействие, как внутри органов государственной власти, так и с отечественным бизнесом. Итоги этих консультации легли в основу переговорной позиции, что дает основания говорить о легитимном статусе переговорного процесса и его результатов, а широта поставленных целей и задач – рассчитывать на эффективное его завершение.
За восьмилетний период в стране была проделана значительная работа по всем аспектам переговорного процесса по вступлению России в ВТО:
? непосредственно в сфере переговоров с членами организации;
? в нормативно-правовой сфере;
? в сфере взаимодействия с отечественным бизнесом и экспертными кругами и т.д.
Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Вступление в ВТО должно отвечать стратегической цели Российской Федерации достижение экономической безопасности и, соответственно, политической независимости. Обеспечение независимости экономики достижимо при условии резкого роста (удвоения) ВВП в ближайшие годы. И в первую очередь за счет выхода российской продукции на новые рынки и роста экспорта обрабатывающей промышленности, развития высокотехнологических инновационных отраслей. Поэтому целью России является не вступление в ВТО любой ценой, а достижение путем переговоров наиболее выгодных условий, включающих:
? непосредственное участие в разработке норм, регулирующих международные торговые связи;
? исключение ущемления прав России в сфере международной торговли, обеспечение достаточной степени защищённости отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО;
? обеспечение реального улучшения доступа на мировые рынки товаров и услуг, т.е получение лучших и недискриминационных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки, особенно высокоэффективных видов изделий обрабатывающей промышленности;
? улучшение торгово-политического режима по сравнению с нынешней ситуацией с учетом баланса прав и обязательств нашей страны в ВТО, содействие развитию экспортных возможностей страны и «облагораживанию» структуры российского экспорта;
? доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
? создания более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
? расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
? создания условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
? участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
? улучшение имиджа России в мире, как полноправного участника международной торговли. Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Процесс вступления происходит в естественных рамках, искусственное принуждение может привести к серьезным негативным последствиям и, наоборот, торможение может привести к невозможности участия в определении и формировании новых правил и процедур в рамках ВТО, которые могут отменить все достигнутое. Баланс прав и обязанностей России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.
1.4 Цели вступления России в ВТО.
Как уже было отмечено, членами Всемирной торговой организации являются уже 149 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением. Участие в ВТО дает стране множество преимуществ, связанных прежде всего с практической выгодой от участия в деятельности в этом международном объединении. Она достигается за счет того, что подавляющее большинство стран мира-членов ВТО обеспечивают на огромном пространстве для себя и своих партнеров по организации благоприятные условия по осуществлению торговли и других связанных с ней видов деятельности. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие [10]: