ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Роль суда в правовом государстве
Проблема определения роли суда в правовом государстве в настоящее время является достаточно актуальной, в силу следующих обстоятельств:
во-первых, норма ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации провозглашает нашу страну правовым государством, что требует совершения определенных действий со стороны государственной власти для построения правового государства.
Систематическое толкование данной нормы в контексте ч. 1 ст. 120, а также частей 1, 3, 4 ст. 123 Конституции РФ свидетельствует о необходимости совершенствования судебной системы Российской Федерации и суда как государственного органа;
во-вторых, для такой разновидности государства, как правовое, характерно осуществление государственными органами своей деятельности на основе закона и при строгом его соблюдении. А, суд, являясь органом государственной власти, участвует в регулировании поведения. При этом, суд как государственный орган, принимает активное участие в регулировании поведения субъектов.
Судебная власть является достаточно сложным социально-правовым феноменом системного значения. Судебную власть следует подвергать анализу с различных позиций: системы функционирования, структурной организации, роли в государстве и гражданском обществе, специфики форм реализации. Вместе с тем особенности социально-государственной направленности судебной власти и роль в формировании правового государства позволяют сделать вывод, что такой власти присуща политико-социально-правовая природа, поскольку судопроизводство и управление этими структурными единицами развивается в достаточно сложной государственной системе . При этом саморазвитие судебной власти и внешнее воздействие на нее зависят от разнообразных государственных, правовых и социальных факторов. Соответствующая организация судебной власти, соблюдение принципов самостоятельности от других ветвей государственной власти, результативное функционирование этого уровня власти, на наш взгляд, имеют первостепенное значение на современном этапе развития правового и демократического государства в России.
В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-I , закреплено: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решение и давление должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, повлекшие за собой нарушение закона или превышение полномочий, а также ущемление права граждан, могут быть обжалованы в суд» (ст. 32).
Если судебную власть реализуют суды в лице судей, это означает, что именно судьи являются непосредственными носителями и исполнителями функций судебной власти. В целях более действенной реализации ее функций, а также в формате судебной ветви государственной власти законодатель имеет правомочие наделить тот или иной орган судейского сообщества жестко установленными государственными функциями, заведомо, однако, не в вопросах прямого осуществления правосудия. В свою очередь, законодатель успешно осуществляет правомочия по вопросам финансовых гарантий обеспечения деятельности судебной власти, например наделяет Совет судей и Всероссийский съезд судей РФ правом вето на сохранение объемов бюджетного финансирования системы судебных органов и учреждений. Что касается кадровых вопросов, то законодатель наделяет Высшую квалификационную коллегию судей солидными полномочиями в процессе формирования и укомплектования судейского корпуса, присвоения действующим судьям квалификационных классов, привлечения судей к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности и т. п. В связи с этим можно утверждать, что современные структуры российского судейского сообщества обладают отдельными государственно-властными функциями, но в рамках, строго определенных действующими федеральными нормативными правовыми актами. Также несомненно, что в сфере непосредственного осуществления правосудия структуры российского судейского сообщества судебной властью не обладают.
Судебная власть может быть реализована не только в форме отправления правосудия. Отсюда следует вывод, что органы судейского сообщества (в частности, первых трех уровней) являются ассоциативными объединениями судей, носителей непосредственной судебной власти, отдельным компонентом судебной власти в жестко ограниченном законодательством сегменте властных компетенций, что служит признанием присутствия весьма существенного потенциала сообщества судей и стимулом организационных форм его раскрытия и реализации .
В целях реализации эффективного механизма восстановления нарушенных прав и справедливости в России необходимо подойти к существенному изменению правового и организационного механизма осуществления справедливого правосудия. В этом значительную роль должно сыграть судейское сообщество. Находясь в состоянии консолидированности, оно способно придать необходимые импульсы к усовершенствованию требований, предъявляемых к судьям, законодательства, регулирующего вопросы организации судебной власти в Российской Федерации, исключению дефектов в праве в определении правового статуса органов судебной системы. Эти вопросы получили освещение на VIII Всероссийском съезде судей в декабре 2012 г., а существенные положения нашли отражение в специальном постановлении, принятом по итогам указанного съезда .
Судебную систему в современной России можно рассматривать с разных позиций: организации, функционирования, реализации и ее места, роли и авторитета в обществе. Направление деятельности, а также характер и особенная роль дают возможность признать, что в судебной власти проявляются политические, социальные и правовые явления . Должное функционирование и организация судебной власти на нынешнем этапе развития российского государства и общества имеют, на наш взгляд, центральное значение.
Суд занимает особое место в правовом государстве, так как является самостоятельным и независимым носителем одной из ветвей государственной власти. Суды, не подменяя иные органы государственной власти (законодательные и исполнительные), выступают работающим элементом в механизме сдержек и противовесов по разрешению споров между субъектами общественных отношений на основе Конституции Российской Федерации и закона. В своей деятельности суды выносят решения, которые обязательны для исполнения всеми субъектами права, что свидетельствует о наличии государственной власти у судов. При этом суды, выносят решения от имени государства, а государство, в свою очередь, обеспечивает исполнение данных решений.
В.А. Ржевский и Н.М. Чепурнова определяют, что «конституционные гарантии судебной защиты заключаются в необходимости создания сильной судебной власти как характерной черты правового государства» . В подтверждении высказанной точки зрения можно привести статьи 45-47 Конституции РФ, в которых закреплены гарантии судебной защиты, а именно: рассмотрение дела по подсудности; право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей; получение квалифицированной юридической помощи; соблюдение презумпции невиновности; невозможности двойного вменения; защита прав потерпевших; право на возмещение вреда со стороны государства; запрещение обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность. Таким образом, конституционные гарантии сводятся к созданию всех условий для реальной защиты прав, свобод, законных интересов, обеспечения построения правопорядка в России. В связи с чем, мы разделяем точку зрения тех авторов, которые включают судебную защиту прав и свобод в число функций правового государства . Роль судебной власти в укреплении правопорядка значительна и незаменима. Разрешая правовые конфликты, устанавливая истину в каждом случае, восстанавливая нарушенные права, свободы и законные интересы человека, суды в России обеспечивают верховенство закона и конституционность во всех сферах жизни и способствуют построению правопорядка в России, который следует понимать, как такую организацию общества, в которой соблюдаются все права и свободы, гарантированные Конституцией РФ .
Правовой статус суда в России в общих чертах закреплен нормами Конституции РФ, в которой провозглашены важнейшие принципы осуществления судебной власти. Так, правосудие в соответствии с п. 1 ст. 118 Конституции РФ осуществляется только судом. Есть ряд требований, предъявляемых кандидатам на должность судьи. Судьям гарантированы неприкосновенность, независимость, несменяемость; они должны подчиняться исключительно Конституции РФ и закону. Статья 1 Закона Российской Федерации «О статусе судей» в части 4 расширяет статус судей с гарантией: «В своей деятельности по отправлению правосудия они «судьи» ни перед кем не подотчетны». Кроме того, действующее законодательство устанавливает другие гарантии и права судей как носителей судебной власти, а также ограничивает возможность их участия в деятельности, помимо профессиональной судебной.
На сегодняшний день можно констатировать, что в ходе судебной реформы 90-х - начала 2000-х годов, а также продолжающегося реформирования судебной системы, было принято достаточное количество законодательных актов, регламентирующих порядок формирования и деятельности судов, а также видов судопроизводств. То есть, нормативно-правовое обеспечение судебной системы Российской Федерации в настоящее время достаточно. Следовательно, государством созданы все необходимые условия для независимого и беспристрастного отправления правосудия судами.
Оосбой институциональной гарантией является независимость судей от других ветвей власти. Для этого был принят закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» , который создал правовую основу для судейского самоуправления. Именно органы судейского сообщества, состоящие из действующих судей и судей в отставке, в соответствии со статьей 4 указанного закона принимают участие в организационной, кадровой и ресурсной поддержке судебной деятельности. Более того, важнейшим принципом деятельности этих органов являются гарантии статуса судей (согласно ч. 1 ст. 5 того же закона), которые заключаются в осуществлении деятельности по осуществлению на основе коллегиальности, гласности, независимости судей и невмешательства в судебную деятельность». То есть даже другие судьи и судебные органы лишены права и законной возможности вмешиваться в деятельность отдельного судьи.
Таким образом, роль суда в правовом государстве сводится к тому, что они, во-первых, разрешают конфликты, споры между участниками общественных отношений на основе Конституции и закона; во- вторых, осуществляют конституционный контроль; в-третьих, защищают и восстанавливают нарушенные права и свободы граждан и других субъектов общественных отношений; в-четвертых, применяют меры юридической ответственности в виде наказания за правонарушения, совершенные на основании закона, и в порядке, установленном законом, т.е. в форме конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного судопроизводства. Кроме того, суды, выполняя возложенные на них задачи, способствуют построению правопорядка в России.
1.2. Суд и судебная система как часть государственного механизма
Актуальными вопросами, решение которых имеет теоретический и практический интерес, выступают вопросы о месте судов среди органов власти, об их функции, структуре, назначении1.
Судебная система РФ представлена федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ). Данные суды осуществляют судебную власть в Российской Федерации посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства .
Как мы видим, судебная система в РФ отражает в целом федеративное устройство страны. В Российской Федерации действуют федеральные суды: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, составляют суды субъектов Российской Федерации.
Суды в судебной системе РФ поделены и в зависимости от вида судопроизводства.
Так, конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд РФ:
¦ разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
¦ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
¦ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
¦ по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
¦ по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;
¦ дает толкование Конституции Российской Федерации;
¦ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
¦ проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;
¦ выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
¦ осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.
Создание конституционных (уставных) судов субъектов РФ отнесено к компетенции самих субъектов РФ.
В настоящее время такие суды действуют в 15 субъектах РФ: Конституционный суд Республики Адыгея; Конституционный суд Республики Башкортостан; Конституционный суд Республики Дагестан; Конституционный суд Республики Ингушетия; Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики; Конституционный суд Республики Карелия; Конституционный суд Республики Коми; Конституционный суд Республики Марий Эл; Конституционный суд Республики Саха (Якутия); Конституционный суд Республики Северная Осетия — Алания; Конституционный суд Республики Татарстан; Конституционный суд Чеченской Республики; Уставный суд Калининградской области; Уставный суд Свердловской области; Уставный суд города Санкт-Петербурга.
Высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, является Верховный Суд РФ. Иными словами, Верховный Суд РФ — высший орган для системы судов общей юрисдикции и для системы федеральных арбитражных судов .
Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
Кроме того, Верховный Суд РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; определенные федеральным законом административные дела; дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ и т.д.
Верховный Суд РФ в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения; выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания РФ обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами РФ; публикует судебные акты Верховного Суда РФ, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда РФ в соответствии с федеральными законами и т.д.
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 7 февраля 2011 г. № 1- ФКЗ систему судов общей юрисдикции в РФ составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ.
К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
1) кассационные суды общей юрисдикции;
2) апелляционные суды общей юрисдикции;
3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
4) районные суды, городские суды, межрайонные суды; военные суды;
5) специализированные суды.
К судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся и мировые судьи.
Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Отметим, что кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции были созданы на основании Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ .
В Российской Федерации действуют девять кассационных судов общей юрисдикции в пределах территорий соответствующих судебных кассационных округов и пять апелляционных судов общей юрисдикции в пределах территорий соответствующих судебных апелляционных округов.
По мнению разработчиков данного Федерального конституционного закона, возникла объективная необходимость создания в РФ структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, которая обусловливается потребностью в функционировании отдельных судебных уровней в целях формирования независимых и самостоятельных судебных инстанций для рассмотрения как апелляционных, так и кассационных жалоб и представлений на судебные постановления, деятельность которых не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции .
Частью судебной системы являются арбитражные суды, которые осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции законодательством РФ. Арбитражные суды РФ имеют свою систему судов: арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах; специализированные арбитражные суды. Как и система судов общей юрисдикции, система арбитражных судов также была реформирована.
Высшим судом для системы арбитражных судов был Высший Арбитражный Суд РФ, однако на основании Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ Верховный Суд РФ осуществляет полномочия высшего суда для системы арбитражных судов.
Нельзя не отметить, что Российская Федерация является участницей Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) , в целях обеспечения соблюдения которой действует Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).
Несмотря на то, что ЕСПЧ не является частью судебной системы РФ, граждане РФ вправе обратиться с жалобами в ЕСПЧ после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права.
Страны — участницы Конвенции обязуются исполнять окончательные постановления ЕСПЧ по делам, в которых они являются сторонами.
Вместе с тем в соответствии с Федеральным конституционным законом «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 14 декабря 2015 г. № 7-ФКЗ Конституционный Суд РФ принимает постановления о возможности либо о невозможности исполнения в целом или в части в соответствии с Конституцией Российской Федерации решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, принятого на основании положений международного договора Российской Федерации в их истолковании межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, в связи с которым был подан запрос в Конституционный Суд Российской Федерации.
В качестве вывода по данному параграфу отметим, что существующая в настоящее время судебная система представляется в виде целостного, системного механизма осуществления государственной власти в РФ. Вместе с тем в последнее время суды РФ и в целом судебная система РФ проходят через не легкий путь реформирования, целями которого является обеспечение равного доступа к справедливому правосудию и благополучие граждан РФ, общества и в целом государства.
1.3. Независимость и самостоятельность судебной власти
Как известно, при подготовке российской Конституции 1993 года в качестве одной из целей декларировалось утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от других ветвей власти, и практическая реализация этого принципа заключалась в том, чтобы сделать суды и судей независимыми, с тем, чтобы они выносили беспристрастные решения даже по спорным делам, в которых участвовали влиятельные игроки политической и экономической сферы. «Самостоятельность судебной власти, - подчёркивал Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев, - важное условие и предпосылка независимости правосудия и лиц, его осуществляющих» .
Принцип независимости судей довольно часто поддавался критике в различных научных кругах по причине того, что фактически он не действует. Основными причинами сложившейся ситуации является то, что судьи до сих пор находятся в зависимости от исполнительной власти, а также от того, что действующая ныне структура построения судов Российской Федерации - иерархическая .
Так, все чаще в своих трудах ученые-правоведы подвергают детальному анализу не только деятельность судей Российской Федерации и особое внимание уделяют вопросам обеспечения их независимости, но и вопросам назначения их на должность, анализируя при этом проблемы, возникающие в правоприменительной практике .