Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Историко-экономический анализ отрасли в период с 1860 – 2000 гг.

baby_devochka 288 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.06.2022
Цель работы - рассмотреть историко-экономический анализ отрасли общественное питание в период с 1860 – 2000 гг. Общественно организованное питание возникло в результате развития производительных сил и углубления общественного разделения труда, что выразилось в обобществлении труда по производству готовой пищи и организации ее потребления. Это одна из старейших форм хозяйственной деятельности, берущая начало в первобытном обществе и продолжающая свое развитие в настоящее время. Несмотря на это, его понятие, функции и особенности не имеют в научной литературе однозначного определения. В России формирование общественного питания как подотрасли торговли относится к 1917 г., когда был принят Декрет о расширении прав городского самоуправления в продовольственном деле, согласно которому городским управам предоставлялось право организовывать общественные столовые.
Введение

Развитие услуг общественного питания тесно связано с историей страны русского народа, его традициями и особенностями. Услуги общественного питания на протяжении всего периода своего развития были доходным делом. Объясняется это тем, что данная область весьма привлекательна в рамках роста качества жизни населения и экономики страны, а также с точки зрения источника получения постоянной прибыли в процессе существования различных заведений, организаций и грамотного управления ими. Основным критерием, который влияет на развитие услуг рынка питания, является уровень жизни людей и изменение в экономике страны, ее переход к новому типу экономической системы. Неоднократно общественное питание переживало попытки монополизации государством. Оно попрекалось населением за распространение пьянства и разврата. Значительное влияние на его развитие оказывали мировые тенденции организации питания. Эта отрасль относится к сфере услуг и в настоящее время не достигла стадии насыщения. Развитие услуг общественного питания тесно связанос историей страны русского народа, его традициями и особенностями. Услуги общественного питания на протяжении всего периода своего развития были доходным делом. Объясняется это тем, что данная область весьма привлекательна в рамках роста качества жизни населения и экономики страны, а также с точки зрения источника получения постоянной прибыли в процессе существования различных заведений, организаций и грамотного управления ими. Основным критерием, который влияет на развитие услуг рынка питания, является уровень жизни людей и изменение в экономике страны, ее переход к новому типу экономической системы. Период реформирования экономики и становления рыночной экономики в России, по мнению ученых, завершен. За это время сформировались и укрепились институциональные основы рыночной экономики, изменилось мышление руководителей предприятий, сформировался слой собственников. С начала рыночных преобразований в нашей стране накоплены статистические данные о развитии ПОП, позволяющие проанализировать их развитие в новых рыночных условиях, проблемы, с которыми столкнулись субъекты рынка и направления регулирования. Исследование проблем и перспектив развития общественного питания актуально и в плане понимания его роли в социальной и экономической жизни общества, и в плане определения основных направлений развития отрасли.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Развитие отрасли общественного питания 5 1.1. История развития общественного питания в Российской империи 5 1.2. Развитие отрасли после 1921 г 11 Глава 2. Становление развития отрасли общественного питания 18 2.1. Становление отрасли 18 2.2. Трансформация отрасли 23 Заключение 27 Список использованной литературы 29
Список литературы

1. Анисимов Е. «Время Петровских реформ», Ленинград, Лениздат, 1989.-496с. 2. Аманжолова В. Э. Введение в специальность: история сервиса / Д. А. Аманжолова, В. Э. Багдасарян, В. Н. Горлов [и др.] : учеб. пособие. М., 2007. 3. Быкова А.Г. Государственно-правовое регулирование производства и продажи алкоголя в Российской империи в XIX – начале XX вв. Омск, 2006 4. Бок Зи Коу. Повышение эффективности общественного питания. М.: Экономика, 1977. 5. Бычков В.Г. Общественное питание и актуальные вопросы его развития. М.: Экономика, 1978. 6. Бычков В.Г., Ходорова З.С. Общественное питание: итоги и перспективы. М.: Экономика, 1984 7. Долгих Е.В. К истории повседневности: очерк потребления спиртных напитков в России (конец XV в. – 1936 г.) // Вестник Моск. ун-та. Сер. История. 2015. № 5/6. 8. Долгих Е.В. История общественного питания в России по законодательным источникам (1626–1861 гг.) // Исторический журнал: научные исследования. 2015. № 5. 9. Быкова А.Г. Государственно-правовое регулирование производства и продажи алкоголя в Российской империи в XIX – начале XX вв. Омск, 2006 10. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. - М: Гардарики, 1999 г 11. Гордеев М. Г. Полвека унижений и борьбы. Повесть жизни ресторанного человека. М. 1925. С. 35-37, 74-75. 12. Гринвальд Е.И. Организация общественного питания // Вопросы безработицы: статистика рынка труда. Рынок труда и перспективы безработицы. Общественные работы. Жилищная помощь безработным. Биржи труда. Страхование от безработицы. Общественное питание / Муниципальное бюро В. С. Г. Отдел труда. М., 1918. С. 150–151. 13. Демиденко Ю.Б. Рестораны, трактиры, чайные. Из истории общественного питания в Санкт-Петербурге XVIII- начала XX века. Спб.- Центрполиграф, 2011 год, с.288 14. Еремин Н. А. Анализ состояние отрасли общественное питание в РФ и пути ее развития. М. : Лаборатория Книги, 2012. 95 с. 15. Жубрева Т. В., Якушкина Е. П. «История и теория кулинарии». М. : Изд-во Рос. экон. акад., 2007. 20 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Развитие отрасли общественного питания 1.1. История развития общественного питания в Российской империи Общественное питание – это крайне важная структура, которая не только оказала огромное влияние на государство и народ, но и сыграла одну из ключевых ролей в становлении российского государства. Начало истории предприятий общественного питания было положено еще во времена Древней Руси. Тогда появились первые в государстве заведения с едой, которые носили название «Корчма». Корчмы были вольными. Это означало, что в таких заведениях могли выступать общественные деятели, произнося свои речи перед народом и строя планы на будущее. Однако со временем эта возможность была утрачена и корчмы перестали быть прежними. Их сменили кабаки и харчевни. В то время, как в харчевнях можно было принимать пищу, в кабаках предоставлялась возможность употреблять различные напитки. В XVlll веке появились заведения для людей с достаточно низким заработком. Это были кухмистерские столы. Блюда предлагались там в зависимости от национальности владельца самого заведения. На следующем этапе становления общественного питания в качестве одной из ключевых частей государства появились рестораны. В 1805 году открылся первый ресторан, который был расположен в Санкт-Петербурге. Такие заведения не сразу признались народом и только спустя определенное время стали постепенно входить в повседневную жизнь людей и становиться её частью. В большей степени это произошло лишь в 1860-1870 года по причине отмены крепостного права. Именно с этого момента необходимо рассматривать заведения общественного питания как фундаментальную вещь в жизни народа и в истории развития государства. В этот же период времени, после отмены крепостного права, появились первые столовые, которые делили свои блюда на завтраки, обеды и ужины. В начале своего существования они напоминали кухмистерские столы, так как продавали свою продукцию по демократичным ценам и многие могли позволить себе посещать данные заведения. Еда была высокого качества, но не разнообразная. График работы данных заведений общественного питания был ежедневным. Начинался рабочий день в 12 часов дня и заканчивался в 16 часов дня. Необходимо учесть и тот факт, что хлеб и вода предлагались абсолютно безвозмездно. Далее в истории государства произошла революция, вследствие которой было организовано самое первое объединение рестораторов. Начало следующего века характеризовалось сильнейшим развитием данной отрасли. Рестораторы сумели вывести его на новый уровень развития. Отрасль общественного питания стала неотъемлемой частью повседневной жизни народа. Однако после войны с Японией в 1904-1905 годах ситуация с общепитом довольно сильно изменилась. 1.2. Развитие отрасли после 1921 г Новый этап в развитии – в том числе и в правовом отношении – заведений общественного питания связан с введением «новой экономической политики» в 1921 г. Во время проведения данного политического деяния общественные столовые были переданы в руки потребительской кооперации, а также были переведены на хозяйственный расчет. К началу 1921 года услугами данных заведений пользовалось около 8 миллионов человек. До 1930 года отрасль не получала такого развития, которое было ей необходимо, потому что приоритетными направлениями развития в тот период для нашего государства была индустриализация. Создав материальную базу для развития общественного питания в стране, ЦКВКП(б) 19 августа 1931 года принял постановление «О мерах улучшения общественного питания», в котором уделил внимание значимости сферы потребления продовольственных товаров и наметил ряд мероприятий, главной целью которых было улучшение качества блюд, а также и расширение вариаций, улучшение санитарных условий для работников и стабилизирование технической базы предприятий, увеличение заинтересованности работников в результатах их же труда. В это же время появились первые государственные учреждения, а именно - институты, школы. Также появились первые технические заведения. Заводы торгового машинного строения выпустили первую отечественную технику. С целью упростить транспортировку и поставки сырья, предприятия общепита были награждены правом заготавливать сельскохозяйственные продукты самостоятельно. Также была разрешена организация подсобных хозяйств. Была введена тщательная проверка готовой продукции и изделий в сфере кулинарии. Другим фундаментальным фактором развития данной отрасли являлось наличие карточной системы (карточки были введены еще до Октябрьской революции, их отмена произошла лишь в 1935 году) и зарождение системы пайков, которые являлись дополнением к каждому приему пищи граждан в столовых. Обе данные вещи выдавались согласно иерархическому строю в обществе, в то время как дифференциация только углублялась: изначально при получении пайков существовало лишь три категории (рабочие, выполняющие тяжелый физический труд, прочие категории рабочих и их семьи, все остальные), а уже вскоре получатели пайков были разделены на достаточно большое количество, а именно - 20 групп. Пайки элитарного слоя населения могли изначально не иметь множества различий в сравнении с пайками остальной части народа. Резкое изменение и отличность произошли несколько позже, в 1930-х годах . Особенным звеном в системе советского общепита являются фабрики- кухни – предприятия общепита и комбинаты для массового производства готовых блюд, основные цели – обеспечить горячим питанием рабочих промышленных предприятий, высвободить женский труд. Размещение этих заведений предполагалось вблизи от промышленных предприятий, в рабочих районах. Важый принцип работы фабрики-кухни – высокая механизация производственных процессов. Фабрика-кухня состояла из производственной (цех полуфабрикатов, кухня и др. производственные помещения) и торговой частей (магазин по продаже полуфабрикатов и обеденные залы). Первая появилась в 1925 году в Иваново-Вознесенске, в Ленинграде – в 1929 году, в Москве – в 1933 году.2 В Ленинграде работал целый ряд фабрик – кухонь: Невская, Сталинская, Кировская, Василеостровская. Некоторые фабрики- кухни могли выпускать до 60 тыс. обедов в день. Одако перебои с продовольствием не позволили фабрикам-кухням достигнуть целей их создания . Во время великой отечественной войны 1941 – 1945 гг. система общественного питания способствовала более равномерному распределению продуктов питания среди населения в зависимости от качества и количества их труда, помогла обеспечить дополнительным питанием рабочих ведущих отраслей народного хозяйства и в первую очередь оборонной промышленности. В послевоенные годы сеть предприятий общественного питания расширялась значительными темпами и к 1955 году достигла 118 тысяч единиц (в 1940 году было 87,6 тысяч предприятий); увеличился ассортимент блюд и улучшилось обеспечение предприятий технологическим и холодильным оборудованием, повысилась культура обслуживания населения. Новые тенденции в сфере общественного питания периода «оттепели» Время прихода к власти Н.С. Хрущева – это время больших перемен, которые коснулись и общепита. В этот период наметился ряд новых тенденций. Был взят курс на автоматизацию предприятий общественного питания. Так в СССР появились разнообразные автоматы: по выпечке сдобы, автоматы-закусочные, кафе-автоматы (например, в Ленинграде на углу улицы Рубинштейна и Невского проспекта). В таком автомате можно было получить газированную воду, бутерброд, пышку, пирожное, пиво и т.д. Однако из-за технического несовершенства механизмов на длительный срок прижились только автоматы по продаже газированной воды. Автоматизация общепита в задуманных масштабах не удалась. Эту неудачу пытались компенсировать активным введением различных форм самообслуживания. В 1960 году на метод самообслуживания были переведены 256 столовых Москвы и действовало 117 столовых самообслуживания без кассиров. После сентябрьского (1965г.) Пленума ЦК КПСС предприятия общественного питания стали постепенно переходить на новую систему планирования по трем или по двум показателям - товарообороту с выделением оборота по реализации собственной продукции и прибыли или только по реализации собственной продукции и прибыли. Особое внимание обращалось на качество блюд и формы обслуживания населения. В 1977 года товарооборот общественного питания составил 21,1 миллиард рублей, в отрасли было занято 2333 тысячи человек, ежедневно услугами предприятий пользовались 97 миллионов человек. Открыто много новых предприятий, особенно укрепилось и усовершенствовалось рабочее, школьное и студенческое питание . К 1980 году товарооборот общественного питания достиг объема 24,4 миллиарда рублей, что было на 25% выше, чем в 1975 году. Выпуск продукции собственного производства возрос на 27%. Промышленность увеличила производство быстро замороженных блюд. В связи с этим вводятся электрофизические методы обработки пищевых продуктов, создаются и производятся аппараты периодического и непрерывного действия с инфокрасным и СВЧ нагревом. В 70-ых и 80-ых годах дела не становились лучше. Из советской столовой хотели сделать место, где можно собраться и хорошо провести вместе время, рассуждая о будущем коммунизма и о полетах в космос. Но эти розовые мечты разбивались о суровую реальность. Качество еды и разнообразие меню все время ухудшались, бедные официанты только становились злее, еще и советская номенклатура дразнила и бесила своими гастрономическими изысками. С началом экономических реформ в СССР предприятия общественного питания являлись одной из площадок, на которых отрабатывались как новые экономические механизмы, так и формировались новые отношения частных предпринимателей и государственных структур. Кооперативные организации получили свободу (с некоторыми ограничениями) планирования, ценообразования, выбора поставщиков, сбыта, распределения прибыли, оплаты труда, формирования штатного расписания, а также налоговые льготы. Отход от принципов административно-командной системы и проявление хозяйственной инициативы граждан отразились и на состоянии предприятий общественного питания . В 1988 г. открылось первое кооперативное кафе в Москве – «Кропоткинская, 36». Уже с первых дней своего существования оно стало утверждать нормы организации и обслуживания клиентов, которые резко отличались от советских предприятий с их известными «общепитовскими традициями». Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации начался в январе 1992 г. с либерализации цен и приватизации предприятий. Рыночная система хозяйствования, реформирование предприятий значительно осложнили условия функционирования предприятий общественного питания и снизили некоторые показатели их развития. Вместе с тем переход к рыночной экономике сопровождался углублением финансовой самостоятельности предприятий общественного питания, совершенствованием методов хозяйствования, появлением новых целевых ориентиров, направленных на повышение конкурентоспособности . После 1991 г. политических ограничений не стало, однако экономика страны была в плачевном состоянии. В условиях «шоковой терапии» общественное питание не могло интенсивно развиваться. В этот период появлялись, в основном, дорогие респектабельные рестораны нового поколения, которые и формировали спрос. Начался стремительный взлет ресторанного бизнеса . Кризис 1998 г. как для экономики в целом, так и для общественного питания стал поворотным. Многие предприятия общественного питания разорились и закрылись. Но из всех отраслей экономики именно отрасль общественного питания довольно быстро восстановилась. Однако произошло это в основном за счет ресторанного бизнеса . Названия и даты открытия первых наиболее известных сетевых заведений представлены в таблице 1.1. Таблица 1.1 - Даты открытия первых точек и названия сетевых концепций 1992 - 1999 гг.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, История, 22 страницы
264 руб.
Курсовая работа, История, 30 страниц
340 руб.
Курсовая работа, История, 23 страницы
340 руб.
Курсовая работа, История, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, История, 40 страниц
550 руб.
Курсовая работа, История, 15 страниц
259 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg