1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
1.1. Общая характеристика электроэнергетической отрасли
Энергетика включает в себя множество направлений и является крайне важной для любого производства. Именно она отвечает за рациональное использование энергетических ресурсов, их транспортировку и хранение.
В более широком смысле энергетика является областью экономическо-хозяйственной деятельности, специализирующейся на производстве энергии путем преобразования, однако в рамках предприятия данное направление имеет свои задачи.
Наиболее важным элементом всего комплекса ТЭК является электроэнергетика.
Электроэнергетика является системообразующей отраслью экономик любого современного государства и одной из наиболее сложных отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
С учетом того, что большинство предприятий и производств стремятся максимально повысить производительность и при этом минимизировать затраты, актуальность сферы энергетики становится все очевиднее.
В частности, наибольший упор делается на электроэнергетику, так как именно этот ресурс наиболее задействован на автоматизированных предприятиях и составляет весомую графу расходов [9].
Энергетика позволяет создавать оптимальные условия для передачи и сохранения ресурса электроэнергии. Фактически данное направление отвечает за рационализацию и оптимизацию не только сетей передач, но и локальных подстанций. Наиболее ярко это проявляется на предприятиях, где потребление энергии ощутимо превышает среднестатистические показатели. Чем более автоматизировано производство, тем больше оно потребляет электроэнергии.
Актуальность усовершенствования электроэнергетического комплекса национальной экономики России неоспорима. Развитие электроэнергетики России зависит от многих факторов.
Время новых технологий и лучшего использование энергоресурсов диктует свои условия. На выставке представлены передовые технологии, так необходимые нашей стране. Переход на применение многих из них значительно улучшит современную ситуацию.
На сегодняшний день тепловая и электрическая энергия потребляется по всей стране. Эта отрасль является наиважнейшей частью отечественной экономики, поскольку она не только обеспечивает энергией население и домохозяйства на внутреннем рынке, но также электроэнергия экспортируется в страны как ближнего, так и дальнего зарубежья. Энергетическая безопасность РФ, а также экономическое развитие страны во многом зависят от надежного функционирования отрасли и ее дальнейшего устойчивого развития.
Стоит отметить, что в 2021 г. электропотребление увеличилось на 6% по сравнению с 2021 г., и на 2,6% – от уровня доковидного 2020 г. Выработка электроэнергии выросла на 6,6%., в том числе: выработка ТЭС выросла на 10%, ГЭС на 1,3%, АЭС ок. 2% [1].
Генерирующие компании обеспечивают надежное и бесперебойное электро – и теплоснабжение потребителей в условиях роста экономики по приемлемым ценам для всех категорий потребителей. Одноставочная цена электроэнергии на ОРЭМ в 2021 г. изменялась темпами ниже инфляции: рост оптовой цены в 2021 г. составит 5,3% при прогнозной инфляции – 8%. При этом отечественный оптовый рынок остается одним из самых низковолатильных, а конкурентные сегменты энергорынка гарантированно хеджируют потребителей от резких скачков цен на электроэнергию и мощность [4].
В России одноставочная оптовая цена электроэнергии в 2021 г. составила порядка 30 евро/МВтч. Для сравнения: во Франции цены достигали рекордного значения 443 евро/МВтч, в Германии – 432 евро/МВтч, в Австрии и Бельгии – выше 430 евро/МВтч., стоимость оптовых поставок электроэнергии в Прибалтике и Финляндии в отдельные периоды достигала 1000 евро за МВт.
В 2021 г. успешно завершены первые проекты модернизации на Костромской ГРЭС (входит в группу ПАО «Интер РАО») и Автовской ТЭЦ (входит в состав ПАО «ТГК–1»). Также прошли отборы проектов модернизации на 2027 г. и проектов с установкой отечественных ПГУ на 2027–2029 гг. Отборы показали высокий уровень конкуренции, заявки на отборы 2022–2027 гг. в 2,2 раза превысили квоту. В результате конкурентных отборов произошло снижение капитальных затрат в 2,9 раза от предельного уровня.
Всего в результате проведенных с 2020 г. отборов будут модернизированы 127 генерирующих объектов мощностью 25,2 ГВт на 2022–2027 гг., и 1,6 ГВт инновационных ПГУ–блоков на 2027–2029 гг. Мультипликативный эффект от программы модернизации на экономику оценивается экспертами более чем в 1 трлн. рублей. В рамках РЭН–2021 Минэнерго России обозначило намерение по продлению программы модернизации ТЭС после 2031 г., что повысит инвестиционную привлекательность генерирующих компаний [4].
Следует отметить, что в первом полугодии цены на отдельные виды металлопродукции увеличились в 2 раза, в том числе на листовой металл, швеллера, трубы. Взрывной рост цен на металл привел к удорожанию энергетического оборудования: турбина Т–130 подорожала на 368 млн. руб. или 27%, а генератор для нее на 142 млн. руб. или 47%. В результате проект комплексной замене турбины и генератора 215 МВт подорожал на 800 млн. руб. или 28%, а проект по комплексной замене турбины 50 МВт – на 200 млн. руб. или 30%.
Рост ожидаемых капитальных затрат поставил некоторые проекты модернизации на грань экономической целесообразности. Такая ситуация может негативно отразиться и на создании отечественных высокоэффективных ПГУ. Проблема роста стоимости касается не только проектов модернизации, но и мероприятий ремонтной деятельности генерирующих компаний.
1.2 Энергосбережение, как фактор безопасности регионов
Важнейшей составляющей национальной безопасности России является энергетическая безопасность, которая в самом общем виде понимается как защищенность национальной экономики (ее граждан, общества, государства) от угроз ее надежному топливо- и энергообеспечению.
Угрозы энергетической безопасности России и ее регионов определяются как внешними (геополитическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны.
Понятие «энергетическая безопасность» имеет относительно непродолжительную историю. Оно стало популярным после «нефтяного шока» 1973 г., когда страны ОПЕК, в результате согласованных действий, смогли в несколько раз повысить мировые цены на нефть, от чего выиграли страны-нефтеэкспортеры (включая СССР) и проиграли страны-нефтеимпортеры (включая развитые страны). Первоначально энергетическая безопасность трактовалась как обеспечение энергетической самодостаточности страны. Однако позднее стало очевидным, что необходимо различать понятия «энергетическая независимость» и «энергобезопасность». Государство может одновременно быть зависимым от экспорта энергоресурсов и не быть уязвимым, если оно приобретает энергоресурсы за рубежом по устойчивым ценам, обеспечивая стабильность своих закупок наличием надежных контрактов и диверсификацией поставщиков. А если страна сама производит энергоресурсы, используя устаревшие технологии и получая дорогую энергию, то такая страна уязвима, хотя и не зависит от внешних поставщиков. Позднее стали больше говорить и о зависимости и уязвимости стран, специализирующихся на экспорте энергоресурсов, о так называемой «голландской болезни»: страна, специализирующаяся на экспорте сырья, может страдать от недоразвитости высокотехнологических производств и от колебаний мировых цен на сырьевые ресурсы [9].
Энергоснабжение любого региона определяется в первую очередь развитием энергетики в рамках всей национальной экономики. Многие регионы России практически не имеют собственных энергоресурсов, получая электричество и топливо из других регионов за счет межрегионального разделения труда. Тем не менее от административных и хозяйственных акторов региона существенно зависят такие факторы энергетической безопасности, как обеспечение бесперебойного энергоснабжения путем контроля за системами энергопередач.
Энергетическая безопасность региона — способность энергетического комплекса региона на основе эффективного использования внутренних и внешних ресурсов обеспечивать надежное энергоснабжение субъектов хозяйственной деятельности и населения. Энергетическая безопасность региона определяется возможностями региона в межрегиональной интеграции, а также степенью развития энергетической инфраструктуры. В то же время регионы могут характеризоваться специфическими угрозами энергетической безопасности, зависящей от изношенности местной инфраструктуры, от угроз терактов и т. д.
Факторы, влияющие на энергетическую безопасность регионов, условно можно поделить на две группы:
• факторы, которые могут быть устранены или локализованы в текущем и стратегическом периоде, т. е. находятся непосредственно в области управления (к ним относятся, например, энергодефицит, техногенные аварии, финансовые проблемы);
• факторы, период управления которыми превышает время стратегических программ (период гипотез), которые управляемы лишь косвенно, через общенациональные концепции развития (к ним относятся ограниченность ресурсов, экологические проблемы и т. д.) [2].
Очевидно, что важной задачей управления энергетической безопасностью является создание такой системы, которая, непосредственно управляя первой группой факторов, учитывала бы и возможность влияния на вторую группу. Первая группа факторов управляется в значительной степени региональными акторами, вторая группа — только федеральным правительством.
Энергетическая безопасность региона определяется рисками как общеэкономическими (например, связанными с периодическими экономическими кризисами), так и специфическими, свойственными энергосфере (например, связанными с колебаниями мировых цен на энергоресурсы). Управление энергетической безопасностью региона заключается в выявлении, оценке, использовании и наращивании энергетических ресурсов, а также в сохранении и развитии энергетической инфраструктуры региона [139].
Выделяют следующие особенности энергетической системы России, влияющие на энергетическую безопасность регионов:
1) недостаточное развитие энергетического рынка;
2) высокую энергоемкость ВВП (в настоящее время она превышает среднемировой уровень в 2,3 раза);
3) необходимость реформы теплоснабжения и жилищно- коммунального хозяйства (ЖКХ);
4) изношенность основных средств, неудовлетворительный темп ввода новых мощностей;
5) проблемы с управляемостью различных объектов энергетики, высокие издержки операционной деятельности отрасли;
6) неоптимальную загрузку электростанций;
7) ресурсные ограничения: в предстоящие 50 лет в стране прогнозируется снижение добычи углеводородов, неравномерность распределения ресурсов по стране в географическом плане и труднодоступность перспективных запасов [10].
Устойчивое функционирование электроэнергетического комплекса непосредственно зависит от эффективности использования энергоресурсов. Низкая эффективность использования энергоресурсов и износ основных фондов влечет за собой высокую энергоемкость российской экономики, которая в 3,5—6 раз превышает аналогичные показатели экономически развитых стран. Для повышения эффективности использования энергетических ресурсов необходимы системный контроль и управление в процессе производства, передачи, распределения и сбыта энергии.
В условиях единого государства в соседствующих регионах с диспропорциональным энергообеспечением для повышения эффективности объективно необходима организация интеграционных процессов, сглаживающих естественные территориальные преференции. Межрегиональная энергохозяйственная интеграция позволяет также обеспечить возможность нивелирования последствий техногенных катастроф: если выходят из строя местные источники энергии (например, из-за аварии на ТЭС), то регион временно увеличивает потребление энергии из других регионах. Система экономических индикаторов, характеризующих энергетическую безопасность региона, представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Система экономических индикаторов, характеризующих энергетическую безопасность региона
Перечень блоков Индикаторы
1. Блок производственной безопасности и ресурсной обеспеченности энергоснабжения региона 1.1. Возможности удовлетворения потребностей в энергоресурсах из собственных источников региона.
1.2. Отношение суммарной располагаемой мощности электростанций региона к максимальной электрической нагрузке потребителей на его территории
2. Блок надежности топливо- и энергоснабжения региона • 2.1. Доля доминирующего ресурса в общем потреблении КПТ на территории региона.
• 2.2. Доля потенциальной обеспеченности в случае выхода из строя наиболее крупной электростанции
Продолжение таблицы 1
Перечень блоков Индикаторы
3. Блок состояния систем энергетики на территории региона • 3.1. Доля энергетического оборудования, выработавшего свой ресурс.
• 3.2. Отношение среднегодового ввода установленной мощности и реконструкции электростанций региона за предшествующий пятилетний период и установленной мощности региона
4. Прочие индикаторы • 4.1. Просроченная задолженность предприятий ТЭК.
• 4.2. Индекс изменения суммарных выбросов загрязнителей в атмосферу от теплоэлектростанций и котельных
Целесообразно использовать механизмы межрегиональной энергохозяйственной интеграции, что позволит обеспечить возможность оперативного реагирования при техногенных катастрофах. Разумеется, разработка механизма межрегиональной энергетической интеграции предполагает учет интересов всех заинтересованных сторон, в том числе собственников энергетического бизнеса [5].
В настоящее время требуется разработка нормативных актов, позволяющих нивелировать возможное снижение доходности бизнеса в энергетике, возникшего за счет использования территориальных преимуществ. Следует отметить, что в условиях единого пространства национальной экономики государства в соседних регионах с диспропорционально развитыми энергетическими системами для повышения энергоэффективности следует использовать интеграционные процессы распределения и сглаживания естественных территориальных преференций. Основными векторами развития энергетических предприятий, в рамках программно-целевого подхода, являются следующие направления: выполнение ремонтных работ, модернизация и обновление основных фондов, ввод новых мощностей, повышение энергоэффективности, инновационное развитие.
Износ оборудования, например, в электроэнергетике составляет в среднем по регионам около 65%, а в сельских регионах более 75%. Отечественное оборудование приводит к росту себестоимости электроэнергии, вводит электроэнергетику в зону повышенного риска, отказов, аварий и, следовательно, снижения надежности электроснабжения. Необходимо обновление на базе новой техники и технологий распределения и производства тепла, и электроэнергии [12].
Таким образом, стоит сделать вывод о том, что устойчивое функционирование электроэнергетического комплекса непосредственно зависит от эффективности использования энергоресурсов. Низкая эффективность использования энергоресурсов и износ основных фондов влечет за собой энергоемкость российской экономики, которая в 3,5-6 раз выше аналогичных показателей экономически развитых стран. Прежде всего для повышения эффективности использования энергетических ресурсов необходимы системные контроль и управление в процессе производства, передачи, распределения и сбыта, т. е. фактически осуществлять комплексное управление производством и сбытом, интегрировав их в единую систему.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «УРЕНГОЙГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ»
2.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности АО «Уренгойгорэлектросеть»
«Открытое акционерное общество «Уренгойгорэлектросеть» создано 15 сентября 2005 года и действует в соответствии с Гражданским кодексом РФ, федеральным законом «Об акционерных обществах», «О приватизации государственного и муниципального имущества», и является коммерческой организацией.
Изменение полного и сокращенного фирменного наименования Общества: с Открытого акционерного общества «Уренгойгорэлектросеть» (ОАО «УГЭС») на Акционерное общество «Уренгойгорэлектросеть» (АО «УГЭС») произошло в связи с приведением Устава и фирменного наименования Общества в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 мая 2014 г. №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».