Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Творческие задания как средство формирования креативного мышления младших школьников на уроках математики

baby_devochka 2400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.06.2022
В настоящее время проблема развития креативного мышления и творческого обучения находится в центре внимания таких педагогов и психологов как Бережнова Е.В., Гареев Р.Т., Горев П.М., Загвязинский В.И., Зимняя И.А., Зиновкина М.М., Краевский В.В., Ксенофонтова А.Н., Синкевич И.А., Тряпицына А.П., Утемов В.В., Чернецкая Н.И., Щукина Г.И. и др. Анализ литературы по теме исследования позволяет сделать вывод о том, что современные психолого-педагогические публикации отечественных авторов по проблемам развития креативного мышления в начальной школе содержат общие положения, которые препятствуют развитию креативного мышления в современных школах. Так, например, педагоги-психологи Горбанева Л.А., Кретова В.В., Шмидт О.Г. акцентируют внимание на том, что в системе школьного образования специализированные занятия по развитию креативности представлены недостаточно, поэтому творческое мышление детей развивается стихийно, и по мере продвижения ребёнка к окончанию школы уровень творческого мышления снижается . Першина К.В. так же в своих работах отмечает, что не во всех школах достаточно внедряются средства и методы, направленные на развитие творческого мышления ребёнка. Часто дети оказываются не способны решать задачи, требующие разработки тактики и стратегии, ухода от стереотипов, шаблонов из-за несформированности таких способов мыслительной деятельности. Выявленный факт, по мнению автора, связан с большим объемом учебного материала, который необходимо успеть усвоить в течение учебного года, поэтому на развитие творчества и креативности, возможность дать каждому ребёнку подумать, пофантазировать не остается времени . Традиционно под креативностью понимается способность человека к творчеству, связанная с наличием у него творческого мышления (от. creation - творение). Считается, что повышенное внимание ученых к творчеству было привлечено Дж. Гилфордом, который считал креативность сложным интеллектуально-личностным образованием. В начальной школе развивающее обучение становится основной стратегической линией, которая позволяет добиваться становления личности школьника, раскрыть его индивидуальные способности. Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые нуждаются в совершенствовании. С этой точки зрения, большой интерес представляют использование творческих заданий в процессе обучения, как наиболее эффективное средство формирования креативного мышления. На основе актуальности данной темы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом и практическом осмыслении творческих заданий, обеспечивающих формирование креативного мышления, творческих способностей младших школьников в учебном процессе в обучении математике. Цель исследования: изучить проблему формирования креативного мышления у младших школьников и разработать комплекс творческих заданий, ориентированный на формирование креативного мышления у младших школьников на уроках математики. Объект исследования: процесс формирования креативного мышления учащихся начальной школы. Предмет исследования: формирование креативного мышления младших школьников на уроках математики средствами творческих заданий. Задачи исследования: 1. Выявить сущность понятия «креативное мышление». 2. Охарактеризовать особенности развития креативного мышления младших школьников. 3. Рассмотреть роль творческих заданий в учебном процессе младших школьников. 4. Изучить уровень сформированности креативного мышления у младших школьников. 5. Разработать комплекс творческих заданий по математике, ориентированный на формирование креативного мышления у младших школьников. Гипотеза исследования: мы полагаем, что формирование креативного у младших школьников в процессе обучения математике будет происходить более эффективно, если: ? при формировании умения решать задачи систематически использовать совокупность специально подобранных творческих заданий с соответствующей методикой их решения; ? оздавать на уроках математики доброжелательную творческую обстановку, призванную поощрять любые идеи и инициативы учащихся в поисках разнообразных решений заданий.. Методы исследования: теоретический (анализ психолого-педагогической литературы); экспериментальный (констатирующий эксперимент); статистический (анализ результатов исследования). База исследования: Кыринская средняя общеобразовательная школа, село Кыра. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что рассмотрена проблема развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе современной начальной общеобразовательной школы. Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и разработанные нами практические материалы могут быть использованы в школьной практике на уроках математики в начальной школе. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Введение

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества все больше профессий нуждаются в активизации творческого начала, умении мыслить не так, как все. А чтобы быть успешным, важно развивать неординарность мышления как можно раньше. В связи с этим возникает необходимость развития креативной сферы личности на самых первых ступенях обучения, так как младший школьный возраст является самым сензитивным для развития творческого, самостоятельного мышления . Поэтому начальная школа должна стать опорой, на которой формируется и развивается креативность. А то, насколько творческое, креативное мышление развито у каждого отдельного ребёнка, во многом зависит от системы обучения. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, задачей современной школы становится не только обеспечение объёма знаний, но и в том, чтобы научить каждого ребёнка самостоятельно находить различные пути решения выявленных проблемных ситуаций, начиная с первых годов обучения в школе .
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ особенностей формирования креативного мышления у младших школьников 7 1.1. Понятие «креативное мышление» 7 1.2. Особенности формирования креативного мышления младших школьников 17 1.3. Роль творческих заданий в процессе обучения младших школьников математике 23 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию креативного мышления у младших школьников посредством творческих заданий 42 2.1. Изучение уровня сформированности креативного мышления у младших школьников 42 2.2. Комплекс творческих заданий, направленных на формирование креативного мышления у младших школьников 49 2.3. Контрольно-оценочный этап 84 Заключение 88 Список использованной литературы 92 Приложение 96
Список литературы

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. / Г.С.Абрамова. - М.: Просвещение, 1999. – 213 с. 3. Акимова Ю.Н. Психология управления: учебник и практикум для прикладного бакалавриата Ю.Н. Акимова // Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. 4. Акмеологический подход в развитии творческих способностей младших школьников / С.Ю. Апшева, И.Р. Хагажеева,Ф.Б. Балкизова,М.С. Гадиева // МНКО. 2016. №2 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskiy-podhod-v-razvitii-tvorcheskih-sposobnostey-mladshihshkolnikov 5. Бабкина, Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников // Н.В. Бабкина. – М.: Школьная пресса, 2016. 6. Белошистая, А.В., Левитес, В.В. Задания для развития логического мышления. – М.: Дрофа, 2017. 7. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества // Вопросы психологии. - 1990. – № 4. – С. 32-38. 8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Электронная библиотека] / Л. С. Выготский. – Режим доступа: htpp://pedlib.ru 9. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 2. 10. Гальперин, П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. – М. : МГУ, 1968. 11. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук : в 3 т. / Г. В. Ф. Гегель ; пер. Б. А. Фохта ; отв. ред. Е. П. Ситковский. – М. : Мысль, 1977. – Т. 3 : Философия духа. 12. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта задач в СПб.: Психология мышления, М., Прогресс,1965. 13. Гин С.И. Как развивать креативность у детей: методическое пособие для учителя начальных классов. ? М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. ? 192 с. 14. Голубева, Е. Н. Способности и склонности [Текст] / Е. Н. Голубева. – Москва: Просвещение, 1998 15. Горбанева, Л.А., Кретова, В.В., Шмидт, О.Г. Развитие креативности у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической программе «Развитие творческого мышления» [Текст] / Л.А. Горбанева, В.В. Кретова, О.Г. Шмидт // Журнал. 2018. С. 462-466 16. Давыдов, В. В. Деятельностная теория мышления / В. В. Давыдов. – М.: Научный мир, 2005. 17. Зайкин М. И. Провоцирующие задачи / М.И. Зайкин, В.А. Колосова // Математика в школе. – 1997. – № 6. – С. 32-35. 18. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение, 2016 19. Карпова Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности: Автореф. дис. … канд. психол. наук.? М., 2011. ? 23 с. 20. Кулагин, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития // И.Ю. Кулагин. – М.: Эксмо, 2019. 21. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. 22. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин. – М. : МОДЭК, 2003. 23. Першина, К.В. Система развития творческого мышления учеников начальной школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41787923, свободный. 24. Рехтета Л.А. Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках математики во внеурочное время / Л.А.Рехтета, А.В.Чунихина // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 124-124. 25. Рождественская, Н. В. Креативность: пути развития и тренинги / Н. В. Рождественская, А. В. Толшин; Н. В. Рождественская, А. В. Толшин. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 316 с. 26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейш. – М. : Педагогика, 1989. – Т. 2. 27. Салова Н.В. Применение технологии решения изобретательских задач при обучении математике в основной школе / Н.В.Салова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 31. – С. 147–152. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46588.htm 28. Симонова, А.Э. Развитие творческого мышления у детей [Текст] / Популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симонова. - Ярославль: Академия развития, 1996. 29. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Е.А.Сорокоумова. ? СПб., Питер, 2008. – 256 с. 30. Успенский В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Б.Успенский, А.П.Чернявская. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 176 с. 31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543, свободный 32. Филиппова Е.В. Развитие творческой активности младших школьников средствами проектной деятельности (на примере литературного чтения). Стратегические направления развития науки, образования, технологий: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 июля 2017 г.: в 4 ч. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. – Часть IV. – С. 120-123. 33. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. – М. : Советская энциклопедия, 1983. 34. Холт, Р., Холт У., Баррон, Ф. / Холт, Р., Холт У., Баррон, Ф. // Творческая личность, творческий процесс. Нью-Йорк. 1972. – 102 с. 35. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. ? СПб.: Питер, 2001. - 544 с. 36. Челкин А.Л. Математика 3 класс: учебник. В 2 ч. Ч 2 / под ред. Р.Г.Чураковой. – 3-е изд. – М.: АКАДЕМКНИГА, 2013. – 190 с. 37. Чернецкая, Н. И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт» – Режим доступа: http://e-koncept.ru, №8 (Август). 2012. – 56–60 с. 38. Чернецкая, Н. И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт» – Режим доступа: http://e-koncept.ru, №8 (Август). 2012. – 56–60 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретический анализ особенностей формирования креативного мышления у младших школьников 1.1. Понятие «креативное мышление» Основная цель, которая сейчас стоит перед школой - это создание условий для формирования развитой личности, обладающей определенными творческими способностями. В этом плане основной базой, с которой все начинается, конечно же, является начальная школа, которая работает, ориентируясь на будущее, а значит, должна быть ориентирована на развитие креативного мышления и творческих способностей каждого учащегося индивидуально. Феномен мышления является предметом изучения многих наук. Среди них: педагогика, психология, философия, методология. В частности педагогику интересует проблема формирования мышления, но что бы к ней подступиться, необходимо ответить на вопросы о том, что такое мышление, какова его функция, структура, содержание? Иначе невозможно корректно сформулировать цель педагогического процесса, определить его задачи, подобрать адекватные средства, методы и формы работы, да и разработать диагностический инструментарий для оценивания его эффективности не удастся. В психолого-педагогической и философской литературе можно встретить немало разнообразных определений мышления. Особый научный интерес представляет генезис представлений о мышлении со времен древнего мира до наших дней, в которых оно рассматривается с различных предметных позиций и научных подходов. В Древней Греции переход от мифологического понимания мира к философскому произошел благодаря поиску ответов на вопросы о правящих миром законах, единой основе мира и путях его познания. Так был сформирован новый стиль мышления, который впоследствии стал называться научным. В античности мышление характеризовалось тем, что оно фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление. Способность к мышлению считалась врожденной и рассматривалась вне проблемы развития психики человека. Наиболее известной цитатой о мышлении является высказывание Р. Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Однако задолго до него проблему мышления рассматривали другие философы и ученые. Одним из первых, кто заговорил о мышлении, был философ Парменид, который считал, что мышление всегда относится к чему-то сущему, лишенному многообразия и изменчивости. Теория мышления Платона была построена на том, что человек имеет врожденные припоминания того, что знала душа в своей прошлой жизни. Мир идей и мыслей признавался им первичным по отношению к миру вещей. Основатель формальной логики, Аристотель, высоко ценил Платона, но не соглашался с его взглядами, он рассматривал мышление как деятельность высшего ума, который реализует в себе интуитивное постижение всех первоначал. В Средние века (IX–XV) философия рассматривалась с точки зрения религиозных понятий, что в свою очередь послужило толчком к развитию схоластического движения. Схоластика рассматривалась как религиозное учение, в плане применения философских понятий и приемов мышления к церковному учению, и послужила большим толчком к дальнейшему развитию логики и науки. Одним из первых философов, который разделил рассудок и разум, был Гегель. Он полагал, что мышление является идеальной структурой мироздания, отражением объективной реальности. Сопоставляя бытие и мышление, он утверждал их тождество, однако тождество диалектическое, в котором наличествует различие. При этом мышление он сопоставлял с размышлением, с психической деятельностью, в ходе которой человек отдает полный отчет в том, что и как он делает, осознает все те схемы, по которым он действует. Гегель также утверждал, что деятельность мышления состоит из трех моментов: абстрагирования, суждения (умозаключения) и оперирования понятиями . Теория И.Г. Фихте сводилась к тому, что вся реальность, в которой существует человек, является продуктом деятельности мышления, он считал, что разум человека является проявлением абсолютного разума, чем объяснял одинаковый чувственный опыт людей и их систему мышления. Иммануил Кант, рассматривая проблему научного мышления, первостепенно ставил вопросы о формах истины и научного знания. Исследуя формы мышления, он указывал на то, что предметность всегда выступает в форме отношения мышления и бытия. Изучение мышления порождало множество различных теорий. Представители вюрцбургской школы, которая была основа в 1896 г. в Германии О. Кульпе, в процессе изучения мышления выдвинули гипотезу о предметной направленности мысли и подчеркнули роль предмета в мыслительном процессе. Джон Дьюи считал, что мышление возникает тогда, когда человек обнаруживает несоответствие между своими ожиданиями и реальными событиями. Эта теория носит название конфликтной. Только в случае охарактеризованного выше конфликта, по мнению Дьюи, в процесс разрешения возникшей проблемы включается мышление. Если конфликта нет – действия человека являются автоматическими и процесс мышления в них не включен. Представители бихевиоризма сопоставляли мышление с внутренним вещанием или со средствами невербальной коммуникации. Теория Зигмунда Фрейда заключалась в том, что мышление возникает в процессе удовлетворения биологических потребностей (например, в пище). Иными словами, мышление выступает механизмом управления действиями, необходимыми для достижения цели. Основатель генетической психологии, создатель теории когнитивного развития Жан Пиаже полагал, что возникновение мышления обусловлено биологическими процессами адаптации к окружающей среде у детей. В процессе развития дети совершенствуют сове видение и понимание мира, и это позволяет им выстраивать свое поведение подходящим способом и тем самым формировать будущие действия в новых ситуациях. С точки зрения когнитивной психологии способом для формирования мышления служит речь. В процессе развития, ребенок учиться усваивать и формировать понятия. В советской психологии, мышление рассматривается как процесс познавательной деятельности человека, который характеризуется обобщенным отражением явлений и предметов действительности, в основе которого находится комплекс когнитивных, метакогнитивных навыков и установок. В начале XX в., когда психология начала делать первые шаги в экспериментальном изучении мыслительных процессов, мышление стали рассматривать как особый вид познавательной деятельности. Оно изучалось такими учеными как А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, В.В. Занков, Л.С. Выготский. Большой вклад в развитие теории мышления внес Л.С. Выготский, который считал, что мышление и речь развиваются в разном темпе, причем язык играет ключевую роль в развитии мышления. Внутренняя речь – это сложное явление, в котором мысль и язык взаимосвязаны и действуют как единый механизм . Культурно-историческая концепция мышления отражена в определении, предлагаемом философским энциклопедическим словарем 1983 г. Мышление – это историческое явление, предполагающее преемственность приобретаемых от поколения к поколению знаний и, следовательно, возможность их фиксации средствами языка, с которым мышление находится в неразрывной связи. Мыслительные процессы отдельного человека всесторонне опосредствованы развитием мышления всего человечества. Таким образом, мышление современного человека есть продукт общественно-исторического процесса . С.Л. Рубинштейн, разработчик методологической концепции психики, которая является отражением реального существования конкретной деятельности человека, считал, что психика и деятельность – одно целое, и формирование психики происходит только в деятельности. В своих работах он показал, как внешние причины влияют на человека посредством внутренних условий, среди которых не только мышление и психические образы, но и цели, и способности человека . А.Н. Леонтьев, будучи создателем психологической теории деятельности, активно изучал механизмы творческого мышления и полагал, что внутренняя мыслительная деятельность является не только производной от внешней, практической, но и входит в сам процесс психического отражения . Мышление не может существовать вне накопленных человеческих знаний, способов мыслительной деятельности, логических и математические операций, человек может стать субъектом мышления, лишь овладев языком, понятиями, логикой. Мышление, по В.В. Давыдову, – это особое свойство, особая способность человека гибко ориентировать свое движение в соответствии с условиями бытия. При этом ориентировка осуществляется в ее знаково-символическом опосредствовании и с учетом идеального плана жизнедеятельности. Благодаря этому человек способен ориентироваться не только в наличной действительности, но и в той, которая только еще возможна. В функциональном отношении упомянутый автор определяет мышление как поиск необходимых условий действия путем фактического или представляемого изменения ситуации . В психологии мышление рассматривается как одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не сводится . П.Я. Гальперин рассматривал мышление как основу формирования умственных действий, результат перенесения внешних материальных действий в план восприятия. Причем перенос внешнего действия вовнутрь совершается в строгом порядке, поэтапно . Есть различные классификации мышления. В частности в зависимости от способа решения задач выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью действия, реального преобразования ситуации. В наглядно-образном мышлении средством решения задачи является образ, и, в отличие от наглядно-действенного, преобразование происходит лишь в образном плане – мы мысленно проделываем то, что делалось с помощью реального действия. Словесно-логическое – один из основных видов мышления которое в качестве средств решения задачи использует понятия, логические конструкции, существующие на базе языка. В практической интеллектуальной деятельности человек использует все три вида мышления. Оперируя словами-понятиями, человек использует и соответствующие им образы. Воспринимая тот или иной объект, человек создает его образ, а затем дает ему словесное обозначение. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта. В практическом мышлении очень ограничены возможности для проверки гипотез, поскольку оно зачастую развертывается в условиях жесткого дефицита времени, что делает практическое мышление подчас не менее, а более сложным, чем теоретическое. Виды мышления также классифицируются по предметным областям (сферам), в которых они применяются. Например, выделяют математическое, химическое, биологическое, физкультурное, двигательное и др. В этом случае различные виды мышления человека отличаются, прежде всего, системными наборами символьно-семантических образов предметной области, которыми мышление должно оперировать, и по законам которой оно должно действовать. Также на предметном мышлении неизбежно сказываются способы получения информации из предметной области и способы вывода информации. Краткий экскурс в историю становления научных представлений о мышлении позволяет сделать заключение о том, что интерес к этому феномену не угасает уже несколько тысячелетий. Весьма широк спектр научных подходов и научных предметов, в рамках которых ученые пытаются его исследовать. Креативное мышление можно определить как творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и норм. Отечественные и зарубежные ученые определяют креативное мышление по-разному. В первую очередь, стоит отметить, что креативность относят к типу общих способностей человека, который характеризует его творческие возможности. Также существует точка зрения, что креативность — одна из сторон интеллекта (Ю.Н. Акимова , Ф. Баррон). В кубической модели интеллекта Дж. Гилфорда (первым выдвинул понятие креативного мышления) подразумевается под данным термином нечто целостное, интуитивное. Он выделял два типа мышления: конвергентное мышление, которое характеризуется односторонним рассмотрение единственного решения проблемы через синтез уже известных данных; дивергентное мышление, представляющее собой разностороннее движение к решению проблемы с поиском различных путей . Креативность подразумевает нахождение новых путей, способность генерировать новые идеи в решении проблемы и достижения конечной цели. Креативное мышление приводит к неожиданным исходам и предполагает варьирование подходов для достижения цели, решение одного и того же вопроса различными способами. Ф. Баррон под креативностью в широком смысле понимает творческие интеллектуальные способности. М. Воллах отмечал, что креативность и интеллект неразрывно связаны не только на уровне индивидуальных свойств личности, но и, в первую очередь, на уровне познавательных процессов в целом. Е. Л. Григоренко в своих исследованиях приходит к выводу, что синтез креативного мышления и высокого интеллекта приводят к успеху в решении разного рода познавательных задач. В ряде работ (Д. Кэмпбэлл, И.Я. Лернер) креативное мышление представлено как самостоятельное, поисковое, оригинальное, продуктивное мышление, характеризующееся инверсионностью и дискретностью . Концепцию нестандартного мышления рассматривал в своих трудах Эдвард де Боно, он называл данный тип мышления латеральным. В разрыв мнению о том, что креативность основывается на интуиции и ассоциируется с хаосом, внезапным порывом, психолог отмечал взаимосвязь креативного мышления с логикой, так как данный процесс может поддаваться контролю. Главным различием между логическим и креативным мышлением он видел то, что если при втором логика является лишь обслуживающим звеном, необходимым для отбора и адаптации сгенерированных идей, то при первом виде мышления логика управляет разумом и служит основой для поиска решения. Эдвард де Боно определял латеральное мышление как мышление, смещенное относительно традиционного. Данный тип должен приводить к созданию чего-то нового из исходных данных, которые уже известны. Креативное мышление в психологии делится на два типа: конкретно-образное и словесно-логическое. Первое характеризует обладателей данного вида мышления как талантливых людей, так как они представляют мир в конкретных образах, при этом задействуется правая часть мозга, которая отвечает за эмоциональную сторону интеллекта. Словесно-логический тип тяготеет к осуществлению абстрактных понятий с логическим или словесным направлением, следовательно, данный процесс относится к работе левого полушария, которое отвечает за логические действия и математический склад ума. Так или иначе, творческий процесс невозможно охарактеризовать одним конкретным типом, так как он может включать в себя оба направления: объединять образы и создавать абстракции. Креативность может зависеть от социо-экономического положения человека, его эмоциональной и мотивационной сферы, так как креативное мышление поддается целенаправленному развитию. С другой стороны, креативное мышление характеризуется как творческий процесс и индивидуальная способность личности . Таким образом, креативное мышление — это один из видов общих способностей человека, характеризующийся умением генерировать принципиально новые идеи, находить множество путей решения проблемы способами, не известными ранее, подстраиваться под быстро изменяющиеся внешние условия в кратчайшие сроки, заменять уже существующий ряд сложных операцией единственным более простым действием. Человек, который имеет креативное мышление, обладает следующими качествами (которые также являются критериями при оценке креативности): оригинальность, точность, гибкость, легкость и уникальность. Оригинальность представляет собой умение генерировать нестандартные идеи. Точность — это способность приводить свои идеи к законченному, совершенному виду. Гибкость характеризуется, как умение подстраивать свои мысли под быстро изменяющиеся внешние условия, то есть иметь большое разнообразие идей. Уникальность — это умение создавать идеи, которых не существовало ранее. Под легкостью понимается способность порождать наибольшее количество идей за ограниченный отрезок времени. Данные качества личности обычно проявляются при выполнении специальных заданий. Творческим может стать любой из основных видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Таким образом, мы выяснили, что над таким психическим процессом, как мышление, работали издавна различные психологи и педагоги. Термин «мышление» понимается как высший познавательный процесс, дающий нам возможность рассуждать, обобщать, творить и создавать множество вариаций и комбинаций происходящего в мире. По мнению, Дж. Гилфорда мышление делится на два вида – конвергентное и дивергентное, и именно дивергентное мышление является основой креативности, которую можно определить, как творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и норм. Параметрами, характеризующие креативность мышления являются: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Под креативным мышлением в данной работе мы будем понимать один из видов общих способностей человека, характеризующийся умением генерировать принципиально новые идеи, находить множество путей решения проблемы способами, не известными ранее, подстраиваться под быстро изменяющиеся внешние условия в кратчайшие сроки, заменять уже существующий ряд сложных операцией единственным более простым действием. 1.2. Особенности формирования креативного мышления младших школьников Младший школьный возраст – это период развития от 7 до 10-11 лет. Младший школьный возраст, как и другие периоды развития, имеет большое значение для развития творческого мышления в целом и характеризуется определенными предпосылками и особенностями развития творческого мышления. Прежде всего, необходимо отметить, что младший школьный возраст является специфичным в том плане, что именно этот возраст является периодом освоения учебной деятельности. Творческое мышление младшего школьника – это способность анализировать возникающие в процессе обучения проблемы, устанавливать системные связи, видеть противоречия, находить для них решения и прогнозировать возможные варианты развития ситуации. В младшем школьном возрасте ребенок готовится к творческому труду. Именно в начальной школе складываются интересы, формируются потребности, которые впоследствии лягут в основе творчества. Следует отметить, что развитие мышления начинается с раннего возраста. При рождении младенец не обладает способностью мыслить, однако уже к году формируется начало мыслительных процессов. Для развития мышления необходимы знания, опыт, память. В процессе развития ребенок накапливает необходимые компоненты через познание окружающего мира и у него начинает проявляться простейшее мышление. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Мышление является главным психическим процессом у ученика начальной школы, в отличие от дошкольника. Завершается переход от наглядно - образного к словесно-логическому мышлению. Если в первые два года активно используются наглядные образцы, то в следующих классах объем такой работы заметно сокращается. В конце начальной школы проглядываются индивидуальные различия в мышлении детей. Психологи объединяют их в три группы: теоретиков, для которых учебные задачи легки в решении с помощью слов, практиков, требующих наглядности и художников, мыслящих яркими образами. У большинства детей наблюдается равновесие между этими видами мышления. Именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческого воображения . Психолог Л.С. Выготский в своих исследованиях указывал на то, что воображение развивается постепенно, согласно приобретаемому ребенком определенному опыту. Это происходит по причине того, что все образы воображения, как бы своеобразны и оригинальны они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни. Автор писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека» . Воображение является основой любой творческой деятельности и благодаря которому, ребенок освобождается от инерции мышления, преобразовывая представление памяти, в итоге, обеспечивает создание чего-то нового. Согласно данному утверждению, весь мир культуры, сделанный руками человека в отличие от мира природы, является продуктом творческого воображения. Из этого следует, что творческая деятельность воображения обусловлена богатством и разнообразием прежнего опыта человека. Вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, с целью создания прочных основ для его творческой деятельности. Чем больше младший школьник видит, слышит и переживает, знает, усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем продуктивнее, качественнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Продуктивное творческое воображение можно охарактеризовать не только оригинальностью и богатством продуцируемых образов, но и умением направлять представления в нужную сторону, подчинять их определенным целям . Неумение же управлять своими идеями и подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие из них не воплощаются в жизнь. Основная линия в развитии воображения младшего школьника является развитие направленности воображения, так как у ребенка данного возраста воображение идет за предметом и все, что он создает, носит неоконченный и отрывочный характер. По этой причине необходимо помочь младшему школьнику научиться, не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. Одной из главных педагогических задач по развитию творческого мышления в младшем школьном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления, так как развитие именно этих качеств делает мышление младшего школьника гибким, оригинальным и продуктивным. Большое значение при этом имеет ассоциативность, под которой рассматривают способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых . Благодаря ее развитию процесс мышления становится гибким и нестандартным. Кроме этого, наличие ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Развитие креативного мышления учащихся – интересная и серьёзная задача, которая стоит перед педагогами и родителями. Ведь младший школьный возраст имеет богатые возможности для развития креативного мышления, которые реализуются при создании определенных условий, благоприятствующих его формированию . Такими условиями, являются: ? создание творческой обстановки, которая является опережающей развитие ребенка; ? предоставление учащимся свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом; ? предоставление младшим школьникам возможности для самостоятельного решения задач, требующих максимального напряжения сил; ? доброжелательная помощь (не подсказка) взрослых, как вариант, в форме сотворчества. Многие родители уверены, что способности ребёнка представляют собой уже готовый набор навыков и умений. Однако они ошибаются. Человек не появляется на свет способным к какому-то определённому виду творчества. Наличие у него тех или иных способностей, скорее всего, будет обусловлено воздействием правильной организации воспитания и обучения на начальном этапе его жизни. Именно поэтому очень важно, вовремя оценить степень «вовлеченности» ребёнка в творческий процесс, его желание находить необычные и уникальные решения. В ходе многочисленных психолого-педагогических исследований креативного мышления было установлено, что наличие у ребёнка интеллектуального творческого потенциала не всегда и не обязательно проявляется в его творческом подходе к решению задач. Для того чтобы это произошло, должны быть созданы специальные условия, благоприятствующие формированию такого потенциала. Среди них можно назвать: ? Наличие сильного стремления (мотивации) к творческим достижениям; ? Систематичность занятий по развитию креативности; ? Подходящую для творчества социально-психологическую обстановку.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg