Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Фирма и рынок – параметры взаимодействия

baby_devochka 492 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.06.2022
Целью написания курсовой работы является рассмотреть параметры взаимодействия фирмы и рынка. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: - рассмотреть фирму как основной инструмент современной рыночной экономики; - изучить роль фирмы в рыночной экономике; - рассмотреть практику взаимодействия фирмы и рынка; - изучить тенденции взаимодействия фирмы и рынка в условиях становления цифровой экономики. Объектом курсовой работы являются фирмы в России. Предметом курсовой работы является параметры взаимодействия фирмы и рынка. Информационной основой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых по исследуемой теме, периодическая литература, информация из официальных интернет-источников.
Введение

Особую роль и значимость в отношениях, которые развиваются на микроэкономическом уровне, приобретает анализ экономического поведения фирм. Фирма - главное звено рыночной экономики, потому что только с помощью фирм происходит интенсивное развитие и функционирование рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для сотрудников фирмы и предпринимателя, но и для других групп субъектов. Рыночный способ хозяйствования в России, его создание и формирование, эффективное развитие конкурентных отношений и экономический рост современной российской экономики невозможен без учета экономического поведения фирм. Фирма как экономическое явление организует и интегрирует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность региональной, национальной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях. Необходимо анализировать, изучать и сопоставлять все закономерности и особенности взаимодействия фирм и их воздействие на производство в развивающейся переходной экономике России. Исследования микроэкономических отношений дает возможность проанализировать процесс трансформации и преобразования экономической системы России и лучше осознать специфику поведения фирм в современной российской экономике. Функционирование и поведение фирм в современной экономике России имеет свои особенности, которые определяются преобразованием системы современных экономических отношений. В системе собственности происходят преобразования, становятся неопределенными и сложными межфирменные отношения все это приводит к значительным изменениям в экономическом поведении фирм. Расширение связей фирм с другими рыночными субъектами, включение фирмы в международные экономические отношения, так же приводят к особенностям в поведении фирм в современной экономике России. Значимость и необходимость изучения фирмы, как неотъемлемой части системы экономических отношений, ее поведения в рыночной экономике, стремление к более полной реализации экономических интересов фирм, выживания, адаптации, развития и роста в условиях рыночного реформирования определяют актуальность данной работы.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Экономическая сущность фирмы и рынка 5 1.1. Фирма как основной инструмент современной рыночной экономики 5 1.2. Роль фирмы в рыночной экономике 12 Глава 2. Особенности взаимодействия фирмы и рынка в Российской 22 Федерации 2.1. Практика взаимодействия фирмы и рынка 22 2.2. Тенденции взаимодействия фирмы и рынка в условиях становления 29 цифровой экономики Заключение 38 Список использованной литературы 40
Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ) (ред. 13.12.2017г.) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Версия от 01.12.2017г. 2. А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 2013. – 563 с. 3. Авдашева С. Российские холдинги: новые эмперические свидетельства // Вопросы экономики. – 2017, №1, с.29. 4. Белолипецкий В. Роль фирмы в хозяйстве. // Финансовый бизнес. – 2014, № 11, с.38. 5. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии. – М.: Изограф, 2014. – 448 с. 6. Волконский В. А. Рынок и фирма в современной экономике // Банковское дело. - 2016, №2, с.48. 7. Гелбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. – М.: Прогресс, 2014. – 492 с. 8. Гражданкин В. А., Становление и развитие малого предпринимательства в России // Экономика.- 2017, № 2, с.182. 9. К. Маркс. Капитал. Т.3. – М.: Экономика, 2013. – 894 с. 10. Коуз Р. Фирма, рынок и право. - М.: Дело, 2013. – 343 с. 11. Маркс К. и Энгельс Ф. Полное Собрание Сочинений. Т.4. М., 2014. – 876 с. 12. Маршалл А. Принципы политической экономии. Т. 2. – М.: Прогресс, 2014. – 781 с. 13. Микроэкономика: учебное пособие / Сост. Н.С. Косов, Г.И. Терехова, Саталкина; Под ред. Косова. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 547 с. 14. Микроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие/ Сост. и ред. А.П. Воронин. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2013 – 514 с. 15. Микроэкономика: Учебное пособие., Сост. Попов А.И., Иванов С.А., Уткин Н.И., Алексеев Е.Б, Махлаев А.Н. Под ред.: Артамонов В.С - СПб.: Питер, 2014. - 320 с. 16. Непринцева Е. Фирма в рыночной экономике. // РЭЖ. – 2015, №4, с.71. 17. Нуриев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2013. – 586 с. 18. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Прогресс, 2013. – 672 с. 19. Теория переходной экономики. Т.2. Под ред. канд. экон. наук Е.В.Красниковой. — М.: ТЕИС, 2013. – 427 с. 20. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки и отношения контрактации. - СПб: Лениздат, 2013. - 494с. 21. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. –М.: Экономика, 2013. – 388 с. 22. Экономическая теория: пособие под редакцией Е.В.Васильевой, Т.В.Макеевой– М.: Юрайт-Издат. – 2013. – 502 с. 23. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 714 с. 24. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.gks.ru
Отрывок из работы

Глава 1. Экономическая сущность фирмы и рынка 1.1. Фирма как основной инструмент современной рыночной экономики Фирма– это самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом.Фирма - понятие широкое, поскольку представляет собой организацию, владеющую предприятием и ведущую на нем свою производственно-хозяйственную деятельность. Фирма - это форма предпринимательской деятельности, которая Гражданским Кодексом РФ определяется как "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" [1]. Фирма имеет следующие признаки: а) представляет собой экономически обособленную, самостоятельную хозяйственную единицу; б) юридически зарегистрирована и в этом плане относительно независима: имеет собственный бюджет, устав и бизнес-план; в) является своеобразным посредником в производстве; г) любая фирма самостоятельно принимает все решения, связанные с ее функционированием, поэтому можно говорить о ее производственной и коммерческой независимости; д) целями фирмы являются получение прибыли и минимизация издержек. Но существуют фирмы, которые ведут неценовую конкуренцию и имеют такие цели как [14, с.126]. а) повышение объема продаж и увеличение собственной доли на рынке, а также максимальный контроль ценообразования и потребительского спроса; б) сохранение штата служащих. Стремясь к этому, руководство фирмы повышает заработную плату, улучшает условия труда, осуществляет трансфертные платежи, то есть стимулирует индивидуальный результат рабочего; в) выживание в кризисной экономике. Инфляционные ожидания порождают стремление к созданию новых стратегических методов развития. В соответствии с этим в современных организациях целесообразно иметь отдел стратегического планирования, который разрабатывает комплекс мер по достижению конечных целей фирмы; г) производство качественно новых товаров и их продвижение на рынок. Внедрение в производство новейших технологий позволяет изготавливать более качественный и конкурентоспособный продукт за более низкий объем времени. Поведение фирмы может быть обусловлено интересами руководства, рыночными условиями (конкурентные возможности и ограничения), целями фирмы. Практика хозяйственной деятельности свидетельствует о множественности целевых установок фирм, представляющих собой иерархическую систему, которая эволюционирует как во времени, так и в зависимости от складывающихся рыночных условий. Поэтому дать однозначное определение цели фирмы не представляется возможным. Целью фирмы может быть максимизация выручки, являющейся важным показателем результативности деятельности фирмы. Нацеленность руководства фирм на валовые показатели нередкое явление, поскольку часто именно с этим показателем связано вознаграждение руководства. Другой, часто проявляющей себя целью фирм является экономический рост. Являясь показателем делового успеха и для владельцев и для инвесторов, он не только способствует расширению возможностей фирмы для маневра и защиты от рыночной неопределенности (за счет расширения доли рынка), но и выступает в качестве средства для достижения более отдаленных целей. Фундаментальным мотивом деятельности фирмы может быть выживание в долгосрочной перспективе, чего фирма может добиться посредством достижения промежуточных целей, таких как технологическое совершенствование и инновационная деятельность. Наконец, в условиях сложных корпоративных образований, имеющих несколько центров власти (акционеры, менеджеры, кредиторы, поставщики), целью может стать стремление к удовлетворенности, обусловленное необходимостью поиска баланса интересов сторон. Стремление к удовлетворенности есть признак рациональности поведения, так как фирма практически всегда сталкивается с конфликтностью целей, и главный для нее вопрос — обеспечение единонаправленности целей в долгосрочной перспективе. В неоклассической теории в качестве цели фирм постулируется стремление к максимизации прибыли. Такое предположение обосновывается тем, что оно, с одной стороны, наиболее точно отражает предпринимательскую мотивацию, а с другой — задачу конкурентного взаимодействия фирм. К тому же, оно очень удобно для моделирования поведения фирм. Между тем по ряду причин можно усомниться в однозначности такой трактовки цели фирм. Во-первых, в условиях рыночной неопределенности максимизация прибыли как инструмент принятия решений малопригодна. Во-вторых, по мере обособления управления и собственности возникает множественность целей, и максимизация прибыли как цель угасает. В-третьих, сами фирмы могут не стремиться к максимизации прибыли, опасаясь усиления отраслевой конкуренции и применения регулирующих мер со стороны государства. Наконец, существуют объективные трудности достижения такой цели, так как попытки максимизировать что-либо связаны с дополнительными затратами, которые могу превысить ожидаемые выгоды [15, с.107]. Сказанное не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира фирмы. Ведь прибыль является показателем эффективности функционирования фирмы, источником вознаграждения предпринимателя и ее развития. Уже в силу этого фирма вынуждена ориентироваться на получение прибыли, иначе будет вытеснена с рынка в процессе конкуренции как неэффективная структура. Поэтому, даже при наличии четко сформулированных альтернативных целей, нацеленность фирмы на получение удовлетворяющего ее уровня прибыли в долгосрочной перспективе присутствует всегда. На сегодняшний день основной проблемой фирмы является выбор эффективного способа производства, то есть такого способа, который обеспечит максимальный объем выпуска продукции при данном количестве ресурсов. При данной проблеме необходим выбор оптимальной комбинации факторов и масштаба производства. Исходя из этого разрабатывается множество теорий фирм. Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли. Главная задача фирмы усматривается в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства. В этой связи оптимизация размеров фирм постулировалась как результат действия эффекта масштаба. Однако опорные предпосылки неоклассической трактовки фирмы — заданность условий деятельности (совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен), игнорирование особенностей внутренней организации, отсутствие альтернативности в выборе решений — делали ее уязвимой для критики с позиций хозяйственной практики. Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности. Главная задача анализа связывалась с объяснением поведения фирмы в системе дорогостоящей и неполной информации, а в центр внимания были поставлены вопросы о причинах многообразия видов фирм и их развития. Используя в качестве предпосылок наличие трансакционных издержек (издержки осуществления сделок), а также присущего фирме неценового метода распределения ресурсов, институциональная теория определяет фирму как альтернативный рыночному (ценовому) механизм осуществления сделок (управления ресурсами) в целях экономии трансакционных издержек [15, с.109]. Бихевиористские теории фирмы акцентируют свое внимание на активной роли фирм в экономике, их способности не только приспосабливаться к изменяющейся рыночной среде, но и изменять эту среду. Они исходят из невозможности максимизации какой-либо цели и концентрируют внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия решений. В этом отношении можно выделить предпринимательскую концепцию фирмы, в которой фирма рассматривается как система взаимодействия разных уровней проявления предпринимательской функции (управления). Имея в качестве главной задачи консолидацию этой функции, поведение фирмы определяется как результат взаимодействия разных уровней предпринимательства, а главный вопрос сводится к решению проблемы взаимодействия собственников и наемных управляющих. Другой разновидностью этой теории является эволюционная концепция фирмы. Суть ее сводится к тому, что фирма эволюционирует под воздействием внешних и внутренних факторов, а решения принимаются исходя из особенностей внутренней организации и сложившихся в фирме традиций. При этом у фирмы отсутствует единственный критерий оптимальности принятия решений, и ее поведение меняется в зависимости от рыночной ситуации, сложившихся традиций и исторического опыта фирмы. Общей особенностью всех фирм, представляющих собой сложные иерархические структуры, является наличие проблемы взаимодействия собственника и наемных управленцев. Проблема «работодателя — агента» возникает всякий раз, когда располагающие более полной информацией и обладающие специальными знаниями «агенты» могут использовать это к собственной выгоде и в ущерб интересам собственника. Следствием ее может явиться отклонение от целей фирмы, рост издержек и снижение прибыли. Поэтому главная задача внутрифирменного управления сводится к обеспечению единонаправленности их целей в долгосрочной перспективе, а условием ее решения выступают дисциплина рынка и создание стимулирующих управленцев механизмов [4, с.38]. В научной литературе существуют разные объяснения причин возникновения фирмы. Например, А. Смит, а в последствии и К. Маркс считали, что фирмы (мануфактуры, фабрики) возникли в результате кооперации работающих на основе разделения труда. Такая кооперация стала качественно новой производительной силой, поскольку позволила многократно снизить производственные издержки и значительно увеличить производительность труда каждого работника. К. Маркс, идеализировавший фабрику и весь фабричный порядок с его «законом строго определенных пропорций», пришел все-таки к выводу о необходимости расширения кооперации до масштабов всего общества. Это позволило бы, как он считал, устранить «рыночную анархию», ввести планомерность в рамках национальной экономики и в результате обеспечить победу коммунистического способа производства над капиталистическим в производительности труда [9, с.389]. Наиболее глубокое объяснение причин возникновения фирмы, получившее широкое признание в научном мире, дал другой американский экономист, Р. Коуз. С выходом в 1937 г. его знаменитой статьи «Природа фирмы» началось развитие нового и, как сейчас признано всеми, весьма важного раздела экономической теории — институциональной экономики. Если говорить кратко, то суть открытия Р. Коуза состоит в следующем: фирма как экономический институт возникает в связи с дороговизной рыночной координации. В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые в противном случае несли бы индивидуальные, не объединенные в такого рода организации производители. Механизм рыночной координации обладает целым рядом неоспоримых достоинств с точки зрения как отдельного потребителя, так и общества в целом. Вместе с тем общество не может пользоваться рыночным механизмом бесплатно. Это требует подчас весьма внушительных затрат. Такие затраты обусловлены непосредственно не технологией производства (издержками на материалы, оборудование, оплату труда рабочих), а самим процессом взаимодействия рыночных агентов в ходе совершения ими различных сделок. Р. Коуз назвал их трансакционными затратами. Р. Коуз выделил четыре категории трансакционных затрат: - затраты на сбор и обработку информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг); - затраты на проведение переговоров и принятие решений (заключение контрактов); - затраты по контролю за соблюдением условий договора; - затраты по юридическому обеспечению контракта [8, с.164]. Необходимо отметить, что первоначально трансакционные издержки были определены Р. Коузом как «издержки пользования рыночным механизмом». Постепенно, по мере того как концепция трансакционных издержек становилась более популярной и привлекала внимание многих экономистов, понятие трансакционных издержек приобрело боле широкий смысл. Под трансакционными стали понимать любые виды издержек, возникающие в результате взаимодействия экономических агентов, вне зависимости от места осуществления этого воздействия – на рынке или внутри фирмы. Согласно теории Р. Коуза, выбор конкретного способа экономической организации в первую очередь определяется величиной издержек, соответствующей каждому из них. Фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации. В рамках фирмы обеспечивается экономия трансакционных издержек по сравнению с аналогичными операциями, осуществляемыми через рынок, поэтому организация вытесняет рынок. 1.2. Роль фирмы в рыночной экономике Современная фирма – это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня. Главное в нынешней фирме – ее кадровая компонента: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность – производные от таланта и труда ее коллектива. Функции фирмы представлены на рисунке 1.1. Роль фирмы проявляется в следующих качествах. Во-первых, специфична их организационно-правовая структура: головная компания интегрирует экономическую власть в условиях юридической самостоятельности входящих в ее состав компаний с принадлежащими им предприятиями. Это придает фирме социально-экономическую, производственно-технологическую, организационно-управленческую цельность и устойчивость. Коммерческая самостоятельность отдельных звеньев сочетается с жестким централизмом (финансовый контроль, политика капиталовложений) головной компании, что обеспечивает синхронную деятельность всех подразделений фирмы [16, с. 59]. Во-вторых, механизм функционирования фирмы основан на эффективном взаимодействии капитала, труда, земли, информации. В результате производство превращается в результативный процесс; обращение обслуживает выработанные стратегию и тактику; накопление и потребление характеризуются запрограммированной рациональностью. Эффективное взаимодействие производства, обращения, потребления и накопления обеспечивает функционирование механизма фирмы на трех уровнях: контрактные отношения фирмы с ее партнерами (горизонтальный уровень); с дочерними, внучатыми и другими компаниями и принадлежащими им предприятиями (вертикальный уровень); с государством (макроэкономический уровень). Функционирование хозяйственного механизма фирмы невозможно без взаимодействия капитала, менеджмента, маркетинга, системы цен, прибыли и дохода, социальных отношений. Рис. 1.1. Функции фирмы В-третьих, фирма создает особые условия жизнедеятельности человека, она востребовала обширные и разносторонние знания: бухучет, менеджмент, Маркетинг, английский и другие языки, психологию, экономическую географию, историю. Фирма – одна из немногих «экономических ниш», где человек может самовыразиться. В-четвертых, фирма функционирует эффективно. Экономическая эффективность фирмы связана со структурой кадров. На всех этапах развития рыночной экономики фирме принадлежит особая роль. Она – школа предпринимательства, движущая сила бизнеса, генератор инноваций, «полигон» освоения и внедрения результатов НТП. Фирма интегрирует и организует экономику на микроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Каждая фирма является уникальной и неповторимой, но все же имеет общие черты. Классификация фирм позволяет выделить крупные, средние и мелкие фирмы. Это значит, что они отличаются не только штатом сотрудников и размером активов, но и валовой выручкой за год [21, с. 72]. В современной экономической политике развитых стран преобладает точка зрения о неспособности мелких фирм составить конкуренцию более крупным. Государство, в свою очередь, обязано контролировать ситуацию, помогая слабым фирмам и сдерживая монополизм сильных. Крупная фирма более устойчива в бизнесе. Она не покинет рынок в результате нарушения равновесия спроса и предложения, колебаний процентной и налоговой ставок и курса валют. Как правило, такая фирма организационно развита, она имеет огромное число филиалов, иногда даже в других странах, и действует в различных отраслях. Таким образом, у нее целый ряд преимуществ перед средними и мелкими фирмами. 1. Исходя из возможности использования эффекта масштаба крупная фирма имеет меньшие средние издержки на единицу продукции по сравнению с «мелкими» конкурентами.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 41 страница
700 руб.
Курсовая работа, Экономика, 36 страниц
700 руб.
Курсовая работа, Экономика, 39 страниц
700 руб.
Курсовая работа, Экономика, 37 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg