Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Творческие задания как средство формирования креативного мышления младших школьников на уроках математики

valeravan 1250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.06.2022
В результате проведенного исследования мы можем сформулировать следующие выводы. Одной из важнейших задач сегодняшней школы является развитие у школьников творческих способностей. Рассмотрением и изучением вопроса о творческих способностях занимались многие педагоги и психологи (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Они отмечают, что творческие потенции заложены в каждом обучающемся, поскольку творчество – это естественная функция мозга, проявляющаяся и реализующаяся в определенной деятельности при наличии специальных способностей.
Введение

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества все больше профессий нуждаются в активизации творческого начала, умении мыслить не так, как все. А чтобы быть успешным, важно развивать неординарность мышления как можно раньше. В связи с этим возникает необходимость развития креативной сферы личности на самых первых ступенях обучения, так как младший школьный возраст выступает самым подходящим для развития творческого, самостоятельного мышления . Поэтому начальная школа - опора, на которой формируется и развивается креативность. От системы обучения зависит, то на сколько развито у каждого отдельного ребенка креативное и творческое мышление. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, задачей современной школы становится не только обеспечение объёма знаний, но и в том, чтобы научить каждого ребёнка самостоятельно находить различные пути решения выявленных проблемных ситуаций, начиная с первых годов обучения в школе . В настоящее время проблема развития креативного мышления и творческого обучения находится в центре внимания таких педагогов и психологов как Бережнова Е.В., Гареев Р.Т., Горев П.М., Загвязинский В.И., Зимняя И.А., Зиновкина М.М., Краевский В.В., Ксенофонтова А.Н., Синкевич И.А., Тряпицына А.П., Утемов В.В., Чернецкая Н.И., Щукина Г.И. и др. Анализ литературы по теме исследования позволяет сделать вывод о том, что современные психолого-педагогические публикации отечественных авторов по проблемам развития креативного мышления в начальной школе содержат общие положения, которые препятствуют развитию креативного мышления в современных школах. Так, например, педагоги-психологи Горбанева Л.А., Кретова В.В., Шмидт О.Г. акцентируют внимание на том, что в системе школьного образования специализированные занятия по развитию креативности представлены недостаточно, поэтому творческое мышление детей развивается стихийно, и по мере продвижения ребёнка к окончанию школы уровень творческого мышления снижается . Першина К.В. так же в своих работах отмечает, что не все школы в полном объеме внедряют средства и методы, которые направленные на развитие творческого мышления ребёнка. Не редко дети не готовы решать задачи, требующие разработки стратегии и тактики, ухода от стереотипов, шаблонов из-за неразвитой мыслительной деятельности. Выявленный факт, по мнению автора, связан с большим объемом учебного материала, который необходимо успеть усвоить в течение учебного года, поэтому на развитие творчества и креативности, возможность дать каждому ребёнку подумать, пофантазировать не остается времени . Традиционно креативность понимается как способность человека к творчеству, связанная с наличием у него творческого мышления (от. creation - творение). Дж. Гилфорд считал, креативность сложным интеллектуально-личностным образованием, тем самым привлек повышенное внимание к творчеству. В начальной школе основа стратегической линии - развивающее обучение, позволяющее добиваться становлении личности обучающегося развивая его интеллектуальные способности. Один из главных источников процесса обучения – это новый подход к применению существующих методов и средств нуждающихся в совершенствовании. С данной точки зрения, наибольший интерес представляет применение творческих заданий в ходе получения знаний, как наиболее эффективное средство формирования креативного мышления. На основе актуальности данной темы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом и практическом осмыслении творческих заданий, обеспечивающих формирование креативного мышления, творческих способностей младших школьников в учебном процессе в обучении математике. Цель исследования: изучить проблему формирования креативного мышления у младших школьников и разработать комплекс творческих заданий, ориентированный на формирование креативного мышления у младших школьников на уроках математики. Объект исследования: процесс формирования креативного мышления обучающихся начальной школы. Предмет исследования: формирование креативного мышления младших школьников на уроках математики по средствами творческих заданий. Задачи исследования: 1. Выявить сущность понятия «креативное мышление». 2. Охарактеризовать особенности развития креативного мышления младших школьников. 3. Рассмотреть роль творческих заданий в учебном процессе младших школьников. 4. Изучить уровень сформированности креативного мышления у младших школьников. 5. Разработать комплекс творческих заданий по математике, ориентированный на формирование креативного мышления у младших школьников. Гипотеза исследования: мы полагаем, что формирование креативного мышления у младших школьников в процессе обучения математике будет происходить более эффективно, если: ? при формировании умения решать задачи систематически использовать совокупность специально подобранных творческих заданий с соответствующей методикой их решения; ? создавать на уроках математики доброжелательную творческую обстановку, призванную поощрять любые идеи и инициативы обучающихся в поисках разнообразных решений заданий.. Методы исследования: теоретический (анализ психолого-педагогической литературы); экспериментальный (констатирующий эксперимент); статистический (анализ результатов исследования). База исследования: Кыринская средняя общеобразовательная школа, село Кыра. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что рассмотрена проблема развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе современной начальной общеобразовательной школы. Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и разработанные нами практические материалы могут быть использованы в школьной практике на уроках математики в начальной школе. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ особенностей формирования креативного мышления у младших школьников 7 1.1. Понятие «креативное мышление» 7 1.2. Особенности формирования креативного мышления младших школьников 17 1.3. Роль творческих заданий в процессе обучения младших школьников математике 23 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию креативного мышления у младших школьников посредством творческих заданий 42 2.1. Изучение уровня сформированности креативного мышления у младших школьников 42 2.2. Комплекс творческих заданий, направленных на формирование креативного мышления у младших школьников 49 2.3. Контрольно-оценочный этап 84 Заключение 88 Список использованной литературы 92 Приложение 96
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. / Г.С.Абрамова. - М.: Просвещение, 1999. – 213 с. 2. Акимова Ю.Н. Психология управления: учебник и практикум для прикладного бакалавриата Ю.Н. Акимова // Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. 3. Акмеологический подход в развитии творческих способностей младших школьников / С.Ю. Апшева, И.Р. Хагажеева,Ф.Б. Балкизова,М.С. Гадиева // МНКО. 2016. №2 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskiy-podhod-v-razvitii-tvorcheskih-sposobnostey-mladshihshkolnikov 4. Бабкина, Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников // Н.В. Бабкина. – М.: Школьная пресса, 2016. 5. Белошистая, А.В., Левитес, В.В. Задания для развития логического мышления. – М.: Дрофа, 2017. 6. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества // Вопросы психологии. - 1990. – № 4. – С. 32-38. 7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Электронная библиотека] / Л. С. Выготский. – Режим доступа: htpp://pedlib.ru 8. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 2. 9. Гальперин, П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. – М. : МГУ, 1968. 10. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук : в 3 т. / Г. В. Ф. Гегель ; пер. Б. А. Фохта ; отв. ред. Е. П. Ситковский. – М. : Мысль, 1977. – Т. 3 : Философия духа. 11. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта задач в СПб.: Психология мышления, М., Прогресс,1965. 12. Гин С.И. Как развивать креативность у детей: методическое пособие для учителя начальных классов. ? М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. ? 192 с. 13. Голубева, Е. Н. Способности и склонности [Текст] / Е. Н. Голубева. – Москва: Просвещение, 1998 14. Горбанева, Л.А., Кретова, В.В., Шмидт, О.Г. Развитие креативности у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической программе «Развитие творческого мышления» [Текст] / Л.А. Горбанева, В.В. Кретова, О.Г. Шмидт // Журнал. 2018. С. 462-466 15. Давыдов, В. В. Деятельностная теория мышления / В. В. Давыдов. – М.: Научный мир, 2005. 16. Зайкин М. И. Провоцирующие задачи / М.И. Зайкин, В.А. Колосова // Математика в школе. – 1997. – № 6. – С. 32-35. 17. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение, 2016 18. Карпова Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности: Автореф. дис. … канд. психол. наук.? М., 2011. ? 23 с. 19. Кулагин, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития // И.Ю. Кулагин. – М.: Эксмо, 2019. 20. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. 21. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин. – М. : МОДЭК, 2003. 22. Першина, К.В. Система развития творческого мышления учеников начальной школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41787923, свободный. 23. Рехтета Л.А. Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках математики во внеурочное время / Л.А.Рехтета, А.В.Чунихина // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 124-124. 24. Рождественская, Н. В. Креативность: пути развития и тренинги / Н. В. Рождественская, А. В. Толшин; Н. В. Рождественская, А. В. Толшин. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 316 с. 25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейш. – М. : Педагогика, 1989. – Т. 2. 26. Салова Н.В. Применение технологии решения изобретательских задач при обучении математике в основной школе / Н.В.Салова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 31. – С. 147–152. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46588.htm 27. Симонова, А.Э. Развитие творческого мышления у детей [Текст] / Популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симонова. - Ярославль: Академия развития, 1996. 28. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Е.А.Сорокоумова. ? СПб., Питер, 2008. – 256 с. 29. Успенский В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Б.Успенский, А.П.Чернявская. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 176 с. 30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543, свободный 31. Филиппова Е.В. Развитие творческой активности младших школьников средствами проектной деятельности (на примере литературного чтения). Стратегические направления развития науки, образования, технологий: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 июля 2017 г.: в 4 ч. / Под общ.ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. – Часть IV. – С. 120-123. 32. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. – М. : Советская энциклопедия, 1983. 33. Холт, Р., Холт У., Баррон, Ф. / Холт, Р., Холт У., Баррон, Ф. // Творческая личность, творческий процесс. Нью-Йорк. 1972. – 102 с. 34. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. ? СПб.: Питер, 2001. - 544 с. 35. Челкин А.Л. Математика 3 класс: учебник. В 2 ч. Ч 2 / под ред. Р.Г.Чураковой. – 3-е изд. – М.: АКАДЕМКНИГА, 2013. – 190 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретический анализ особенностей формирования креативного мышления у младших школьников 1.1. Понятие «креативное мышление» Основная цель, которая сейчас стоит перед школой - это создание условий для формирования развитой личности, обладающей определенными творческими способностями. В этом плане основной базой, с которой все начинается, конечно же, является начальная школа, которая работает, ориентируясь на будущее, а значит, должна быть ориентирована на развитие креативного мышления и творческих способностей каждого обучающегося индивидуально. Мышление изучается многими науками: педагогикой, психологией, философией, методологией. Педагогику интересует проблема формирования мышления, но для того, чтобы подойти к ней, необходимо ответить на вопросы о том, что такое мышление и каковы его функции, структура, содержание? В противном случае невозможно правильно сформулировать цель педагогического процесса, определить его задачи, выбрать адекватные средства, методы и формы работы, разработать диагностический инструментарий для оценки его эффективности. В психологической, педагогической и философской литературе можно найти множество различных концепций мышления. Исключительный научный интерес демонстрирует возникновение представлений о мышлении от древнего мира до наших дней, где оно изучается с различных предметных позиций и научных подходов. В Древней Греции переход от мифологического понимания мира к философскому произошел благодаря поиску ответов на вопросы о правящих миром законах, единой основе мира и путях его познания. Так был сформирован новый стиль мышления, который впоследствии стал называться научным.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg