Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста

valeravan 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.06.2022
Сейчас в современном мире тревожность является одним из самых распространенных феноменов психического развития. В младшем школьном возрасте возникает школьная тревожность, что связано с возникновением ситуации постоянного оценивания, которое затрагивает не только оценивание умений и навыков, но и самого человека, как личности. От степени проявления тревожности зависит эффективность адаптации к новым условиям, успешность обучения, а также особенности взаимоотношений со сверстниками.
Введение

Требование повышения качества образования, вызванное глобальными преобразованиями в России, касается всех уровней образования, в том числе и начального общего образования. В период, когда ребенок находится в младшем школьном возрасте, закладываются основные и важнейшие свойства и качества личности, которые в последующем влияют на формирование и развитие личности. Самоосознание, установка общественных норм и ценностей, усвоение норм нравственности и морали, формирование направленности личности и так далее происходит в период младшего школьного возраста. Как правило, одним из самых важных событий в этот временной промежуток, является поступление в школу, что является коренным изменением в жизни ребенка. Новая социальная роль, новые обязанности, новое окружение, изменение дневного расписания, изменение ведущей деятельности и другое, все это может оказаться источником тревожности. Тревожность – это состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющему отрицательную эмоциональную окраску. Если ребенок постоянно находится в состоянии тревожности, это негативно скажется на его здоровье и развитии. Поэтому необходимо обеспечить все необходимые условия для гармоничного развития детей младшего школьного возраста. В настоящее время проблема тревожности у детей младшего школьного возраста разрабатывается все глубже и глубже, так как по данным многих исследований, проводимых для отслеживания уровня тревожности у детей в школах, их количество выше, чем предполагает норма. Поэтому на данный момент число разрабатываемых программ, методик, мер профилактики растет, что существенно облегчает нам задачу. Однако, не смотря на это, данная тема все еще недостаточно раскрыта, и каждое новое экспериментальное исследование поможет внести вклад в развитие современной психологии, что повышает актуальность нашей исследовательской курсовой работы. Актуальность проблемы повлекла за собой выявление противоречия между потребностью в методическом обеспечением процесса определением уровня тревожности у младших школьников и недостаточной методической разработанностью способов ее формирования, адаптированных к использованию в современных условиях образовательного процесса начальной школы. Изучением тревожности у младших школьников занимались как отечественные психологи: Н. Д. Левитов, А. М. Прихожан, В. П. Астапов, так и зарубежные: З. Фрейд., А. Адлер, В. П. Астапов и другие. А. Л. Вегнер, О. А. Слепичева, А. К. Дусавицкий, Е. Н. Новикова выделили ряд причин, по которым возникает школьная тревожность, вызванная обстановкой дома или в школе, а также социальным окружением. К ним относятся смена учебного коллектива, неблагоприятные отношения со сверстниками либо особенности взаимодействия с учителем, учебные перегрузки, неадекватные требования со стороны родителей. Причины появления тревожности, а также способы ее предупреждения и коррекции можно отметить в трудах Е. Ю. Брель и А. М. Прихожан. О росте числа тревожных детей, для которых характерны неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, повышенное беспокойство отмечает в своих трудах И. В. Дубровина. Анализ актуальности и противоречий определили проблему исследования: каким должно быть содержание методических рекомендаций направленной на отслеживание уровня тревожности и ее профилактики у младших школьников. Актуальность и значимость проблемы определили выбор темы исследования: «тревожность у младших школьников». Цель исследования – теоретически обосновать и выявить особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста. Объект исследования – тревожность младших школьников. Предмет исследования – выявление уровня тревожности, особенности возникновения тревожности. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать сущность, структуру тревожности. 2. Выявить особенности проявления тревожности у младших школьников. 3. Провести экспериментальное исследование для определения уровня тревожности младших школьников; проанализировать его результаты. 4. Разработать программу, направленную на снижение уровня тревожности младших школьников. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: ? теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы; ? практические методы: тестирование ? методы обработки и интерпретации данных. Экспериментальная база исследования: МОУ «Красносельская СОШ им. А. И. Кутепова». В эксперименте принимали участие учащиеся ___ классов в количестве___ человек. Практическая значимость исследования: разработанная нами программа направленная на снижения уровня тревожности у младших школьников, может быть использована в практике работы учителя начальных классов. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6 1. 1.1 Анализ понятия «тревожность» в научной литературе 6 2. 1.2. Причины появления и особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста 15 3. Выводы по главе 1 26 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28 4. 2.1. Организация и методы исследования 28 5. 2.2. Анализ результатов исследования 29 6. 2.3. Программа направленная на снижение уровня тревожности у младших школьников 37 7. Выводы по 2 главе: 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40 СПИСОК текст ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42 ПРИОЖЕНИЕ 1 47 ПРИОЖЕНИЕ 2 54
Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2010. – С. 672. 2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] / В. А. Аверин. - СПб.,1998. – С.187. 3. Аракелов, Н. Е., Лысенко Е. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности [Текст] / Н. Е. Аракелов., Е. Е. Лысенко // Психологический журнал. 2014 - № 2. - С. 34-38. 4. Аракелов, Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции [Текст] / Н. Аракелов., Н. Шишкова // Вестник МУ, сер. Психология. 2015. - № 1 с. 18. 5. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В. М. Астапов. - М.: ПЭР СЕ, 2008. – С. 159. 6. Астапов, В.М. Тревога и тревожность [Текст]: Хрестоматия. Сост. / В. М. Астапов. - СПб.: Питер, 2001. – 296с. 7. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст]: 2-е изд. / В М. Астапов -СПб.: Питер, 2004. – 224 с. 8. Барсукова, Е. В., Гуссейнова Э. Г. Реактивная тревожность – естественное или приобретенное состояние организма [Текст] / Е. В. Барсукова., Э. Г. Гуссейнова // Современная педагогика. 2016 - №10(47). - С. 73-78. 9. Белов, В. Г. Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов [Текст] / В. Г. Беглов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта – 2015 - № 10 – С. 36-41. 10. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова - М.: Совершенство, 1997. – 298 с. 11. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М. Р. Битянова., Т.В Азарова., Е.И Афанасьева., Н.Л. Васильева. - 2-е изд. – М.: Генезис, 2001. – 352 с. 12. Бурлачук, Л. Ф. Словарь – справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб., 2002. – С.–123. 13. Волгуснова, Е. А. Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников [Текст] / Е. А. Волгуснова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: «Педагогика. Психология. Социокинетика» - 2015 - № 1. – С. 67-70. 14. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье [Текст]: монография / В. И. Гарбузов. - Санкт-Петербург: Сфера, 1994. - 159 с. 15. Гуров, В. А. Тревожность и здоровье младших школьников [Текст] / В. А. Гуров // Вестник Томского государственного педагогического университета – 2015 – №4(82). – С. 56-60. 16. Данилова, М. В. Проблема детской тревожности в условиях семейного неблагополучия [Текст] / М. В. Данилова, В. В. Трофимова - Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 901-904. 17. Дружинин, В. Н. Психическое здоровье детей [Текст] / В. Н. Дружинин - М.: Тв. Центр, 2012. - 164 с. 18. Ермолаева М. В. Психология развития [Текст] / М. В. Ермолаева - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 336 с. 19. Жулина, Г. Н., Васькина В. С. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте [Текст] / Г. Н. Жулина., В. С. Васькина // Таврический научный обозреватель – 2016 - № 2(7). – С. 123- 127. 20. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А. И. Захаров - СПб.: Речь, 2003. 21. Зинченко, Е. В. Использование арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников [Текст] / Е. В. Зинченко // СевероКавказский психологический вестник – 2014 - № 7/2 – С. 42-46. 22. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард - СПб.: Питер, 2006. - 464с. 23. Колесникова, Г. И. Психокоррекция нарушений развития [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г. И. Колесникова - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 346 с. 24. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст] / Л. М. Костина - СПб.: Речь, 2007. - 160 с. 25. Костина, Л. П. Методы диагностики тревожности [Текст] /Л. М. Костина - СПб., 2009. 198 с. 26. Кочубей, Б., Новикова Е. Снимем маску тревоги [Текст] / Б. Кочубей., Е. Новикова // Семья и школа №11, 2014- с.33 - 36. 27. Литвиненко, Н. В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде [Текст] / Н. В. Литвиенко // Современные проблемы науки и образования. 2014. - №5. – С. 627-631. 28. Лубовский, В. И. Специальная психология [Текст] / под ред. В.И. Лубовского. - М.: Знание, 2003. -356 с. 29. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учеб. для вузов: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2001. – 583 с. 30. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с. 31. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / А. В.Микляева, П.В. Румянцева - СПб.: Речь, 2007. 248 с. 32. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн.: Психодиагностика [Текст] / Р. С. Немов - М.: "ВЛАДОС". - 2005. -287 с. 33. Немов, Р. С. Общая психология: учебник для вузов [Текст] / Р. С. Немов - М.: Юрайт, 2011. - 1007 с. 34. Овчарова, Р. В. Практическая психология [Текст] / Р. В. Овчарова – М., Т.Ц. «Сфера», 2006. 35. Панфилова, М. А. Тревожность и ее коррекция у детей [Текст] / М. А. Панфилова // Школа здоровья. – 2014. – № 1. – С. 17-28. 36. Попкова, М. А. Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста [Текст] / М. А. Попкова // Проблемы современной науки и образования – 2014 - № 1. – С. 12-14. 37. Попова, В. Г. Преодоление школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий [Текст] / В. Г. Попова // Вестник Омского университета. Серия «Психология» - 2016 - № 1. – С. 32-36. 38. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психология природы и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан - М.: МПСИ,2010. - 226 с. 39. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / А. М. Прихожан - СПб.: - Питер, 2009. - 192 с. 40. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с. 41. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 2014г. - № 2. - С. 12-14. 42. Прихожан, А. М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст [Текст] / А. М. Прихожан - СПб.: Питер, 2009. – 211 с. 43. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2007. – 720 с. 44. Тимофеева, А. Г. Проблема школьной тревожности с позиций средового подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития – 2018 - №3(27). – С. 293-297. 45. Сидоров, К. Р. Тревожность как психологический феномен [Текст] / К. Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика» – 2014 – № 2. – С. 42-52. 46. Сидоров, К. Р. Исследование причин тревожности учащихся [Текст] / К. Р. Сидоров, И. Г. Крохина // Новое образование. – 2013. – № 1. – С. 3-5. 47. Смердова, Е. А. Особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста [Текст] / Е. А. Смердова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 11-6. – С. 136-138. 48. Сушкова, Ф. Уровень тревожности школьников растет [Текст] / Ф. Сушкова // Воспитание школьников №9 2014, с.26 – 35. 49. Сыромятников, И. В. Психодиагностика [Текст]: Учебное пособие / И. В. Сыромятников - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 640с. 50. Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд - М.; 2009. - 540 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Анализ понятия «тревожность» в научной литературе Одним из наиболее распространенных и интригующих феноменов психического развития человека является тревожность. В психологической литературе встречается большое количество определений понятию «тревожность». Тревожность различают как эмоциональное состояние, и как устойчивое свойство, черту личности. Но в большинстве исследований это понятие рассматривается дифференцированно – как ситуативное явление с учетом переходного состояния и его динамику. Р. С. Немов дает такое определение, «тревожность - свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [33, с. 681]. А. М. Прихожан указывает на то, что тревожностью является эмоциональный дискомфорт, связанный с ожиданием неблагополучия, а также предчувствием грозящей опасности [39]. Тревожность - это связанное с предчувствием опасности переживание эмоционального неблагополучия, пишет В. В. Суворов. Е. Савина рассматривает тревожность как ожидание неблагополучия со стороны окружающих и устойчивое переживание беспокойства [18]. Таким образом, тревожностью является отрицательное эмоциональное состояние человека, характеризующееся повышенной склонностью к переживаниям и беспокойству. Первым кто сделал попытку объяснить природу тревоги был З. Фрейд, который в 1925 году дал ей понятие неопределенный страх. Фрейд считал важным разграничить понятие тревожности и страха, т. к. страх - это реакция на определенную опасность, а тревога – это реакция, возникающая при неизвестной угрозе. Его концепция не раз была пересмотрена и уточнялась, особенно в частях, где речь шла о причинах и функциях тревожности. Он считал, что для объяснения психической жизни человека понимание тревожности играет большую роль [49]. Фрейд определяет тревожность как переживание, возникающее как сигнал предвидимой опасности, а чувства беспомощности и неопределенности он трактует как ее содержание.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 42 страницы
400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg