Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ И СЧЁТЕ У ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ

valeravan 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.06.2022
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень. Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является формирование у ребенка элементарных математических представлений в дошкольном возрасте.
Введение

Актуальность темы исследования связана с тем, что математические знания, умения и навыки счётной деятельности, включенные в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются одними из самых сложных. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий, что представляет особую трудность для дошкольников. Между тем, в ФГОС ДО записано, что в период дошкольного детства для каждого ребенка должны быть «созданы условия для его позитивной социализации, его личностного развития» [3]. Создание таких условий невозможно без математического образования детей и формирования у них умений и навыков счётной деятельности. Формирование представлений о числе и счёте у дошкольников – это сложный процесс, требующий систематической и целенаправленной педагогической работы. Эта задача является одной центральных в математическом образовании дошкольников. Теоретические основы формирования представлений о числе и счёте у дошкольников представлены в работах ученых (А. В. Белошистая, В. В. Данилова, Е. В. Колесникова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова, А. М. Леушина, Т. А. Мусейибова, Е. И. Щербакова и др.). Эти авторы утверждают, что сформировать счётную деятельность у дошкольников возможно только в процессе целенаправленного их обучения порядковому счёту, сравнению множеств и чисел, определению состава однозначных чисел, вычислительным навыкам и умению решать простейшие арифметические задачи. В основных образовательных программах дошкольного образования («От рождения до школы», «Детство», «Радуга») и методических пособиях некоторых авторов (Н. М. Борытко, Н. А. Ипполитова и Н. В. Стерхова, А. А. Смоленцева, О. В. Пустовой, М. Н. Перова, Е. И. Щербакова и др.) дана краткая характеристика педагогических условий, которые необходимо создать в детском саду для успешного формирования счётной деятельности у детей. Организация работы по математическому образованию детей дошкольного возраста с учётом ФГОС по дошкольному образованию может осуществляться как приоритетная часть, формируемая участниками образовательного процесса в ДОО и представляет собой целостную систему. Одним из условий успешного формирования математических представлений является наличие специально созданной предметно - пространственной среды, где реализуется совместная деятельность взрослых и детей в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей детям действовать со сверстниками и индивидуально. Сегодня не подвергается сомнению необходимость осуществления систематического, целенаправленного, математического образования дошкольников, через организацию совместной деятельности, и современный период можно назвать временем поиска наиболее эффективных путей введения инноваций в практику работы детских садов. Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников, реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем введения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект педагогической технологии по формированию представлений о числе и счёте у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: логико-математическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: формирование представлений о числе и счёте у детей 5-6 лет. Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о числе и счёте у детей старшего дошкольного возраста может быть более результативным, если: - уточнено понятие «счёт» и «число» у детей 5-6 лет; - разработан проект педагогической технологии по формированию представлений о числе и счёте у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования: 1. Проанализировать состояние проблемы логико-математического развития у детей старшего дошкольного возраста в педагогической науке. 2. Охарактеризовать понятия «счёт» и «число» у детей старшего дошкольного возраста. 3. Выявить критерии, показатели и уровень сформированности представлений о числе и счёте у детей старшего дошкольного возраста. 4. Методологически обосновать проект педагогической технологии по формированию представлений о числе и счёте у детей 5-6 лет. Теоретические основы исследования: - идеи и возможности формирования представлений о числе и счете у детей старшего дошкольного возраста (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель, М. Монтесори, Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, А.М. Леушина и др.); - возможности формирования представлений о числе и счёте у детей старшего дошкольного возраста (В.В. Данилова, Л.И. Ермолаева, А.В. Белошистая). - положения о роли игры в формировании представлений о числе и счёте дошкольников (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Новоселова, М.Н. Перова, А.П.Усова, А.А. Столяр). Методы исследования: - теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; - эмпирические: констатирующий эксперимент, наблюдение, беседы с детьми, анализ педагогической документации. Этапы исследования: На первом этапе (сентябрь – ноябрь 2021 г.) изучалась и анализировалась научная психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме формирования представлений о числе и счёте у детей 5-6 лет. Полученные данные позволили определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать рабочую гипотезу. На втором этапе (декабрь 2021 г. – январь 2022 г.) проводилась систематизация материалов по проблеме формирования представлений о числе и счёте у детей 5-6 лет; подбирался материал для изучения процесса и результатов работы по проблеме формирования представлений о числе и счёте у детей 5-6 лет (диагностический инструментарий констатирующего этапа эксперимента). На третьем этапе (февраль – май 2022 г.) проводилась опытно-экспериментальная работа (констатирующий эксперимент), осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных, формулирование выводов; на основе теоретико-экспериментального исследования разрабатывался проект технологии формирования представлений о числе и счёте у детей 5-6 лет, оформлялись результаты исследования. Практическая значимость состоит в том, что разработанный проект педагогической технологии по формированию представлений о числе и счёте у детей старшего дошкольного возраста может быть рекомендован для внедрения в образовательный процесс ДОО. База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 27 «Филиппок», г. Нижневартовска. В ней участвовали дети старшей группы детского сада, в количестве 20 человек. Возраст детей–5-6 лет. Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (70 источников)
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ И СЧЁТЕ У ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ 8 1.1 Проблема логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста в педагогической науке 8 1.2 Характеристика понятия «число» и «счёт» у детей старшего дошкольного возраста 13 1.3 Анализ примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» по формированию представлений о числе и счёте у детей 5- 6 лет 19 Выводы по первой главе 24 Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ И СЧЁТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25 2.1 Организационные основы экспериментального исследования процесса формирования представлений о числе и счёте у детей 5 – 6 лет 25 2.2 Результаты экспериментального исследования сформированности представлений о числе и счёте у детей 5 – 6 лет 29 2.3 Проект педагогической технологии по формированию представлений о числе и счёте у детей старшего дошкольного возраста 37 Выводы по второй главе 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
Список литературы

1. Распоряжение правительства РФ от 24.12.2013 года об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации // Вестник образования России. Февраль 3/2014. С.9-17. 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 3. ФГОС дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013 № 1155). 4. Арапова – Пискарёва Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Н.А. Арапова – Пискарёва. – М.: Мозаика-Синтез. 2006. - 289 с. 5. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): учебно- методическое пособие / Л.Б. Беряева. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 479 с. 6. Белкина В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям / В.Н. Белкина. – Ярославль: Академия, 2006. – 198 с. 7. Белошистая А. В. Обучение математике в дошкольных образовательных организациях / А. В. Белошистая. – М.: Инфра-М, 2016. – 319 с. 8. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников /А. В. Белошистая. – М.: Мозаика- Синтез, 2011. – 400 с. 9. Блехер Ф.Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф.Н. Блехер // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 11. - С. 14-23. 10. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений / Т.С. Будько. - Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с. 11. Вершинина, Н.Б. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство» Диагностический журнал. Старшая группа / Н.Б. Вершинина; под ред. В. И. Логиновой. – М., 2015. 12. Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 80 с. 13. Волков Б.С. Дошкольная психология: учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2007. - 288 с. 14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2013. – 458 с. 15. Грин Р. Введение в мир числа / Р. Грин, В. Лаксон. – М.: Просвещение, 2014. – 204 с. 16. Данилова В. В. Обучение математике в детском саду / В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 232 с. 17. Диагностика развития дошкольников / авт.сост.: Н. С. Ежкова, О. И. Кокорева. — Тула: Изд­во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.- 89 с. 18. Дурова Н.В., Новикова В.П. Ступеньки к познанию: пособие для занятий родителей с детьми 5-6 лет. – М.: Детство – пресс, 2003. 19. Ерофеева, Т. И. Знакомство с математикой / Т. И. Ерофеева. - М.: Просвещение, 2014. – 112 с. 20. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева, Л. И. Палова, В. П. Новикова. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 75 с. 21. Запорожец Л. В. Избранные психологические труды / Л. В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1998. – 368 с. 22. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / под ред. Л. Г. Нисканен. – М.: Академия, 2012. – 109 с. 23. Ипполитова, Н. А. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. А. Ипполитова, Н. В. Стерхова // Общее и профессиональное образование. – 2012. – № 1. – С. 8-14. 24. Казинцева Е.А. Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / Е.А. Казинцева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 223 с. 25. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. - М.: Просвещение, 2008. - 294 с. 26. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. – М.: Академия, 2014. – 416 с. 27. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет: учеб.-метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати» / Е. В. Колесникова. – М.: Гном-Пресс, 2012. – 184 с. 28. Колесникова Е. В. Я считаю до двадцати. Математика для детей 5-6 лет / Е. В. Колесникова. – М.: Гном-Пресс, 2013. – 96 с. 29. Колесникова, Е. В. Обучение решению арифметических задач [Текст] / Е. В. Колесникова. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 145 с. 30. Корнеева Г. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей / Г. А. Корнеева, Т. А. Мусейибова. – М.: Просвещение, 2003. – 236 с. 31. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 193 с. 32. Логика и математика для дошкольников / авт.-сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб.: Питер, 2009. – 79 с. 33. Математика до школы: пособие для воспитателей детских садов и родителей; под ред. А. А. Смоленцева, О. В. Пустовой. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. Ч. 1. – 191 с. 34. Минкевич Л. В. Математика в детском саду. Старшая группа // Л. В. Минкеевич. – М.: Скрипторий 2003, 2016. – 96 с. 35. Михайлова З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова, Е. А. Носова. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 228 с. 36. Михайлова-Свирская Л. В. Математика в детском саду / Л. В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 95 с. 37. Метлина Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина. – М.: Просвещение, 2014. – 325 с. 38. Монтессори М. Дом ребёнка / М. Монтессори. – М.: Задруга, 2015. – 235 с. 39. Морозова И.А. Развитие элементарных математических представлений: конспекты занятий: для работы с детьми 5-6 лет / И.А. Морозова. – М. Мозаика-Синтез, 2007. - 208 с. 40. Ничипорюк Е.А. Диагностика в детском саду / Е.А. Ничипорюк. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 288с. 41. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст / В.П. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 104 с. 42. Новикова В.П. Математика в детском саду. 5-6 лет: Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2008. 43. Новикова, В. П. Математика в детском саду. 5-6 лет. Сценарии занятий / В. П. Новикова. – М.: Мозаика-синтез, 2015. – 104 с. 44. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Мир энциклопедий, 2015. – 998с. 45. Осторожная А.А. Развитие математических представлений. Делаем первые шаги в математику. Старший дошкольный возраст. Программа «Детство». ФГОС ДО / А.А. Осторожная. - Волгоград: Учитель, 2017. - 413 с. 46. Пиаже Ж. Генезис числа у ребенка //Избр. психол.тр. – М., 1969. 47. Петерсон Л. Г. Раз – ступенька, два – ступенька: Практический курс математики для дошкольников: метод. Пособие / Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. – М.: Ювента, 2016. – 256 с. 48. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / М. Н. Перова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 144 с. 49. Плаксина, Л. И. Математика в детском саду: метод. пособие / Л. И. Плаксина. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 168 с. 50. Поддьяков Н. Н. Умственное воспитание дошкольника / Н. Н. Поддьяков. – М.: Детство-Пресс, 2009. – 240 с. 51. Попова, Г.П. Занимательная математика: материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками / Г.П. Попова, В.И. Усачева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 141 с. 52. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. 53. Прописнова Т. З. Математика с увлечением. Веселые игры и задачи /Т. З. Прописнова. – М.: Сфера, 2016. – 32 с. 54. Программа «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2014. - с. 333. 55. Программа «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с. 56. Сенсорное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / под ред. Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой. – М.: Детство- Пресс, 2011. – 192 с. 57. Сенсорное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / под ред. Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой. – М.: Детство- Пресс, 2011. – 192 с. 58. Сербина, Е. В. Математика для малышей / Е. В. Сербина. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 195 с. 59. Скоролупова О. В. Тематическое планирование воспитательно- образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях / О. В. Скоролупова. –. Ч. I. – М.: ООО Изд-во «Скрипторий 2003», 2013. – 96 с. 60. Соколова, Е. И. Математика для малышей / Е. И. Соколова. – М.: Атберг 98, 2014. – 80 с. 61. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М.: Педагогика, 2002. – 195 с. 62. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А. А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 2013. – 95 с. 63. Степанов, В. А. Уроки арифметики [Текст] : учебник для малышей. / В.А. Степанов. – М.: Фламинго, 2015. – 15 с. 64. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр. – М.: Просвещение 2008. – 376 с. 65. Султанова М. Н. Путешествие в страну математики: метод. пособие для воспитателя старшей группы детского сада / М. Н. Султанова. – М.: Вентана-граф, 2016. – 80 с. 66. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2015. – 336 с. 67. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А. А. Столяра. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. 143 с. 68. Шаталова, Е. В. Педагогическая практика по теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Шаталова. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2011. – 75 с. 69. Шипицина Л.М. Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.М. Шипицина. – СПб.: Речь, 2004 – 48 с. 70. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду / Е. И. Щербакова. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 150 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ И СЧЁТЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 1.1. Проблема логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста в педагогической науке Математика — это фундаментальная наука, методы которой, активно применяются во многих естественных дисциплинах, таких как физика, химия и даже биология. Сама по себе, эта область знаний оперирует абстрактными отношениями и взаимосвязями, то есть такими сущностями, которые сами по себе не являются чем-то вещественным. Математика представляет собой сложную систему знаний, которая может вызвать трудности в школьном обучении, поэтому перед педагогом встает проблема формирования интереса к математическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте закладываются познавательные навыки, необходимые ребенку в школе. Успешность этой деятельности во многом зависит от умения педагога выстроить процесс образования и взаимодействия с детьми. Экспериментальные исследования в области дошкольной педагогики, проводимые С.А. Козловой [26], Ф.Н. Блехер [9] и др., показывают, что уже на ступени старшего дошкольного возраста, у детей возможно сформировать достаточно устойчивый познавательный интерес. Содержание обучения математическим представлениям и понятиям формирует характерные для познавательного интереса операции мышления (сравнение, анализ, обобщение, классификация, сериация) и мыслительные процессы (рассуждение, умозаключение, суждение). Обучение математике в дошкольном возрасте способствует воспитанию у детей умения полноценно, логично аргументировать происходящее в окружающем мире. Овладевая математическими представлениями, дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, познают логико-математические связи и отношения. Усвоение логико-математического содержания способствует развитию четкости, точности и логичности мысли, умения пользоваться символикой, раскрывать связи и отношения, обобщать и интерпретировать наблюдаемое.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 77 страниц
2500 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 40 страниц
2500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg