Проблема воспитания межкультурных взаимоотношений приобретает доминирующее значение среди многих проблем, имеющих место в современной государственной политике. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента от 19 декабря 2012 г. N 1666 отмечается, что «в настоящее время «сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма»: учащаются проявления дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике; имеет место недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества (распространяются негативные стереотипы в отношении некоторых народов)» [48, с. 49].
Реализация процесса воспитания культуры межнационального общения у дошкольников в детских дошкольных организациях через интегративный подход, на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, через усвоение национальных культур может быть наиболее эффективным в том случае, когда ребенок полностью включен в учебно-игровую ситуацию, когда его личная деятельность направлена, прямо или косвенно, на выработку тех установок, навыков и знаний, которые составляют культуру межнационального общения, адекватную данной возрастной группе. Другими словами, в число основных педагогических задач педагогов детских дошкольных организаций входит выработка заинтересованности детей в той деятельности, которую они осуществляют. Обеспечить это может и должна соответствующая педагогическая методология.
Значительный вклад в разработку различных аспектов воспитания межкультурных взаимоотношений внесли исследования И. Л. Набок, А. Д. Семеновой, Т. Г. Стефаненко, С. Н. Федоровой, О. В. Хухлаевой, А. Эткинда и др.
В педагогике исследователями (А. Г. Асмолов, М. И. Богомолова, Г.Н. Волков, Л. М. Захарова, Н. Н. Матросова, Р. З. Хайруллин и др.) разработаны исходные методологические основания и накоплен значительный теоретико- экспериментальный материал, позволяющий определить направления психолого-педагогической работы по воспитанию межкультурных взаимоотношений у дошкольников.
Актуальность исследования определяется тем, что обновление современного российского образования сопровождается интенсивным поиском путей совершенствования педагогического процесса во всех звеньях образовательной системы. Не составляет исключения в этом плане и дошкольное образование, являющееся начальным уровнем образования. Среди многих проблем содержания дошкольного образования особое место в настоящее время занимают вопросы, связанные с формированием межкультурных взаимоотношений.
Актуальность, а также научных интерес к отдельным ее аспектам большого числа исследователей, необходимость организации эффективной практической деятельности по воспитанию межкультурных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста позволили обозначить проблему исследования: влияние сюжетно-ролевых игр на воспитание межкультурных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Воспитание межкультурных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить эффективность плана работы по воспитанию межкультурных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования: процесс воспитания межкультурных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры как средство воспитания межкультурных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать проблему воспитания межкультурных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста;
2) Определить первоначальный уровень сформированности межкультурных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста;
3) Разработать и апробировать план работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста межкультурных взаимоотношений;
4) Выявить эффективность плана работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста межкультурных взаимоотношений посредством сюжетно-ролевых игр.
Гипотеза исследования: предполагается, что межкультурные взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста могут быть реально и существенно развиты, если в воспитательно-образовательном процессе дошкольников в условиях ДОО будет целенаправленно и комплексно использоваться разработанный нами план работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста межкультурных взаимоотношений посредством сюжетно-ролевых игр.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: наблюдение, эксперимент.
Математические: статистические методы обработки данных.
Теоретико-методологическая основа исследования: Методологическая база исследования: теории личностного развития детей (Б.Г. Ананьев, Л.А. Божович, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); культурологический подход, позволяющий рассматривать развитие ребёнка как основу его успешности, способности к творческому самовыражению и выбору личной жизненной стратегии, направленной на самосохранение, самопознание, самосовершенствование; теория генезиса детского общения (А.А. Бодалев, Л.А. Венгер, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.); положения о взаимосвязи деятельности и общения (Б.Т. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Л.С. Рубинштейн).
База исследования: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №82, Нижнекамского муниципального района РТ. В эксперименте участвовали воспитанники старшего дошкольного возраста (20 человек в экспериментальной группе, 20 человек в контрольной группе).
Практическая значимость заключается в том, что использование, разработанного в ходе исследования, плана работы, в условиях современных дошкольных образовательных учреждений, позволит педагогам дошкольного образования решать вопросы, связанные воспитанием межкультурных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.