Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ВОСПИТАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

valeravan 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.06.2022
Изучение теоретических основ воспитания культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста показало, что феномен «культуры межнационального общения» можно рассматривать как совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.
Введение

Проблема воспитания межкультурных взаимоотношений приобретает доминирующее значение среди многих проблем, имеющих место в современной государственной политике. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента от 19 декабря 2012 г. N 1666 отмечается, что «в настоящее время «сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма»: учащаются проявления дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике; имеет место недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества (распространяются негативные стереотипы в отношении некоторых народов)» [48, с. 49]. Реализация процесса воспитания культуры межнационального общения у дошкольников в детских дошкольных организациях через интегративный подход, на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, через усвоение национальных культур может быть наиболее эффективным в том случае, когда ребенок полностью включен в учебно-игровую ситуацию, когда его личная деятельность направлена, прямо или косвенно, на выработку тех установок, навыков и знаний, которые составляют культуру межнационального общения, адекватную данной возрастной группе. Другими словами, в число основных педагогических задач педагогов детских дошкольных организаций входит выработка заинтересованности детей в той деятельности, которую они осуществляют. Обеспечить это может и должна соответствующая педагогическая методология. Значительный вклад в разработку различных аспектов воспитания межкультурных взаимоотношений внесли исследования И. Л. Набок, А. Д. Семеновой, Т. Г. Стефаненко, С. Н. Федоровой, О. В. Хухлаевой, А. Эткинда и др. В педагогике исследователями (А. Г. Асмолов, М. И. Богомолова, Г.Н. Волков, Л. М. Захарова, Н. Н. Матросова, Р. З. Хайруллин и др.) разработаны исходные методологические основания и накоплен значительный теоретико- экспериментальный материал, позволяющий определить направления психолого-педагогической работы по воспитанию межкультурных взаимоотношений у дошкольников. Актуальность исследования определяется тем, что обновление современного российского образования сопровождается интенсивным поиском путей совершенствования педагогического процесса во всех звеньях образовательной системы. Не составляет исключения в этом плане и дошкольное образование, являющееся начальным уровнем образования. Среди многих проблем содержания дошкольного образования особое место в настоящее время занимают вопросы, связанные с формированием межкультурных взаимоотношений. Актуальность, а также научных интерес к отдельным ее аспектам большого числа исследователей, необходимость организации эффективной практической деятельности по воспитанию межкультурных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста позволили обозначить проблему исследования: влияние сюжетно-ролевых игр на воспитание межкультурных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Воспитание межкультурных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре». Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить эффективность плана работы по воспитанию межкультурных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр. Объект исследования: процесс воспитания межкультурных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры как средство воспитания межкультурных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1) Теоретически обосновать проблему воспитания межкультурных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста; 2) Определить первоначальный уровень сформированности межкультурных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста; 3) Разработать и апробировать план работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста межкультурных взаимоотношений; 4) Выявить эффективность плана работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста межкультурных взаимоотношений посредством сюжетно-ролевых игр. Гипотеза исследования: предполагается, что межкультурные взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста могут быть реально и существенно развиты, если в воспитательно-образовательном процессе дошкольников в условиях ДОО будет целенаправленно и комплексно использоваться разработанный нами план работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста межкультурных взаимоотношений посредством сюжетно-ролевых игр. Методы исследования: Теоретические: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические: наблюдение, эксперимент. Математические: статистические методы обработки данных. Теоретико-методологическая основа исследования: Методологическая база исследования: теории личностного развития детей (Б.Г. Ананьев, Л.А. Божович, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); культурологический подход, позволяющий рассматривать развитие ребёнка как основу его успешности, способности к творческому самовыражению и выбору личной жизненной стратегии, направленной на самосохранение, самопознание, самосовершенствование; теория генезиса детского общения (А.А. Бодалев, Л.А. Венгер, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.); положения о взаимосвязи деятельности и общения (Б.Т. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Л.С. Рубинштейн). База исследования: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №82, Нижнекамского муниципального района РТ. В эксперименте участвовали воспитанники старшего дошкольного возраста (20 человек в экспериментальной группе, 20 человек в контрольной группе). Практическая значимость заключается в том, что использование, разработанного в ходе исследования, плана работы, в условиях современных дошкольных образовательных учреждений, позволит педагогам дошкольного образования решать вопросы, связанные воспитанием межкультурных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………....6 1.1. Проблема воспитания межкультурного взаимодействия у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе ……...6 1.2. Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста …….11 Выводы по первой главе ……………………………………18 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР НА ВОСПИТАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………20 2.1 Выявление уровня сформированности межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста……………………..20 2.2 Разработка и апробация плана работы по воспитанию межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста ....26 2.3 Выявление эффективности плана работы по воспитанию межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста ….30 Выводы по второй главе ………….……………………………………...35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...38 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………...………………….41 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...45
Список литературы

1. Абдулатипов, Р. Г. Мой дагестанский народ: историко- философские очерки/ Р. Г. Абдулатипов. – Махачкала : Эпоха, 2021. – 125 с. 2. Акулова, А. А. Толерантность и культура межнационального общения: учебно методическое пособие / А. А. Акулова. – Краснодар : «Просвещение Юг», 2019. – 305 с. 3. Асмолов, А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования / А. Г. Асмолов; Министерство образования и науки РФ; Федеральный институт развития образования. – М. : ФГАУ ФИРО, 2020. – 55 с. 4. Бабейко, Ф. С. Общение народов и социальный прогресс. Вопросы теории и методологии/ Ф. С. Бабейко. – М. : Академия, 2018. – 205 с. 5. Балицкая, И. В. Поликультурное образование: учеб.пособие для студ. / И. В. Балицкая. – Южно Сахалинск : Изд во СахГУ, 2020. – 60 с. 6. Берк, Л. Развитие ребенка / Л. Берк. – СПб. : Питер, 2020.– 1056 с. 7. Богомолова, М. И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие/ М. И. Богомолова. – М. : Флинта, 2020. – 176 с. 8. Бурмистрова, Т. Ю., Дмитриев О. А. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения / Т. Ю. Бурмистрова, О. А. Дмитриев.– М. : Мысль, 2019. – 205 с. 9. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. – М. : Академия, 2020. – 176 с. 10. Гаврилова, Т. В. Рекомендации по прогнозированию возникновения и развития межэтнических конфликтов/ Т. В. Гаврилова // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. – 2021. – № 1. – С.7-14 11. Гасанов, З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / З. Т. Гасанов. – Спб. : Речь, 2019. – 305 с. 12. Даумова, Б. Б. Этнотолерантность как основа гражданского поведения личности / Б. Б. Даумова // Гуманизация образования. – 2021. – № 7. – С.58 - 62. 13. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование/ Г. Д. Дмитриев. – М. : Народное образование, 2019. – 208 с. 14. Егошина, Н. Г. Этнокультурологический подход в патриотическом воспитании / Н. Г. Егошина // Образование в современной школе. – 2020. – № 6. – С.60 - 63. 15. Загорская, Н. С. Культура межнационального общения: этико социологический анализ / Н. С. Загорская. – М. : Академия, 2020. – 405 с. 16. Захарова, Л. М. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике, вторая половина XIX начало ХХ вв. / Л. М. Захарова. – М.: Аспект Пресс, 2021. – 164 с. 17. Золотова, Б. Х. Культура межэтнического общения: региональный аспект / Б. Х. Золотова. – СПб : Речь, 2020. – 176 с. 18. Имамкулов, P. P. Формирование культуры межнациональных отношений учащихся в условиях национально русского двуязычия / P.P. Имамкулов. – М. : Академия, 2021. – 105 с. 19. Исмаилова, У. А. Регионально этническая направленность воспитания как фактор приобщения детей к народной культуре/ У. А. Исмаилова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2021. – № 1. – С.65 - 68. 20. Карабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2 7 лет: метод. пособие для воспитателей/ О. А. Карабанова. – М. :Аспект Пресс, 2021. – 96 с. 21. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника / Е. И. Касаткина. – М. : Дрофа, 2019. – 176 с. 22. Коломийченко, Л. В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: монография / Л. В. Коломийченко. – Пермь : Перм. гос. пед. ун-т., 2019. – 154 с. 23. Кондрашова, Н. В. Тенденции развития дошкольного образования в условиях регионализации / Н. В Кондрашова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2020. – № 5. – С.21 -28. 24. Короткова, Н. А. Сюжетно ролевая игра старших дошкольников // Ребёнок в детском саду. – 2020. – №3. – С.81 - 89. 25. Матросова, Н. Н. Развитие этнокультурного и творческого потенциала детей / Н. Н. Матросова // Теория и практика дополнительного образования. – 2020. – № 4. – С.58 - 61. 26. Методы исследования этнического сознания (на примере этносов, проживающих в различных географических условиях): учебно методическое пособие / / сост.: А. Е. Меняшев, С. Ю. Панкова. Южно Сахалинск : изд. СахГУ, 2020. – 216 с. 27. Набок И. Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Л. Набок. – М. : Академия, 2019. – 304 с. 28. Омарова, М. К. Культура межнационального общения. / М. К. Омарова // Научный журнал. – 2020. – №11. – С.27- 29 29. Семенова, А. Д. Совершенствование этнопедагогизации учебно воспитательного процесса / А. Д. Семенова // Философия образования.– 2020. – № 2. – С.47 – 53. 30. Сиротюк, А. С. Критерии толерантности [Текст] / А. С. Сиротюк //Вестник Тверского государственного университета. – 2019. – №2. – С.165- 171. 31. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учеб. Заведений / В. А. Сластенин. – М. :«Академия», 2021. – 576 с. 32. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. – 160 с. 33. Федорова, С. Н. Поликультурная составляющая этнокультурной компетентности педагога / С. Н. Федорова // Этика межнационального общения глазами общественности: теория и практика: сб. материалов круглого стола. – Козьмодемьянск: OOO «Стринг», 2018. – С. 2- 7. 34. Хайруллин, Р. З. Педагогика и психология межнационального общения / Р. З. Хайруллин. – М. : ЭконИнформ, 2019. – 218 с. 35. Хухлаева, О. В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре: учебное пособие / О. В. Хухлаева. – М.: Московский психолого социальный институт, 2020. – 248 с. 36. Юрина, Н. Уроки нежности и сострадания / Н. Юрина // Воспитание дошкольников.– 2019.– №2. – С. 16 - 24.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1 Проблема воспитания межкультурного взаимодействия у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе Культура общения как личностное образование в процессе социализации человека проходит множество уровней, каждый из которых характеризуется определенными знаниями и навыками в области коммуникации, степенью проявления толерантности к чужому мнению, что позволяет судить о выраженности данного качества у отдельной личности и коллектива в целом. Общение между людьми является необходимым условием формирования и развития личности, усвоения ею духовных ценностей, осмысленной деятельности. Культура общения, регулируя человеческие взаимоотношения и соотнося их с общественными требованиями, обеспечивает формирование в личности необходимых нравственных качеств и обуславливает стратегию поведения в социуме. Разновидностью общения является «межнациональное общение», с помощью которого личность реализует национальные отношения. Через понимание данного феномена можно уяснить сущность понятия «культуры межнационального общения». С точки зрения Ф.С. Бабейко, межнациональное общение – это «обусловленная общественной потребностью активная деятельность этносов и наций по взаимопознанию и проявлению своего отношения к национальной стороне взаимоотношений» [5, с. 19]. Данное определение является не в полной мере исчерпывающим и отражает, в основном, общую характеристику взаимодействия групп людей, не конкретизируя национальный аспект в общении.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 42 страницы
400 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
396 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg