Современное образование направлено на всецелое развитие личности ребенка. Основа всестороннего развития – творческая активность, поэтому формирование творческой активности учащихся является одной из актуальных проблем подрастающего поколения. Значение формирования творческой активности мы видим, прежде всего, в том, что в процессе творческой деятельности в ребёнке воспитывается любовь к серьезному, вдумчивому труду, настойчивость в достижении поставленной цели.
Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности ребёнка. Творческая активность ребёнка занимает центральное место в формировании волевой, целенаправленной, всесторонне развитой личности.
Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых - неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности актуализируют проблему профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Ранняя профориентация призвана:
- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Проблема творчества и творческих способностей и ранней профориентации изучалась многими научными работниками (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер, А. Брушлинский, С. Гольдентрихт, О. Матюшкин, Я. Пономарев и др.). Результатом их многолетних исследований стали выводы, что творчество не является особым дарением для избранных, оно, наоборот, есть свойством, которая распределяется между всем человечеством в большей или меньшей мере, а творческое мышление начинает работать у любого нормального человека, если сама жизнь, практика наталкивают ее на какие-то трудности, преграды, которые выступают в виде более или менее сложных задач.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что талант и творчество личности в современных социально-экономических условиях являются двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа. Человека с высоким уровнем развития творческих способностей не возможно заменить ни кибернетической машиной, ни коллективом. Интеллектуальный и творческий потенциал в значительной мере зависит от того, на сколько психолого-педагогическая наука вместе с дошкольной практикой может разрабатывать научно-обоснованную теорию и эффективную педагогическую технологию выявления и дальнейшего развития в процессе обучения творческих способностей в разных возрастных категорий, управления процессом воспитания и самовоспитания творческой личности.
Актуальность, а также научных интерес к отдельным ее аспектам большого числа исследователей позволили обозначить проблему исследования: формирование творческой активности у детей дошкольного возраста в процессе ранней профориентации.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Пути формирования творческой активности дошкольников в процессе ранней профориентации».
Цель исследования: теоретически обосновать и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность процесса ранней профориентации как средства формирования творческой активности дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования творческой активности дошкольников.
Предмет исследования: процесс ранней профориентации как средства формирования творческой активности дошкольников.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать проблему формирования творческой активности дошкольников;
2) Определить первоначальный уровень сформированности творческой активности дошкольников;
3) Разработать и апробировать план работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков диалогической речи;
4) Выявить эффективность плана работы по формированию творческой активности у детей дошкольного возраста в процессе ранней профориентации.
Гипотеза исследования: предполагается, что творческая активность детей дошкольного возраста может быть существенно сформирована, если в образовательно-воспитательном процессе дошкольников в условиях ДОО будет целенаправленно и комплексно использоваться разработанный нами план работы по формированию творческой активности детей дошкольного возраста в процессе ранней профориентации.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.
Теоретико-методологическая основа исследования: исследования по проблеме творческой активности дошкольников и профориентации Д. Богоявленской, Л. Выготского, А. Жуганова, В. Кан-Калика, Н. Кирилловой, В. Краевского, Ю. Кулюткина, М. Лазарева, В. Лозовой, Р. Низамова, А. Петровского, В. Смагина, О. Сущенко, П. Шевченко и др.) дают нам основание считать: определяющим качеством творческой личности есть ее творческая активность, которая рассматривается как интегративная характеристика личности, в которой, с одной стороны, отображены новые глубокие образования в структуре личности (творческие потребности, мотивы, домогательство), а, со второй, - находят свое выражение качественные изменения в деятельности, которая становится более целенаправленной, мощной, продуктивной.
Методики исследования:
- Диагностическая методика «Дорисовывание фигур», модификация О.М. Дьяченко;
- Диагностическая методика «Диагностика творческой активности дошкольников в беседе» Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова.
База исследования: МБДОУ «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан. В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста (20 человек в одной группе, 20 человек во второй группе).
Практическая значимость заключается в том, что использование, разработанного в ходе исследования, плана работы, в условиях современных дошкольных образовательных учреждений, позволит педагогам дошкольного образования решать вопросы, связанные с формированием творческой активности детей дошкольного возраста в процессе ранней профориентации.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.