Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ КАК СРЕДСТВО ДУХОАНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

valeravan 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.06.2022
Нравственное развитие человека в своей основе заключает термины мораль и нравственность, которые рассматриваются как форма сознания, обеспечивающая, соблюдение личностью существующих в обществе норм, правил и принципов поведения. Нравственные качества у человека не являются врожденными, они приобретаются и закладываются в сознание с детства, путем нравственного воспитания.
Введение

Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [24]. Когда мы говорим о нравственном воспитании детей дошкольного возраста, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у ребенка дошкольного возраста, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат разделы, которые специально посвящены воспитанию нравственности. Важность этой задачи очевидна: именно в дошкольном возрасте складываются основные моральные качества будущей личности ребенка, оформляется отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьёзную педагогическую проблему. На сегодняшний день проблема воспитания нравственных качеств у детей занимает значительное место в дошкольном воспитании. Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество, - одна из актуальных проблем педагогики. В работах Д.Б. Эльконина, Л.С. Выгодского, П.И. Божович, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой, изучалась проблема становления базиса нравственности личности, было установлено, что сенситивным периодом для ее становления является период дошкольного детства. Актуальность исследования определяется тем, что вопрос о духовно-нравственном воспитании недостаточно изучен. У детей в старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Необходимо воспитывать у детей осознанное поведение, подчиненное нормам морали, на конкретных примерах разъяснять, как следует поступать. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них нравственности и норм морали. Актуальность, а также научных интерес к отдельным ее аспектам большого числа исследователей, необходимость организации эффективной практической деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста позволили обозначить проблему исследования: влияние этических бесед на духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Этические беседы как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста ». Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить эффективность плана работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством этических бесед. Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: этические беседы как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1) Теоретически обосновать проблему духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; 2) Определить первоначальный уровень сформированности духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста; 3) Разработать и апробировать план работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков диалогической речи ; 4) Выявить эффективность плана работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством этических бесед. Гипотеза исследования: предполагается, что духовно-нравственные качества у детей старшего дошкольного возраста могут быть реально и существенно развиты, если в образовательно-воспитательном процессе дошкольников в условиях ДОО будет целенаправленно и комплексно использоваться разработанный нами план работы духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством этических бесед. Методы исследования: Теоретические: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические: наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных. Теоретико-методологическая основа исследования: исследования по проблеме становления базиса нравственности личности Д.Б. Эльконина, Л.С. Выгодского, П.И. Божович, А.В. Запорожец, Т.А. Марковой; исследования по изучению отдельных компонентов гуманных взаимоотношений Л. А. Пеньевской, А.М. Виноградовой; исследования по проблеме социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Л.П. Князевой, Л.В. Коломийченко, Т.Б. Бабаевой, Л.А. Стрелковой; исследования по проблеме использования этических бесед Л.П.Князевой, Е.В. Субботского. Методики исследования: - Диагностическая методика «Закончи историю» Г.А. Урунтаева; - Диагностическая методика «Сюжетные картинки» Ю.А. Афонькина. База исследования: МБДОУ детский сад №4 села Сарманово, Сармановского района РТ. В эксперименте участвовали воспитанники среднего дошкольного возраста (20 человек в одной группе, 20 человек во второй группе). Практическая значимость заключается в том, что использование, разработанного в ходе исследования, плана работы, в условиях современных дошкольных образовательных учреждений, позволит педагогам дошкольного образования решать вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием детей старшего дошкольного возраста посредством этических бесед. Апробация результатов исследования: статьи и темы выступлений, докладов на конференциях. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……….6 1.1. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………....6 1.2. Особенности развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста …11 1.3. Воспитательные возможности этической беседы 16 Выводы по первой главе ……………………………………22 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………25 2.1 Выявление уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………….…..25 2.2 Разработка и апробация плана работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста ……………………….....32 2.3 Выявление эффективности плана работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста …….……………………36 Выводы по второй главе ………….……………………………………...41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...44 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………...………………….46 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...50
Список литературы

1. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: 2021. - 128с. 2. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2018.- 123 с. 3. «Беседы на этические темы». // Дошкольное воспитание №4 - 2021 4. Богданова, О.С., Калинина, О.Д. Содержание и методика этических бесед. М.: Просвещение, 2019. - 275 с. 5. Боголюбская, М.К., Шевченко, В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. 3 - е изд. - М.: Просвещение, 2020 - 283 с. 6. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание дошкольников. - М.: Академия, 2018. - 56 с. 7. Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 240с. 8. Буре, Р.С. Нравственно - трудовое воспитание детей в детском саду - М.: Просвещение, - 2018. 9. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: Просвещение, - 2020. 10. Возрастная и педагогическая психология// М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. - М., 2018. 11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2019. 512с. 12. Гогоберидзе, А.Г., Солнцева, О.В., Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/ Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. -Питер, 2015. - 464с. 13. Демидова, О.Н., Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ «Будьте вежливы всегда». - Воронеж , 2019. 14. Довгун, А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания // Нравственное воспитание школьников. - 2020. - №12. - с.56 15. Журнал Дошкольное воспитание. Беседы на этические темы. №4 - 2021 16. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В./ Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2020 - 240 с. 17. Князева, Л.П., Этические беседы в детском саду. Пермь - 2017 18. Козлова, С.А., Куликова, Т.А./ Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений 2019. - 416 с. 19. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – М.: Ярославль, 2018. - 208с. 20. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М.: 2019. - 100с. 21. Курочкина, И.Н. О культуре поведения и этикете. Дошкольное воспитание № 10 - 2021. - 103с. 22. Куцакова, Л.В. Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Академия, 2018. - 156с. 23. Логинова, В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2019. - 174с. 24. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - М.: Форум, 2015. - 76 с. 25. Меремьянина, О.Р. Методическое пособие «Что я знаю о себе?» - М. -2018. 26. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет.- М., 2019 - 96 с. 27. Мухина, В.С. Психология дошкольника. - М.: Академия, - 2020. - 239 с. 28. Нартова - Бачавер, С.К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии - М.: Просвещение, 2021- с. 3-14 29. Нравственное развитие детей в процессе воспитания. Под ред. Каирова И.А., Богдановой О.С. - М.: Педагогика, 2021. - 520с. 30. Нечаева, В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 2019. 31. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников - М.: 2016. - 143с. 32. Парамонова, Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. - М.: - 2017. - 160 с. 33. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Академия 2020. - 397с. 34. Петрова, В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 75 с. 35. Петрова, В.П., Стульник, Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2020. 80с. 36. Петрова, И.А., Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. - М.: Айрис-пресс, - 2020. - 95 с. 37. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: изд. центр ВЛАДОС, 2019. - 576 с. 38. Пономаренко, Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей. Дошкольное воспитание. - 2020. - № 4. - 98с. 39. Портянкина «Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения». // Дошкольное воспитание. – 2021.- №1.- 105 с. 40. Программа Истоки: Базис развития ребенка дошкольника/Алиева, Т.И. и др.: науч. ред. Парамонова, Л.П. - М.: 2019 41. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С. Якобсон, Е. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова. - М.: Просвещение, 2018. - 80с. 42. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов. - СПб., 2018. - 169 с. 43. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в ДОУ [Текст]/ И.И.Рожков. - Москва, 2020. - 309 с. 44. Русскова, Л.В. Методические рекомендации к программе воспитание и обучение в детском саду. - М.: Академия, 2021. - 397 с. 45. Рычашкова, А.М. Упражнения по закреплению культуры поведения. Дошкольное воспитание №3 - 2020 46. Смирнова, Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников. Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - 103с. 47. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир. - М.: Высшая школа, 2020. - 158с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Не существует единого бесспорного определения нравственности как научного понятия, и это имеет прямое отношение к своеобразию данного феномена. Мораль, как особый способ практически-духовного освоения действительности, нравственность, как совокупность практических форм взаимоотношения людей, являются важнейшей и сложнейшей сферой взаимоотношений человека и общества. К ее постижению, формированию нравственной культуры и умению ориентироваться в мире человеческих отношений с позиций человечности в значительной мере были направлены такие области человеческой культуры, как литература, искусство, религия. Мораль, начиная с греческой античности, понималась, как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответствен за себя, за то, что он делает. Согласно наиболее распространенному в науке мнению, мораль или нравственность можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Эти нормы выражают отношения людей друг к другу, коллективу, обществу в целом. При этом важнейшую черту морального отношения составляет оценка общественных явлений и человеческого поведения с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. В текущей работе под термином «нравственность» мы будем понимать, в первую очередь, систему внутренних правил человека, основанную на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь [29; c.46]. Основная задача нравственного воспитания детей дошкольного возраста - это воспитание гуманных отношений.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg