РАЗДЕЛ I. ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ПЕРСОНАЖ.
1.1 ПОНЯТИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ПЕРСОНАЖ
Для того чтобы начать исследование данного проекта, следует дать точное определение понятию второстепенный герой, нужно рассмотреть значение каждого слова в этом словосочетании.
Второстепенный – это не главный, не основной.
Персонаж - (фр. personnage от лат. persona «личность, лицо») — действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п.
Теперь можно составить одно общее определение из этих двух:
Второстепенный персонаж – это не главное (не основное) действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п.
Черты, характеризующие второстепенных героев:
Второстепенный персонаж часто появляется в литературных произведениях, не меньше 5–6 раз, но при этом обязательно влияя на исход основного сюжета. Также второстепенный герой может влиять на решения главного действующего лица повествования.
Предыстория есть у каждого героя, даже у второстепенного, но читатель узнает ее не так подробно. У второстепенного персонажа также есть и свои проблемы. «Данные проблемы могут быть связаны напрямую с ходом основного сюжета, или являться центром конфликта побочной сюжетной петли». [5]
Следующий признак второстепенности персонажа заключается в том, что по мере повествования второстепенный герой решает свои проблемы, о которых автор описал или мельком упомянул во время повествования, и он тоже меняется, но в меньшей степени. «Второстепенный персонаж может что-то понять о себе, приобрести какое-то новое качество, открыть в себе новую способность или просто стать лучше, чем был». [5]
В литературе существуют не только главные и второстепенные персонажи, но в каждом литературном произведении есть целая система персонажей. В данной системе существуют несколько видов героев и различные типы связи между ними.
Виды персонажей:
1. Герой произведения/протагонист – это главный герой, который может быть носителем авторских мыслей.
2. Антигерой – это герой, который занимает в художественном произведении центральное место, но не пользуется авторскими симпатиями.
3. Антагонист – это персонаж, который противодействует главному на пути к достижению какой-либо цели.
4. Автор – может быть представлен, как рассказчик и как нейтральный повествователь.
5. Антропоморфные – это растения, животные, природные стихии.
6. Вне сценические.
7. Заимствованные – это когда известных персонажей берут из произведений других писателей.
1.2 ФУНКЦИИ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ГЕРОЕВ.
Зачем нужны второстепенные персонажи? Это один из главных вопросов данного исследования, на который необходимо дать подробный ответ.
Во-первых, с помощью второстепенных персонажей автор создает определенную атмосферу повествования, то есть герои отражают мир, в котором существует история.
Вторая не менее важная роль второстепенного героя — это передача информации от героя к зрителю. «Второстепенные персонажи через свои действия и поведение дают зрителю новую информацию о главном герое». [4]
В-третьих, второстепенные герои помогают главному герою найти причину для изменения, получить новую информацию, которая как-то повлияет на общее развитие истории.
Четвёртой ролью героя второго плана является изменение темпа повествования или смена жанра. Если повествование происходит в одном и том же ритме, то читателю становится скучно и не интересно.
Также второстепенные персонажи могут выступать кем угодно. Они могут быть и соратниками, и враги, и те, ради кого главный герой отправляется в путь, а также рупор, через который говорит автор читателю. «Второстепенные герои как проводники или зеркала, отражающие сущность главных героев». [6]
Представленные выше роли не единственны, второстепенные герои могут быть живым фоном, стереотипы, эксцентричность или юмор. «Герои второго плана также могут участвовать в полном раскрытии темы, влиять на различные повороты сюжета в произведении, создавать главному герою препятствия для достижения цели либо помогать». [6] Но обо всех функциях по порядку.
Второстепенные герои создают живой фон. Обычно главный герой не бывает один, вокруг него обычно большое количество людей и большая часть из них не влияет на финал повествования. Именно такие персонажи становятся лишь частью фона для читателя. Они могут выполнять различные, но маловажные для читателя функции, например: передать герою какую-то важную информацию, подвести его до места действия и многие другие, но после этих действий они всегда исчезают. «Главное действующее лицо не может находиться в абсолютном одиночестве на протяжении всего повествования, вокруг него всегда есть люди, создающие подвижный фон, иначе происходящее действие просто не будет реалистичным». [6] Но самое главное, сделать так, чтобы второстепенные персонажи не привлекали к себе слишком много внимания и не мешали восприятию. Демонстрация стереотипов общества. «То есть второстепенные персонажи в каждом литературном произведении – это типичные представители социума, носители его стереотипов». [6] И как только один из этих персонажей нарушает стереотипы, он сразу привлекает к себе внимание читателя. событий общей истории.
Роль второстепенного героя, которая ещё не была упомянута – эксцентричность и юмор. У героев второго плана, как и у главных, должна быть своя индивидуальность, то есть черты характера, которые сделают повествование более интересным и полным, а иногда и добавят юмора произведению. «Но второстепенный персонаж может быть слишком эксцентричен, и герой начинает вести себя слишком навязчиво по отношению к главному персонажу или сверх эмоционально реагировать на какие-либо события». [6] Отсюда вытекает и третья функция второстепенных персонажей – это кратковременное развлечение читателя.
Вывод: второстепенные герои являются важной составляющей любого романа или рассказа. Второстепенные персонажи придают смысл, добавляют сюжетные ветви и выводят главных героев на откровенный диалог. Без второстепенных героев любое литературное произведение была бы пустым и невзрачным. ?
?
РАЗДЕЛ II. РОМАН М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
2.1 ВЫЯВИТЬ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ М. А. БУЛГАКОВ
Когда читаешь произведения М. И. Булгакова невольно замечаешь, что во всех действие происходит в Москве, кроме «Записки юного врача». Столица в творчестве Булгакова практически всецело автобиографична. Во время чтения его творений иногда нелегко различить, где кончается житейская реальность автора и начинается его фантазия, выдумка, сатира. Даже в самых первых своих московских очерках писатель обращал внимание на застройку и архитектуру города, на возобновление и реставрацию жилищ спустя многих лет разрухи. [2]
Следующей спецификой Булгакова являлась достоверность в колорите времени и места. Абсолютно всех героев автор селил в тех местах, которые чётко знал, где жил и работал сам, либо его родственники, или друзья, а иногда и враги. Эти места могут быть либо точно узнаваемы в истинных адресах, либо немного зашифрованы или изменены писателем.
В каждой работе традиционно отмечалась сложность проблематики и стиля, недостижимость целостного анализа, необходимость обращения к контексту всего творчества писателя. Практически все исследования носили локальный характер, а именно были посвящены одному произведения или одной проблеме творчества М. Булгакова.
?
2.2 АНАЛИЗ РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
В романе целых две сюжетные линии. Первая – это история, которую обнаруживает читатель, то есть история о Мастере и Маргарите, а вторая это произведение героя из этого романа, который включает в себя новых персонажей, повествует совершенно другие времена и основные события.
Основополагающий сюжет романа – это рассказ Булгакова о Москве во времена СССР и приезде дьявола, который желает провести в столице свой бал. Также этот дьявол по имени Воланд наблюдает за людьми вокруг. Смотрит на то, как поменялись их взгляды на жизнь и многое другое. Однако, когда Воланд обнаружил, что в людях не произошли никакие изменения с его прошлого визита в Москву, он разрешает свое верной свите безжалостно покарать москвичей и они это делают в юмористической форме. Путь темных сил приводит их к знакомству с Маргаритой, которая представляется перед читателем, как любовница талантливого писателя по имени Мастер, а он в свою очередь создал роман о Понтии Пилате. Это и есть вторая часть повествования: Иешуа попадает на суд к прокуратору за храбрые наставления о бренности власти простым людям, и Понтий Пилат приговаривает его к смертной казни. Данная сюжетная линия развертывается одновременно с тем, что творит свита Воланда в Москве. «Когда дьявол демонстрирует Мастеру - Прокуратора, который все еще ждет помилования от Иешуа Га Ноцри два сюжета сливаются воедино. Писатель прерывает его мучения и тем самым завершает свою историю». [11]
Уже с самых первых страниц романа мы сталкиваемся со страшным и мистическим наказанием неверующего Берлиоза, вступившего в спор с Дьяволом. Далее, в течении всего романа Воланд и его свита разоблачают и делают всё, дабы эти грешные граждане скрылись из Москвы.
Даже самый невнимательный читатель может заметить такую особенную черту романа, как существования романа в романе. История, повествуемая Булгаковым — это мистический роман. Однако роман про Понтия Пилата и Иешуа Га Ноцри, написанный Мастером, не несёт в себе никакой мистики.
Коренной темой романа, является противостояние добра и зла. Практически на любой странице романа, рассматривается идеология конфронтации этих крайностей и справедливости.
В романе Булгаков поднимает множество проблем, как социальных, так и политических, но мы проанализируем лишь некоторые из них.
Первое с чего хотелось бы начать – это проблематика любви в романе, воздействие этого чувства на человека и какова его суть. Своим романом Булгаков демонстрирует наивному читателю, что любовь — это не сказка, где всегда и все заканчивается благополучно. Любовь — это постоянная борьба, то есть готовность пойти на всё ради возлюбленного. Жизнь Мастера и Маргариты переворотилась с ног на голову спустя некоторое время после их знакомства. Маргарите пришлось расстаться с богатством, которое ей обеспечивал ее муж, а также ей пришлось бросить постоянство и уют ради Мастера. В финале романа Мастер и Маргарита вознаграждаются вечным покоем за все их испытания, которые они прошли на пути к друг другу. Но Маргарите ради этого пришлось заключить сделку с самим сатаной.
Следующая проблема романа — это трусость. Пилату не хватило отваги и характера, чтобы заступиться за невиновного Иешуа Га Ноцри, а Мастеру не хватило храбрости для борьбы за собственные уверения, но есть та, у которой хватило отваги, чтобы освободить своего возлюбленного. Можно сделать вывод, что это качество препятствует жить полной жизнью, любить и творить всем людям, во все времена.
Проблема веры также сплачивает весь роман, она заключается в посыле, который желал донести Воланд: «Каждому воздастся по его вере». Булгаков наталкивает читателя на размышления, во что он верит и зачем? Отсюда вытекает следующая, неизменная проблема противостояния добра и зла. Самое живописное изображение этой проблемы в романе, можно отметить в образе москвичей, таких алчных, ненасытных и меркантильных, которые получают возмездие за свои изъяны от самого Сатаны.?
Основная идея романа заключается в определении читателем понятий добро и зло, вера и любовь, смелость и трусость, порок и добродетель. У многих людей значения данных определений путаются и искажаются из-за воздействия развращающей и отупляющей идеологии, из-за трудоёмких житейских обстоятельств, из-за недостачи ума и опыта. Таким образом, автор призывает читателей поразмышлять об истинном расположении вещей, о значении, мотивах и последствиях их же поступков. Мы сами в ответе за те мировые беды и потрясения, которые нам не нравятся.
В романе также имеется место для человеческих пороков, красочно показываемых Воландом. Это такие пороки, как жадность, лицемерие, трусость, необразованность, эгоизм и многие другие. Воланд не перестает забавляться над грешными людьми и устраивать им своего рода кару.
Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах: спор Михаила Александровича Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога.