1. Манипулирование что это?
Что Такое Манипуляция Людьми.
Вопрос о том, что такое манипуляция, волнует даже далёких от психо-логии людей. Простыми словами манипуляция — это способ воздействия на другого человека. Личность добивается своих целей, управляя объектом.
Е. Л. Доценко дала наиболее полное определение манипуляции. Она обозначила ряд основных признаков манипуляции:
• родовой признак, который заключается в психологическом воз-действии;
• другой человек воспринимается манипулятором как средство до-стижения личных целей;
• желание получить односторонний выигрыш;
• факт воздействия и его направленность имеют скрытый характер;
• манипуляции свойственно использовать психологические силы, играть на слабостях.
Современная литература по психологии манипулирования раскрывает разные аспекты манипуляции и определяет ее как:
• вид духовного воздействия или скрытого господства, которое осуществляется насильственным путем;
• главенство над духовным состоянием, влияние на изменение внут-реннего мира; обманчивое косвенное влияние в интересах манипу-лятора;
• скрытое воздействие на совершаемый выбор;
• толчок к конкретному поведению при помощи обмана или игры на возможных слабостях другого человека; отношение к другому че-ловеку, как к объекту, орудию или средству;
• латентное принуждение, программирование намерений, мыслей, отношений, чувств, установок и поведения;
• влияние и контроль, использование другого в виде объекта или вещи.
При интеграции указанных признаков становится ясно, что в понима-нии сущностного содержания манипуляции выделяется ряд важнейших при-знаков:
• идея ловкости и искусности приемов влияния;
• идея неявного скрытого влияния;
• идея сохранения иллюзии независимости объекта манипулятивного вли-яния;
• идея превращения объекта манипуляции в податливое и послушное ору-дие;
• идея отрицательной оценки манипулятивного влияния.
Манипулятор решает за адресата воздействия то, что ему делать и пыта-ется воздействовать на его цели в своих интересах. Основное особенностью манипуляции является то, что нельзя сразу обнаружить факт манипуляции. Часто человек понимает, что не сам принимал решение, а действовал в чужих интересах, спустя очень долгое время.
Главными признаками манипуляции являются обман и ложь. Если у че-ловека что-либо отняли при помощи силы или принуждения, то это не может считаться манипуляцией. А если человек сам что-то отдает и даже просит принять его дар, то это может быть манипуляцией.
2. Виды манипулирования в общении и как его избежать
Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого направлена его активность. Это может быть воздействие на индивида или целую аудиторию.
В медиапространстве существуют свои сложившиеся способы управле-ния человеческим сознанием. Работодатели часто применяют техники манипу-лирования для создания собственного имиджа.
В семье существуют отдельные формы взаимодействия между родите-лями и детьми. Основные приемы и способы манипуляций в общении базиру-ются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.
Воздействие любовью. В этом приеме любовь – не безусловное чувство. Человека воспринимают только в том случае, ели он выполняет определенные требования или условия. В манипуляции предлагаются условия, выполнив ко-торые, человек получит к себе как минимум хорошее отношение, как макси-мум – любовь. Жестокость этого психологического воздействия заключается в том, что личность не воспринимают целиком (с достоинствами и недостатка-ми), а только одобряют ее хорошее поведение.
Воздействие страхом. Страх и недостаточная информированность адре-сата позволяют ловко манипулировать его действиями и поступками. Все при-думанные страхи идут от недостатка информации. Прислушиваясь к манипу-лятору, адресат допускает большую ошибку. Порой за таким воздействием скрывается желание заставить человека что-либо делать лучше, без дополни-тельной мотивации или финансирования.
Воздействие виной. Чувство вины чаще всего используется манипулято-рами в семейной жизни. Испытывая его, человек стремится возместить нане-сенный ущерб. Манипулятор будет постоянно давить на чувство вины или находить новые эпизоды. Адресат же в такой ситуации постарается нивелиро-вать дискомфорт и раз за разом будет попадать в одну и ту же ловушку. Чув-ство вины впоследствии рождает агрессию, поэтому и манипулятору следует с осторожностью использовать такое психологическое воздействие.
Воздействие неуверенностью в себе. В этом случае манипулятор давит своим авторитетом. Он прямым текстом указывает на некомпетентность адре-сата в тех или иных вопросах. Самоутверждение за счет другого может прохо-дить на разных уровнях и по разным вопросам. Воздействие будет продол-жаться до тех пор, пока адресат не избавится от своей неуверенности, слабости и не приобретет необходимые навыки.
Воздействие гордостью. Тщеславие, гордость – замечательный рычаг для психологического воздействия. Чем больше человек стремится доказать кому-либо свои умения, чем чаще он старается догнать и обогнать в успешно-сти своих знакомых, тем быстрее он станет жертвой психологического воздей-ствия.
Воздействие жалостью. Такой прием часто используется детьми и юны-ми девушками. Задача его – вызвать жалость к себе и желание помочь. Жертва в этом психологическом воздействии получает помощь. Но она сама не стре-мится улучшить свою жизнь, а предпочитает жаловаться. Легкий энергетиче-ский «вампиризм» этого действа вызывает впоследствии презрительное отно-шение к манипулятору.
Как человеку понять, что его разводят на чувства или пытаются под-толкнуть к определенному действию?
Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата. Вот некоторые из них.
Эмоции. Если адресат почувствовал, что оппонент «давит» на чувства (например, на жалость, сопереживание, стыд, мстительность), значит, идет процесс управления сознанием.
Непонятные слова. В речи появляются профессиональные термины, «умные» словечки. Они являются отвлекающим маневром, который призван завуалировать ложь.
Повтор фразы. Адресат слышит повторение одного и того же высказы-вания в речи. Таким образом манипулятор пытается «зомбировать», внушить необходимую мысль.
Срочность. Она создает определенный уровень нервозности. Адресат не успевает осмыслить сказанное, а его уже призывают к действию. Его внимание отвлечено, и в суете он начинает выполнять то, чего добивается оппонент.
Навязывание стереотипов. Манипулятор намеренно обращается к из-вестным истинам, подчеркивая общность адресата с ними. Это навязывание стереотипного мышления или поступков приводит к выполнению их объектом воздействия. Манипуляции в общении бывают необходимы в тех случаях, ко-гда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о своих претензиях и предпочтет скрытым воздей-ствием добиваться своего.