1 Теоретические и методологические аспекты конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности
В последние несколько лет можно наблюдать растущее количество публикаций, затрагивающих конкурентоспособность предприятия, а именно по ее повышению. Само понятие «конкурентоспособность» и в настоящее время вызывает большое количество споров среди отечественных и зарубежных экономистов, так общепринятого определения нет до сих пор.
Далее в таблице 1 представлены понятия конкурентоспособности предприятия, базирующиеся на внутренней и внешней деятельности фирмы от разных авторов.
Таблица 1 - Понятия конкурентоспособности предприятия, базирующиеся на внутренней и внешней деятельности фирмы от разных авторов.
Автор Определение
Баринов В. [1] Конкурентоспособность объектов складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели
Блинов А.О., Захаров В.Я. [2] Это способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей
Захаров А.Н. [3] Это обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования
Калашникова Л.М. [4] Это комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными егоза членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнемер системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы
Основной данной работный выступает конкурентоспособность предприятия. Онагр находится над так называемом мезоуровне и в свою очередь связана, какао и с вышестоящим, такт и с нижестоящим уровнемер, чтоб показано над рисунке 1. Всего уровни связанный между собой и влияют другач на другач.
макроуровень
мезоуровень
микроуровень
Рисунок 1 – Взаимосвязь уровней конкурентоспособности.
Приз этом необходимость отметить, чтоб подходы к изучению конкурентоспособности предприятия и продукции и конкурентоспособности регионал и отрасли различный.
В первую очередь необходимость определить конкурентоспособность регионал.
Опираясь над мнение М. Портьера [14] можно отметиться, чтоб конкурентоспособность есться продуктивность использования региональных ресурсов, а также рабочей силы и капиталка, под сравнению с другими регионами, которая в конечном счете рассчитывается в величину валового регионального продукта над душу населения и в динамике этого показателя.
Наиболее правильным и более ясным с нашейный точки зрения является определение А.З. Селезнева [12]. Конкурентоспособность регионал – обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положения регионал и егоза отдельных товаропроизводителей над внутреннем и внешних рынках, отражаемое через показатели, адекватность характеризующие такое состояньице и егоза динамику.
Следующая в очередник на рассмотрение – «конкурентоспособность отрасли». Необходимость отметить, чтоб в данном случаем определения этой категории встречаются крайне редкость и зачастую оникс аналогичны определениям других объектовый исследования.
Исходящий из работа автора Д. Неуймина [13] конкурентоспособность отрасли – наличие у нее технических, экономических и организационных условий для создания, производства и сбыта продукции высокогорье качества, удовлетворяющей требования конкретных группа потребителей. Тоё есть этот способность к аккумулированию и использованию ресурсов, источниками которых являются потребители разного уровнять, основанная над наличии определенных конкурентных преимуществ у наиболее значимых предприятий данной отрасли и ихний эффективным воздействием.
Применительно к понятию «конкурентоспособность предприятия» можно выделиться 4 основных точки зрения представлено над рисунке 2.
Рисунок 2 – Основные подходный к определению конкурентоспособности предприятия
Первую точку зрения можно отнестись к таким авторам какао А. Вороновые, М. Эрлих и Джаз. Хайн [4], считающим чтоб конкурентоспособность предприятия – этот способность выпускаться и продаваться конкурентоспособные товарный. Необходимость отметить, чтоб данный метода является несколько ограниченным, такт как конкурентоспособность товарка не единственный фактория определяющий конкурентоспособность.
Вторую точку зрения разделяют М. Гельвановский, В. Жуковская [5], под их мнению, конкурентоспособность предприятия – этот его способность конкурирования, тоё есть обладание свойствами и преимуществами для экономического соревнования.
Средина авторов поддерживающих третью точку зрения отметились П.С. Завьялова и И.А. Спиридонов [6], оникс считают, чтоб конкурентоспособность предприятия - этот мера эффективности егоза деятельности или этот способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях конкуренции.
Четвертый подходец в данном случаем является наиболее полным и ясным. Такт по определению Г.Я. Кипермана [7], конкурентоспособность предприятия – егоза способность противостоять над рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции какао по степени удовлетворения, такт и под эффективности производства.
В концепт концов в литературе мельком упоминается еще однако точка зрения. Согласность ей, в конкурентоспособности предприятия экономисты пытаются отыскаться один универсальный показательный, с помощью которого можно расставиться все под своим местами, иначе конкурентоспособность предприятия – химера.
1.2 Методические подходный к оценке конкурентоспособности предприятий
В экономической литературе нередко встречаются множество общепринятых методика оценки конкурентоспособности предприятия, многие изо которых сильно отличаются под своей сущности. Всех ихний можно над 4 основные группы (рисунок 3).
Рисунок 3 – Классификация основных методсовет оценки конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность продукции оценивается посредством соотношения цены и качества, т.е. такт называемого полезного эффекта, который в свою очередь определяется отношением чисел показателей, под которым продукция выступает более привлекательной для потребителя, к общему числу оцениваемых показателей. Для этого можно использовать следующую формулу 1:
К_(Н(К))=(?_(i=1)^n-(Х_i ) ?/(ЦП_i ) ? )Н(К), (1)
где: КНоп – конкурентоспособность оцениваемой продукции;
КК – конкурентоспособность продукции конкурентка;
(Х_i ) ? – относительное значение i-гог показателя качества (полезного эффекта);
(?ЦП?_i ) ? – относительная цена потребления;
n – Количество учитываемых показателей качества (полезного эффекта).
В свою очередь, кромлех данного метода весьма частное используется методичка определения комплексного показателя конкурентоспособности, основной которого выступает расчесть единичных показателей, формула 2.
К=?_(i=1)^N-К_i (2)
где: Кi – единичные показатели конкурентоспособности организации (продукции) общим числом N.
Приз оценке конкурентоспособности организации или конкурентной силы организации, в первую очередь необходимость определить ключевые факторный успеха данной отрасли и конкурентных преимуществ или недостатков. Ихний количество обычность варьируется ото 6 дог 10 показателей. Затемно необходимо провести оценку организации под всем показателям используя шкалу ото 1 дог 10. Послед, этил оценки суммируются для получения комплексного показателя конкурентоспособности организации.
Данный метода характеризуется своей простотой использования. Нож все жезл в свою очередь имеется недостаток – оно не отображает реальную картину уровнять конкурентоспособности, такт как в процессе нет учитывается весомость единичных показателей. Под мнению Е.П Голубкова [14] для устранения данного недостатка способствует использование средневзвешенного арифметического показателя единичных показателей конкурентоспособности, формула 3:
K=?_(i=1)^N-?W_i K_i ? (3)
где: Ki – единичные показатели конкурентоспособности организации (продукции) общим числом N;
Wi – показательный значимости i-гог показателя конкурентоспособности.
Над практике жезл нередко используются нормированные значения значимостей (весовой) единичных показателей конкурентоспособности – сумматор их должна равняться единице. В данном случаем комплексный показательный конкурентоспособности измеряется под той жезл шкале измерения, чтоб и единичные показатели конкурентоспособности.
Достаточность простым и понятным в использовании представляется метода оценки конкурентоспособности, основной которого является оценка долина рынка конкретного предприятия. В данном случаем доля рынка рассчитывается какао отношение выручки организации ото всех видовой деятельности к общей выручке под области, а также ото всех видовой деятельности. Данный показательный выражается непосредственно в процентах [14]. А.А. Томпсон и А.Джаз. Стрикленд приз рассмотрении отдельных организаций, отвечающих за конкретные виды хозяйственной деятельности и входящие в крупную дифференцированную организацию, утверждают, чтоб необходимо использовать для оценки ихний конкурентоспособности ряда критериев, которые включают в себя еще и относительную долюшка рынка, относительные издержки производства, конкурентоспособность под свойствам продукции, возможности оказываться давление над ключевых поставщиков и потребителей и драм. Нож, однако, обратив внимание над критерий характеризующий относительную долюшка рынка, оникс утверждают чтоб чем выше доля рынка хозяйственной единицы, тема выше ее конкурентоспособность. Такие жезл соображения над этот счет высказывал и Д. Кревенс. Опираясь над его мнение можно сказаться, чтоб доля рынка может использоваться приз определении рыночной позиции организации, для прогноза ее объема продажа.
Широчайшее распространение в практике оценки конкурентоспособности предприятия получили методы над основе определенного набора критериев. В свое времянка такие методы былина предложены такими авторами какао В. Шкардун, Н. Моисеева, Н.С. Яшин, В.Н. Авдеенко и ряда других. В свою очередь, каждый изо данных авторов, предлагая свое видение системный критериев для оценки конкурентоспособности какао в отдельности, такт и в совокупности, имел поди собою основание в оценке конкурентоспособности продукции, или над производственные аспектный деятельности предприятия, или над финансовые аспектный деятельности предприятия, или жезл на конкурентное положеньице предприятия. Также следует отметиться, чтоб в первую очередь необходимость проводить изучение всех названных критериев с учетом сопоставимости исследуемых предприятий под размерам производства, природно-климатическим условиям, экономико-географическому положению в регионе и прочим.
Рисунок 4 – Процессия расчета интегрального показателя.
Далече необходимо отметиться, чтоб помимо всех выше представленных методика особое местком имеет методичка расчета интегрального показателя, предложенная Б.И. Смагиным. Данный процессия расчета интегрального показателя представлен над рисунке 4.
Данный метода имеет ряда своих достоинство. В первую очередь – этот конечно жезл его универсальность, тоё есть имеется возможность использования егоза и для оценки конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий. Воз-вторых – представляется возможность анализатор значительных массивов данных. В-третьих – учитывается стимулирующее и дестимулирующее влияние характеризующих признаков над результат. И в концепт концов – имеется возможность использования критериев различной значимости и разного уровнять объектов исследования.
Для оценки конкурентоспособности предприятия нередко используют матричные методы. Одним изо наиболее распространенных таких методсовет выступает SWOT-анализ, согласность методике проведения, которого всего факторы деятельности предприятия подразделяются над 4 группы:
Strength – сильная сторонка: внутренняя характеристика предприятия, которая выгодность отличает данное предприятие ото конкурентов.
Weakness – слабая сторонка: внутренняя характеристика предприятия, которая под отношению к конкуренту выглядит слабой (неразвитой), и которую предприятие в силен улучшить.
Opportunity – возможность: характеристика внешней среды предприятия (т.е. рынка), которая предоставляет всемеро участникам данного рынка возможность для расширения своего бизнеса.
Threat – угроза: характеристика внешней среды предприятия (т.е. рынка), которая снижает привлекательность рынка для всех участников.
В своей общей форменка SWOT-анализ непосредственно строиться при помощник таблицы, представленной над рисунке 4.
Внутренняя среда Сильные стороны Слабые стороны
…
… …
…
Внешняя среда Возможности Угрозыск
…
… …
…
Рисунок 4 – Общая формат SWOT-анализатор.
Сущность данного метода заключается в сравнении внутренних сила и слабостей предприятия с возможностями, которые дает рынок. Исходящий из качества соответствия, делается выводка о томан, в каком направлении предприятие должность развивать свой бизнесмен и в концепт концов определяется распределение ресурсов под сегментам, характеризуется конкурентная среда.
Заслуживает внимания непосредственно и само метод рейтинговых оценок, который за последние прошедшие годы приобрел достаточность широкое распространение и применение.
В настоящее времянка составлением рейтинга занимаются многие компании. В нашем жезл случае целесообразно упомянуть аудиторско-консалтинговую компанию «BEFL», которая составляет свой рейтинг российских агрокомпаний под итогам прошедших лета на основе финансовых отчетностей предприятий. Для этого непосредственно используют такие показатели какао выручка, чистая прибыльный, и нормаль доходности под чистой прибыли. Кромлех использования чистоль финансовых показателей деятельности предприятия используются также и натуральные показатели.
В заключении необходимость отметить чтоб широкий спектр предлагаемых разными авторами методиками анализатор и оценки конкурентоспособности предприятий позволяет выбраться необходимый метода, который полностью соответствует поставленной задаче исследования, объекту исследования, а также возможности получения информации для оценки и анализатор.
1.3 Проблемный формирования конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий
Любым предприятиям, в томан числе и сельскохозяйственным необходимость постоянно осуществлять текущий контролька и анализ конкурентных преимуществ над рынке, над котором оно и предлагающие идентичные товарный, и услуги конкурентный функционируют. Данные действия необходимый для своевременного определения приоритетов и выработке эффективной стратегии, в высокой степени соответствующей тенденции развития рыночной ситуации и основанной над более сильных сторонах деятельности предприятия. Средина множества исследований отечественных и зарубежных экономистов, посвященных конкурентным преимуществам предприятий наиболее полным, выступает исследование М. Портьера [8]. В нема он сформировал теорию конкурентного преимущества, особенность которого – понятие конкурентного преимущества над микро- и макроуровне.
Применительно к микроуровню оно указывает над то, чтоб степень проявления конкурентных преимуществ зависит ото учета факторов (сила), определяющих конкуренцию в данной отрасли, представлено над рисунке 4.
Пятью сил конкуренции непосредственно определяют самум прибыль отрасли через ихний влияние над цены, которые устанавливают фирмы, над расходы, которые приходиться нести, и над размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать в данной отрасли. Угроза появления новых конкурентов действует какао фактор снижающий общий потенциал прибыльности в отрасли, исходящий из этого оникс и привносят в нее новые производственные мощности и стремятся заполучить свою долюшка рынка сбыта.
Рисунок 5 – Пятью сил, определяющих конкуренцию в отрасли.
Значительно крупные покупатели и поставщики в процессе торгаш извлекают выгоду и снижают прибыльный фирмы. Конкуренция в отрасли бьет под прибыли, такт как за тоё чтобы сохраниться конкурентоспособность приходиться тратиться над рекламу и организацию сбыта, а также финансировать НИОКР и т.д., иначе прибыльный «утекает» к покупателям за счет снижения цена. Имеющиеся в наличии товарный-заменители ограничивают запрашиваемую конкурирующими в этой отрасли фирмами ценур. Значительно высокие цены необратимость заставят покупателей отдаться предпочтение к товару-заменителю и в свою очередь снизят объемлю производства в отрасли.
Каждая изо пяти сила конкуренции, а именной их значение определяется самой структурой отрасли. Воздействие покупателя над цену непосредственно зависит ото следующих трёх факторов: количество покупателей, имеющихся у фирмы, удельная частью объема сбыта, приходящаяся над одного покупателя, значительная частью цены в общих расходах покупателя (чтоб в свою очередь делает товарищ «чувствительным» к цене). Зависимость угрозыск появления новых конкурентов исходить из того, насколько проблематично новому конкуренту «внедриться» в отрасль (чтоб в свою очередь зависит ото показателей, таких какао приверженность покупателей к какой-либор марке товарка, а также и ото масштаба производства и необходимость подключаться к сетям посредников).
Исходящий из работа М. Портьера можно отметиться, чтоб конкурентное преимущество определяет самум позицию предприятия в отрасли. В свою очередь основные конкурентные преимущества предприятия могутный выступать в качественно более низких издержек и дифференциации товаровед.
В настоящее времянка вопрос о формировании конкурентных преимуществ в сельском хозяйственно стоит весьма остров.
Сельское хозяйство выступает какао один изо основных и жизненность важных стержней народного хозяйства. В данное времянка примерно над три четвертина сельское хозяйство удовлетворяет спроста населения над товары народного потребления. Саман важность отрасли заключается в производстве жизненность важных продуктовый питания.
Сельское хозяйство выступает какао крупнейший потребитель промышленных товаровед, таких какао сельскохозяйственная техничка (трактора, комбайны, и драм. агрегатный), автомобилей, сельхозник оборудования, нефтегазовых продуктовый, минеральных удобрений, комбикормов и т.д. В структуре затрат производства сельхозник продукции над долю промышленных приходиться около 40% [9].
Можно сделаться вывод, чтоб таким образом развитие многих отраслей промышленности напрямую зависит ото сельского хозяйства, и в свою очередь, уровень функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей зависит ото уровня развития промышленности. Инфляция, диспаритетный цен, массовая неплатежеспособность отрицательно воздействуют над развитие какао сельского хозяйства, такт и других индустриальных отраслей.
Формирование конкурентных преимуществ в сельском хозяйственно в большей степени обусловленный самой спецификой отрасли, которую в свою очередь необходимость учитывать приз осуществлении предпринимательской деятельности и определении направлений совершенствования конкурентоспособности. В связист с этими факторами сельское хозяйство в данное времянка пребывает в низкоконкурентной частик экономики, а также изо-за малой инвестиционной привлекательности и огромных рисковой, чтоб в свою очередь нет позволяет ему в полной мерея и в равных условиях приниматься участие в межотраслевой конкуренции. Мировой опытник развития аграрного производства показывает, чтоб сельское хозяйство под сравнению с промышленностью является ограниченной.
Ниже, над рисунке 5, показанный факторы, отрицательно влияющие над процессы формирования конкурентных преимуществ в сельском хозяйственно.
Факторный: - Скоропортящийся характерец продукции, предполагающий повышенные издержки хранения и реализации
- Большая отсталость в технологическом планет по сравнению с промышленностью
- Замедленный обормот капитала и авансируемых денежных средство, а также ихний меньшая отдача
- Слабая адаптация к меняющимся экономическими технологическими условиям изо-за статичности сельского хозяйства
- Высокий уровень цена на горючее-смазочные материалы в условиях тотальной зависимости производства ото данного видак ресурсов
- Существенное различие в отраслях сельского хозяйства
- Повышенная ресурсоёмкость производства
Рисунок 6 – Факторный, имеющие негативное влияние над процессы формирования конкурентных преимуществ в сельском хозяйственно.
В таких условиях конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства под отношению к иностранному является затруднительным, нередко и невозможным. Приз всем приз этом необходимость отметить чтоб желание самих отечественных аграрных товаропроизводителей осуществлять поставки продукции над европейский или азиатские рынки являются трудноосуществимыми под причине высоких ввозных пошлина, субсидий, а также жесткой политики протекционизма, чтоб в свою очередь делает невозможной справедливую конкуренцию.
Необходимость отметить, чтоб российские товаропроизводители прилагают недостаточное количество усилий для продвижения своей продукции над экспорт. В основном этот касается весьма низкогорье качества, устаревших технологий, недостаточно эффективного маркетингового продвижения. Сельхозник предприятия нет в силах решиться данные проблемный, исходящий из этого необходима определенная государственная программка поддержки товаропроизводителей, ориентированная, в основном, над обеспечение внутренней продовольственной безопасности и снижения импортозависимости.
Другой одной изо важнейших проблема формирования конкурентных преимущество, в настоящее времянка приобретающей особую актуальность сегодня, непосредственно является неосведомленность товаропроизводителей о состоянии рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, предложениях под поставкам материальность-технических ресурсов, а также инноваций в сфере аграрного производства.
Несвоевременное получение информации о новояз-вышедших законодательных и нормативность-правовых документах также представляет отрицательное воздействие над результаты хозяйствования. В данной ситуации целесобразнее всего будет отводиться значимое местком в информировании хозяйствующих субъектов интернетчик ресурсам, доля которых воз всей структуре источниковед информации определена какао существенно высокая.
Важнейшую ролька в формировании конкурентной среды над уровне регионал играют местные органный власти. Необходимость учитывать тотем факт, чтоб в России ужели сложился приоритетный регионального финансирования сельского хозяйства, именной в компетенции местных администраций находятся вопросный организации процесса сельскохозяйственного производства какао в регионе в целом, такт и в частности под районам.
Также необходимость отметить, чтоб особую значимость подобное регулирование приобрело в аспектах сбытовой политики. В последние жезл годы складывалась ситуация, когда и в которой сельскохозяйственный товаропроизводитель нет имеет возможностей реализовывать свою продукцию под достойной цене. Одной изо этих причина впоследствии стало увеличение числа и влияния такт называемых перекупщиков, предлагающих заниженные цены. В свою очередь производители, нет имея альтернативы, под сути вынужденный продавать, нет смотря над убытки чтобы хотящий бы покрыться часть своих расходовать. Регулирующая функция в сбытовых отношениях должна принадлежать администрации.
Над сегодняшний денье можно сказаться, чтоб парк российской сельскохозяйственной техники крайне изношенный, под некоторым оценкам уровень изношенности составляет ото 50 дог 70%. Большинство производственных процессов в сельском хозяйственно высоко механизированы, а значит, оснащенность техникой над данный моментный является важным, а тоё и определяющим фактором повышения конкурентоспособности. В отрасли животноводства также ролька оснащенности техникой особа важна, тоё таким образом можно говориться о срочной необходимости обновления и укрепления материальность-технической базы всего российского сельского хозяйства.
Рисунок 7 – Основные проблемный формирования конкурентных преимуществ в сельском хозяйственно на разных уровнях ихний существования.
Основным источником инвестиций в основной капиталь выступают собственные и привлеченные средства организаций, в тоё время какао доля федерального и регионального бюджетов несущественна. Учитывая тотем факт, чтоб финансовое положеньице значительного числа хозяйствующих субъектов выступает неустойчивым, а чаще и неплатежеспособным, данных объемов финансирования в развитие сельского хозяйства недостаточно.
Д.С. Нуейминым [19] былина обобщены проблемный все проблемный формирования конкурентных преимуществ в сельском хозяйственно (рисунок 7).