1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Система управления образовательным процессом, основные
компоненты и их содержание
Образовательным процессом называется развивающееся взаимодействие педагогов и обучаемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Образовательный процесс можно представить как динамическую систему с четким выделением составных компонентов, которое позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом .
Образовательный процесс характеризует цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и обучаемых, достигаемые при этом результаты. Таким образом, можно выделить основные образующие систему компоненты:
? целевой – включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности;
? содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу;
? деятельностный – отражает взаимодействие педагогов и обучаемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат;
? результативный – отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Между выделенными компонентами существуют определенные связи: информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные, проявляющиеся в процессе педагогического взаимодействия. Важное место занимают связи управления и самоуправления (регуляции и саморегуляции).
Образовательный процесс характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности, выделение которых открывает пути для обоснования критериев, позволяющих давать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. Кардинальная характеристика педагогического процесса – время. Оно выступает универсальным критерием, позволяющим надежно судить о том, насколько быстро и качественно протекает данный процесс .
Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом .
Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях учета мнения обучающихся, родителей(законных представителей)несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:
1) создаютсясоветыобучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);
2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).
Управление учреждением образования - это целенаправленная организация отношений между людьми, которые складываются в образовательном процессе. В современной теории управления особое место занимает системный подход, который учитывает сложный характер объекта управления (образования), взаимодействия его составляющих и динамику образовательных процессов. Системный подход предполагает сознательное и планомерное управление. Устанавливаются связи между сферами управления, выдвигается главная цель, затем в соответствии с ней формулируются частные промежуточные цели, ставятся задачи, продумываются пути и сроки их решения, расставляются силы, выделяются средства, осуществляется контроль. Схематично системный подход можно представить в виде следующей цепочки: цель - ресурсы - план - решение - реализация - контроль - коррекция и совершенствование .
В системе управления образовательного учреждения можно выделить несколько компонентов .
Первый компонент – подсистема целенаправленного формирования педагогического коллектива. В основе этого вида деятельности лежит принцип оптимизации состава коллектива - его полового (в сегодняшней школе это, прежде всего, преодоление феминизации педагогического коллектива) и возрастного состава, соотношения социальных ролей.
Чем более разнообразен педагогический коллектив по своему половозрастному и ролевому составу, с точки зрения характера и темперамента работников, их профессиональных интересов и хобби, тем больше возможностей для позитивного развития образовательного учреждения и эффективного решения образовательных задач он в себе заключает. Однако разнообразие состава педагогического коллектива не означает «разнобоя» в целях его функционирования и развития. Педагогический коллектив представляет собой систему, и с этой точки зрения главным его свойством выступает целостность.
Второе компонент – подсистема развития коллектива. Согласно современным социологическим, психологическим, педагогическим исследованиям, при работе по развитию коллектива руководителю необходимо соблюдать ряд условий, соблюдение которых позволит сохранить позитивную динамику в развитии коллектива:
? организация перспективных устремлений (ближних, средних и дальних) членов коллектива, постановка перед ними стратегических и тактических задач;
? осуществление руководства коллективом на основе принципа параллельного действия, когда воздействие осуществляется не на каждого члена коллектива, а опосредованно, через коллектив; в то же время, работая с каждым педагогом отдельно, нужно иметь в виду последствия такого взаимодействия для всего коллектива;
? сочетание работы в формальных (например, методические объединения учителей) и функциональных группах;
? «открытость» педагогического коллектива, его связь с другими коллективами и социокультурной средой.
Благодаря соблюдению этих условий педагогический коллектив превращается в сообщество педагогов, учащихся, родителей, активно взаимодействует с окружающей социокультурной средой, транслируя в нее свои ценности и изменяясь при этом сам, становится саморегулирующейся и саморазвивающейся системой.
Третий компонент – подсистема формирования благоприятного психологического климата в коллективе. Главным результатом этого направления работы руководителя школы является установление в педагогическом коллективе конструктивных отношений.
Деятельность руководителя по созданию благоприятного психологического климата предполагает:
? формирование у членов педагогического коллектива гуманистических установок по отношению друг к другу. Основой формирования гуманистических установок является отношение к человеку как к наивысшей ценности, когда заботой о человеке пронизаны все сферы школьной жизни;
? становление ценностного отношения к педагогическому труду во всех его проявлениях и - шире - к труду вообще;
? формирование у педагогов, сотрудников, всех членов школьного сообщества умения гармонично сочетать свои интересы с интересами коллектива.
Для решения этих задач можно использовать такие средства, как закрепление в жизни коллектива норм педагогической деонтологии (профессионально-педагогической этики), соблюдение норм и форм этикета, создание и закрепление традиций, эстетизация жизни коллектива, поддержание деловых отношений в форме дружеского партнерства и общих увлечений .
Для создания в педагогическом коллективе благоприятного психологического климата особое значение имеет выработка и закрепление эффективных способов разрешения конфликтов.
Четвертый компонент - создание и поддержание комфортных материальных и организационных условий деятельности членов педагогического сообщества - педагогов, сотрудников, учащихся. Результатом деятельности руководителя в этом направлении становится создание особой предметно-пространственной (внутреннее архитектурно-планировочное решение помещений, их обустройство и оформление на уровне современной культуры, санитарно-гигиеническое состояние) и информационной (наличие необходимой литературы, условий для использования новых информационных технологий, доступ к нормативным документам и пр.) среды образовательного учреждения. От характера этой среды, от степени соответствия ее современной культуре во многом зависит результативность деятельности образовательного учреждения.
Пятый компонент – подсистема управления инновациями. При введении инноваций от руководителя требуется:
? разъяснить педагогам психологические (большие возможности для проявления самостоятельности, творчества, профессионального и личностного саморазвития) и материальные преимущества работы по-новому;
? продумать и реализовать специфические подходы к части педагогов, других работников школы, для которых переход к новым вариантам образования (гимназическому, лицейскому, получению статуса экспериментальной площадки) или новым технологиям не сулит каких-либо перемен к лучшему;
? выявить и учесть вероятных и явных противников нововведений (если таковые имеются), понять их мотивы и возможные последствия противодействия, разработать и заблаговременно принять меры предотвращения и разрешения возможных конфликтов;
? разработать концепцию и программу введения нового содержания образования и соответствующих ему технологий. В этой связи определить разработчиков: лиц, группы - «своих» или приглашенных со стороны, создать благоприятные условия для их работы: временные, материальные, финансовые, психологические;
? подготовить и провести обсуждение намеченных нововведений в коллективе педагогов, в среде учеников, родителей;
? обеспечить научно-педагогическую экспертизу проектов, создав необходимые условия для работы экспертов;
? провести необходимые процедуры согласований и утверждений в органах управления образованием, методических центрах, связанных со школой, вузами, научно-исследовательскими учреждениями.
Шестой компонент – подсистема обеспечения мер социальной защиты педагогов и сотрудников. Социальная защита и ответственность организации за обеспечение безопасности жизни, здоровья, максимально комфортных условий труда и жизни работников признается в современной теории управления одним из приоритетных направлений в деятельности руководителя.
Седьмой компонент – подсистема создания условий для повышения квалификации, переобучения, самообразования педагогов и сотрудников.
Одной из важнейших проблем в современной теории управления образовательными системами является проблема руководства поликультурным (многонациональным, поликонфессиональным) педагогическим коллективом.
Таким образом, управление педагогическим коллективом образовательного учреждения в современной науке об управлении предстает как человеко- и ценностно ориентированное, основанное на принципах гуманитарности.
1.2 Управление дошкольной образовательной организацией: цели, структура, функции
Прежде чем рассмотреть управление дошкольной образовательной организацией раскроем понятие: дошкольное образование – первая ступень в системе образования Российской Федерации, закладывающая фундамент для успешности всего населения страны через обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от социально-экономических, территориальных и иных условий существования граждан. Однако, как и в целом в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации, так и в частности в системе образования существует явная региональная дифференциация. Образовательная сфера и уровень удовлетворения запроса граждан на качественное образование находится в прямой зависимости от места их проживания, что отражается и на социально-экономическом неравенстве регионов. Образовательная политика в целом направлена на устранение существующих диспропорций, которые наиболее четко можно выявить методами сравнительного межрегионального анализа.
Проведем анализ в сфере дошкольного образования Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу.