Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Управление системой дошкольного образования в муниципальном образовании (на материалах МБДОУ Детский сад № 1 «Березка» г. Чайковский)

baby_devochka 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.06.2022
Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие управление в образовательном учреждении. Предметом исследования являются механизмы, процессы и структурные элементы управления в дошкольном образовательном учреждении. Цель данной работы: исследовать управление системой дошкольного образования в муниципальном образовании (на материалах МБДОУ Детский сад № 4 «Березка» г. Чайковский) и на их основе предложить мероприятия по их совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи: ? проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования; ? рассмотреть теоретические основы управления образовательным процессом; ? проанализировать методы управления, применяемых в МБДОУ Детский сад № 4 «Березка» г. Чайковский, исследовать организационное и нормативно-методическое обеспечение управленческой деятельности образовательной организацией; ? выявить основные проблемы управления в дошкольной образовательной организации и на их основе предложить пути совершенствования системы управления. Методология исследования. В качестве научно-методологического инструментария в работе использованы принципы и закономерности построения и анализа систем управления в системе образования, количественные и качественные подходы к совершенствованию системы управления современным образованием и его отдельными подсистемами; методы сбора, обработки и использования информации. Источники, используемые при написании работы. Теоретическую основу работы составили предложения, опубликованные в специальной научной и периодической литературе, труды российских педагогов Лапшиной Л.Ф., Шалыгиной И.В., Погребняк Л.П., а также правовые документы, регулирующие образовательную деятельность в РФ. В качестве нормативно-правовых актов использованы Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», иные нормативно-правовые документы, а также Устав МБДОУ Детский сад № 4 «Березка» г. Чайковский. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Во введении обоснована актуальность избранной темы, раскрыт научный аппарат исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты системы управления сферой образования, как на муниципальном уровне, так и в России в целом. Во второй главе приведены результаты анализа системы управления сферой образования на материалах муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 «Березка», г. Чайковский, Пермский край. В третьей главе предложены направления совершенствования системы управления сферой образовательной организацией, а именно приведены рекомендации по оптимизации управления МАДОУ «Детский сад № 4 «Березка». В заключении подведены итоги работы, приведены выводы, сформулированные в результате теоретического анализа проблемы и предложенных мероприятий совершенствования системы управления ДОУ.
Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что детское дошкольное образовательное учреждение – самое первое и в наибольшей степени ответственное звено в системе дошкольного образования. Задачи управления дошкольными образовательными учреждениями остаются актуальными в связи с осуществлением направлений Приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной целевой программы развития образования. Развитие системы дошкольного образования и изменение обусловлено тем, насколько оперативно происходит управление всеми звеньями, а самое главное, как вводится в практику детских дошкольных образовательных учреждений новых научно-педагогические достижения в сфере управления. Управление системой дошкольного образования происходит на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном, что вызывает необходимость теоретических разработок и основ этой деятельности. Особое значение приобретает управление системой дошкольного образования на муниципальном уровне. Муниципальный уровень управления предполагает функционирование широкой сети учреждений и органов власти, которые, в свою очередь образуют систему со своими связями, целями и задачами. Муниципальная система дошкольного образования обладает как вертикальными связями, которые обеспечивают управляемость муниципальной дошкольной образовательной системой, при этом сохраняя возможность динамичности и гибкой адаптации к изменяющимся условиям, так и горизонтальные связи, регулирующие отношения между уровнями власти посредством координации управленческой деятельности. Анализ научной литературы и современных исследований показывает, что вопросы муниципальной политики в сфере управления дошкольными образовательными учреждениями в настоящее время находятся на стадии разработки.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6 1.1 Система управления образовательным процессом, основные компоненты и их содержание 6 1.2 Управление дошкольной образовательной организацией: цели, структура, функции 13 1.3 Методы управления образовательной организацией 21 ГЛАВА 2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ В МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 4 «БЕРЕЗКА» Г. ЧАЙКОВСКИЙ 25 2.1 Организационное и нормативно-методическое обеспечение управленческой деятельности образовательной организацией 26 2.2 Анализ основных показателей образовательной организации 31 2.3 Анализ методов управления, применяемых в образовательной организации 40 ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 48 3.1 Проблемы предоставления государственных услуг на современном этапе 48 3.2 Разработка предложений по совершенствованию управления системой дошкольного образования и их эффективность 52 3.3 Оценка эффективности внесенных предложений 61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73 ПРИЛОЖЕНИЕ 77
Список литературы

Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 Система управления образовательным процессом, основные компоненты и их содержание Образовательным процессом называется развивающееся взаимодействие педагогов и обучаемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Образовательный процесс можно представить как динамическую систему с четким выделением составных компонентов, которое позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом . Образовательный процесс характеризует цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и обучаемых, достигаемые при этом результаты. Таким образом, можно выделить основные образующие систему компоненты: ? целевой – включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности; ? содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу; ? деятельностный – отражает взаимодействие педагогов и обучаемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат; ? результативный – отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью. Между выделенными компонентами существуют определенные связи: информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные, проявляющиеся в процессе педагогического взаимодействия. Важное место занимают связи управления и самоуправления (регуляции и саморегуляции). Образовательный процесс характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности, выделение которых открывает пути для обоснования критериев, позволяющих давать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. Кардинальная характеристика педагогического процесса – время. Оно выступает универсальным критерием, позволяющим надежно судить о том, насколько быстро и качественно протекает данный процесс . Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом . Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях учета мнения обучающихся, родителей(законных представителей)несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации: 1) создаютсясоветыобучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей); 2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников). Управление учреждением образования - это целенаправленная организация отношений между людьми, которые складываются в образовательном процессе. В современной теории управления особое место занимает системный подход, который учитывает сложный характер объекта управления (образования), взаимодействия его составляющих и динамику образовательных процессов. Системный подход предполагает сознательное и планомерное управление. Устанавливаются связи между сферами управления, выдвигается главная цель, затем в соответствии с ней формулируются частные промежуточные цели, ставятся задачи, продумываются пути и сроки их решения, расставляются силы, выделяются средства, осуществляется контроль. Схематично системный подход можно представить в виде следующей цепочки: цель - ресурсы - план - решение - реализация - контроль - коррекция и совершенствование . В системе управления образовательного учреждения можно выделить несколько компонентов . Первый компонент – подсистема целенаправленного формирования педагогического коллектива. В основе этого вида деятельности лежит принцип оптимизации состава коллектива - его полового (в сегодняшней школе это, прежде всего, преодоление феминизации педагогического коллектива) и возрастного состава, соотношения социальных ролей. Чем более разнообразен педагогический коллектив по своему половозрастному и ролевому составу, с точки зрения характера и темперамента работников, их профессиональных интересов и хобби, тем больше возможностей для позитивного развития образовательного учреждения и эффективного решения образовательных задач он в себе заключает. Однако разнообразие состава педагогического коллектива не означает «разнобоя» в целях его функционирования и развития. Педагогический коллектив представляет собой систему, и с этой точки зрения главным его свойством выступает целостность. Второе компонент – подсистема развития коллектива. Согласно современным социологическим, психологическим, педагогическим исследованиям, при работе по развитию коллектива руководителю необходимо соблюдать ряд условий, соблюдение которых позволит сохранить позитивную динамику в развитии коллектива: ? организация перспективных устремлений (ближних, средних и дальних) членов коллектива, постановка перед ними стратегических и тактических задач; ? осуществление руководства коллективом на основе принципа параллельного действия, когда воздействие осуществляется не на каждого члена коллектива, а опосредованно, через коллектив; в то же время, работая с каждым педагогом отдельно, нужно иметь в виду последствия такого взаимодействия для всего коллектива; ? сочетание работы в формальных (например, методические объединения учителей) и функциональных группах; ? «открытость» педагогического коллектива, его связь с другими коллективами и социокультурной средой. Благодаря соблюдению этих условий педагогический коллектив превращается в сообщество педагогов, учащихся, родителей, активно взаимодействует с окружающей социокультурной средой, транслируя в нее свои ценности и изменяясь при этом сам, становится саморегулирующейся и саморазвивающейся системой. Третий компонент – подсистема формирования благоприятного психологического климата в коллективе. Главным результатом этого направления работы руководителя школы является установление в педагогическом коллективе конструктивных отношений. Деятельность руководителя по созданию благоприятного психологического климата предполагает: ? формирование у членов педагогического коллектива гуманистических установок по отношению друг к другу. Основой формирования гуманистических установок является отношение к человеку как к наивысшей ценности, когда заботой о человеке пронизаны все сферы школьной жизни; ? становление ценностного отношения к педагогическому труду во всех его проявлениях и - шире - к труду вообще; ? формирование у педагогов, сотрудников, всех членов школьного сообщества умения гармонично сочетать свои интересы с интересами коллектива. Для решения этих задач можно использовать такие средства, как закрепление в жизни коллектива норм педагогической деонтологии (профессионально-педагогической этики), соблюдение норм и форм этикета, создание и закрепление традиций, эстетизация жизни коллектива, поддержание деловых отношений в форме дружеского партнерства и общих увлечений . Для создания в педагогическом коллективе благоприятного психологического климата особое значение имеет выработка и закрепление эффективных способов разрешения конфликтов. Четвертый компонент - создание и поддержание комфортных материальных и организационных условий деятельности членов педагогического сообщества - педагогов, сотрудников, учащихся. Результатом деятельности руководителя в этом направлении становится создание особой предметно-пространственной (внутреннее архитектурно-планировочное решение помещений, их обустройство и оформление на уровне современной культуры, санитарно-гигиеническое состояние) и информационной (наличие необходимой литературы, условий для использования новых информационных технологий, доступ к нормативным документам и пр.) среды образовательного учреждения. От характера этой среды, от степени соответствия ее современной культуре во многом зависит результативность деятельности образовательного учреждения. Пятый компонент – подсистема управления инновациями. При введении инноваций от руководителя требуется: ? разъяснить педагогам психологические (большие возможности для проявления самостоятельности, творчества, профессионального и личностного саморазвития) и материальные преимущества работы по-новому; ? продумать и реализовать специфические подходы к части педагогов, других работников школы, для которых переход к новым вариантам образования (гимназическому, лицейскому, получению статуса экспериментальной площадки) или новым технологиям не сулит каких-либо перемен к лучшему; ? выявить и учесть вероятных и явных противников нововведений (если таковые имеются), понять их мотивы и возможные последствия противодействия, разработать и заблаговременно принять меры предотвращения и разрешения возможных конфликтов; ? разработать концепцию и программу введения нового содержания образования и соответствующих ему технологий. В этой связи определить разработчиков: лиц, группы - «своих» или приглашенных со стороны, создать благоприятные условия для их работы: временные, материальные, финансовые, психологические; ? подготовить и провести обсуждение намеченных нововведений в коллективе педагогов, в среде учеников, родителей; ? обеспечить научно-педагогическую экспертизу проектов, создав необходимые условия для работы экспертов; ? провести необходимые процедуры согласований и утверждений в органах управления образованием, методических центрах, связанных со школой, вузами, научно-исследовательскими учреждениями. Шестой компонент – подсистема обеспечения мер социальной защиты педагогов и сотрудников. Социальная защита и ответственность организации за обеспечение безопасности жизни, здоровья, максимально комфортных условий труда и жизни работников признается в современной теории управления одним из приоритетных направлений в деятельности руководителя. Седьмой компонент – подсистема создания условий для повышения квалификации, переобучения, самообразования педагогов и сотрудников. Одной из важнейших проблем в современной теории управления образовательными системами является проблема руководства поликультурным (многонациональным, поликонфессиональным) педагогическим коллективом. Таким образом, управление педагогическим коллективом образовательного учреждения в современной науке об управлении предстает как человеко- и ценностно ориентированное, основанное на принципах гуманитарности. 1.2 Управление дошкольной образовательной организацией: цели, структура, функции Прежде чем рассмотреть управление дошкольной образовательной организацией раскроем понятие: дошкольное образование – первая ступень в системе образования Российской Федерации, закладывающая фундамент для успешности всего населения страны через обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от социально-экономических, территориальных и иных условий существования граждан. Однако, как и в целом в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации, так и в частности в системе образования существует явная региональная дифференциация. Образовательная сфера и уровень удовлетворения запроса граждан на качественное образование находится в прямой зависимости от места их проживания, что отражается и на социально-экономическом неравенстве регионов. Образовательная политика в целом направлена на устранение существующих диспропорций, которые наиболее четко можно выявить методами сравнительного межрегионального анализа. Проведем анализ в сфере дошкольного образования Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg