Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Танцевальная культура коренных народов Севера

baby_devochka 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.06.2022
Объект исследования: Танцевальная культура Севера. Предмет исследования: Танцевальные особенности коренных народов Севера. В процессе написания данного исследования была выдвинута гипотеза, основанная на том, что педагог сможет более полноценно и интересно использовать методику Северного народного танца на уроках народно-сценического танца, если будет подобрана и хорошо изучена научная литература по данной теме и будет внедрена методика проучивания и правила исполнения движений, которые характерны Северным народам. Цель исследования: анализ сведений об истории исследования традиционной танцевальной культуры данных народов. Задачи исследования: а) анализ сведений об истории исследования традиционной танцевальной культуры данных народов, б) краткая характеристика танцевальной культуры этих народов; в) Рассмотреть характерные и имитационные позы, движения, пантомимические выражения (мимика, гримасы) в контексте народного танцевального костюма, атрибутики и музыки. г) Танцевальные особенности в обрядах и праздниках. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе используется комплекс методов исследования: · сравнительный анализ. · синтез (объединение). · изучение и анализ литературы. · изучение и анализ документации, архивных источников. · эмпирические методы: педагогическое наблюдение, организационно-педагогическая деятельность, анализ и обобщение результатов. Методологическую и теоретическую основу исследования составили научно-практические труды такого автора, как В. Н. Нилов. Именно его многочисленные научные исследования помогают изучать данную тему. Теоретическая значимость заключается в том, что в исследовании: выявлены исторические аспекты зарождения и развития Северного народного танца, проанализирована культура, быт и танцевальный фольклор Северных народов. · уточнены стиль и манера исполнения Северного народного танца. Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Практическая значимость исследования: данное исследование может быть полезным для руководителей профессиональных, любительских, фольклорных коллективов, педагогам колледжа культуры и высших учебных заведений, как научно-методическое пособие, в котором собраны основы Северного танца: основные положения рук и ног, позиции, основные ходы и движения.
Введение

Мировая наука открыла для себя уникальные явления культуры, созданные коренными народами Севера. Вызывает восхищение то, что северные народы, проживающие на гигантских просторах Российской Федерации, смогли не только выжить, но и создать свою неповторимую традиционную культуру. Актуальность темы, выбранной мной для исследования, заключается в развитии сложной для изучения, но в то же время местами недосигаемой и очень завораживающей танцевальной культуры Севера. У каждого из коренных народов Севера можно найти и изучить древнюю мифологию, насыщенную поэтической образностью, символами и иносказаниями, танцевальную культуру, народную песню, музыкальную культуру. В современное время коренные народы севера живут на территории Российской Федерации. Эти народы имеют официальный статус в десяти автономных округах: Агинском-Бурятском, Коми-Пермяцком, Корякском, Ненецком, Таймырском (Долгано-Ненецком), Усть-Ордынском, Ханты-Мансийском, Чукотском (Чукотско-Эскимосском), Эвенкийском, Ямало-Ненецком. В пяти республиках (Алтае, Бурятии, Коми, Тыве, Якутии); в четырех краях (Алтайском, Красноярском, Приморском, Хабаровском); одиннадцати областях (Амурской, Архангельской, Иркутской, Камчатской, Кемеровской, Магаданской, Мурманской, Сахалинской, Томской, Тюменской, Читинской). Анализ состояния разработанности проблемы данного исследования позволяет констатировать недостаточную изученность танцевального творчества Северной хореографии.
Содержание

Введение ……………………………………………………………. 3 Глава 1 Общая характеристики хореографии коренных народов Севера……………………………………………………………………… 5 1.1 Исторические основы развития хореографии коренных народов Севера России…………………………………………………………….. 5 1.2 Понятие традиционной хореографии коренных народов Севера.. 6 Глава 2 Отличительные черты в хореографии коренных народов Севера………………………………………………………………........... 12 2.1 Танцевальная культура народов Севера: Эвены……………..... 12 2.2 Танцевальная культура народов Севера: Эскимосы……………. 16 Заключение…………………………………………………………… 22 Список литературы…………………………………………………… 24
Список литературы

1. Арктика – мой дом: Народы Севера Земли. Культура народов Севера. – Москва : Северные просторы, 2001. – 288 с. : цв. ил. – (Полярная энциклопедия школьника). 2. Баглай, В. Е. Этническая хореография народов мира : учеб. пособие для студентов вузов / В. Е. Баглай. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 407 с : ил. – (Высшее образование). 3. Гемуев, И. Н. Легенды и были таежного края : науч.-попул. литература / И. Н. Гемуев, А. М. Сагалаев, А. И. Соловьев. – Новосибирск : Наука, 1989. – 176 с. : ил. – (Страницы истории нашей Родины). 4. Доннер, К. У самоедов в Сибири / К. Доннер. – Томск : Ветер, 2008. – 176 с : фото. 5. Костылева, Н. Северные узоры : [о фольклорном коллективе "Увас хурамат" из города Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа] / Н. Костылева // Народное творчество: Фольклор. Самодеятельность. Ремесла : науч.-попул. журн. – 2014. – N 2. – С. 54–55. 6. Лопухов, А. В. Основы характерного танца : метод. пособие / А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров. – Изд. 2-е. – Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Лань, 2006. – 344 с : ил. – (Мир культуры, истории и философии). 7. Лукина, А. Хара Саhыл: концепт природа – человек : [о премьере спектакля "Хара Саhыл" в национальном театре танца Республики Саха (Якутия)] / А. Лукина // Балет : лит.-крит. ист.-теорет. иллюстрир. журн. – 2021. – N 4/5[Ч.2]. – С. 10–12. 8. Мохотчунова, А. Н. Якутские узоры / А. Н. Мохотчунова. – Якутск : Якутск. кн. изд-во, 1977. – 80 с. : схемы. 5 9. Народные сюжетные танцы . – Москва : Советская Россия, 1966. – 103 с. : ноты. 10. Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / ред. И. Н. Гемуев, ред. В. И. Молодин, ред. З. П. Соколова. – Москва : Наука, 2005. – 805 с : ил. – (Народы и культуры). 11. Нилов, В. Н. Северный танец. Традиции и современность / В. Н. Нилов. – 2-е изд., доп. – Москва : Северные просторы, 2005. – 167 с : ил. 12. Романова, Е. Н. Зрелищно-игровая культура Севера в контексте концепции Й. Хёйзинги / Е. Н. Романова, С. В. Расторгуев // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : науч. журн. – 2020. – N 5. – С. 51–63. 13. Филипчук, Д. И оживает древний праздник. Встреча весны у северных народов ханты и манси / Д. Филипчук // Народное творчество: Фольклор. Самодеятельность. Ремесла : науч.-попул. журн. – 2017. – N 2. – С. 8–9. 14. Фоменко, И. М. Основы народно-сценического танца : учеб. пособие / И. М. Фоменко. – Орел : ОГИИК, 2002. – 274 с : ил.
Отрывок из работы

Глава 1. 1 Общая характеристики хореографии коренных народов Севера. 1.1 Исторические основы развития хореографии коренных народов Севера России. На рубеже двух тысячелетий человеческое общество подошло к новым взглядам на место и роль Севера в мировом прогрессе. Актуальность концепции развития традиционной хореографии, диктуемая уникальным природноэкологическим и стратегическим положением проживания коренных народов Севера России, предусматривает совершенно новое отношение к этносам, к их традициями языку, народным промыслам, ремеслам. Переход на рыночные отношения поставил культуру народов Севера России под угрозу уничтожения цивилизации с уникальными языками и культурами. Осознание данного факта и озабоченность этим положением нарастают во всем мире, и сегодня человечество приходит к переосмыслению прежних взглядов и концепций на развитие самобытной культуры народов Севера России. Коренные народы Севера России - это дезинтегрированные этнолингвистические общности, для которых характерны хрупкая демографическая плотность, дисперсность расселения, этнокультурная мозаичность, слабая внутриэтническая коммуникативность. Согласно теории пассионарное наций Л. Н. Гумилева, отказавшегося от попыток истолкования феномена этноса через социальные законы развития общества, поскольку это, по его мнению, приводит к «абсурду», субпассионарии - отсталые народы, абсорбирующие «меньше энергии, чем это требуется для уравновешивания потребностей и инстинкта»'. Усилиями ученых - археологов, этнографов, языковедов, антропологов - удалось исследовать историю северных народов, которые не потеряли своей самобытности и индивидуальности, традиции, обычаи, образ жизни, язык, что, по сути, составляет душу народа, его культуру. Так, теория культуры в неофрейдизме, постулируя наличие у каждого народа специфической для него «базовой структуры характера», передающейся из поколения в поколение и тем самым определяющей его историю, впервые «дифференцированно поставила вопрос о социокультурных детерминантах воспитания детей и его значения в процессе межпоколенной трансмиссии культуры». 1.2 Понятие традиционной хореографии коренных народов Севера. Традиционное хореографические искусство народов Севера России заключается , в их подражательных танцах. Ведь именно такие танцы составляли основу репертуара севера. Имитационно-подражательные танцы («Полет чайки против ветра», «Топорок», «Ворон», «Чайка») исполнялись преимущественно мужчинами. Они состоят из вступления (в виде мелких ударов в бубен «тремоло», сопровождающихся протяжными выкриками «ай-яй») и двух частей. Первая часть танца исполняется в медленном темпе, во второй — движения повторяются, но темп увеличивается, становится более быстрым, экспрессивным, посадка корпуса более низкая. Среди чукчей – оленеводов были широко распространены имитационно-подражательные танцы, отображающие повадки зверей и птиц. Рассмотрим на примере народа Юкагиры. Юкагиры - (самоназвание одул ~ wадул) являются одним из самых древнейших народов Северо-Востока Азии. По данным археологии, древние одулы сюда прибыли около 6 тыс. лет тому назад, прибыли со стороны Уральских гор. В языковом отношении они имеют древнее родство с языками финно-угров и самодийцев. Эти языки в уральской семье языков представляли две самостоятельные ветви. Это говорит о том, что у них довольно дальнее и древнее во времени родство. В этой уральской семье юкагирские языки, по мнению многих ученых, стоят особняком, образуя особую ветвь. Иначе говоря, они имеют очень далекое родство с финно-угорскими и самодийскими языками. Вместе с тем юкагирские языки обнаруживают следы языковых контактов с языками племен юкки и пенути из западной Калифорнии. При этом выражение «следы языковых контактов» употребляется учеными лишь из-за невозможности пока утверждать о наличии древнего родства с языками упоминавшихся североамериканских племен по причине крайне слабой исследованности данной проблемы. Обо всем этом, что изучение материальной и духовной культуры юкагиров и вообще палеоазиатов в их сопоставление с культурами коренного населения Северной Америки, могут дать новые данные о заселении Нового Света, о древних связях северных азиатов с американцами (т.е. индейцами Америки). Это касается, естественно, и изучения фольклора названных народов. В связи с этим весьма остро должен встать вопрос о сохранении фольклора северных палеоазиатов в том виде, в каком он дошел до сегодняшнего дня. Сохранение фольклора и традиционной культуры северных народов крайне необходимо как одного из важнейших факторов этнического самосохранения самих народов-носителей фольклора. В каком состоянии находится сейчас сохранность танцевальной культуры юкагиров? Видимо, следует напомнить о том, что исследование устного народного творчества юкагиров началось достаточно поздно, после того, как многие племена юкагиров исчезли с лица земли во время опустошительных эпидемий оспы XVII-XVIII вв. Как известно, после тех эпидемий сохранились лишь три локальные группы юкагиров. Это – алайцы Нижней Колымы, когимцы Верхней Колымы и обрусевшие чуванцы современной Чукотки и Магаданской области. В настоящее время все ученые, занимающиеся исследованием духовной и материальной культуры юкагиров, считают, что нижнеколымские и верхнеколымские юкагиры, хотя были близко родственными племенами, в прошлом, видимо, составляли два самостоятельных народа с существенными различиями в языке, фольклоре, во многих компонентах духовной и материальной культуры. Но они – из-за своей, крайней малочисленности и, главное, из-за желания сохранить общими усилиями язык и культуру своих предков, – сплотились и сегодня сохранились как единый народ с общим литературным языком. Следующим положительным фактором, позволяющим решить проблему сохранения фольклора и традиционной культуры, является этническая память. Именно она играет решающую роль в сохранении этноса среди обрусевших, объякутившихся, оламутившихся и очукочившихся юкагиров, которые продолжают причислять себя к юкагирам, сохраняя самоидентичность. Именно этническая память укрепляет решимость многих юкагиров сохранять свой язык, фольклор, культуру, оставленных им на вечное хранение предками. А в деле сохранения этнической памяти у подрастающего поколения особую роль играет преподавание родного юкагирского языка и культуры в Нелемнинской и Андрюшкинской средних школах, в местах компактного проживания лесных и тундренных юкагиров. Сам факт преподавания родного языка и культуры в этих школах является самым обнадеживающим положительным фактором сохранения лучших образцов фольклора и традиционной культуры народа, в том числе танцевальной. Таким образом, несмотря на то, что фольклор юкагиров фактически прекратил функционирование в своей привычной устной разговорной форме, все же имеются реальные условия для его сохранения как одного из средств воспитания подрастающего поколения и как одного из самых главных структур этнической культуры. Как пишет о прошлом юкагиров В.И. Иохельсон, голодовки, эпидемии, нищенская жизнь привели к тому, что к концу XIX в. юкагиры утратили многие особенности своей древней культуры. Очевидно, были забыты и многие игры, развлечения и празднества. О них сохранились лишь воспоминания. В. И. Иохельсон в 1909 г. так описывал юкагирский танец: «Весь танец состоит из четырех па. Сперва левая нога двигается по земле налево, после этого правая нога тем же движением продвигается к левой и, наконец, танцор ударяет о землю дважды обеими подошвами, становясь на полупальцы не двигаясь с места». В 1959 г. в пос. Нелемное Верхнеколымского района В.И. Иохельсоном удалось зафиксировать следующее основное движение юкагирского хороводного танца: легкий прыжок влево по кругу на полупальцы левой ноги, правая нога приподнята и подведена к левой, на полупальцы, затем переход с полупальцев на обе стопы ног, носки и пятки вместе; подъем на полупальцы обеих ног и вновь переход с полупальцев на обе стопы; новый подъем на полупальцы обеих ног. Таким образом, основное движение танца до сих пор осталось неизменным. И то, что видел В.И. Иохельсон полвека тому назад, сохранилось до наших дней. Зато исполнение этого движения, ритм и темп танца изменились. Движение исполняется с легким прыжком, пружиня в коленях. Причем темп исполнения быстрый, затем он доходит до очень быстрого, и если бы не отстукивание стопами о землю, то, казалось бы, что весь круг почти висит в воздухе. Такое исполнение требует большой слаженности и чувства ритма. Этим объясняется то, что юкагирский танец исполняют не более двадцати человек. В.И. Иохельсоном записаны отдельные слова пения, сопровождавшего этот танец: «hеуо-hеуо» и «hе'ке-поко». Но «тунгусские юкагиры не знают их значения и считают их чистым звукоподражанием». В.И. Иохельсону удалось записать со слов юкагира П.И. Турпанова (пос. Нелемное) отдельные запевы к другому хороводному танцу: «эрэhэтля доhутля» (повторяется 2—3 раза) и «этhлеугэгэ» (3 раза). Слова произносит запевала, а затем повторяют все исполнители танца. Это призыв ко всем желающим встать в круг. Еще один запев к танцу звучит так: «талэ-талэ-ку, талэ-талэ-ку, ала наиде галику» (2 раза). Все эти отдельные слова перевода не имеют, значение их никто не мог объяснить. Слова произносят и повторяют до тех пор, пока не образуется замкнутый круг из танцующих пар. Как только круг замкнулся, все участники издают придыхательные звуки «hм», «hа». Они как бы подготавливают себя к новому движению, внутренне собираясь, ритм танца убыстряется. Среди исполнителей находятся один или два человека, которые искусно имитируют различные звуки, издаваемые птицами и животными. Пока круг вращается, они выкрикивают отдельные подражательные звуки, иногда два человека на отдельных звукоподражаниях устраивают перекличку птиц или животных. Юкагирские танцы, как и танцы их соседей, сопровождались отдельными звукоподражаниями, ритмическими придыханиями, хорканьем. Песен-импровизаций, как правило, не было. Основу танцевального сопровождения любого танца составляет ритм, а у юкагиров ритм прослеживается особенно четко, он создается ударами ноги о землю, звоном подвесок на костюме и на переднике. Слова, сопровождающие танец, по всей вероятности, являются более поздними по происхождению; возможно, они заимствованы от эвенков и чукчей. Приведем описание юкагирского танца с запевом, сделанное В.И. Иохельсоном в пос. Нелемное Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия). Начало танца простое: переступание с ноги на ногу. Ведущий, взяв под руки стоящих рядом, крикнув «эраhат», заводит танец. Исполнители делают шаг левой ногой влево по кругу, корпус наклоняется влево, правая нога чуть отрывается от земли. На слог «хля» тяжесть корпуса переходит на правую ногу, левая нога чуть отрывается от земли. Как только образовался замкнутый круг, все участники переходят на придыхательные звуки «hм», «hа» и начинают делать основное движение юкагирского танца: легкие перескоки и удары стоп, описанные выше. Кроме основного кругового танца В.И. Иохельсон отметил у юкагиров и танец «ЛЕБЕДЬ». В этом танце в центре круга стояла сольная пара, которая представляла любовную пару лебедей. Весь круг вращался по ходу солнца вокруг них. Солисты проделывали самостоятельные движения, не связанные с общим кругом, а именно «лебедь кружится вокруг лебедки, поднимая попеременно-то правое, то левое крыло (руку), в то время как лебедка старается избежать его прикосновения». По мнению исследователя, этот танец преобразован из кругового и парного танца. Можно предположить, что в прошлом у юкагиров, как и у их соседей, существовали отдельные движения подражания птицам. Эти движения вполне могли существовать и исполняться в качестве самостоятельного парного танца. Сами юкагиры рассказывали: «В прошлом у нас был танец «Лебедь», танцевали его два человека — обычно женщины. Они становились рядом, поочередно взмахивали то правой, то левой рукой, подражая взмахам крыльев. Голову резко закидывали то вправо, то влево, как лебедь шею, а голосом подражали разным звукам лебедя: то трубному пению, то звукам «гат-гонг», то шипящим «кли-кли-кли>>. Ноги в танце участия не принимали». ? Глава 2 Отличительные черты в хореографии коренных народов Севера. (на примере конкретных народов) 2.1 Танцевальная культура народов Севера: Эвены. Эвен (самоназвание), устаревшее русское - ламуты ("приморские жители", от эвенкийского ламу - "море"). Эвены родственный эвенкам народ расселены небольшими группами на обширной территории Магаданской и Камчатской областей, Хабаровского края и Республики Саха (Якутия). Численность эвенов составляет около 17 тыс. человек. На территории Якутии их насчитывается 9216 человек. Основным занятием эвенов было оленеводство, которое обусловило формирование особого, кочевого уклада жизни, самобытной культуры. Народ выработал своеобразное мировосприятие, прежде всего через свою хозяйственную организацию. Олень давал эвену все основные источники его существования. Одновременно он оказывал огромное влияние на родовую организацию кочевников, регламентировал их взаимоотношения. Ритуальная культура эвенов всецело исходила и определялась их оленеводческо-охотничьим хозяйством. Мировосприятие, миропознание и миропонимание народа формировались под непосредственным влиянием уклада и образа жизни кочевника – этого сына северной природы. Именно это обстоятельство сыграло решающую роль в становлении определенных черт традиционного мировоззрения эвенов. Вполне понятно, что мировоззрение любого народа, в данном случае и эвенов, подвергается весьма сильному влиянию соседних народов. Для эвенов - это были эвенки, юкагиры, коряки, якуты, русские и другие народы. Поэтому в их религиозных представлениях соседствовали и некоторые христианские, и шаманистические, и анимистические представления. Духи природы и конкретной местности, культ медведя, оленя, предков сохранялись в памяти народа. Объектами поклонения являлись солнце, луна и другие светила. В прошлом, обрядовые обычаи эвенов включали массовые общеплеменные ритуальные празднества, содержащие благопожелания и религиозные песни-пляски, личные взаимодействия человека с миром духов на основе шаманства. Особое место занимала охота на медведя, регламентированная строгими правилами и обрядами. По случаю добычи медведя устраивали Медвежий праздник. Танцы были основным развлечением после долгих месяцев зимы, ограниченной семейным кругом, бесконечных скитаний охотников в тундре. Девушки готовились к летнему хороводу с зимы, расшивая бисером и подшейным волосом оленя фартуки, кафтаны и капорообразные шапки из желтоватой дымленой или белой ровдуги. Традиционная хореография тунгусских народов (эвенов и эвенков), широко расселенных по центральной и восточной Сибири, имеет общую систему круговых танцев-хороводов с пением и обладает жанровой самостоятельностью, функционируя в общеэтнических, семейных и шаманских празднествах.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Культурология, 27 страниц
520 руб.
Курсовая работа, Культурология, 26 страниц
380 руб.
Курсовая работа, Культурология, 32 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Культурология, 51 страница
450 руб.
Курсовая работа, Культурология, 13 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Культурология, 12 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg