Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Детские конфликты: 4-5 лет диагностика и профилактика

baby_devochka 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.06.2022
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и эмпирических исследований по проблеме «Детские конфликты: диагностика и профилактика». В ходе исследования ставились следующие задачи: 1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы выделить основные подходы к изучению проблемы детских конфликтов. 2. Определить особенности конфликтов у дошкольников. 4. Рассмотреть возможные способы профилактики и диагностики конфликтов в дошкольном возрасте. 5.Обобщить полученную информацию по результатам исследования. Объект: Диагностика и профилактика конфликтного поведения детей Предмет: Социальное взаимодействие детей Гипотеза: Профилактика и диагностика конфликтов помогают поддерживать благоприятный климат в детском коллективе.
Введение

Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу. Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда в семье присутствует любовь и взаимопонимание. Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк. Родителям важно помнить, что когда-то они тоже были детьми и проходили те же пути жизни, ведь без этого никак. Поэтому не стоит кричать на них и тем более наказывать за проступки, которые сделанные по не опытности своего возраста. Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности. Конфликты в любых отношениях это естественное, нормальное составляющее. Люди в силу своей естественной природной эгоистичности не всегда готовы уступать, а порой хотят настаивать, что так и должно быть. Все мы любим чтобы мир был таким как нам хочется. Это у нас некие своеобразные детские привычки, когда ребенок представлял, что мир есть продолжение его представлений. Мама, игрушки, вещи и прочее, возникает потому что ему так хочется. Мы вырастаем, но где-то эти детские отголоски всё равно продолжают иметь место быть. Конфликты рождаются от ожидания, что окружающие будут соответствовать нашим идеалам и когда этого не происходит, мы не упускаем возможности выявить агрессию. В дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого ему очень необходима. Конфликт у детей всегда является актуальной проблемой. Основная причина агрессии ребенка — это то что ребёнок не понимает, что с ним происходит, не может распознать их, выразить как он хочет поступать. В первую очередь важно понимать, что дети не рождаются с навыками дипломатии и нормами морали. Более того, им бывает действительно сложно контролировать свое поведение до 5-6 лет. Поэтому нет смысла ругать за то, что они жадные, не дружные или не послушные, а есть смысл обучать. Известно, что в детском коллективе конфликтных ситуаций очень много и во многих бывает сложно разобраться. Некоторые конфликты у детей могут пройти сами собой. Небольшие стычки и ссоры можно расценить, как первые жизненные уроки взаимодействия со сверстниками. Конфликты всегда сопровождаются переживанием эмоции, которые всегда негативно влияют на наше состояние. Несмотря на это большинство конфликтующийх детей обычно настаивают на праве на негативные переживания. Призыв привести в порядок свои эмоции воспринимается ими как призыв к поражению. Конфликт является наиболее острым способом разрешений противоречий и обычно сопровождаются негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. В дошкольном возрасте общение детей друг с другом существенно меняется по всем параметрам: меняется содержание потребностей, мотивов и средств общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, но в них есть качественные сдвиги, как бы переломы Задача взрослых (родителей, воспитателей) - научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, которые включают в себя умение выражать свое желание, прислушиваться к желанию другого, соглашаться. Естественно, что в основу техники открытого разговора чаще всего бывает положена идея достижения компромисса у детей. Не менее важным является также умение прийти к согласованной точке зрения по принципиальным вопросам и придерживаться выработанных решений. Главное, что это позволит детям уйти от конфликтов и разрешить противоречия, двигаясь к взаимному согласию. Эмоции играют значительную роль и в ситуации конфликта. Порой детские эмоции переполняют сознание, способны заставить их действовать нерационально. Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что систематизирован материал по проблемам межличностных отношений. Получены экспериментальные данные об особенностях диагностики межличностных отношений, позволяющие организовать дальнейшую коррекционную работу
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы 5 1.1 Понятие и характеристика конфликта. 5 1.2 Причины возникновения конфликта в детских коллективах и способы решения 13 1.3 Профилактика конфликтов у детей дошкольного возраста 14 Глава 2.Опытно-эксперементальная работа по профилактике конфликтов средствами игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста 2.1 Методы профилактики конфликтов у дошкольников в игровой деятельности 18 2.2 Опытно-экспериментальная работа по профилактике конфликтов 29 Заключение 32 Список литературы: 34
Список литературы

1. Терещук, Р. К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М.. 1986. — 21 с. 2.УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Брюхова Н.Г., Кайгородов Б.В., Кузнецова Ю.В., Майсак Н.В., Романова О.В., Тайсаева С.Б., Тимашева Л.В., Яковец Д.А Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.2003 – 123 с 3. А.Ю. Живага. Управление конфликтами и стрессами в организации. Учебное пособие г. Южно-Сахалинск СахГУ 2019 г. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000. - 464с. 5. И.Е. ВОРОЖЕЙКИН А.Я. КИБАНОВ Д.К. ЗАХАРОВ Конфликтология 199 6 г Кашапов М.М. теория и практика решений конфликтных ситуаций. Учебное пособие/ Пд научн. Ред. Проф. А. В. Карпова М – Ярославль Ремдер, 2003 183 с А.Я Анцупов, С.В. Баклановский Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие. 2-е издание, переработанное. Москва.Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск 2009 Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.2003 – 123 с. 4.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с. Шумилин А.П. Межличностные конфликты в дошкольном возрасте / Ред. А.П. Шумилин – М.: МГУ, 2006. – 121 с 5 Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 2005. - №10. 6 Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта // Вопросы психологии. – 2001 – № 2. – С.2–5. 7 Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - М., 2002. 11 Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта./ Н.В. Гришина – М.: СПб. ПИТЕР.2000 – 456 с. 12 Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей / Т.Г. Григорьева – М.: Издательство Новосибирского университета. Совершенство. 2001 – 259 с. 13 Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения // Вопросы психологии №2 – 2001 – С.99-106 14 Донцов А.И. Проблема групповой сплоченности. / А.И. Донцов – М.: 2001 – 215 с. 16 Купина Н.А. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры./ Н.А. Купина, Н.Е. Богуславская Н.Е. – М.:2001 – 176 с. 17 Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия. 2004 – 315 с. 18 Клюева Н.В. Учим общению. Характер. коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина – М.: Ярославль. Академия развития. 2006 – 225 с. 19 Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология./Я.Л. Коломенский – СПб: Питер. 2001 – 416 с. 20 Коротаева В.В. «Хочу, могу, умею!» Обучение, погруженное в общение /В.В. Коротаева – М.: «КСП». Институт психологии РАН. 2007 – 85 с. 21 Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. Книга для учителя./В.П. Кащенко – М.: Просвещение.2004. – 389 с. 22 Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. // Вопр. психол. – 2003 – №1. С. 13-23. 23 Лозоцева В.Н. Роль педагога в преодолении конфликтов // Вопросы психологии №1 2001 – с. 79-87 24 Лисецкий М.С. Психология межличностного конфликта в старшем дошкольном возрасте./М.С. Лисецкий – М.: Самара. 2006. – 315 с. 25 Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. – М.: Воронеж.2005 – 156 с. 26 Лямина Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада Пособие для педагога дет. сада /В.В. Гербова Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; Сост. Г. М. Лямина. - М.: Просвещение. 2004 – 265 с. 27 Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – М.: Самара. Изд. Дом «БАХРАХ», 2004 – с.197-244. 28 Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для педагога./ Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик.- 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2003 – 210 с. 29 Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики личности. / Л.В. Мургулец – М.: 2002. – 251 с. 30 Макаренко А.С. Игра. - Соч. в 7-ми т., т, 4, М., 1957, с, 375. 31 Мухина В.С. Психология дошкольника. /В.С. Мухина – М: Гардарики. 2000 – 239 с. 32 Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – М.: ВЛАДОС.1990. – 192 с. 33 Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы / А.А. Осипов – М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. 34 Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 2004 – 415 с. 35 Петрусинский В.В. Игры, обучение, тренинг / под редакцией В.В. Петрусинского В четырёх книгах. - М.: Новая школа. 2004 – 285 с. 36 Панфилова М.Ф. Игротерапия общения. / М.Ф. Панфилова – М.: ТОО «ИнтелТех».2005 – 89 с. 37 Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина – М.: 2001 – 196 с. 38 Петровский А.В. Коллектив.//Общая психология – М.: 2005 – 267 с. 39 Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978. 40 Рубинштейн СЛ. / Основы общей психологии. В 2 т. – М.: Педагогика. 1989. - Т. 1. - 488 с. 41 Рыбакова М. М. Межличностные конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. / М.М. Рыбакова – М.: Просвещение, 2001. – С. 128. 42 Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. / Л.И. Снигирева – М.: Минск, 2005 – 123 с. 43 Сухомлинский В.А. / Методика воспитания коллектива – М.: Просвещение. 1981. – 396 с. 45 Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова – М.: Владос, 2003. – 160 с. 48 Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. / К. Флейк-Хобсон, Б.Е. Робинсон Б.Е., П. Скин – М.: Серия «Мастера психологии». 2003 - 165 с. 51 Шумилин А.П. Межличностные конфликты в дошкольном возрасте / Ред. А.П. Шумилин – М.: МГУ, 2006. – 121 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретический анализ проблемы 1.1 Понятие и характеристика конфликта. Теория конфликта – отдельная отрасль научного знания, изучающая социальную природу, причину, типы и динамику конфликтов; пути, методы, средства их предупреждения и регулирования. конфликтология как область междисциплинарного исследования развивается в тесной связи с философией, социологией, психологией, историей, правом, этикой, экономикой, менеджментом и рядом других наук. В зависимости от ориентации исследования конфликт изучается как проявление социальной диалектики (макроуровень), как фактор развития социальной системы и социальных отношений (мезоуровень), как отражение в психике и сознании людей социальных противоречий и разногласий (микроуровень).[номер книги3. А.Ю. Живага. 6 с] Конфликт (от лат. “conflictus” – столкновение) – столкновение противоположных интересов, взглядов или мнений. Это наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [номер книги3. А.Ю. Живага. 9 с] Психологический конфликт возникает при определенных условиях. Внеш¬ние условия должны быть таковы, что «удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности или становится вовсе невозмож-ным, или ставится под угрозу» (там же). Возникновение этих внешних усло¬вий конфликта неизбежно вследствие ограничений, диктуемых общественной жизнью, а также в силу того, что на основе удовлетворения одних мотивов возникают другие, неудовлетворенные, и т. д. Однако психологический конфликт воз¬никает, только если эти внешние условия по¬рождают определенные внутренние условия,которые представляют собой противоречия между различными мотивами и отношения¬ми личности или между ее возможностями истремлениями. .[книга Гришина стр 93] Противоречия могут возникнуть в результате разных взглядов на некоторые ценности, информацию, обстоятельства. Несмотря на то, что разногласия зачастую можно предсказать, чаще всего они являются непредвиденными и зависят не только от предмета спора, но и от личностей этого спора. Известно, что дошкольнику трудно сотрудничать и общаться, особенно со сверстниками. Нередко в ходе общения и происходят конфликты, возникают обиды, ссоры, соперничество.Причины, вызывающие конфликты, настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. Конфликт по-своему объединяет людей общностью ситуации, позволяя им больше узнать друг о друге в процессе взаимодействия. [книга Гришина стр 38] По мнению А.А. Леонтьева, общение следует рассматривать как «процесс или процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности – группы, коллектива, общества в целом, процессы по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости» По мнению видного конфликтолога К. Боулдинга, общий диапазон представлений ученых относительно роли и места конфликта в динамике жизни общества представляет собой некий континуум подходов: на одном его полюсе находятся те, которые рассматривают развитие общества в целом почти исключительно через борьбу и конфликт. Для Парсонса конфликт деструктивен, дисфункционален и разрушителен. Слову «конфликт» Парсонс предпочитает термин «напряжение» (tension или strain), рассматривая конфликт как «эндемическую» форму болезни социального организма. Конфликт, по Зиммелю, не всегда и не обязательно приводит к разрушениям; напротив, он может выполнять важнейшие функции сохранения социальных отношений и социальных систем. Зиммелем сформулирован ряд положений, связанных с функциями конфликта, касающимися участвующих в конфликте сторон, а также социального целого, в рамках которого развивается конфликт. Конфликт — это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Хотя конфликт, возможно, и не лучшая форма человеческого взаимодействия, мы должны перестать воспринимать его как какую-то патологию или аномалию. Конфликт — это нормально. .[книга Гришина стр 48] В конфликте можно найти и ценность, в том, что он даёт стимул к изменениям. К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты. Согласно теории А. Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделив в них пять иерархически связанных уровней, куда входят следующие потребности: физиологические; в безопасности и защищенности; социальные; потребности в уважении; потребности самовыражения. В случае неудовлетворения любой из этих потребностей человек может идти на конфликт. Можно использовать более обобщенную градацию блокированных потребностей — материальные, социальные и духовные. 1.2 Причины возникновения конфликта в детских коллективах и способы решения. В каждой группе есть дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые; к непопулярным определяют агрессивных, неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые. Они стараются с ними не связывать или обходить их стороной. Целевая структура кон¬фликтной ситуации, исходя из нашей позиции, должна описываться в трех. 1 Цели участников конфликтной ситуации, связанные с предметной сто¬роной конфликта, за которыми стоят мотивы получения желаемого ре¬ 2 Цели участников конфликта, связанные с социальными аспектами конфликта (их взаимоотношениями друг с другом). 3 Цели участников конфликта, связанные с психологической потребно¬стью в обосновании своей позиции/действий для себя и/или для других. .[[книга Гришина 244] В определенном смысле конфликтная ситуация содержит в себе парадокс. С одной стороны, в конфликте изначально присутствует оправдание своей позиции и своих действий («смысла для себя»): каждый из участников конфликта уверен в своей правоте, он делает «правильно», а партнер — «непра¬вильно» (даже если обнаруживается готовность признать собственную не правоту в частностях, то все равно он «более прав», чем партнер). С другой стороны, конфликтная ситуация «по определению» содержит в себе множественность (или как минимум двойственность) альтернатив: само противодействие сторон направлено на то, чтобы добиться от партнера желаемых действий, желаемого поведения.[[книга Гришина 245-246] Наш российский ученый, физиолог И. П. Павлов обратил внимание на то, что реакция агрессивности является врожденной, но проявляется по-разному в зависимости от типа нервной системы. Типы нервной системы по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный тип- сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип –флегматик; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – холерик; слабый тип – меланхолик. Холерики легко и быстро возбуждаются, их реакция слишком эмоциональна, в ответ на чью–то выходку они могут отреагировать мгновенно - крикнуть, стукнуть, толкнуть и т.д. Флегматичные люди долго терпят, но если вы их достанете, мало не покажется. Сангвиники не будут проявлять агрессию без надобности, но при необходимости могут постоять за себя. Меланхолики впечатлительны и ранимы, они постараются сделать все возможное, чтобы их не заметили, даже если они обидятся. Напомним, что традиционные стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, различаются в зависимости от их ориентации на достижение своих собственных целей и/или ориентации на цели партнера. Эти стратегии можно считать признанными большинством конфликтологов, хотя разные авторы описывают их в различных терминах: 1) доминирование (конкуренция, соперничество, борьба, напористость); 2) уход (избегание, игнорирование); 3) уступчивость (иногда обозначается как приспособление); 4) сотрудничество (кооперация, интеграция). [книга Гришина стр 247-248] У каждого — свой интеллектуальный и нравственный потолок, в пределах которого он постигает самого себя и оценивает других. Далеко не все способны быть снисходительными, вежливыми и уступчивыми, высказывать свои суждения без запальчивости, сдерживать обиду, возмущение и гнев, избегать «ершистости» и нетерпимости, следовать «золотому правилу» вековой мудрости: поступать с другими так же, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами, т.е. не делать другим того, чего не хочешь себе. [Конфликтология стр 76] Агрессия (от лат. Aggredi- нападать) – индивидуальное или коллективное поведение, действие на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию.[Кашапов М.стр 36] 1.3 Профилактика конфликтов у детей дошкольного возраста Можно выделить основные стратегии и составляющие их компоненты различных способов реагирования человека на трудные ситуации. Активная стратегия реагирования на трудную ситуацию рассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к трудной ситуации, активное преобразование среды. Однако эта активность может носить различный характер: конструктивный — повышение уровня поисковой деятельности, расширение спектра возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи — в целом повышение эффективности деятельности и общения; деструктивный — дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому или самому себе, ухудшение функционирования и т. д., нервные вспышки, истерические реакции. Пассивная стратегия поведения, деятельности и общения в трудной ситуации может быть реализована также в двух формах: приспособление — рассматривается как отказ от отстаивания интересов и целей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам, снижение эффективности деятельности до уровня, который соответствует изменившимся условиям, и др.; уход от ситуации — реализуется в таких поведенческих проявлениях, как избегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии, употребление алкоголя, наркотиков и т. д.[Анцупов стр 87] Психологи выделяют наиболее распространенные стратегии поведения модифицированном виде: Уход(избегание, бездействие) – межличностные отношения не играют решающей роли, не становятся они и причиной, заставляющей решить проблему. В совокупности с низкой личной заинтересованностью в решении противоречия, отсутсвием желания учитывать интересы оппонента эти характеристики позволяют уйти от активных действий, но не избежать конфликта в будущем; Принуждение( борьба, соперничество) – по сравнению с поставленной целью ценность межличностных отношений при реализации данной стратегии незначительна. Не берутся в счет и потребности оппонента. На первый план выходящт личные интересы. Подробный стиль поведения характерен для деструктивной модели, как правило, разрушающей взаимодействия сторон; Уступка(приспособление) – это своего рода жертвование личными интересами, заявление, что настоящие интересы лежат з пределами конфликтной ситуации. Оппонент стремится сохранить определенный уровень взаимоотношений, признает приоритет соперника; Компромисс – стратегия баланса между сохранением и развитием отношения, с одной стороны, и соблюдением своих интересов сторон – с другой. Её основой становятся обоюдные и разумные отступления в требованиях; Сотрудничество – стратегия, признающая высокую ценность как межличностных отношений, так и интересов сторон конфликта. Четкое осознание первой характеристики позволяет искать все возможные варианты решения проблемы при максимальном учете требований оппонентов. Три основные педагогические стратегии для разрешения конфликтов в детском коллективе: 1. Стратегия игнорирования. Несомненно, что дети получают при этом определенный опыт социального конфликта, но едва ли получают опыт социального примирения. Если не помочь враждующим сторонам услышать и понять друг друга, сами они этому, как правило, не научаются. 2. Стратегия подавления и наказания. Наиболее простая и распространенная стратегия: конфликтующих детей отругать, развести по углам, наказать. Такая стратегия приводит к тому, что явные конфликты затухают, но некоторые дети делают из этого вывод, что выяснять отношения лучше тайком, в укромном месте, не на глазах взрослого. Конфликт, не законченный в группе, будет продолжен за её границей. 3. Стратегия сотрудничества. Самая сложная и самая эффективная стратегия, состоящая в том, что взрослый помогает детям разобраться в их внутренних переживаниях, которые привели к конфликту, и вместе с ними пытается изобрести и опробовать различные способы примирения. Можно, конечно, примирить ссорящихся детей каким-то универсальным ходом – например, увлечь по-настоящему интересным совместным делом. Но только тогда, когда конфликт не слишком глубок. Правда, в любом случае опыт такого примирения заведомо поверхностный помогает лишь ситуативно. Ведь конфликт – всего лишь маркер каких-то внутренних напряжений, которые переживают дети. Особенно если конфликты возобновляются снова и снова, если ребенок отличается повышенной конфликтностью. Вывод: В первой главе мы с помощью психолого-педагогической литературы выявили понятия конфликта, его суть и социальную роль, классифицировали конфликты. Определили особенности конфликтов в дошкольном возрасте, причины их возникновения и пути их разрешения. Глава 2. Практический анализ проблемы 2.1 Методы профилактики конфликтов у дошкольников в игровой деятельности В нашем эксперименте для разработки занятий по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности определены следующие факторы конфликтности: 1) социальный статус; 2) коммуникативные умения; 3) нормы поведения Где, оценочными критериями выступили: коммуникативные способности – понимание ситуаций, уровень проявления организаторских или коммуникативных способностей; знание норм поведения. Для реализации поставленных задач в ходе работы использовались следующие эмпирические методы: характеристики дошкольника, изучаются статусная структура, определяются психологические особенности, влияющих на конфликты среди дошкольников и причины конфликтов. Опыт показывает, что выявленные на этом этапе характеристики – важные диагностические показатели для последующих этапов опытно-экспериментальной работы Методика А. Рамонова. регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого».(см приложение 1) Цель: опытно-экспериментальной работы является разработка и реализация занятий по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности, определение их эффективности. Объект исследования: образовательный процесс в ……………... Предмет исследования: процесс профилактики конфликтов в дошкольном возрасте. Задачи исследования: 1)провести диагностические мероприятия по определению особенностей, выявление причин, влияющих на конфликты среди дошкольников; 2)на основании полученных результатов в ходе диагностических занятий разработать и реализовать мероприятия по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности; 3)определить эффективность предложенных занятий Для решения поставленных задач использовались методы: 1)наблюдение; социометрия; 2)математическая обработка и интерпретация результатов База исследования: В нашем исследовании принимало 15 детей в возрасте 4-5 лет. Детский сад. ЧДУ «Аладдин» Республики Северной Осетии Алании, г. Владикавказ. Исследование проводилось с согласия родителей. Задача воспитателей состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить своё желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребёнок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто подчиняться требованиям педагога или более сильного партнёра. Поэтому главная задача педагога – помочь детям увидеть в каждом человеке, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из конфликтной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта [Шумилин ,с.21] Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников[Бондаренко,с.11]. Каждый из дошкольников может играть по отношению к другому роли старшего, равного или младшего по-своему психологическому статусу. Если дошкольник принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Поэтому в игре важно понять, какую роль играет дошкольник, и какую роль он ожидает. Психологически наиболее комфортной ролью нередко является роль старшего. Но эта роль потенциально более конфликтна, поскольку она именно чаще всего не устраивает других. Он не хочет играть роль младшего. Поэтому, при организации сюжетно-ролевых игр, педагог должен избегать распределения доминированных ролей. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимодействие дошкольников на равных [Бондаренко,с.12]. В педагогической практике можно выделить три основные стратегии по разрешению конфликтами [Шумиллин с 23]. 1. Стратегия игнорирования. Несомненно, что дошкольники получают при этом определенный опыт социального конфликта, но едва ли получают опыт социального примирения. Если не помочь враждующим сторонам услышать и понять друг друга, сами они этому, как правило, не научаются. Драка – это предельно ожесточенная точка конфликта, и абсолютное большинство драчунов сами не понимают, почему их тянет драться. Так, что если детские драки игнорировать, они будут возобновляться снова и снова. А главное – детские души будет разъедать растущее чувство взаимной ненависти. 2. Стратегия подавления и наказания. Наиболее простая и распространенная стратегия: драчунов отругать, развести по углам, примерно наказать, вызвать родителей. Такая стратегия приводит к тому, что явные конфликты затухают, но некоторые дошкольники делают из этого вывод, что выяснять отношения с помощью кулаков нужно тайком, в укромном месте. Драка, не законченная в группе, будет продолжена за её границей. И для каких-то детей драка такого рода будет признаком дополнительного геройства: это уже не только драка друг с другом, но и заочная драка с наказывающим их взрослым [Шумилинс.23]. 3. Стратегия сотрудничества. Самая сложная и самая эффективная стратегия, состоящая в том, что взрослый помогает детям разобраться в их внутренних переживаниях, которые привели к драке, и вместе с ними пытается изобрести и опробовать различные способы примирения. Можно, конечно, ситуативно примирить ссорящихся каким-то универсальным педагогическим ходом – например, увлечь игрой или каким-то по-настоящему интересным совместным делом. Но только тогда, когда конфликт не слишком глубок. Правда, в любом случае опыт такого примирения заведомо поверхностный и помогает лишь ситуативно. Ведь конфликт – всего лишь маркер каких-то внутренних напряжений, которые переживают дошкольники. Особенно если конфликты возобновляются снова и снова, если ребенок отличается повышенной конфликтностью [Шумилин,с.24] Каждый из дошкольников может играть по отношению к другому роли старшего, равного или младшего по-своему психологическому статусу. Если дошкольник принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Поэтому в игре важно понять, какую роль играет дошкольник, и какую роль он ожидает. Психологически наиболее комфортной ролью нередко является роль старшего. Но эта роль потенциально более конфликтна, поскольку она именно чаще всего не устраивает других. Он не хочет играть роль младшего. Поэтому, при организации сюжетно-ролевых игр, педагог должен избегать распределения доминированных ролей. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимодействие дошкольников на равных [.Леонтьев,с.12]. Вывод: В первой главе мы с помощью психолого-педагогической литературы выявили понятия конфликта, его суть и социальную роль, классифицировали конфликты. Определили особенности конфликтов в дошкольном возрасте, причины их возникновения и пути их разрешения. 2.2 Опытно-экспериментальная работа по профилактике конфликтов Для изучения проблемы конфликтов среди дошкольников мы провели теоретический анализ литературы, который показал, что без учета педагогических и специфических особенностей, факторов, влияющих на возникновение конфликтов, и выявления причин конфликтов, а также при правильном методе предотвращение конфликтов не будет эффективным и наиболее важной средой для развития личности дошкольников является общество сверстников. Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации. Во-вторых, это специфический вид деятельности и взаимоотношений, где вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться группе, соотносить личные интересы с общественными. В-третьих, это особый вид эмоционального контакта. Сознание принадлежности к группе, солидарности и дружеской взаимопомощи не только способствует автономии дошкольника от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и стабильности. Цель данного этапа состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов дошкольника со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач: 1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении 2. Развитие у детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения; 3. Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей; 4. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний. 5. Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях Указанные цели и задачи достигаются входе развивающих занятий, проводимых раз в неделю для старших дошкольников с различным уровнем развития (группами не более 6-7 детей). Их продолжительность составляет 30-40 минут. Обогащение педагогического процесса семиотикой цветовой гаммы (все пособия раскрашены в определённые цвета, даже если цвет не несёт определённой функциональной нагрузки) даёт дополнительные возможности для более успешной работы.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Конфликтология, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 25 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 21 страница
252 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 39 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg