Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика изучения словосочетания в начальной школе

baby_devochka 264 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 22 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.06.2022
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс, способствующий изучению словосочетания в начальных классах. Предмет исследования – приёмы работы, направленные на изучение словосочетания на уроках русского языка. Цель работы – описать приёмы работы, направленные на изучение словосочетания на уроках русского языка. Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач: 1) изучить лингвистическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования; 2) проанализировать учебники «Русский язык» В.П. Канакиной («УМК «Школа России») с целью изучения словосочетания; 3) описать приёмы работы, направленные на изучение словосочетания на уроках русского языка; 4) показать методические приёмы изучения словосочетания в начальных классах; 5) разработать задания, направленные на коррекцию знаний по теме «Словосочетание». Методы исследования: изучение научной и методической литературы, наблюдение, анализ, изучение передового опыта. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы учителем начальных классах на уроках русского языка. Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Введение

Русский язык очень важен и необходим в системе школьных предметов. Он является не только объектом изучения, но и средством обучения. На уроках русского языка обучающиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки, с помощью которых они усваивают знания по другим предметам. Одной из важных проблем при обучении русскому языку младших школьников является проблема организации работы со словосочетаниями. Важнейшей задачей изучения русского языка в современной школе является воспитание личности, которая свободно осуществляет речевое общение в устой и письменной форме. Ориентированность на современные методы обучения, условия изменчивости образования, которые направлены на активизацию познавательной активности младших школьников, ставят перед начальной школой задачу обновления содержания учебного процесса на уроках русского языка, поиск новых подходов к изучению языковых единиц, в том числе и словосочетания.Основной целью обучения младших школьников русскому языку соответствуя современной программе является развитие речи и мышления, понимание элементов грамматического строя русского языка, воспитание патриотизма. Обучать младших школьников словосочетаниям — значит работать над элементами мысли; учить детей пониманию словосочетаний — значит учить их пониманию логических отношений. Изучение разных групп словосочетаний в структуре предложения и параллельно в последовательном тексте будет способствовать речевому развитию младших школьников. Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа, поэтому как учебный предмет он имеет первостепенное значение, поскольку является не только предметом изучения системы знаний, на основе который формируются практические навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания обучающихся. Период обучения в начальных классах характеризуется усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала, в котором одно из мест занимает изучение темы «Словосочетание». Установлено, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается обучающимися, именно в словосочетании: это ошибки в управлении и согласовании. Во избежание синтаксических ошибок в словосочетаниях необходимо выполнять следующие задания: 1) выделять словосочетание в предложении и устанавливать связи между словами при помощи вопросов; 2) составлять самостоятельные словосочетания при изучении частей речи. Выполнение данных заданий важно не только для развития речи, но и для изучения грамматики, для ясного понимания детьми внутренних связей в предложении. При формировании грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста закладывается умение пользоваться синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения логического монологического высказывания. Здесь основная цель — научить детей сознательно пользоваться словосочетаниями при передаче своих мыслей и при построении высказывания любого типа, а также понимать уместность применения предложений разных типов в разных контекстах. Значение работы над словосочетанием в начальной школе: 1) у младших школьников закрепляется опыт построения словосочетаний на основе усвоенных в детстве моделей; 2) на основе восприятия, анализа, построения словосочетаний ребенок овладевает традиционными связями между словами, постигает сущность лексической сочетаемости (так говорят, так не говорят); 3) обнаруживаются, укрепляются словесные ассоциации младших школьников; 4) закладывается основа для осознанного использования обучающимися синтаксических конструкций в процессе собственной речевой деятельности. Актуальность нашего исследования определена тем, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается обучающимися в словосочетании. Знание правил сочетаемости слов содействует развитию и совершенствованию строя речи обучающихся, а также, продиктовано необходимостью формирования умения обдуманно пользоваться словосочетаниями для выражения своих мыслей.
Содержание

Введение Глава 1. Теоретические основы исследования 1.1. Словосочетание как единица синтаксиса 1.2. Психолого-педагогические особенности работы над словосочетанием младшими школьниками Глава 2. Методика изучения словосочетания в начальной школе 2.1. Анализ учебников «Русский язык» В.П. Канакиной на предмет представленности в них материала о словосочетании 2.2. Приёмы работы над словосочетанием 2.3. Типы упражнений по изучению словосочетаний Заключение Список литературы Приложение
Список литературы

Список литературы 1. (б.д.). Получено из (https://studopedia.ru/22_134566_sintaksicheskaya-rabota-kak-odno-iz-napravleniy-razvitiya-rechi.html) 2. А.М. Земский, С. К. (2000). Русский язык. Синтаксис. , 2 часть. Москва: ACADEMA. 3. Быстрова, Е. (2004). Обучение русскому языку в школе. Москва: Дрофа. 4. В.П. Канакина, В. Г. (2013). Русский язык 4 класс 1 часть. Москва: Посвещение. 5. В.П. Канакина, В. Г. (2013). Русский язык, 3 класс 1 часть. Москва: Просвещение. 6. Валгина, Н. (2003). Современный русский язык. Синтаксис. Москва: Высшая школа. 7. Выготский, Л. (1999). Мышление и речь. Москва: Лабиринт. 8. Жеребило, Т. (2009). словарь лингвистичесих терминов. Назрань: Пилигрим. 9. Жинкин, Н. (1998). Механизмы речи. Москва: АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК. 10. Львов, М. (2007). Методика преподавания русского языка в начальных классах. Москва: Академия. 11. Рамзаев, Т. (2003). Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. СПб: СпецЛит.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы исследования 1.1. Словосочетание как единица синтаксиса В современном русском языке понятие «синтаксис» употребляется преимущественно в значении одной из областей грамматического строя языка. Термин "синтаксис" также используется для обозначения раздела науки о языке, предметом которого являются синтаксические единицы, синтаксические средства, синтаксические отношения и совокупности правил пунктуации в языке. [ (Жеребило, 2009) C– 325 с.] Таким образом, возможность словосочетаний типа зелёная трава определяется грамматическими свойствами сочетающихся имен: существительное как часть речи способно грамматически подчинять себе прилагательное, а прилагательное, как наиболее согласуемая часть речи, имеет свойство принимать форму, обусловленную формой существительного, что внешне выявляется в его окончании; словосочетания типа перейти дорогу также опираются на грамматические свойства сочетающихся слов: в данном случае даже само грамматическое свойство глагола связано с необходимостью сочетаться с определенной формой имени, переходные глаголы не только способны подчинять себе имена, но и нуждаются в этом для выражения своего собственного значения. Эта переходность обусловлена двойственностью природы словосочетания, которая заключается в следующем: словосочетание строится из отдельных лексических единиц. Функциональная же значимость этих единиц другая — она не поднимается выше значимости лексических единиц. [ (Валгина, 2003)– 4-5] Словосочетание — это соединение двух или нескольких слов, грамматически организованное, служащее для расчленённого обозначения предмета, действия. Грамматическая организованность словосочетания заключается в том, что грамматические свойства одного слова – главного – обуславливают грамматические свойства другого слова – зависимого, например его род, число, падеж. Такая связь слов называется подчинительной. [ (А.М. Земский, 2000) c – 5] В зависимости от количества составляющих компонентов словосочетания делятся на простые и сложные. Простые словосочетания состоят из двух самостоятельных слов. Это слово, распространенное одним компонентом, например: загородная прогулка, лететь самолетом, недостаточно прочный, очень веселый. Обычно в простых словосочетаниях два слова. К простым словосочетаниям относятся словосочетания с аналитической формой слова, например: буду говорить откровенно; самый интересный сюжет. С точки зрения грамматики, к числу простых в семантическом отношении относятся и словосочетания, в которых зависимая часть представляет собой синтаксическое или диалектное единство (независимое словосочетание), например: человек низкого роста (нельзя: человек роста), офицер с загорелым лицом (нельзя: офицер с лицом); девушка шестнадцати лет (нельзя: девушка лет), работать спустя рукава. С точки зрения семантики такие словосочетания равноценны словосочетанию, состоящему из двух слов: низкорослый человек, загорелый офицер, шестнадцатилетняя девушка, работать плохо; такому же типу словосочетания соответствуют словосочетания с фразеолоптическими глагольными образованиями канцелярского или книжного характера — производить осмотр помещения, проявлять интерес к делу, оказывать помощь нуждающимся, вести борьбу с разгильдяйством, принимать участие в соревнованиях (ср.: осматривать помещения, интересоваться делом, помогать нуждающимся, бороться с разгильдяйством, участвовать в соревнованиях). Такие словосочетания представляют собой образования переходной формы от простых к сложным: семантическим они являются — простыми, а структурным — сложными, так как допускаются вычленение из их состава словосочетания, состоящего из двух слов — производить осмотр, проявлять интерес, низкий рост, загорелое лицо, шестнадцать лет, спустя рукава. Словосочетания сложные состоят более чем из двух знаменательных слов. Они представляют собой различную комбинацию простых словосочетаний или слова и простого словосочетания. Возможны некоторые обобщения таких комбинаций. 1. Простое словосочетание и зависимая от него отдельно взятая словоформа: часто применяемый в клинике; кирпичный дом на окраине; настойчиво просить о помощи; красивое платье в горошек. Эти слова могут быть разделены на две части: чаще всего употребляемый - в клинике; кирпичный дом - на окраине; настойчиво просить - о помощи; красивое платье - в горошек. Особенности подобных фраз состоят в том, что зависимые словоформы друг с другом не связаны грамматическим строем, а это дает возможность и по-другому представить внутреннее членение словосочетания: часто - применяемый в клинике; кирпичный - дом на окраине; настойчиво - просить о помощи; красивое - платье в горошек. 2. Стержневое слово и зависимое от него простое словосочетание: здание с белыми колоннами, прочитать интересную книгу, старик с седой бородой, иметь большое желание, готовый к наступлению отряд, близкое к окончанию задание, дерзкая на язык девочка, скупая на цвета природа, вкусное на вид яблоко, тождество двух величин. Особенность строения таких словосочетаний состоит в том, что зависимая словоформа в зависимом простом словосочетании связана только с главным словом этого словосочетания и никакого отношения не имеет к стержневому слову всего сложного словосочетания; такие сложные словосочетания допускают только одно членение: здание - с белыми колоннами; прочитать - интересную книгу; старик - с седой бородой; иметь - большое желание; готовый к наступлению - отряд; близкое к окончанию - задание; дерзкая на язык - девочка; скупая на цвета - природа; вкусное на вид - яблоко; тождество - двух величин. 3. Стержневое слово и две (и более) зависимые словоформы, не образующие словосочетания (т. е. не связанные друг с другом). Вот некоторые глагольные фразы, в которых глагол может быть расширен двумя существительными: положить доски в ряд, вовлечь обучающихся в работу, завернуть книгу в бумагу, превратить воду в пар, вбить кол в землю, вернуть сдачу кассиру, сшить пальто ребенку. В отличие от первых двух групп такие словосочетания не являются продуктом объединения целых словосочетаний. Образование этих словосочетаний можно объяснить лексико-грамматическими свойствами переходных глаголов: они способны распространяться несколькими предложно-падежными формами, т. е. обнаруживают двойную синтаксическую связь: превратить воду и превратить в пар; вбить кол и вбить в землю; вернуть сдачу и вернуть кассиру; сшить пальто и сшить ребенку. Такие словосочетания возможны и среди некоторых субстантивных: превращение воды в пар, вовлечение обучающихся в работу. Нетрудно заметить, что имена существительные в них отглагольного происхождения. Помимо трехсловных словосочетаний могут образовываться также четырехсловные, пятисловные и т. д. словосочетания, причем такие сложные словосочетания строятся по тому же принципу: распределением имеющихся слов в простые или сложные трехсловные словосочетания. Например: готовый бороться — готовый бороться в одиночку, всегда готовый бороться в одиночку; скупая на цвета природа — скупая на цвета северная природа, очень скупая на цвета северная природа; вкусное яблоко — вкусное на вид яблоко, вкусное на вид антоновское яблоко, очень вкусное на вид антоновское яблоко. Несмотря на большой объем таких словосочетаний, они не утратили своего смыслового и грамматического единства, так как сохраняется принцип соединения их составных частей: в их основу положен принцип построения простых словосочетаний. Такие словосочетания иногда называются комбинированными. Они основаны на связях из разных основных слов: увлеченно читать интересную книгу (увлеченно читать, читать книгу, интересную книгу). Возможности построения сложных многословных словосочетаний просто не предполагают, что их возможности бесконечны. Сложность простых словосочетаний ограничена рамками некоммуникативных словесных ассоциаций. Словосочетания, полученные на основе сказуемых, нельзя рассматривать в кругу словосочетаний. Следовательно, объем словосочетания ограничивается его грамматическими свойствами, которые отличаются от качества предложения. [ (Валгина, 2003) С. – 30 - 32] В зависимости от того, к какой части речи относится главное (поясняемое) слово, словосочетания делятся на четыре группы: 1) глагольные – главное слово выражено глаголом или его формами: причастием и деепричастием (выбрать (что?) профессию, выйдя (от куда?) из дома); 2) именные – главное слово выражено именем существительным (кабинет (чей?) директора), именем прилагательным (белый (от чего?) от снега), именем числительным (пятый (где?) справа); 3) наречные – главное слово выражено наречием (вдали (от чего?) от дома); 4) местоименные – главное слово выражено местоимением (моя тетрадь (чья?)). [ (А.М. Земский, 2000) С. – 5 - 6] В зависимости от степени слияния компонентов словосочетания могут быть свободными и несвободными. Свободные словосочетания состоят из слов, сохраняющих свое самостоятельное лексическое значение. Компоненты свободного словосочетания могут заменяться словами соответствующей категории, например: поздняя осень, ранняя осень, холодная осень; любить труд, любить науку, любить детей; говорить тихо, говорить взволнованно, говорить ласково. Сочетающиеся словоформы свободны здесь в том смысле, что могут быть замещаемы при использовании в предложении в соответствии с конкретным коммуникативным заданием. Однако свободные словосочетания могут быть лексически ограниченными. По сравнению с лексическими неограниченными словами, место каждого из компонентов в них может быть заполнено не любым словом данной категории, а лишь некоторыми — теми, которые образуют определенную семантическую группу. Например: словосочетание слушать звуки лексически не ограничено (слушать радио, слушать ребенка, слушать передачу, слушать шум и т. д.), тогда как словосочетание подслушать разговор лексически ограничено, так как семантика глагола подслушать не допускает широкой сочетаемости (нельзя: подслушать лекцию). В основе деления словосочетаний на лексически ограниченные и неограниченные опирается на лексическую сочетаемость и несочетаемость слов, поэтому степень лексической ограниченности может быть различной и определяется семантикой сочетающихся слов. Деление словосочетаний на лексически ограниченные и неограниченные условно и относительно, так как показывает лишь большую или меньшую сочетаемость слов по сравнению друг с другом; в конечном же счете все словосочетания оказываются лексически ограниченными, так как слова, их составляющие, связаны определенным кругом понятий. Например, глагол слушать образует словосочетания, лексически неограниченные по сравнению с глаголом подслушать, однако, безотносительно к этому глаголу, его сочетаемость тоже ограничена теми словами, которые способны обозначать объект этого процесса. Несвободные словосочетания состоят из слов лексически несамостоятельных, т. е. из слов с ослабленным или утраченным лексическим значением. Такие словосочетания по своей семантике и функции особенно близки отдельному слову. При функционировании в предложении несвободные словосочетания не расчленяются и выступают в позиции одного члена предложения. Несвободные словосочетания делятся на несвободные синтаксически и несвободные фразеологически. Синтаксически несвободные словосочетания — это словосочетания, лексически связанные и нечленимые в данном контексте: например, в предложении Ко мне подошла девушка высокого роста словосочетание высокого роста несвободно, оно выполняет единую определительную функцию, ср.: высокорослая девушка. Словосочетание высокого роста нечленимо, так как существительное в его составе лексически обеднено (нельзя сказать девушка роста). Однако то же словосочетание в иных контекстуальных условиях может выступать как вполне свободно построенное, например: Высокий рост выделял эту девушку в группе (ср.: Рост выделял эту девушку в группе). Оба слова в таком словосочетании лексически полноценны. Словосочетание два мальчика также в зависимости от контекстуальных условий своего употребления может быть то свободным, то несвободным, ср.: Я любовался игрой этих двух мальчиков (оба слова лексически полноценны и в предложении занимают самостоятельную позицию: Я любовался игрой этих мальчиков). В предложении Два мальчика подошли к столу оба слова лексически связаны, и расчленение словосочетания невозможно, оно выполняет функцию одного члена предложения. Значит, синтаксически несвободные словосочетания обнаруживаются лишь при функционировании в конкретных предложениях, где они утрачивают раздельность своих компонентов. Фразеологически несвободные словосочетания — это словосочетания, обнаруживающие лексическую несамостоятельность компонентов применительно к любому контексту. Они постоянны и нечленимы для всякого контекста: вверх дном, спустя рукава, бить баклуши. Изучение устойчивых словосочетаний, называемых фразеологическими, выходит за пределы синтаксиса и является предметом фразеологии. В синтаксисе они могут быть рассмотрены лишь как компоненты структуры предложения. Фразеологические словосочетания могут отражать живые синтаксические связи, т. е. строиться по моделям свободных словосочетаний: бить баклуши, держать камень за пазухой, класть зубы на полку, выметать сор из избы, такие словосочетания легко расшифровываются как образные выражения; другие фразеологические словосочетания отражают утраченные связи и сочетаемость, не сопоставимые с современными, например: шутка сказать, ничтоже сумняшеся, и вся недолга. [ (Валгина, 2003)С. – 35 - 37] В словосочетаниях зависимые слова связываются с главными тремя способами: согласование, управлением, примыканием. Согласованием называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том же числе, роде и падеже, что и главное слово. Согласуются следующие зависимые слова: имена прилагательные, местоимения – прилагательные, причастия, порядковые числительные, существительные, например: 1) дорогая книга (в этом словосочетании зависимое прилагательное дорогая согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, именительном падеже; 2) моей книгой (в этом словосочетании зависимое местоимение – прилагательное согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, творительном падеже); 3) улыбающееся дитя (в этом словосочетании зависимое причастие улыбающееся согласуется с существительным дитя в единственном числе, среднем роде, именительном падеже); 4) второго сорта (в этом словосочетании зависимое числительное второй согласуется с существительным сорт в единственном числе, мужском роде, родительном падеже). Управлением называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том косвенном падеже, какого требует главное слово. Связью управления соединяются следующие зависимые слова: имена существительные, местоимения – существительные, количественные числительные и другие слова, употреблённые в значении существительных, например: 1) купить книгу (в этом словосочетании зависимое существительное книга стоит в винительном падеже и обозначает предмет, на который направляется действие, выраженное переходным глаголом купить); 2) войти в комнату (в этом словосочетании зависимое существительное комната стоит в винительном падеже с предлогом в и обозначает предмет, внутрь которого направленно действие, выраженное глаголом соответствующего значения); 3) поссориться с ним (в этом словосочетании зависимое местоимение он стоит в творительном падеже с предлогом с и обозначает одного из участников совместного действия, выраженного глаголом соответствующего значения); 4) кровать больного (в этом словосочетании зависимое слово больного – субстантивированное прилагательное – стоит в родительном падеже и указывает лицо. Которому принадлежит то, что обозначено главным словом кровать); 5) встретился с тремя (в этом словосочетании зависимое числительное трое стоит в творительном падеже с предлогом с и обозначает число лиц, на которых направлено действие, обозначенное глаголом встретиться). Примыкание – это такая связь, при которой неизменяемые слова (например, наречия) или неизменяемая форма слова (например, неопределенная форма глагола или деепричастие) зависят по смыслу от слов той или иной части речи. Например: 1) приехать вчера (в этом словосочетании наречие вчера примыкает к глаголу приехать); 2) выйти освежиться (в этом словосочетании неопределённая форма глагола примыкает к глаголу, обозначающему движение); 3) идти прихрамывая (в этом словосочетании деепричастие примыкает к глаголу). [ (А.М. Земский, 2000) C – 6-7 с.] 1.2. Психолого-педагогические особенности работы над словосочетанием младшими школьниками Одна из основных проблем в обучении русскому языку – это речевое развитие младших школьников. На сегодняшний день одним из наиболее актуальных направлений методики русского языка является формирование у детей внимания к слову, к его употреблению и развитие способности понимать и оценивать изобразительно-выразительные аспекты речевого высказывания и, кроме того, уметь использовать его в своей речи. Обучение родному языку в младших классах преследует прежде всего практические цели – воспитание у школьников любви к родному языку и литературе по этому языку, формирование таких личностных качеств, которые бы способствовали формированию у них самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении целей и развития мышления, развития языковых умений и способностей и т.д. [ (Быстрова, 2004) С - ]. Одним из главных показателей уровня культуры человека, его мышления и разума является его речь. С самого детства речь ребенка обогащается, усложняется. В толковых словарях сущность понятия “речь” раскрывается как умение “говорить; звучащий язык; разновидность или стили языка”. В настоящее время специалисты в области психологии говорят о том, что речь для обучающихся начальных классов является средством активной деятельности и успешной учебы. [ (Выготский, 1999) С - ]. У младших школьников развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, активно пополняется словарный запас и усваивается грамматическая система языка, на котором общаются вокруг; во-вторых, речь способствует формированию познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, мышления). Развивается речь не только лишь за счет тех лингвистичеких способностей, которые выражаются в чутье самого обучающегося по отношению к языку. Дети слушают слово и дают оценку этому звучанию. Обучение в школе – это управляемый процесс и у педагога есть большие возможности значительно ускорить речевое развитие обучающихся за счет особой организации учебной работы. А поскольку речь – это деятельность, то и обучать речи нужно как деятельности. При этом одно из главных отличий учебной речевой деятельности от обычной речевой деятельности в естественных условиях заключается в том, что цели, мотивы содержания учебной речи не вытекают непосредственно из желаний, мотивов и деятельности ребенка в узком смысле слова, а задаются извне. Верно и то, что, задавая тему, привлечь внимание к ней, вызвать желание принять участие в ее обсуждениях, активизировать работу учеников. Известно, человеческая речь начинается с синтаксиса, с понимания его законов, с усвоения правила построения единиц языка – словосочетания и предложения, с использования в речи данных синтаксических единиц.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 42 страницы
400 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
396 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg