Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ДЕНЬГИ

Структура денежно- кредитного регулирования экономики.

baby_devochka 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.06.2022
Цель работы - выявление и анализ причин недостаточно высокой эффективности денежно кредитной политики, проводимой Центральным банком Российской Федерации, и разработка мероприятий по ее совершенствованию. В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи: • Обобщить основные теоретические подходы, используемые в мировой практике при проведении денежно-кредитной политики, определить целесообразность и особенности их применения в российских условиях. • Проанализировать цели, задачи и характер денежно-кредитной политики, проводимой в различных национальных экономиках, и ее роль в макроэкономическом регулировании. • Проанализировать эффективность использования ЦБ РФ инструментов ДКП и выявить возможности их более активного воздействия на макроэкономику. Объектом исследования являются социально-экономические отношения в государстве, денежно-кредитная система, как инструмент воздействия на экономическую жизнь государства. Предмет исследования — нормы законодательства, закрепляющие и регулирующие денежно-кредитную системы, денежно-кредитную политику в Республике Беларусь, учебно-методическая и иная литература, научные публикации по теме исследования. Свой вклад в изучение денежно-кредитной системы внесли российские и зарубежные ученые-экономисты, такие как: Маневич В.Е., Моисеев С.Р., Бурлачков В.К., Корщиенко К.Н., а также труды ученых: Ф. Мишкина, Б. Бернанке, В. Фридмана, Дж. Тобина, Дж. Тейлора. Структура курсовой работы. Исходя из поставленных задач, работа имеет определенную структуру. Курсовая работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность данной темы, ставятся задачи и цели данной работы, основной части, состоящей из двух глав по два и три параграфа и заключительной части, в которой делаются общие выводы о результатах исследования темы в курсовой работе, а также имеется список источников и литературы.
Введение

Актуальность темы исследования определяется прежде всего тем, что денежно-кредитная политика занимает одно из ключевых положений в макроэкономическом регулировании. От эффективного проведения денежно-кредитной политики в определенной мере зависят стабильность экономического роста, снижение безработицы до ее естественного уровня, устойчивый платежный баланс. Перед российской экономикой стоят сложные задачи формирования условий для поддержания ее устойчивого роста, осуществления прогрессивных структурных преобразований, уменьшения зависимости от конъюнктуры сырьевых рынков и интеграции в мировую экономику. В принятой «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на 2004 г. и на период до 2008 г.» подчеркивается значимость для экономики банковского сектора, повышение роли которого входит в число стратегических задач государства. Ключевая роль в становлении эффективной банковской системы, в проведении оптимальной денежно-кредитной политики принадлежит Центральному Банку России. Банк России должен одновременно преследовать две цели: не допускать всплеска инфляции и чрезмерного укрепления рубля. Противоречивость этих целей порождает поиск наиболее адекватных и эффективных инструментов проведения денежно-кредитной политики. При этом следует иметь в виду, что на развитие инфляционных процессов в России в краткосрочном аспекте существенное влияние оказывают факторы, находящиеся вне сферы действия кредитной политики. К их числу относятся политика тарифов и налогов, политика регулирования цен естественных монополий, значительный разрыв в ценах мирового и внутреннего рынков на некоторые виды энергоресурсов, отсутствие эффективной конкуренции для большинства крупных отечественных товаропроизводителей. Поэтому важна согласованность денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Зачастую в то время, когда ЦБ РФ проводит стерилизационные мероприятия, направленные на ограничение денежной массы с целью снижения инфляционного давления, Правительство проводит поддержку внутреннего совокупного спроса со стороны малоимущего населения за счет разного рода компенсаций, индексаций зарплат и пенсий, монетизации и повышения других бюджетных расходов, что нередко сводит действия ЦБ на нет. В связи с этим весьма актуальными представляются задачи совершенствования денежно-кредитной политики, выявление ее адекватности реальному состоянию экономических и социальных процессов и возможностей ее корректировки. Решение таких задач, в конечном счете, должно быть направлено на оптимизацию макроэкономического регулирования экономики. Степень разработанности проблемы. В мировой практике накоплен многолетний опыт успешного проведения ДКП в условиях рыночной экономики.
Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3 1.Основы системы денежно–кредитного регулирования…………. 6 1.1. Понятие системы денежно-кредитного регулирования...………………….. 6 1.2. Денежно-кредитное регулирование как сочетание механизмов, способствующих воспроизводству рыночной экономики ……………………….. 8 2. Особенности денежно – кредитной политики Центрального Банка РФ на современном этапе……………………………………... 15 2.1. Сущность и функции Центрального Банка РФ.…………………... 15 2.2. Направления денежно-кредитной политики Банка России …….. 18 2.3 Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком РФ...................................... 20 Заключение……………………………………………………………….. 26 Библиографический список……………………………………………. 28
Список литературы

1. Алле М. Условия эффективности в экономике: Пер. с франц. М.: НИЦ «Наука для общества», 2007. 2. Андрюшин С.А. Банковская система России. Особенности эволюции и концепция развития. М.: Институт экономики РАН, 2007. С. 31-34. 3. Аникин А. История финансовых потрясений. От Джона Ло до Сергея Кириенко. М.: ЗАО «Олимп–Бизнес», 2006. С. 11-29; 4. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 2008. Гл.5; 5. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. проф. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 464с. 6. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. СПб., 2006., С. 9. 7. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. Предварительный эскиз / Избр. соч. М.: Экономика, 2007. С. 24 -245, 269. 8. Кроливецкая В. Е. Денежно кредитная политика в России. Анализ угроз./ В. Е. Кроливецкая // Бизнес и банки,- 2016.-№29- с. 1-4. 9. Лемешевский И.М. Макроэкономика. Социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономических специальностей ВУЗов / И.М. Лемешевский. — Минск: «ФУ Аинформ», 2010. — 543с. 10. Мальцев Г. А. Риски денежно-кредитной и валютной политики./ Г. А. Мальцев // Всероссийский экономический журнал,- 2008 -№5- С.56-67 11. Моисеев С. И. Трансмиссионный механизм денежно кредитной политики / С. И. Моисеев //Финансы и кредит — 2007. — №18.- с.38-51 12. Морозов А.Г. Бюджетная и кредитно-денежная политика / А. Г. Морозов //ЭКО, 2004. — №7.- С. 2-23. 13. Никитенко П. Г. Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов специальностей «Гос. упр. и экономика» / П.Г.Никитенко и др. — Мн.: Равноденствие, 2004. — 295 с. 14. Новиков А.Н. Основы систем денежно-кредитного регулирования. // Вестник Финансовой Академии. – 2003. - №3 (27). – с. 19. 15. Новиковой И. В. Макроэкономика: курс интенсивной подготовки / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский [и др.]; под общ. ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. — Минск: «ТетраСистемс», 2012. — 303с. 16. Рогова О. Л. Ориентиры развития денежно-финансовой системы / О. А. Рогова //Экономист. -2005. — № 7. — С. 61-72. 17. Рогова О.Л. Финансово-денежная система: 15 лет реформ или деформаций / О. А. Рогова //Бизнес и банки. 2010. — № 12. — С. 1-2. 18. Самуэльсон П. А. Экономика: Учебник / П. А. Самуэльсон // Мн.: Наука, — 2005. — 345с. 19. Селимнев Б. И., Анализ эффективности основных направлений денежно-кредитной политики на протяжении последних лет / Б. И. Селимнев Бизнес и банки. 2008 -№10.-С. 12-16. 20. Управление социально – экономическим развитием России: цели, концепции, механизмы. М., 2005. Гл. 7. 21. Шумпетер Й. История экономического анализа: В 3 т: Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 2006. Т. 1. С. 421–422.
Отрывок из работы

1.Основы системы денежно–кредитного регулирования 1.1. Понятие системы денежно-кредитного регулирования Идея регулируемого денежного обращения восходит к теоретическим взглядам известного шотландского финансового авантюриста XVIII века Джона Ло. Но подлинные подходы к регулированию денежного обращения были обусловлены критикой теоретических представлений, пытавшихся затушевать разделение между деньгами и кредитом как экономическими категориями. Вплоть до 20-х годов минувшего века это разделение представлялось столь очевидным и столь важным для текущих проблем денежного оборота и банковской деятельности, что теорию, способную затушевать это различие, объявляли не только бесполезной, но и противоречащей фактам. Смешение денег как законных платежных средств и бухгалтерских статей, которые отражают контрактные (договорные) отношения, связанные с этими законными платежными средствами, приводило к серьезным ошибкам в практике регулирования. Данный подход укоренился в большей степени и на длительный срок в отечественных представлениях, обусловленных ведением планового хозяйства. Но и по сей день, эти представления имеют место в высказываниях известных ученых, несмотря на кардинальные изменения либерального толка в российской экономике за последнее десятилетие. Сущность денег проявляется в процессе их движения в денежном обороте. Но, регулируя денежный оборот, сущность денег подвергается достаточно легко и часто искажению. И это не сводится только к невыполнению ими той или иной функции. В то же время денежный оборот, намеренно обслуживая кругооборот товаров, представляется как движение денег в наличной и безналичной форме. Но, применяя регулирование (осуществляя воздействие) со стороны государства или субъектов рынка, мы непосредственно модифицируем формы движения денег. Постоянный переход друг в друга наличной и безналичной его частей обогащает содержание денежного оборота. Однако в не меньшей степени постоянное регулирование способно не только «дополнительно» обогатить, но и обескровить денежный оборот, закупорить его каналы. Оборот кредита входит составной частью в денежный оборот. Выяснение вопроса содержания «кредита» может и усложнить, и одновременно облегчить процесс регулирования . Все эти положения верны, но, как представляется, все в меньшей степени отражают новые реалии современной экономической жизни и современного денежного оборота. Денежно-кредитное регулирование фактически означает способность денег и кредита как равновеликих элементов денежного оборота оказывать упорядоченное воздействие на экономические процессы. Оно обозначает два различных понятия: Сочетание механизмов, способствующих воспроизводству целого с учетом существующих структур и общественных форм. Сквозная категория теории систем как возможная основа теории самоорганизации. Составляющими системы денежно-кредитного регулирования являются: · элементы – объекты и субъекты, компоненты системы (ограниченное число); · свойства – качества элементов, дающие возможность количественного описания системы; · связи – соединение элементов и свойств в единое целое; · структуры как наиболее существенные, устойчивые связи между элементами и как форма организации системы, где важная роль придается состоянию, поведению, равновесию, устойчивости, развитию системы и ее функций. Система выступает как совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих отдельное целое, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов. Система денежного регулирования должна обеспечивать выполнение потребностей участников денежного оборота: ·стимулировать к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг; ·способствовать привлечению инвестиций; · обеспечивать формирование необходимого объема финансовых ресурсов; · учитывать формирование конкурентных отношений; ·иметь механизмы, позволяющие снизить негативные процессы в денежном обороте. Система регулирования должна обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость изменения тенденций в динамике денежного оборота. Денежные параметры устанавливаются на определенный срок (период регулирования), который должен быть согласован с периодом регулирования, устанавливаемым на федеральном и региональном уровнях . Это требование предусматривает достижение следующих результатов: создание ситуации определенности в отношении будущих денежных потоков, что снижает риски инвестирования; проведение в течение регулируемого периода мероприятий по снижению издержек и расходование полученных в результате экономии средств на возврат заемных средств; достижение экономической определенности для потребителей услуг. 1.2. Денежно-кредитное регулирование как сочетание механизмов, способствующих воспроизводству рыночной экономики Активное и сознательное вмешательство со стороны государства (политика экономической стабилизации и расширение правовых регламентаций) и столь же активное и сознательное противодействие данному вмешательству субъектов рынка обусловили внедрение механизмов регулирования. Широко распространенный термин "регулирование" применяется в основном для обозначения государственной экономической политики. Возможности и жизнеспособность любого института зависят от того, опирается ли он одновременно на всю систему правил и механизмов (в отличие от выделения одного из факторов - сокращения издержек обращения или несовершенства информации). Государственное регулирование осуществляется в целях: а) защиты экономических интересов участников денежного оборота; б) достижения баланса интересов субъектов регулирования; в) развития конкурентной среды на денежном рынке; г) создания экономических стимулов, обеспечивающих снижение издержек обращения и повышение эффективности деятельности участников денежного оборота, дальнейшего развития и модернизации средств и сетей электронной связи, расширения рынка банковских услуг и улучшения их качества; д) создания условий для привлечения инвестиций. Государственное регулирование денежного оборота осуществляется исходя из следующих принципов: а) создание участникам денежного оборота условий для развития и модернизации средств и сетей связи (отношений), координация экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием предоставляемых регулируемых услуг; б) установление участникам денежного оборота обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый при оказании услуг; в) удовлетворение платежеспособного спроса на банковские услуги, защита интересов пользователей услуг от необоснованного повышения цен. Денежно-кредитное регулирование должно основываться на системе, состоящей из трех частей: 1) определение целей деятельности субъектов регулирования; 2) решение вопросов формирования и утверждения прогнозного планирования; 3) проведение мониторинга субъектов регулирования. Эти три компонента в совокупности обеспечивают возможность реализовать свои обязанности по качественному обеспечению управления денежным оборотом . Цели, инструменты и эффективность государственного вмешательства в денежно-кредитные отношения непосредственно зависят от конкретных особенностей способа экономического регулирования. Так, когда господствует конкурентный (рыночный) режим регулирования, государство ограничивается тем, что гарантирует устойчивость денежных отношений. Увеличивающийся "отрыв" кредита от денежной базы требует новых актов вмешательства со стороны государства. Поэтому важной задачей государства становится контроль за кредитом с целью поддержания непрерывного характера накопления в рыночной экономике. Одновременно в экономической практике сложилась некая дилемма, перед которой оказались представители известных экономических теорий (кейнсианцы и монетаристы), которую можно, несколько утрируя, обозначить как дилемму "кривого" и "слепого". Кейнсианцы видели, какие последствия для государственного управления имел переход к интенсивному накоплению, ориентированному на массовое потребление. Но они полагали, что такой режим лишен каких бы то ни было противоречий и, следовательно, его прочность и длительная сохранность гарантированы. Что до "слепого", то это не кто иной, как консерватор-неоклассик (монетарист), который верит, что, в конечном счете, возьмут верх добрые старые механизмы конкурентного регулирования. Не располагая полной и строго выверенной макроэкономической моделью, данная теория редко может дать ответы на проблемы регулирования оборота денег. В то же время возникает и другая дилемма -- "близорукого" и "дальнозоркого". Порой неоправданно большое значение придается степени открытости экономики и возникающей в этой связи неопределенности при осуществлении регулирования . Так бывает, например, когда противопоставляют гибкость, проявляемую в защитных целях, гибкости наступательной; быструю либерализацию внешнеэкономических связей - умеренному протекционизму; сокращение государственного вмешательства - изменению его целей и инструментов. "Близорукость" происходит оттого, что в данном случае "за деревьями можно не увидеть леса" и что, по всей вероятности, не всегда оправданно преобладает детерминизм (наличие причинно-следственных связей). Однако возможно впасть в другую крайность, отстаивая идею механической смены одного способа развития регулирования другим. Представление денежных отношений как категорический императив (безусловный принцип поведения) скрывает опасность "дальнозоркости". Существует три принципа действия институциональных форм, от которых исходит регулирование : 1) закон, правило или регламент, которые путем прямого, косвенного или опосредованного принуждения вынуждают принять тот или иной тип экономического поведения; 2) достижение компромисса -- процесс превращения той ли иной нормы, например частного в общественное (коллективное); 3) общая система ценностей или представлений (долговременные ожидания). Одновременно налицо методы, определяющие институциональные формы регулирования: смягченное подчеркивание роли правил и норм; частное или государственное принуждение; коллективный или индивидуальный договор. Всякая институциональная форма содержит в себе хотя бы частично принцип обобществления, что дает возможность осуществлять переход между макро - и микроуровнями. Регулирование оборота денег, и прежде всего с помощью кредита и банковской деятельности, в данной трактовке предстает как форма регулирования экономики в целом. Государственное регулирование денежного оборота выступает лишь как часть всеобщего регулирования, что шире представлений, сформулированных в последних исследованиях отечественных ученых . Теория регуляции разделяет три важнейших положения пост кейнсианства: 1) оптимальное поведение индивидов не гарантирует восстановления полной занятости; устойчивость целого не означает устойчивость каждой из составных частей, особенно в период структурного кризиса; 2) необходим учет особенностей институциональных характеристик, свойственных каждому периоду, и поиск инструментов экономической политики, совместимых с данными особенностями (роль кредитно-денежной политики в условиях негибкости номинальной заработной платы); 3) отдельные организационные формы, препятствующие достижению полной занятости, в определенные исторические периоды должны быть объектом структурных реформ. Концепция регуляции с точки зрения причинности не обязательно увязана с диверсификацией вмешательства государства в экономику. Главная мысль теории регуляции: происхождение институциональных форм связано с драматическими эпизодами истории, структурными кризисами, войнами, столкновениями между классами. И только позже каждой институциональной форме приходится доказывать свою совместимость с задачами расширенного воспроизводства в течение более или менее длительного периода. Хотя те или иные институты и основываются с определенной целью, их создание в конечном итоге может привести к неожиданным результатам. Исходным пунктом теории регуляции, которая активно развивается как научное направление (напр., во Франции), служит марксистский анализ развития капиталистической экономики. Организация отношений найма имеет такое же, если не большее, значение, как и формы конкуренции или структура государства. Важны промежуточные формы организации между государством и рынком. Режимы функционирования экономики различаются во времени и пространстве. Сторонники теории регуляции не отдают своего предпочтения ни одному из направлений экономической науки: ни одно из них не может объяснить все разнообразие и богатство способов экономической координации. Теория регуляции утверждает, что рынок такой же институт, как и другие, а не некая без институциональная альтернативная экономика. Даже если предположить, что рынок - это саморегулирующаяся система, он все же никогда не может стать само образующейся системой. Как следует отличать рынок вообще от его конкретных форм, так же следует помнить, что государство заявляет о себе многочисленными актами и выступает в разных формах.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Деньги, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Деньги, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Деньги, 40 страниц
480 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg