Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Понятие и особенности конституционной ответственности. Субъекты, основания наступле-ния конституционной ответственности в Российской Федерации

baby_devochka 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.06.2022
Целью настоящего исследования является всестороннее рассмотрение особенности и основания наступления конституционной ответственности в РФ. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: - дать определение понятию конституционной ответственности - выявить особенности конституционной ответственности - раскрыть содержание конституционной ответственности - изучить субъекты конституционной ответственности - рассмотреть основания наступления конституционной ответственности в Российской Федерации Объектом исследования в работе являются общественные отношения, в сфере конституционного права, складывающиеся в сфере взаимодействия граж-дан и государства, по поводу конституционной ответственности. Предмет исследования: нормы права, регламентирующие применение кон-ституционно-правовой ответственности в Российской Федерации. Методологической основой исследования является общенаучный диалек-тический метод познания. В процессе исследования использовались также фор-мально-юридический, системный, формально-логический, сравнительно-правовой, метод функционального анализа и другие методы научного познания. Теоретическую основу работы составили труды, монографии и учебные пособия таких учёных как: С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, Н.А. Боброва, С.Н. Братусь, Ю.П. Еременко, Т.Д. Зражевская, О.Э. Лейст, Б.М. Лазарев и мн. дру-гих.
Введение

Актуальность этой темы подчёркивается тем, что Конституция как основ-ной закон государства занимает основное, центральное место в Российском за-конодательстве. Значение конституции огромное в жизни всякого общества, её принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения конституции как самостоятельного объ-екта научного познания. Под конституцией (от лат. constitutio - установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму прав-ления). Конституция - прежде всего юридический документ, основа государ-ственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составля-ет предмет науки конституционного права. Но в то же время - это политический документ, ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействие на поли-тические отношения в обществе. Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Ука-зом Президента РФ от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Конституционная ответственность РФ закреплена во второй главе Консти-туции Российской Федерации. Закон, устанавливающий или отягчающий ответ-ственность, обратной силы не имеет (ст. 54). Наличие в конституционном законодательстве установленных мер ответ-ственности позволяет говорить о наличии конституционного вида ответственно-сти, как разновидности юридической ответственности. Основанием конституци-онной ответственности является наличие виновного деяния, которое противоре-чит установленным требованиям и влечёт за собой специальный вид ответствен-ности. В связи с вышеизложенным, актуальность темы исследования можно определить значимостью Конституции РФ, как особого режима в правовой жиз-ни общества и государства, а также обеспечение верховенства и высшей юриди-ческой силы, прямого действия конституционного законодательства на всей территории государства, их охраны и реализации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 Глава I. Понятие и особенности конституционной ответственности. 4 1.1 Понятие конституционной ответственности 4 1.2 Цель конституционной ответственности 9 1.3 Особенности конституционной ответственности 12 1.4 Консдтитуционно-правовые санкции 17 Глава II. «Субъекты, основания наступления конституционной ответственности в Российской Федерации 21 2.1 Субъекты конституционной ответственности в РФ 21 2.2 Основания конституционной ответственности в РФ 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Список литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голо-сования 01.07.2020)// Справочно-правовая система «Консультант плюс» [офи-циальный сайт]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный. – (дата обращения 20.03.2022). 2. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант плюс» [официальный сайт]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный. – (дата обращения 20.03.2022). 3. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Кон-сультант плюс» [официальный сайт]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный. – (дата обращения 20.03.2022). 4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов.- 5-е изд., изм. и доп.- М.: Норма, 2019. - 784 с. 5. Головистикова А.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник/ А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцина,; под ред. Н.А. Михайлевой.- М.:Эксмо, 2019. - 864 с. 6. Смоленский М.В. Конституционное (государственное) право России: учебник/ Под ред. М.Б. Смоленского.- 2-е изд., доп. и перераб.- Издательство.- Торговая корпорация «Дашков и К», 2019. - 286 с. 7. Козлова Е.И., О.Е. Кутафин Конституционное право России// Про-спект// М, 2019. - 34 с. 8. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в РФ: Ответствен-ность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства РФ. М.: Городец, 2018. - 154 с. 9. Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право, 2020. - 207 с. 10. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. - М., 2019. - 132 с. 11. Тархов В.А. Гражданское право: Курс лекций. - Чебоксары, 2019. - 301 с. 12. Конституционное право: Учебник/Отв. Ред. А.Е. Козлов- М.: Изда-тельство БЕК, 2017. - 464 с. 13. Краснов М.А. Публично-правовая ответственность представительных органов за нарушение закона // Государство и право, 2021. – 316 с. 14. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М, 2020. - 353 с. 15. Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право, 2019. – 176 с. 16. Лучин В. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь, 2018. – 214 с. 17. Липинский Д.А. Формы реализации юридической ответственности. - Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2020. – 78 с. 18. Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. - Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2019. – 134 с. 19. Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учебник для студентов высших учебных заведений. М, 2018. – 154 с. 20. Потапов М.Г. Теория государства и права// Новосибирск, 2017. – 211 с. 21. Сенякин И.Н. Юридическая ответственность // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М, 2017. – 543 с. 22. Носов С.И. Конституционное право Российской Федерации, 2017. - 188 с.
Отрывок из работы

Глава I. Понятие и особенности конституционной ответственности. 1.1 Понятие конституционной ответственности В научной литературе данная проблема отражена достаточно широко, однако до сих пор учёные не придерживаются одного определенного мнения в исследовании понятия «конституционная ответственность». Прежде чем давать дать определение конституционной ответственности необходимо раскрыть понятие родового для неё понятия юридической ответ-ственности. Содержание термина «юридическая ответственность» продолжат оставаться дискуссионным, и на сегодняшний день среди ученых не выработано не единого общепринятого определения. Выделяются следующие точки зрения на понятие юридической ответственности: 1. Это исполнения обязанности на основе государственного или прирав-ненного к нему общественного принуждения. 2. Это разновидность социальной ответственности, предусмотренной санкциями норм права. 3. Юридическая ответственность – это своеобразное правоотношение между государством и лицом, совершившим противоправное деяние, в котором государство имеет право к такому лицу применить нормативно-установленные неблагоприятные меры воздействия. По мнению Головистиковой А.Н. «юридическая ответственность — это правовое отношение охранительного типа, возникшее на основании правонару-шения». Юридическая ответственность, представляет собой один из элементов охранительных правоотношений, поскольку это обязанность лица претерпевать меры государственно-принудительного воздействия за совершенное правона-рушение в форме лишений личного, организационного или имущественного по-рядка. Юридическая ответственность, представляет собой один из элементов охранительных правоотношений, поскольку это обязанность лица претерпевать меры государственно-принудительного воздействия за совершенное правона-рушение в форме лишений личного, организационного или имущественного по-рядка. Как замечали И.С. Самощенко и М.Х. Фарукшин , «юридическая ответ-ственность, с тех пор как она возникла, всегда была ответственностью за про-шлое, за совершенное деяние. Являясь реакцией на совершенное правонаруше-ние, юридическая ответственность имеет государственно-принудительный ха-рактер. Он выражается, прежде всего в том, что ответственность возлагается в случае правонарушения независимо от воли и желания правонарушителя и име-ет по отношению к нему внешний характер. Юридическая ответственность — одна из форм государственного принуждения, обеспечивающего правовую си-стему общества. По сути, это всегда отрицательная реакция государства на про-тивоправное действие. Эта реакция содержит неблагоприятные последствия для правонарушителя, установленные правом. Юридическая ответственность уста-навливается законом. Конституционная ответственность является видом юриди-ческой ответственности. Конституционная ответственность впервые появилась не в правовых актах, а в научных исследованиях, причем по сравнению с други-ми видами юридической ответственности относительно недавно». Негативную конституционную ответственность некоторые исследователи рас-сматривают в широком и узком смысле. В первом случае — это отдельный вид ответственности, а во втором — любая негативная ответственность за соверше-ние правонарушения. Конституционная ответственность — это самостоятельный вид юридиче-ской ответственности, осуществление мер которой не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений. С учетом общесистемных признаков конституционную ответственность можно определить следующим образом. Это закрепленная конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта кон-ституционных отношений отвечать за несоответствие своего юридически значи-мого поведения тому, которое предписано ему этими нормами, обеспечиваемая возможностью применения уполномоченной инстанцией мер государственного воздействия. Вместе с тем, конституционная ответственность — это не только кара за нарушение правовых норм. Здесь на первый план выступает право-восстановительная функция ответственности. Итак, конституционная ответственность - прежде всего отрицательная оценка государством деятельности граждан, государственного органа, долж-ностного лица и т.д., а также мера принуждения, реализация санкции правовой нормы. Особенность предмета конституционного права состоит в том, что кон-ституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых этой отраслью, неодинаково. В одних сферах жиз-ни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагаю-щие отношения. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими от-раслями права. В иных сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Именно в этих сферах конституционная ответственность и применяется как особый вид юриди-ческой ответственности. «Использование иных видов юридической ответственности в этих случаях связано с тем, что все общественные отношения, составляющие предмет консти-туционного права, являются основополагающими, оформляющими целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, ос-нованной на общих началах политического, экономического и социального устройства. Все они так или иначе связаны с организацией и функционировани-ем общества с механизмом, посредством которого осуществляется управление и не всеми сферами жизнедеятельности общества, поддерживается его целост-ность». Конституционно-правовая ответственность может наступать за нарушение норм конституционного права. Однако не всякая ответственность за нарушение этих норм является конституционно-правовой. В нормах конституционного права могут закрепляться и иные виды ответственности. Например, согласно ч. 2 ст. 20 Конституции РФ за особо тяжкие преступления может применяться в качестве исключительной меры наказания смертная казнь. Таким образом, в этой норме речь идет не о конституционно-правовой ответственности, а об уго-ловной. При рассмотрении конституционно-правовой ответственности многие ав-торы отмечают и другие присущие ей особенности, которые выделяют ее среди иных отраслевых видов юридической ответственности. Конституционно-правовая ответственность порой носит ярко выраженный политический характер и тесно соприкасается или даже сочетается с политиче-ской ответственностью. Например, отставка правительства может быть как ме-рой конституционно-правовой ответственности, когда она наступает в результа-те ненадлежащего исполнения правительством своих обязанностей, так и мерой политической, когда правительство увольняется с целью разрешения сложивше-гося в стране политического кризиса. Не исключено также, что такая отставка может быть одновременно и мерой политической, и мерой конституционно-правовой ответственности. Защита конституции - основное назначение всех видов юридической от-ветственности, которые вместе с тем выполняют и другие задачи, выходящие за рамки защиты конституции, а основанием наступления конституционно-правовой ответственности является нарушение норм, содержащихся не только в конституции, но и во всех других источниках конституционного права. Для конституционно-правовой ответственности характерным является то, что не существует единой процедурной формы ее применения. Почти каждой мере конституционно-правовой ответственности соответствует свой особый по-рядок ее назначения и исполнения. Например, порядок отрешения Президента РФ от должности иной, чем порядок отмены незаконного акта или досрочного роспуска того или иного государственного органа и т. д. 1.2 Цель конституционной ответственности Целью конституционно-правовой ответственности является охрана и обеспечение нормального порядка осуществления публичной власти, следова-ние органов и должностных лиц, участвующих в осуществлении публичной власти, предписаниям норм Конституции РФ и конституционно-правового зако-нодательства, предупреждение (превенция) посягательств на порядок осуществ-ления публичной власти. Конституционно-правовая ответственность, несомненно, обладает всеми признаками, присущими иным видам юридической ответственности. Она опира-ется на все перечисленные выше принципы юридической ответственности, явля-ется мерой государственного принуждения, выражающейся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий. Одновременно конституционно-правовая ответственность обладает рядом специфических при-знаков. Конституционно-правовая ответственность призвана охранять именно общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. При этом не всякое нарушение норм конституционного права влечет за собой кон-ституционно-правовую ответственность. Могут применяться и иные виды ответ-ственности: административная (например, штраф за определенные виды нару-шений избирательных прав граждан – ст. 5.1 – ст. 5.25 Кодекса РФ об админи-стративных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.) либо уголовная (например, ст. 278 УК РФ от 13 июня 1996 г . устанавливает ответственность за насиль-ственный захват или насильственное удержание власти ). Из приведенного определения конституционно-правовой ответственности вытекает такая существенная ее особенность, как тесная связь с политической ответственностью. Разграничить эти виды социальной ответственности зачастую крайне сложно. Так, отставка правительства в различных случаях может быть мерой и конституционно-правовой, и политической ответственности либо соче-тать в себе ту и другую. Отсутствие в законодательстве четких критериев при-влечения органов и должностных лиц к конституционно-правовой ответствен-ности еще более осложняет задачу разграничения этих видов ответственности. Характерной чертой конституционно-правовой ответственности является также тот факт, что единой процедурной формы ее применения не существует. Почти каждой мере конституционно-правовой ответственности соответствует особый порядок ее назначения и исполнения, а в ряде случаев такой порядок вообще не урегулирован в законодательстве. Более того, существенная часть санкций конституционной ответственности и их применение недостаточно полно урегулированы в действующем законодательстве. Это относится, например, к порядку отрешения от должности Президента РФ в виде импичмента или к от-ставке Правительства РФ. При этом, в отличие от большинства иных видов юридической ответственности, не существует единого акта, в котором регули-ровался бы порядок привлечения к конституционно-правовой ответственности, либо акта, в котором устанавливался бы перечень конституционных деликтов. Актами, устанавливающими конституционно-правовую ответственность, являются Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные зако-ны. Иные нормативно-правовые акты не могут выступать источниками юриди-ческой и, в частности, конституционно-правовой ответственности. В настоящее время конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц государственной власти субъектов РФ, должностных лиц и представительных органов местного самоуправления закрепляется в конституциях (уставах) и за-конах субъектов РФ. Но регулирование публично-правовой ответственности ак-тами субъектов или муниципальных образований, подзаконными актами недо-пустимо, поскольку, согласно с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение прав граждан (а ответственность всегда влечет за собой ограничение прав граждан), возможно только в соответствии с Федеральным законом. Законы субъекта Фе-дерации (в том числе конституция или устав субъекта РФ) могут устанавливать конституционно-правовую ответственность только в том случае, если такое право делегировано им Федеральным законом. Таким образом, основная (главная, определяющая) цель конституционной ответственности состоит в поддержании конституционности как особого режима в правовой жизни общества и государства. Достижение указанной цели осу-ществляется путем решения задач охраны и защиты основ конституционного строя, фундаментальных ценностей, закреплено в Конституции РФ. 1.3 Особенности конституционной ответственности Особенности конституционно-правовой ответственности и соответственно ее обособление как самостоятельного вида юридической ответственности объ-ясняются предметом и методом конституционно-правового регулирования об-щественных отношений; функциями, которые выполняет конституционное пра-во в общей системе права; спецификой статуса субъектов конституционно-правовых отношений; особенностями юридической природы неправомерного поведения в конституционно-правовой сфере; характером конституционных предписаний, на базе которых возникает ответственность; особой процедурой ее реализации. "Конституционное право регулирует основополагающие отношения, определяющие содержание всех других общественных отношений во всех сфе-рах жизнедеятельности общества. Оно устанавливает не только принцип без-условной наказуемости всех деяний, нарушающих общественные отношения, но и общие запреты на совершение тех или иных деяний". Характерные черты конституционно-правовой ответственности: 1. Является видом юридической ответственности и видовым к ней понятием. 2. Устанавливается конституционно-правовыми нормами. Актами, устанавливающими конституционную ответственность, являются Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы. Иные нормативно-правовые акты не могут выступать источниками юридической и, в частности, конституционно-правовой ответственности. В настоящее время конституционная ответственность органов и должностных лиц государственной власти субъектов РФ, должностных лиц и представительных органов местного самоуправления закрепляется в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ. Но регулирование публично-правовой ответственности актами субъектов или муниципальных образований, подзаконными актами недопустимо, поскольку, согласно с ч.3 ст.55 Конституции РФ ограничение прав граждан (а ответственность всегда влечет за собой ограничение прав граждан), возможно только в соответствии с Федеральным законом. Законы субъекта Федерации (в том числе конституция или устав субъекта РФ) могут устанавливать конституционно-правовую ответственность только в том случае, если такое право делегировано им Федеральным законом. 3. Не существует единой процедурной формы ее применения. Почти каждой мере конституционно-правовой ответственности соответствует особый порядок ее назначения и исполнения, а в ряде случаев такой порядок вообще не урегулирован в законодательстве. Более того, существенная часть санкций конституционной ответственности и их применение недостаточно полно урегулированы в действующем законодательстве. Итак, характерной для конституционно-правовой ответственности особенностью является то, что не существует единой процедурной формы ее применения. Почти каждой мере конституционно-правовой ответственности соответствует свой особый порядок ее назначения и исполнения. Перед тем, как приступить к выявлению особенностей конституционно-правовой ответственности, необходимо установить признаки рассматриваемой формы юридической ответственности. По мнению Кондрашева А.А., понятие конституционной ответственности должно включать следующие признаки: 1) государственное и (или) общественное осуждение в виде заложенного в норме требования применения или непосредственного использования принуди-тельных мер преимущественно организационного, реже личного характера; 2) совершенное противоправное деяние, то есть конституционное право-нарушение, с важнейшими его условиями (элементами): объективной противо-правностью и виной; 3) установившаяся между правонарушителем и государством правовая связь в момент совершения противоправного деяния, характеризующаяся воз-никновением специального охранительного отношения. Особенностью конституционно-правовой ответственности является и то, что она устанавливается, как правило, в особо жёстких формах вследствие того, что в данном случае нарушаются первоосновы российского государства. Например, в Главе 29 Уголовного Кодекса РФ . Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства устанавливается ответ-ственность за преступления против основ конституционного строя и безопасно-сти государства в виде лишения свободы, причём, в большинстве случаев на срок свыше 10 лет. Ещё одной особенностью изучаемого нами вида юридической ответствен-ности является то, что она наступает только при наличии вины. Так, согласно со статьёй 93 Конституции РФ Уголовный кодекс РФ. Основанием привлечения Президента Российской Федерации к конституционно-правовой ответственности является совершение им деяния, которое имеет признаки измены или иного тяжкого преступления, а значит, в подобном деянии должна быть установлена именно вина данного субъекта, на которого возлагается конституционно-правовая ответственность. Интересной особенностью конституционно-правовой ответственности яв-ляется и то, что законодательное регулирование этого вида ответственности за-висит от защищаемого права. Например, ответственность за нарушение изби-рательных прав граждан наступает в соответствии с уголовным или администра-тивным правом; за нарушение трудовых прав - в соответствии с трудовым пра-вом; нарушение прав собственности - с гражданским правом. Особенностью конституционной ответственности представляется и то, что она применяется не только за совершение правонарушения, но и при не со-вершении таковых: вследствие выбора неправильного политического курса, не-эффективной государственной деятельности, слабости руководства и др. Более того, есть и ещё одна особенность конституционно-правовой ответ-ственности - это специфический набор санкций, не присущий какому-либо ино-му виду юридической ответственности. Большинство санкций индивидуальны для каждого вида ответственности, исключением являются только штраф и арест, выступающие одновременно санкциями уголовной и административной ответственности (для штрафа - ещё и гражданско-правовой). Санкции конститу-ционно-правовой ответственности возможны следующие: 1) предупреждение, выносимое главе органа исполнительной власти (высшему должностному лицу), законодательному (представительному) органу власти субъекта РФ либо главе муниципального образования, представительно-му органу местного самоуправления; 2) отзыв высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высше-го исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) избирателями; 3) отзыв депутата законодательного (представительного) органа местного самоуправления; 4) увольнение в отставку главы органа исполнительной власти (высшего должностного лица) субъекта РФ или главы муниципального образования вследствие отрешения его от должности Президентом РФ; 5) роспуск законодательного (представительного) органа субъекта РФ ли-бо представительного органа муниципального образования; 6) отрешение от должности Президента РФ; 7) досрочное прекращение полномочий председателя Центрального банка РФ, председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты РФ.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 24 страницы
354 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
1000 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 36 страниц
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg