Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России

baby_devochka 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.06.2022
Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого и среднего бизнеса в России и в развитых зарубежных странах. Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие и сущность малого и среднего бизнеса; 2. Раскрыть опыт малого и среднего бизнеса в развитых зарубежных странах; 3. Рассмотреть специфика малого и среднего бизнеса в сегодняшних реалиях России; 4. Выявить проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса России в контексте зарубежного опыта решения. Объект исследования – малый и средний бизнес. Предмет исследования - исследование малого и среднего бизнеса в России и развитых зарубежных странах. Структура курсовой работы. В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения малого и среднего бизнеса. Даются основные понятия, необходимые для проведения анализа. Представлен обзор текущего состояния малого бизнеса в стране. Выявлены специфические показатели, способствующие более полному изучению вопроса. Во второй главе проводится комплексный статистический анализ объекта исследования: сводка и группировка данных, расчет средних показателей, анализ показателей динамики изменения числа предприятий, расчет специфических показателей. Результаты расчетов проиллюстрированы с помощью таблиц и графиков. В заключении сделан вывод о состоянии и проблемах развития малого и среднего бизнеса в РФ на основе полученных результатов исследования.
Введение

Малый бизнес – важный элемент современной экономики, без которого не может развиваться государство. Он, как важнейшая составляющая современного производства в сфере легкой промышленности, торговли и сферы услуг, во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную сферу общественного устройства, организованную на принципах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимателей. Сейчас предпринимательство нуждается в серьезной государственной поддержке. Содействие малому бизнесу должны оказывать как государственные органы, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства). Для этого необходимо сформулировать четкую единую государственную и негосударственную политику в отношении малого бизнеса, используя имеющийся накопленный опыт развитых стран мира. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие общества. Данную тему считаю актуальной для России на сегодняшний день, так как почти треть населения страны, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За последние два десятилетия малый бизнес был одним из растущих секторов экономики.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА………………………………5 1.1. Понятие и сущность малого и среднего бизнеса…………………………...5 1.2. Опыт малого и среднего бизнеса в развитых зарубежных странах……….7 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ………………………………………………………………………11 2.1. Специфика малого и среднего бизнеса в сегодняшних реалиях России..11 2.2. Проблемы малого и среднего бизнеса России в контексте зарубежного опыта решения…………………………………………………………………...16 2.3. Перспективы малого и среднего бизнеса в России с учётом западного опыта……………………………………………………………………………...20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…31
Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ 2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 4. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». 5. Гурьянов П.А. Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 10 (10). - С. 3-12. 6. Землякова А. В., Повышение налога на добавленную стоимость // Научный вестник ЮИМ. – 2020. - № 2. - С. 31–36. 7. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса // Успехи современного естествознания. - 2019. - № 12-2. - С. 127–129. 8. Лермонтов Ю.М. Проблемы исчисления и уплаты единого налога при УСН и ЕНВД. // Аудитор. - 2020. - № 11. - С. 41. 9. Пашаева С.С. Проблемы кредитования сегмента МСБ в России // Научный электронный журнал Меридиан, 2020. № 7 (41). С. 381-383. 10. ТАСС: Информационное агентство России [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ Крымский научный вестник, №1 (22), 2019 krvestnik.ru 32 11. Росстат: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ 12. Митрофанова И. А., Эрентраут А. А. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы // Молодой ученый. - 2020. - №1. Т.1. - С. 130–135. 13. Хамалинский И.В., Завгородняя В.В. Государственная поддержка малого бизнеса города Москвы: современное состояние // Вестник Гжельского государственного университета, 2018. № 1. С. 81-89 14. Шарыпова Т.Н., Чигрина Д.С. Поддержание малого и среднего бизнеса в России // Аллея науки,– 2019. Т. 3. № 1 (28). С. 542-547. 15. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/index.html/ (дата обращения: 13.03.2022). 16. Финансовая поддержка субъектов МСП. М.: АО Корпорация МСП, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://admalekseevka.ru/media/site_platform_media/2020/3/12/2020-prezentatsiya-o-merakhfinansovoy-podderzhki-msp.pdf/ (дата обращения: 13.03.2022). 17. Voice of Small Business in America: 2019 Insights Report. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.goldmansachs.com/citizenship/10000-smallbusinesses/US/2019-insights-report/report.pdf/ (дата обращения: 12.03.2022).
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 1.1. Понятие и сущность малого и среднего бизнеса Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств: больших, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов. С одной стороны, устойчивость научно-технического прогресса обуславливается концентрацией производства. Именно крупные фирмы обладают большими материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический прогресс. С другой стороны, в последнее время прослеживается значительный рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительного капитала, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг . Понимание сущности и особенностей сектора МСП страны основано на относительно ограниченном объеме имеющихся надежных статистических данных. Большинство предприятий имеют возможность вести деятельность на общей или упрощенной системе налогообложения. Критерии отнесения субъекта хозяйствования к малым предпринимательским структурам и микропредприятиям в 2021 г. приведены в табл. 1 и 2. Таблица 1 Критерии отнесения субъекта хозяйствования к малым предпринимательским структурам в 2021 г. Критерий Предельное значение Документ, устанавливающее предельное значение Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год ? 100 чел. ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов ? 25 % Суммарная доля участия других организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, а также иностранных организаций ? 49 % Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за предшествующий календарный год (без НДС) ? 800 млн руб. постановление Правительства РФ от 04.04.2016 г. № 265 (действует с 1 августа 2016 г.) Малому бизнесу не нужно подтверждать свой статус, вся необходимая информация о соответствии критериям присутствует в отчетности, передаваемой в органы контроля и налоговые органы. Таблица 2 Критерии отнесения субъекта хозяйствования к микропредприятиям в 2021 г. Критерий Предельное значение Документ, устанавливающее предельное значение Средняя численность работников за предшествующий календарный год ? 15 чел. ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов ? 25 % Суммарная доля участия других организаций, не являющихся МСП, а также иностранных организаций ? 49 % Доход от деятельности за предшествующий календарный год (без НДС) ? 120 млн руб. постановление Правительства РФ от 04.04.2016 г. № 265 (действует с 1 августа 2016 г.) В отличие от крупных предприятий, имеющих доступ к ресурсам, которые могут определенным образом компенсировать неблагоприятный бизнес-климат, МСП заинтересованы в улучшении регуляторной среды и инвестиционного климата, поскольку в долгосрочной перспективе эти факторы в значительной степени улучшают шансы МСП на выживание и рост. Однако МСП не хватает ресурсов и эффективного диалога с властью; они сталкиваются с сильной конкуренцией, нестабильной регуляторной средой, бюрократией. МСП нуждаются в услугах по поддержке бизнеса. Вклад МСП в создание лучшей бизнес-среды и более эффективного формирования политики в сфере бизнеса может быть значительно больше. 1.2. Опыт малого и среднего бизнеса в развитых зарубежных странах Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса . Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств. Малое предпринимательство – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств. Так, например, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д. Аналогичная картина наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%. Показательным является также участие предприятий малого бизнеса в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен. Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета. Рациональное соотношение между крупным и малым предпринимательством различно для разных экономических условий и стран. Оно зависит от целого ряда факторов. К ним относятся культурно-исторические традиции и менталитет общества (в странах с населением, для которого «дух» предпринимательства воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др . Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономических реформ и состоящей в том, что в складывающемся экономической симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм. Из всего выше сказанного можно подвести итог, что роль малого бизнса в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. В разных экономичеких условиях и странах малый бизнес зависит от ряда факторов, таких как природно-климатических, культурно-исторических и др. Приведя, в данной главе пример развития малого бизнеса в некоторых зарубежных странах, необходимо остановиться на анализе проблем и перспектив развития малого предпринимательства в современной России. 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ 2.1. Специфика малого и среднего бизнеса в сегодняшних реалиях России Поддержание малого и среднего бизнеса является одной из наиболее важных проблем российской экономики. Доля ВВП нашей страны, приходящаяся на данный сектор, составляет меньше 25%. В России уровень развития малого и среднего бизнеса не соответствует имеющемуся потенциалу, что тормозит решение проблем экономического и социального характера, которые влияют на уровень жизни населения страны. По официальной информации ФНС России за период с 10.01.2017 г. по 10.01.2020 г., при условии предпринимаемых государством мер поддержки малого бизнеса количество малых предприятий, включая индивидуальных предпринимателей, имело незначительную колеблющуюся тенденцию роста (рис. 1) . Рис. 1. Динамика изменения численности малых и средних предприятий в РФ Так, число микропредприятий за период с 2017 г. по 2020 г. выросло на 1,77% и составило 5675756 ед., а число малых предприятий снизилось на 16,53% и составило 224105 ед. Юридические лица (микро, малые и средние предприятия) составляли менее половины всех предприятий малого бизнеса (рис.2). Рис. 2. Структура малого бизнеса в разрезе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Так, на 2017 доля юридических лиц составляла: 2816794/5865780*100% = 48,0%, на 2018: 2817510/6039216*100% = 46,65%, на 2019: 3325807/6041195*100% = 55,0%, на 2020: 2528711/5916906*100% = 42,73% . Таким образом, за рассматриваемый период наблюдается значительное снижение доли юридических лиц (с 48% до 42,73%) и увеличение доли индивидуальных предпринимателей. В 2017-2018 гг. микро-предприятия (юридические лица и индивидуальные предприниматели) составляли более 95% из всех предприятий малого бизнеса, удельный вес малых предприятий находился на уровне 4-5%, средних предприятий – 0,3-0,4%. За 2019 год в структуре малого и среднего бизнеса наблюдались существенные изменения: доля микропредприятий выросла до 99,22%, доля малых предприятий сократилась с 4,5% в 2018 г. до 0,78% в 2019 г., а доля средних предприятий снизилась с 0,31% до 0,01% (таблица 3). Таблица 3 Структура малых и средних предприятий в РФ Министерство Финансов Российской федерации объясняет сокращение числа предприятий малого и среднего бизнеса обновлением Реестра МСП и успешной борьбой с фирмами-однодневками. Анализ численности граждан, занятых на микро, малых и средних предприятиях, а также о гражданах, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей, за январь 2017 г. – январь 2020 г. позволяет сделать вывод о том, что в начале 2020 г. произошло сокращение численности занятых по сравнению со всеми годами предыдущего периода (рис. 3). Рис. 3. Динамика численности занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса На 10.01.2020 г. численность занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса снизилась на 3,36% и составила 15321788 чел. по сравнению с январем 2017 г. В таблице 4 представлена структура малого предпринимательства по федеральным округам. Таблица 4 Структура малого предпринимательства по федеральным округам Наибольшее число предприятий малого и среднего бизнеса размещено в Центральном ФО – 31% в 2017 г., 31% в 2018 г., 30% в 2019 г. и 31% в 2020 г. На втором месте по численности размещенных предприятий малого и среднего бизнеса находится Приволжский ФО – 18 % в 2017.-2020 гг. Также значительная доля малых и средних предприятий (более 10%) размещена в Сибирском ФО, Южном ФО, Северо-Западном ФО. Город Москва относится к лидерам развития малого предпринимательства в регионах. С самого начала предпринимательского движения в стране органы городской власти уделяли этому сектору экономики самое пристальное внимание и старались оказывать ему широкую и активную поддержку. Поскольку малые предприятия составляют более 99% всех предприятийработодателей в США, бизнес-среда и нормативно-правовая база, способствующие росту малого бизнеса и инновациям, имеют решающее значение для их развития. Владельцы малого бизнеса тратят значительное время и ресурсы на управление нормативными актами, начиная с получения лицензий и сертификатов и заканчивая соблюдением требований трудового законодательства и здравоохранения. В Российской Федерации действует целевая трехуровневая модель оказания гарантийной поддержки субъектам МСБ и объектам инфраструктуры поддержки субъектов МСБ, включающая: - Корпорацию «МСП»; - МСП Банк; – региональных гарантийных организаций (РГО). За 2014-2020 гг. объем гарантийной поддержки МСБ составил 327 млрд руб., количество выданных гарантий и поручительств составило 15,8 тыс. ед. Объем финансовой поддержки с гарантийной поддержкой составил 410 млрд руб., а количество вновь созданных рабочих мест составило 29 тыс . Сектор МСБ в России испытывает влияние неблагоприятных факторов - слабый потребительский спрос из-за снижения доходов россиян, сложный деловой климат, проблемы с доступностью финансирования, рост фискальной нагрузки и доли госсектора в экономике. На сокращение малого бизнеса главным образом влияет налоговое бремя. В рамках реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030г., необходимо увеличить долю МСБ в ВВП страны с 20 до 40%. То есть ежегодный прирост МСП должен составлять не менее 1%. Поддержка МСБ важна именно сейчас, когда наблюдается сокращение числа субъектов МСБ, которое наблюдалось за последние несколько лет.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 36 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 39 страниц
700 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 34 страницы
500 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 30 страниц
1000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg