Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Социализация младших школьников в условиях современной школы

baby_devochka 636 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.06.2022
Объект исследования: особенности социального развития младших школьников. Предмет исследования: структура, уровни и психологические условия развития социальных навыков и умений гражданского поведения у младших школьников средствами традиционного и инновационного учебного содержания. Цель исследования: изучение психологических условий развития социальных навыков и умений гражданского поведения у младших школьников в специально организованной образовательной среде. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предпологается, что при постепенном включении в систему значимых социальных отношений с окружающими, в том числе со сверстниками, у младших школьников начнется развитие системы социальных навыков и умений социального поведения. В соответствии с предметом, целью, выдвинутыми гипотезами были определены следующие задачи исследования: 1. Проанализировать основные направления психологических исследований по проблеме социализации и особенности социального становления в младшем школьном возрасте, уточнить понятие «социализация» и определить его структуру. 2. Выделить оценочные критерии и моделировать качественные уровни развития социальных навыков у младших школьников 3. Определить. особенности развития социальных навыков у учащихся. 4. Составить программу по развитию системы социальных навыков и умений социального поведения у младших школьников в условиях специально организованного содержания обучения. 5. Экспериментальным путем проверить эффективность психологических подходов к особенностям социализации младших школьников в образовательной среде. Теоретико-методологическая основа исследования: психологическая теория Л,С.Выготского о культурно-историческом развитии высших психических функций; психологическая теория поэтапного формирования умственных действий ' ПЛ. Гальперина; деятельностный подход к исследованию психики и роль субъектного фактора в этом процессе (Л.С.Выготский, А.Н,Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Для решения поставленных задач и исходных предположений использовался комплекс взаимодополняемых методов исследования: 1. Анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы и опыта работы образовательных учреждений в аспекте рассматриваемой проблемы; 2. Анкетирование 3. Тестирование 4. Психолого-педагогический эксперимент Методический инструментарий: 1. Методика диагностики школьной мотивации учащихся начальных классов (Н.Г. Лусканова). 2. Проективная диагностическая методика «Школа зверей». 3. Проективная диагностическая методика «Кинетический рисунок семьи» 4. Методика оценки межличностных и межгрупповых отношений (Социометрия). 5. Методика оценки уровня развития воли методом включенного наблюдения. 6. Анкета адаптации к начальной школе. Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №32 города Нальчика. В эксперименте участвовали учащиеся 1 классов в количестве 48 человек. Теоретическая значимость исследования: Теоретически осмысленны и углублены психологические представления о необходимости социализации и развития социальных навыков у детей младшего школьного возраста, о возможности их осуществления в образовательном пространстве школы. Практическая значимость определяется возможностью использовать результаты данной работы в практике изучения развития социальных навыков у младших школьников с целью успешной социализации учащихся; Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время в условиях современной реальности формирование и развитие подрастающего поколения представляется важнейшей социальной задачей. Практическая значимость и актуальность развития современного подрастающего поколения в нынешних условиях увеличивается и в связи с тем, что само наше общество находится на переходном этапе своего развития и формирования. И в обновлении практически всех сфер современного социума на ведущий план выступает именно системная социализация личности индивида, т.е. конструктивное усвоение им с раннего детства основных ценностей общества либо сообщества, в котором ему предстоит жить и взаимодействовать. Следовательно, можно говорить о том, что у ребенка впервые появляется возможность активно участвовать в создании некого аналога общественных отношений. Стремление познать и войти в мир социальных отношений взрослых подталкивает детей к интенсивному усвоению норм, ценностей, установок, регулирующих отношения и общение людей. Л.И.Божович, А.К.Дусавицкий, Д.И.Фельдштейн, И.В.Дубровина обращают внимание на то, что именно на этом возрастном этапе идет интенсивное становление личности вследствие интсриоризации социальных норм, ценностей и нравственных установок. На данном возрастном этапе происходит формирование произвольности психических процессов, произвольности и рефлексии собственного поведения, что обеспечивает развитие потребности ребенка в получении признания у других людей и потребности в освоении новой социально-значимой деятельности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Лсонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Эльконин Д.Б., обращаясь к проблемам младшего школьного возраста, выделяет его основные черты, среди которых: осуществление общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, принятие в связи с этим новых позиций, прав и обязанностей, умение подчиняться правилам, приобретение новых взглядов на мир. Младшие школьники стремятся к самоутверждению в различных видах деятельности, подлежащих общественной оценке и охватывающих сферы жизни, прежде недоступные им. Благодаря изучению психолого-педагогической литературы нами было выявлено что важной особенностью учащихся начальной школы является обостренная сензитивность к нравственно-психологическим нормам и правилам поведения, готовность к овладению способами общественных отношений. В начальной школе не занимаются развитием социального поведения, не предусмотрены специальные курсы для учащихся, что позволило обозначить проблему исследования: изучение психологических подходов о возможностях и путях социализации младших школьников в образовательном пространстве. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: "Социализация младших школьников в условиях современной школы".
Содержание

Введение Глава 1. Проблема социализации младших школьников в педагогической психологии 1.1 Специфика социализации и её виды 1.2 Особенности социализации младших школьников Глава 2. Практическое исследование особенности социализации младших школьников 2.1 Исследование особенностей социализации младших школьников 2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента Заключение Список использованной литературы Приложение А Приложение Б
Список литературы

1.Зинченко П.В. Психологический словарь. М.:Просвещение, – 440с. 2.Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Пед-ка Пресс. – 140с. 3.Фресс П., Пиаже Ж. Научение и память / Экспериментальная психология. М.: Прогресс, – 340с. 4. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2015. – 390с. 5. Снайдер Д. Практческая психология для подростков, или как найти свое место в жизни. – М., 155с. 6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. М.: Прогресс «Универс». – 480с. 7. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. М., 302с. 8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М– 183 с. 9. Волков А.Г. Социология семьи. М.– 398с. 10. Возрастная и педагогическая психология: Учеб пособие. / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение – 256с. 11. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. М., Академия – 320 с. 12. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. М. – 510 с. 13. Гендерный подход в школьной педагогике / под ред.Л. В. Штылевой. Мурманск: ОУ КРЦДО -40 – 47 с. 14. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ 15. Горянина В.А. Психология общения. М., Академия. 16. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга – 512с. 17. Кон И.С. Ребенок и общество. М.– 336с. 18. Клюева Н.В. Психолог и семья. Ярославль. 19. Краткий словарь по социологии. Под общей ред. Гришиани Д.М.– М. 20. Кулагина Н.Ю. Возрастная психология. – М– 464с. 21. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1 Специфика социализации и её виды Вопросы о социальном развитии личности, как правило, рассматриваются как проблема социализации. В настоящее время в теории и практике проблема социализации анализируется с разных точек зрения. Обширный теоретический материал по проблеме социализации накоплен в возрастной, педагогической и социальной психологии. В работах зарубежных и отечественных авторов предпринят детальный анализ и тщательная разработка вопросов, связанных с изучением социального развития детей. Социализация рассматривается в тесной связи с развитием и воспитанием. В психологической науке вопросы, касающиеся социализации, начинают подниматься в первой половине двадцатого века. В 1930-е годы понятие «социализация» уже активно использовалось в западной, особенно англоязычной, психолого-педагогической литературе. Интерес к проблеме социализации в нашей стране возник несколько позже. Проблема социализации прослеживается в монографиях И.С. Кона «Социология личности», Е.С.Кузьмина «Основы социальной психологии», статьях В.С.Мерлина «Становление индивидуальности и социализация индивида», Б.Г.Ананьева «О психологических эффектах социализации», социально-психологические аспекты были предметом исследования таких психологов, как А.А. Бодалев, В.В. Давыдов, ДИ. Фельдштейн, Я.Л. Коломинский и др. Позднее, проблеме социализации были посвящены самостоятельные разделы в учебных пособиях Г. М. Андреевой, А.В. Мудрика и др. В результате анализа различных словарных источников [1, с.221], посвященных категории «социализация», можно выделить наиболее существенные признаки: • социализация – исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс становления личности, включая самосознание и активную жизненную позицию (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.) • социализация – это процесс, результат усвоения и дальнейшее активное развитие индивидом социально-культурного опыта: знания норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, накопление навыков, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков и др.) • социализация — это передача осознанного опыта, обучение различным формам и способам деятельности, осуществляемое посредством воспитания и воздействия внешней среды (Б.П. Битинас, В.П. Зинченко, И.С. Кон и др.) • в процессе социализации индивид не просто усваивают социальные нормы и культурные ценности общества, но он изначально подразумевается субъектом собственного развития (Г.М. Андреева, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.). Интерес к процессу социализации отмечается в зарубежной и отечественной литературе и вызывает необходимость рассмотрения и уточнения данного понятия в рамках нашего диссертационного исследования у представителей различных психологических школ. В разных научных школах понятие социализации получило различную интерпретацию. Наиболее полное изложение по проблеме социализации представлено в «Книге по теории и исследованиям социализации» под редакцией Д.А. Гослина и в работе Э. Макнейла «Социализация человека». Введение термина «социализация» в психологическую науку многие исследователи приписывают Ф. Гиддингсу, который использовал его для описания процесса формирования характера человека. В дальнейшем по мере изучения данного вопроса процесс социализации стал подниматься многими исследователями как процесс поведения личности под требования и стандарты общества. Психоаналитический подход. Большой вклад в разработку проблемы социализации внес психоанализ, в русле которого социализация понимается как процесс приобретения контроля над инстинктивными побуждениями, которые являются по своей природе асоциальными. Сущность процесса социализации 3. Фрейд видит в интернализации общественных норм и правил поведения посредством формирования суперэго [2, с.56]. Первоначально суперэго отражает родительские ожидания относительно того, что представляет собой хорошее и плохое поведение, и каждый свой поступок ребенок учится соотносить с этими представлениями, чтобы заслужить одобрение или избежать наказания. По мере расширения социального мира ребенка суперэго увеличивается за счет интернализации норм и правил все новых и новых социальных групп. С течением времени предполагается, что родительский контроль заменится самоконтролем, однако подавление инстинктивного начала со стороны суперэго рождает с одной стороны, напряженность, а с другой, ориентирует личность не на принцип реальности, а на идеалистические цели. Когнитивный подход. Представители данного подхода обращали внимание на то, как ребенок познает устройство мира и организует в нем свое внутреннее пространство. Ж. Пиаже выделяет различные стадии в развитии личности, делая акцент на интеллектуальном развитии ребенка в зависимости от личного опыта и социального взаимодействия. Социализацией Ж. Пиаже называет социальные отношения между самими детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения принуждения). С его точки зрения, ребенок социален с самого рождения, но социализируется постепенно, по мере формирования соответствующего интеллектуального аппарата и моральных принципов [3, с. 121]. Опираясь на труды Ж.Пиаже, Л.Колберг разработал теорию нравственного становления и умственного развития. В серии исследований ученый ставил детей и подростков перед гипотетическими моральными дилеммами. На основе характера ответов детей им были выделены три уровня, включающие в себя шесть стадий нравственного развития. Л.Колберг полагал, что каждая последующая стадия основывается на предыдущей, преобразует ее и включает в себя, а также подготавливает новые подходы и критерии для выработки моральных суждений. Люди, согласно Л. Колбергу, проходят все эти стадии в одном и том же порядке [4, с. 89]. М. Снайдер, Р. Снайдер полагают, что становление морального сознания личности происходит по мере того, как понимание личностью собственной ценности усугубляется, компетенция в отношениях с другими увеличивается, понимание мира становится более интуитивным и происходит освобождение личности от контроля внешних событий и социального давления [5, с.43]. Основной задачей представители когнитивного подхода считали когнитивный контроль за социальным поведением. Бихевиористский подход. Проблеме социализации отводится большое место и в другом психологическом направлении, особенно распространенном в США, - в бихевноризме и, прежде всего, в теории социального научения, которая сформировалась на основе классического бихевиоризма Э. Торндайка и Д. Уотсона. Основные теоретические положения сформулированы в работах Э.Толмена «Целевое поведение у животных и человека», К. Халла «Принципы поведения», А. Бандуры «Социальное научение и развитие личности», Дж. Роттера «Социальное научение и клиническая психология». Данные теории представляют собой более широкий взгляд на проблему социализации. Представители теории поведения считают основным в процессе усвоения социального опыта расширение репертуара поведения, что достигается путем научения. В процессе социального научения общество предлагает определенные образцы поведения, из которых человек выбирает для себя наиболее подходящее, обретая при этом сою индивидуальность. Существуют разные концепции научения. Теория социального научения сохраняет общую для всего бихевиоризма научную и экспериментальную методологию, но в отличии от теории Скиннера, в которой внешняя среда выступает единственной движущей причиной поведения, теория социального научения А. Бандуры признает влияние личностных аспектов на поведение. В целом, для теории социального научения характерен интерес к ранним стадиям социализации, что во многом объясняет отсутствие четкого представления о социальных механизмах научения и социализации в целом, хотя большинство авторов подчеркивают важность социальных условий для формирования личности человека. В теории социального научения, помимо внутренних мотивационных коррелятов внешних подкреплений, особое значение придается когнитивным факторам в процессе социализации. Одним из первых психологов, которые придавали особое значение познавательным процессам как основной черте личности человека, был психолог Дж. Келли. Гуманистический подход. Этот подход предполагает самореализацию каждой личности и предусматривает спонтанность психического развития ребенка, обладающего внутренним источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Отношение и связь со значимым другим составляет необходимое условие личностного развития. Данные теории в нашем исследовании являются обоснованием концепции субъект-субъектного подхода в обучении и воспитании. А.Г.Маслоу считает, что для развития самоактуализированной личности необходимо формировать эмоционально-волевую сферу, навыки морального поведения, творческую активность. Гуманистический психолог К.Роджерс полагал, что личность и поведение являются функцией восприятия человеком его окружения. С точки зрения К.Роджерса [6, с.278], содержание Я-концепции в значительной степени является продуктом процесса социализации. Структура «Я» формируется в ходе взаимодействия с окружающими, и в частности, со значимыми другими. Развитие позитивного внимания обусловливает стремление ребенка действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках. К.Роджерс вводит термин «полно функционирующая личность», что может выступать синонимом оптимального психологического приспособления, психологической зрелости, полной конгруэнтности, открытости опыту [6, с.283]. Обобщая теории представителей гуманистической психологии, можно с уверенностью сказать, что в ряде случаев, не употребляя термин социализация, они объективно говорят о них и, что очень важно, связывают успешность жизнедеятельности человека с его отношениями и взаимодействием с внешним миром, т.е. рассматривают личность как субъект поведения и деятельности, со сложившимся комплексом индивидуально-значимых мотивов (личностно и социально направленных). Процесс социализации рассматривается и во многих социологических школах, в частности, в символическом интеракционизме Дж. Мида. В структуре личности Дж. Мид выделяет два взаимосвязанных элемента: творческий потенциал личности и ориентированный на прошлый опыт элемент личности. В своей теории Дж.Мид особое значение придает начальным этапам социализации, выделяя три основные стадии или формы интерсубъектной активности: язык (лингвистический акт), игра и коллективная игра. Исходя из этих стадий, Дж. Мид пытался решить проблему образования установок на «обобщенного другого» и передачи социально-культурного опыта. В процессе успешной социализации развивается самосознание индивида, элементом которого становится внутренний контроль, интернализованные нормы и требования общества. Рассмотрев концепции социализации личности в западных учениях, сошлемся на высказывание Т.Е. Конниковой о том, что «главным недостатком всех западных подходов является переоценка одного из механизмов превращения социального в психическое (когнитивного, поведенческого, социального и др.)» [7, с.43]. В основе же отечественных концепций личности лежит целостное развитие личности как субъекта деятельности, общения и самосознания. Первые редакции понятия «социализация» в рамках отечественной психолого-педагогической школы указывали, прежде всего, на тот факт, что это процесс усвоения социальных норм и ценностей, процесс вхождения в социальную среду. И.С.Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность» [8, с.112]. В процессе социализации человек «присваивает» те знания, понятия, способы действия с объектами внешнего мира, которые составляют содержание социального опыта человечества. Таким образом, процесс социализации непосредственно связывается и с формированием у индивида опыта репродуктивной деятельности. Значительно позднее в определение понятия «социализация» были внесены существенные поправки, указывающие на то обстоятельство, что нельзя этот процесс рассматривать односторонне, только как усвоение индивидом социальных норм и ценностей; социализация должна рассматриваться как процесс, включающий активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Так, Г.М. Андреева дает следующее определение: «Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [9, с.36]. Именно на эти две стороны процесса социализации обращали и обращают внимание многие авторы. Это означает, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Таким образом, в процессе социализации индивид включается в активную деятельность по усвоению социального опыта и превращению его в собственное достояние. При таком понимании социализации человек является одновременно объектом и субъектом социальных отношении: как объект он испытывает воздействие социальной среды, а как субъект изменяет ее. Глубоко и полно исследование процесса социализации представлено в трудах А.Н. Леонтьева, который следующим образом описывает вхождение индивида в мир человеческой культуры: «...Общественно-исторический опыт человечества накапливается в форме явлений внешнего, объективного мира, окружающего человека. В чем, однако, состоит сам процесс усвоения этого мира, процесс, который является одновременно процессом формирования у людей специфических человеческих способностей? Прежде всего - это активный со стороны человека процесс. Чтобы овладеть теми предметами или явлениями, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним такую деятельность, которая как бы воспроизводит в себе существенные черты деятельности. Главная особенность рассматриваемого процесса усвоения, «присвоения» или овладения состоит в том, что создает у человека новые способности, новые психические функции. Этим он и отличается от процесса научения животных» [10, с.98]. Таким образом, автор со всей очевидностью ставит вопрос о том, что функции репродуктивного типа деятельности выходят далеко за границы простого приспособленческого поведения, а сам процесс активного воспроизведения индивидом свойств предметов и явлений человеческого мира является главным условием возникновения у него человеческих способностей. Далее А.Н. Леонтьев высказывает еще одно существенное положение о том, что достижения исторического развития человеческих способностей не просто даны человеку, а лишь заданы. Чтобы овладеть этими достижениями, чтобы сделать их своими способностями, ребенок должен вступать в отношение с окружающего мира через других людей, т. е. в процесс общения. Таким образом, мы можем отметить, что одна из важных задач образования заключается в том, чтобы помочь растущей личности осуществить сознательный выбор общественных ценностей и сформировать на их основе устойчивую систему индивидуальных смыслов, которая не противоречит социально одобряемым нормам поведения. Процесс социализации, тем самым, предстает перед нами как индивидуальный творческий процесс включения личности в социальные отношения. В социализации выделяют несколько параметров: интеллектуальный, когнитивный, поведенческий, социальный, эмоциональный, экспрессивный. В процессе социализации формируется самосознание человека, его образ «Я», включающий в себя интересы, потребности, знания, навыки, установки, привычки. В процессе социализации ребенок «присваивает» тс знания, понятия, способы действия с объектами внешнего мира, которые составляют содержание социального опыта человечества. Следовательно, в процессе социализации должен присутствовать и опыт репродуктивной деятельности. Рассматривая процесс социализации с двух сторон: социальной адаптации и интериоризации норм и правил, подчеркивая тем самым индивидуальность и активность этого процесса, Г.М. Андреева, И.С. Кон, А.А. Налчаждян, отмечали, что формирование человека как представителя данной группы, то есть носителя ее ценностей, норм, установок и т.п.‚ предполагает выработку у него необходимых для этого свойств и способностей [11, с.75]. Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играет его окружение, - агенты социализации, институты социализации. Говоря о социальных институтах — школе, семье, общественных организациях, отмечаем, что взрослые (и родители, и учителя) мало способствуют процессу социализации учащихся. Их позиция зачастую — не помощь ребенку в самостоятельном активном освоении мира, а управление его действиями. В начальной школе целенаправленно не занимаются развитием социального поведения, не предусмотрены специальные курсы. Психологами практически всех направлений признается решающая роль родителей в формировании личности ребенка. Исследование родительского отношения (Е.О. Смирнова, МВ. Соколова, Т.А. Кошкарова) показало, что соотношение различных начал (личностного и предметного) в родительском отношении закономерно меняется с возрастом ребенка, при этом менее всего личностное начало выражено в младшем школьном возрасте. Именно на этом возрастном этапе на первый план выходит успешность ребенка в учебном процессе, что способствует напряженность в родительско-детских отношениях. Источником проблем в отношениях родителей и детей является доминирование предметного начала, которое препятствует реальному восприятию состояния ребенка, безусловному принятию и оказанию эмоциональной поддержки, ориентации на его индивидуальность. Обобщая имеющиеся точки зрения, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе социального развития личности на различных возрастных этапах. К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: • Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей, воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. • Подражание — сознательное или бессознательное ` следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение индивидом опыта других людей в различных проявлениях. • Внушение — неосознанное воспроизводство человеком внутреннего опыта других людей, в основном тех, с кем он общается. • Идентификация — усвоение человеком в процессе общения различных норм поведения и его форм, свойственных социальному окружению человека, в частности родителям, сверстникам и др. • Социальная фасилитация (облегчение) — деятельность других людей, которая стимулирует деятельность индивида, облегчая ему процесс разрешения проблем, стоящих перед ним. • Социальная ингибиция (торможение) — выражается в более скованном поведении, вызывает у индивида чувство тревожности и объективно мешает приобретению нового опыта. • Конформность — поведение человека, при котором он, расходясь во мнениях с окружающими людьми, тем не менее, внешне соглашается с ними. • Следование нормам — зная о существующих нормах, человек выстраивает свое поведение в соответствии с этими нормами. • Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им реальности, своего места в этой реальности и самого себя. А.В. Мудрик [12, с.63] выделяет три группы задач социализации, решаемые человеком на каждом возрастном этапе. Естественно-культурные задачи связаны с достижением определенного уровня физического и сексуального развития (усвоить элементы этикета, соответствовать полоролевому поведению, вести здоровый образ жизни, адекватный возрасту и др.) Социально-культурные задачи охватывают морально-нравственную, ценностно-смысловую и познавательную сферы личности. Социально-психологические задачи предполагают становление самосознания, самореализацию, самоопределение личности. Решение задач всех трех групп является объективной необходимостью для становления личности. К пониманию сущности результата социализации на сегодняшний день нет унифицированного подхода. Так, И.В. Андреенкова социализированность человека определяла по устойчивости и стройности приобретенной системы взглядов, умению владеть собой, чувствовать окружающую обстановку, достижению определенного статуса. Ю.Р. Хайруллина рассматривает в качестве показателей социальности степень совпадения социальных и личностных ценностных установок в различных сферах жизни; комплексность статусного набора и реализация соответствующих ролей. Указываются также приобретение людьми набора социальных качеств, богатство которых зависит от широты общественных связей и отношений (Х.Ф.Сабиров); степень идентификации личности как результат усвоения, определенного набора ценностей, степень удовлетворенности различными сторонами жизни. Шилов И.Ю. предложил структуру общей социализации (Приложение 1). 1.2. Особенности социализации младших школьников. Реальная жизнь детей не складывается механически из отдельных видов деятельности, а образует их системы, различные на разных возрастных ступенях. Каждая из них отличается определенным составом разнохарактерных видов деятельности, наличием особой ведущей деятельности, детерминирующей направленность личностного развития. Одной из важнейших задач Д.Б. Эльконин полагал выявление сензитивных возможностей психического развития в каждый возрастной период. В присвоении общественной сущности человека заключается главный смысл социального развития ребенка — от самопринятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, интериоризации социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя активным членом общества, понимания своего места и назначения в нем. К 7 годам у детей проявляется способность ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиций, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Следующий период становления личности связан с осознанием своего места в системе общественных отношений, появлением у ребенка в 6-9 лет начал творческого отношения к действительности. Происходит формирование произвольности психических процессов, внутреннего плана действий, рефлексии собственного поведения, что обеспечивает к 9 годам развитие потребности ребенка в получении признания других людей, требуя развертывания взаимоотношений с ними, новой социально значимой деятельности [13, с.86]. Между 10 и 11 годами начинается новый уровень социального развития, фиксируемый в позиции «я и общество», когда ребенок пытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место. Психическое развитие ребенка есть процесс развития у него способностей посредством овладения общественно-культурных ценностей. Движущей силой развития является отношение между личностью и ее социальной средой, обозначенные Л.С. Выготским как социальная ситуация развития личности — особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно новые психологические образования, возникающие к концу каждого периода. В результате чего происходит смена социальной позиции, формируется отношение к себе как к члену общества. Социальная ориентация приводит, в свою очередь, к формированию социальных установок, осознанию себя частью социальной общности, выбору своего будущего социального положения и способов его достижения. Для реализации потребности в активной социальной позиции ребенку нужна деятельность, получающая признания других людей, деятельность, которая может придать ему значимость как члену общества. Общественно полезная деятельность является для младшего школьника той сферой, где он может реализовать свои возрастающие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворять потребность в признании со стороны взрослых, а в дальнейшем сверстников, реализовывать свою индивидуальность. Изучение закономерностей социального развития детей, условий становления их зрелости позволили Д.И.Фельдитейну выделить два основных типа позиций ребенка по отношению к обществу [14, с.135]. Эти позиции были обозначены автором как позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Первая позиция связана с осознанием своего Я и своих возможностей и осуществляется в контексте освоения социальных способов; вторая позиция — с осознанием себя субъектом общественных отношений и обусловлена актуализацией деятельности, направленной на усвоение норм человеческих взаимоотношений. Чередование этих двух позиций и определяет процессы социализации-индивидуализации.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg